Стратегии понимания здоровья студентами гуманитарного ВУЗа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Зайцев А. Г., Ткачук В. А. Стратегии понимания здоровья студентами гуманитарного ВУЗа // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 969-971. — URL https://moluch.ru/archive/63/9821/ (дата обращения: 21.08.2018).

Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «здоровье». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал наличие у студентов рационального (адаптивного) подхода к жизнедеятельности, в том числе сдержанного отношения к собственной психической жизни, как основы здоровья.

Ключевые слова: здоровье, студенты, образовательная деятельность, опрос, высшее учебное заведение.

Отношение человека к здоровью и болезни, когнитивные, нравственные и мотивационные компоненты этого отношения имеют большое значение для первичной профилактики заболеваний. С этой точки зрения представляется интересным сравнительный анализ понимания здоровья разными группами студентов гуманитарного вуза. Для этого использовался метод контент-анализа. Испытуемым было предложено в произвольной форме письменно ответить на вопрос: чем отличается здоровый человек от больного? [5; 7; 10]

Предварительно исходная группа студентов (79 человек) была разделена по критерию внутриличностной диссоциации ценностно-смысловой сферы на две подгруппы: «относительного психологического комфорта» (50 человек) и «невротического конфликта» (29 человек).

В первой группе «относительного психологического комфорта» выделилось пять значимых факторов или стратегий понимания сущности здоровья.

Первый фактор можно интерпретировать следующим образом: уверенный в себе человек (уверенность — важный психологический аспект здоровья) отличается коммуникабельностью; это делает его социально активным и успешным, что в свою очередь обеспечивает главное — создание благополучной семьи и рождение здорового потомства [3; 8; 12].

Во втором факторе нашли отражение основные компоненты здоровья: соматический компонент (как хорошее самочувствие), психологический компонент (как способность к психическому равновесию), социально-нравственный компонент (в форме готовности следовать общепринятым моральным правилам) [1; 9; 14].

Третий фактор можно интерпретировать следующим образом: здоровье — это состояние, обеспеченное здоровым (без вредных привычек) поведением, субъективно проявляющееся в ощущении удовольствия от жизни [2; 6; 10].

Четвертая стратегия понимания отражает широко распространенный в обыденном сознании современных людей стереотип о том, что в здоровом теле — здоровый дух [4; 11; 13].

Наконец, пятую стратегию можно охарактеризовать так: здоровье — это социально-психическая активность, обеспечивающая общий жизненный тонус человека, в том числе благоприятный психологический фон различных видов его деятельности [9; 15].

В результате факторизации данных контент-анализа записок о сущности здоровья студентов группы «невротического конфликта»вскрылось четыре фактора. Первый фактор близок по содержанию третьему фактору, обнаруженному у студентов первой группе. Отличие состоит в том, что в данном случае соблюдение правил здоровой (без вредных привычек) жизни (как основы здоровья) связано с соблюдением моральных нормативов (по мнению же студентов первой группы соблюдение правил здорового образа жизни должно обеспечивать удовольствие от самой жизни). Другими словами, в одном случае мы имеем дело только с внешней «процессуальной» стороной здоровья (соблюдать общие нормативы и требования устава, чтобы сохранить здоровье), в другом случае — с позитивным ощущением здоровья через саму жизнь. Вторую стратегию можно определить следующим образом: здоровье — это высокий жизненный тонус, важнейшими компонентами которого являются бодрость (физическая основа настроения) и умственная работоспособность. Третий фактор включил в себя такие представления о здоровье как здравомыслие и уравновешенность. Следовательно, можно говорить о наличие у студентов рационального (адаптивного) подхода к жизнедеятельности, в том числе сдержанного отношения к собственной психической жизни (как основы здоровья). В основу четвертого фактора легли следующее суждения о здоровье: хорошее физическое развитие и пригодность к общественной жизни. В этой связи интересно отметить, что в первой группе студентов приспособленность к социальным условиям связана с психологическими факторами (коммуникабельностью и позитивным настроением). Здесь же пригодность к социальной жизни зависит в основном от физического развития человека. Такое понимание, судя по всему, формируется у студентов под влиянием собственного опыта, где их социальное благополучие (отношение к ним других людей) в значительной степени зависит от их физических способностей.

Таким образом, нетрудно заметить, что в группе студентов «относительного психологического комфорта» проявились достаточно «здравые» стратегии понимания сущности здоровья человека. В них нашли отражение различные аспекты человеческого здоровья (психические, соматические, нравственно-социальные). В то же время важно отметить, что каждая из вскрытых стратегий несет в себе достаточно узкий (неполный) подход к здоровью. Главный же недостаток вскрытых стратегий состоит в том, что в них не проявилось конструктивное педагогическое начало — важность воспитания в человеке мотивации здорового образа жизни [8; 14].

В то же время, спектр утверждений о сущности здоровья, типичных для второй группы является достаточно узким, неполным, заметно менее конструктивным (по сравнению с данными студентов первой группы). Здесь также не проявилось выраженного педагогического подхода к здоровью человека, хотя в большинстве суждений студентов, судя по всему, нашли отражение их собственные индивидуальные проблемы, связанные с новым этапом их жизни. Можно также заключить, что именно «экстремальная» для них ситуация заставила их задуматься о собственном здоровье (ранее такой мотивации у них сформировано не было).

Литература:

1.                  Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.

2.                  Буйнов, Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.

3.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010

4.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010

5.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010

6.                  Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

7.                  Сорокина, Л. А. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.

8.                  Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

9.                  Сорокина, Л. А. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака // Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. с. 456.

10.              Сорокина, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

11.              Сорокина, Л.А.. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

12.              Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.

13.              Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.

14.              Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша,. 2009. с. 120–123.

15.              Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, группа студентов, основа здоровья, здоровый образ жизни, здоровье человека, гуманитарный вуз, сдержанное отношение, соблюдение правил, собственная психическая жизнь, стратегия понимания.


Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза.

Метод контент-анализа в изучении понимания сущности...

здоровый образ жизни, гуманитарный вуз, здоровье человека.

Образ жизни и представление о здоровье студентов младших...

Здоровый образ жизни является неотъемлемой чертой человеческой цивилизации. Ведь он помогает человеку учиться, работать, совершенствовать мир вокруг себя; отдыхать и укреплять, восстанавливать и оздоравливать свой организм...

Научные основы здорового образа жизни | Статья в журнале...

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных...

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов...

—Как Вы оцениваете свое здоровье? Какова масса тела на сегодняшний день? —Какие показатели здорового образа жизни Вы считате наиболее важными?

Среди студентов 2–3 курса Каз НПУ им. Абая нет полного понимания термина «здоровый образ жизни».

Факторы, формирующие здоровье студентов медицинского вуза

Образ жизни человека, его санитарная грамотность, умение управлять собой, своим телом и в конечном итоге — своим здоровьем, являются важнейшим условием сохранения здоровья, физической и психической активности, увеличения продолжительности жизни.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика.

‒ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами.

По логике рассуждений, медицина должны содержать в своих знаниях наиболее полное понимание здоровья человека.

Синергетический подход как основа реализации программ по...

Здоровье студентов медицинского вуза сегодня — здоровье профессионалов медицинских дисциплин завтра.

Исследование вопроса понимания опасности и последствий для своего здоровья от потребления ПАВ, показало, что студенты чаще всего давали ответы...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза.

Метод контент-анализа в изучении понимания сущности...

здоровый образ жизни, гуманитарный вуз, здоровье человека.

Образ жизни и представление о здоровье студентов младших...

Здоровый образ жизни является неотъемлемой чертой человеческой цивилизации. Ведь он помогает человеку учиться, работать, совершенствовать мир вокруг себя; отдыхать и укреплять, восстанавливать и оздоравливать свой организм...

Научные основы здорового образа жизни | Статья в журнале...

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных...

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов...

—Как Вы оцениваете свое здоровье? Какова масса тела на сегодняшний день? —Какие показатели здорового образа жизни Вы считате наиболее важными?

Среди студентов 2–3 курса Каз НПУ им. Абая нет полного понимания термина «здоровый образ жизни».

Факторы, формирующие здоровье студентов медицинского вуза

Образ жизни человека, его санитарная грамотность, умение управлять собой, своим телом и в конечном итоге — своим здоровьем, являются важнейшим условием сохранения здоровья, физической и психической активности, увеличения продолжительности жизни.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика.

‒ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами.

По логике рассуждений, медицина должны содержать в своих знаниях наиболее полное понимание здоровья человека.

Синергетический подход как основа реализации программ по...

Здоровье студентов медицинского вуза сегодня — здоровье профессионалов медицинских дисциплин завтра.

Исследование вопроса понимания опасности и последствий для своего здоровья от потребления ПАВ, показало, что студенты чаще всего давали ответы...

Задать вопрос