Формирование компетентности педагога в области здоровьесбережения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 06.03.2014

Статья просмотрена: 877 раз

Библиографическое описание:

Сопко, Г. И. Формирование компетентности педагога в области здоровьесбережения / Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1105-1107. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9679/ (дата обращения: 20.04.2024).

Модель здоровья, предложенная в середине двадцатого столетия — здоровье есть состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или телесного недостатка (ВОЗ), впервые включила в себя кроме биологической (соматической) составляющей, еще и психологическую. Тем самым был сделан важный шаг в преодолении здоровьеориентированного воспитания по частям.

Процесс совершенствования науки о здоровье в последующем имел несколько направлений. Это прежде всего распространение сферы здоровьесбережения из компетенции только медицинской науки и практики в область педагогики, поскольку в силу профессиональной специфики образовательная среда на разных уровнях от дошкольного, школьного до высшего, охватывает практически все подрастающее поколение [10, 13,16].

Понятно, что без становления у современного педагога компетентности здоровьесбережения невозможно позитивное воздействие на здоровье обучаемых и здоровье самого педагогического состава, а также воспитание у молодежи идеологии креативной валеологии — самовоспитания личности человека по принципу — сотвори себя сам [5,18, 20].

В образовательных стандартах третьего поколения предусматривается формирование компетентности здоровьесбережения у студентов педагогических вузов на трех уровнях: общекультурном, общепрофессиональном и профессиональном [14]. Характер здоровьесберегающих технологий при интегрированном подходе открывает многогранные возможности создания принципиально новой модели формирования компетентности здоровьесбережения у бакалавров педагогики, основывающейся на новой образовательной парадигме и приводящей систему их подготовки в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к педагогическому образованию [3, 17, 19, 23, 24].

Анализируя палитру современного понятия здоровье можно актуализировать такую его характеристику как внутреннюю активность, противостoяние внешним факторам, способность к активной жизни. Отсюда здоровье можно рассматривать как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию [22]. Здоровым, наряду с эти допустимо признавать человека, гармонично включенного в социальное окружение, адекватно существующего, действующего и полноценно реализующегося в нем. Готовность и способность человека лично отвечать как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, следует считать главным результатом образования в современном обществе [11, 21]. Социальная ценность здоровья, ответственность личности за собственное здоровье перед социумом и социума перед человеком заложено в основу формирования компетентности здоровьесбережения [1].

Под компетентностью здоровьесбережения подразумевается: а) целенаправленная готовность к формированию здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, приумножение знаний о здоровьесбережении, целенаправленность на двигательную активность (осознанные занятия физической культурой и спортом), способность к самосохранению физического и психического здоровья; б) понимание факторов и условий, влияющих на здоровье, обладание знаниями об особенностях собственного организма, закономерностях организации режима дня и гигиенической организации труда, знание основ валеологии относительно профилактики заболеваемости, травматизма, вредных воздействий среды, знание диагностических особенностей личностного здоровья, основ сексологии и репродукции, понятий о профессиональной пригодности, самореализации, профессиональной ориентации с позиции здоровья; в) практическое соблюдение режимных моментов труда и отдыха, гигиенических норм; способность оказания первой помощи, ухода за больными, выполнения профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий по здоровьесбережению, владение конкретными физическими упражнениями и способами закаливания [9,12, 15]; г) отношение к личному здоровью как к величайшей ценности, осознание особенностей влияния социальных отношений на физическое и психическое здоровье, позитивное отношение к жизнедеятельности, к себе, гармоничное существование с окружающей действительность; д) умение диагностировать состояние собственного здоровья, осознанное обращение к врачу, контроль своего психо-функционального состояния в экстремальных ситуациях [4, 6, 8].

Формирование компетентности здоровьесбережения в педагогическом вузе целесообразно представить четырьмя этапами:

Первый этап «организационный» — включает в себя анализ учебных планов и программ стандартов по дисциплинам здоровьеформирующего цикла; обеспечение учебного процесса диагностическими материалами в виде тестов, анкет и т. п.; создание базы литературных источников, тем рефератов для самостоятельной работы, образцов портфолио.

Второй этап «диагностический» — предполагает первичное анкетирование студентов с целью выявления уровня интереса к изучению дисциплин здоровьеформирующего цикла, оценку первоначального уровня подготовленности посредством выполнения тестовых заданий с целью определения базовых знаний и умений

Третий этап «просветительный». В нем студентам предстоит усвоить знания о здоровьесбережении, ознакомиться с понятиями учебных дисциплин, овладеть навыками на лабораторных и практических занятиях, с целью выработки умений самостоятельной работы (написание рефератов, создание презентаций), подготовить публичные выступления с презентациями на семинарах, круглых столах, конференциях [7].

Четвертый этап «итоговый». На данном этапе оцениваются результаты образования, т. е. основные показатели сформированности компетентности здоровьесбережения, посредством теста по каждой из тем изучаемых дисциплин; защите рефератов, излагающих знания по здоровьесбережению; написание отчетов по педагогической практике, при прохождении которой демонстрировалось применение полученных знаний на практике.

В настоящее время форма оценки компетентности здоровьесбережения находится в стадии становления с перспективой конкретизации и оптимизации, хотя можно высказать предположение, что рейтинговая система оценки контроля знаний займет достойное место в системе высшего педагогического образования в здоровьеформирующей области, так как сама по себе предполагает здоровьесберегающую функцию [2].

Литература:

  1. Михайлов Л. А., Корчагина Г. А., Сопко Г. И., Шатровой О. В., Скворцова Н. Н./ Роль образовательного процесса в формировании здорового образа жизни/ В сборнике: Здоровье детей как ценность культуры материалы Х Международной конференции. главный редактор: К. В. Султанов. 2003. С. 274–277.
  2. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. «Значение формирования здоровьесберегающих компетенций педагога»// Школа будущего. № 2. — 2013. — С. 138–142.
  3. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении. Молодой ученый. 2013. № 2. С.484–486.
  4. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. Формирование здоровьесберегающей компетентности у студентов педагогического вуза//Педагогика и современность. — 2014.- № 1.
  5. Пазыркина М. В., Сопко Г. И., Журина Т. Г./ Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога //Молодой ученый. 2012. № 3. С. 380–382.
  6. Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П./ О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета //Молодой ученый. 2013. № 6. С. 730–732.
  7. Соломин В. П., Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И./ Значение валеологии как учебной дисциплины в педагогическом университете// В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. редкол.: В. В. Латюшин, гл. ред. и др.. 2005. С. 31–33.
  8. Соломин В. П., Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И./ Профилактика инфекционных болезней в образовательной программе педагогического вуза. В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. редкол.: В. В. Латюшин, гл. ред. и др.. 2005. С. 51.
  9. Соломин В. П., Корчагина Г. А.. Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И. Профилактика инфекционных болезней в образовательной программе педагогического вуза. В сб. Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской н/практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. 2005. С. 51.
  10. Соломин В. П.. Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И. /Значение валеологии как учебной дисциплины в педагогическом университете// В сб.: Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. 2005. — С.31–33
  11. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений // Молодой ученый.- 2012. — № 6.- С. 417–420.
  12. Сопко Г. И. Клинические проявления наркозависимости. Профилактическая и клиническая медицина. 2011. — № 3. — С. 485–486.
  13. Сопко Г. И. Образ жизни и здоровье. //Основы валеологии: уч. пособие. — СПб:. Изд. РГПУ им. А. И. Герцена. 1999. -С. 51–56.
  14. Сопко Г. И. Предисловие /В сб. развитие системы уровневой подготовки специалистов бж, материалы ХП всероссийской н/практической конференции// СПб.: из-во РГПУ им А. И. Герцена, 2008. С.5.
  15. Сопко Г. И., Скворцова Н. Н., Платонов Д. В./ «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». Здоровье детей как ценность культуры//Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16–18 апреля 2003. СПб. РГПУ им. А. И. Герцена. С. 313–315.
  16. Сопко Г. И., Бахтин Ю. К., Пазыркина М. В./ Значение формирования культуры здоровья в педагогическом университете.//Приволжский научный вестник. № 1 (29).- 2014. — С. 99–102.
  17. Сопко Г. И., Михайлов Л. А., Варшамов Ю. Л. /Экологическая безопасность как интерактивная дисциплина// В сборнике: Экология. Безопасность жизнедеятельности. Валеология. Соломин В. П. сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2000. С. 156–157.
  18. Сопко Г. И., Михайлов Л. Г., Варшамов Ю. Л. Экологическая безопасность как интегративная дисциплина. В сб. Экология. Безопасность жизнедеятельности. Валеология. Соломин В. п. Сборник научных трудов. Спб, 200.С. 156–157.
  19. Сопко Г. И., Пазыркина М..В., Журина Т. Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога/Молодой ученый. 2014. № 1. С. 380–382.
  20. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Культура здоровья — важнейший компонент народного образования//Здоровьесберегающее образование 2013. № 1. - С. 88–94.
  21. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья/ Начальная школа плюс До и После. 2012. № 7.С.9–12.
  22. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья в педагогическом образовании//«Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». — 2014. — № 1.
  23. Станкевич П. В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования//Наука и школа, 2009. -№ 1.- С. 3–5.
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
  25. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788–1.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, самостоятельная работа, формирование компетентности, этап.


Похожие статьи

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы). Механизм формирования и этапы реализации компетенций специалистов в области фармации.

Самостоятельная работа как средство формирования...

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях...

Самостоятельная работа как средство развития личности

Она представлена в упрощенном виде, где за каждый этап по выполнению самостоятельных работ студенты зарабатывают

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы).

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных...

Как правило, в школе уделяется внимание работе над третьим этапом моделирования. Непонимание учителем важности и

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы).

Самостоятельная работа как средство формирования...

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, профессиональная компетентность, кейс-технология. В настоящее время одной из важных задач педагогического колледжа является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Роль внеаудиторной самостоятельной работы в формировании...

Планируемые результаты обучения физике (знать, уметь, владеть) характеризуют этапы формирования компетенций

Роль самостоятельной работы в формировании межкультурной компетентности студента неязыкового ВУЗа.

Внедрение педагогических условий формирования предметных...

Формирование предметных компетенций учащихся происходило в процессе самостоятельной подготовки; организованной учебной деятельности; целенаправленного включения в работу и

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы.

Формирование социальной компетентности посредством...

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по

− разрешаем критические ситуации, самостоятельно решаем наши проблемы, спрашиваем

Собственно групповая работа — это второй этап групповой учебной работы, состоящий из...

Компетентность в области здоровьесбережения...

Внедрить в практику работы школы Программу школы по здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе «Здоровье — основа развития личности».

Формирование компетентности педагога в области здоровьесбережения.

Похожие статьи

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы). Механизм формирования и этапы реализации компетенций специалистов в области фармации.

Самостоятельная работа как средство формирования...

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях...

Самостоятельная работа как средство развития личности

Она представлена в упрощенном виде, где за каждый этап по выполнению самостоятельных работ студенты зарабатывают

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы).

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных...

Как правило, в школе уделяется внимание работе над третьим этапом моделирования. Непонимание учителем важности и

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы).

Самостоятельная работа как средство формирования...

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, профессиональная компетентность, кейс-технология. В настоящее время одной из важных задач педагогического колледжа является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Роль внеаудиторной самостоятельной работы в формировании...

Планируемые результаты обучения физике (знать, уметь, владеть) характеризуют этапы формирования компетенций

Роль самостоятельной работы в формировании межкультурной компетентности студента неязыкового ВУЗа.

Внедрение педагогических условий формирования предметных...

Формирование предметных компетенций учащихся происходило в процессе самостоятельной подготовки; организованной учебной деятельности; целенаправленного включения в работу и

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы.

Формирование социальной компетентности посредством...

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по

− разрешаем критические ситуации, самостоятельно решаем наши проблемы, спрашиваем

Собственно групповая работа — это второй этап групповой учебной работы, состоящий из...

Компетентность в области здоровьесбережения...

Внедрить в практику работы школы Программу школы по здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе «Здоровье — основа развития личности».

Формирование компетентности педагога в области здоровьесбережения.

Задать вопрос