Библиографическое описание:

Савенков Л. Д. Особенности построения системы внутреннего контроля экономических субъектов с учетом TQM // Молодой ученый. — 2014. — №4.2. — С. 105-108.

Раскрывается роль внедрения систем внутреннего контроля (СВК) в деятельность экономических субъектов. Особое внимание уделено особенности построения системы внутреннего контроля с учетом системы менеджмента качества.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, система менеджмента качества, эффективность, конкурентоспособность, интеграция.

В настоящее время, особое внимание в сфере деятельности экономических субъектов, уделяется системам внутреннего контроля. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" всем экономическим субъектам предписывается осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни, а организациям, подпадающим под обязательный аудит, - еще и внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности. Исключение - если обязанность ведения бухгалтерского учета возложена на руководителя фирмы.

Среди тезисов, хоть и несущих смысловую нагрузку, но совсем не новых можно привести такие: "для целей противодействия злоупотреблениям и мошенничеству наиболее эффективными процедурами ... являются санкционирование (авторизация) хозяйственных операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, физический контроль" и "такая процедура внутреннего контроля, как санкционирование (авторизация) платежей может осуществляться руководителями разного уровня в зависимости от суммы платежа".

При документировании внутреннего контроля, как показывают проведенные исследования, необходимо произвести описание контрольной среды применительно к бухгалтерскому учету, которое может содержаться в положении о бухгалтерской службе, учетной политике, требованиях к квалификации бухгалтеров и других документах, устанавливающих "требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала экономического субъекта и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета". Кроме того, должно присутствовать описание бизнес-процессов и описание рисков, включая те, на минимизацию которых может быть направлен внутренний контроль.

Внедрение систем ориентированных на повышение «качества» способствует минимизации рисков, которым подвержена СВК. В свою очередь под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящиеся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Система внутреннего контроля представляет собой процесс, по средствам которого целенаправленное достижение целей включает в себя следующие категории:

- эффективность и результативность деятельности;

- достоверность финансовой отчетности;

- соответствие стандартам и законодательству.[9]

Системе внутреннего контроля приписываются четыре принципа действия:

Превентивность. Контроль приводит к предотвращению определенных ошибок, например, с помощью более тщательной работы сотрудников предприятия.

Дисфункциональность. Контроль также может негативно воздействовать на количество ошибок, если он оказывается чрезмерным, тем самым, действуя демотивируя.

Коррективность. Когда с помощью контроля найденные ошибки могут быть исправлены.

Надежность. Контроль рабочих процессов может приводить к надежности, когда работник может обеспечивать планомерное выполнение процессов.[7]

Разделение деятельности предприятия на составные части различных бизнес-процессов и дальнейшая интеграция системы внутреннего контроля и систем управления качеством, ориентированных под каждый конкретный бизнес-процесс способствует увеличению конкурентных преимуществ предприятия.

Бизнес-процесс представляет собой временную и логическую связь отдельных видов деятельности с различными поступающими и исходящими величинами. Процессы описываются различной внутренней документацией: методическими инструкциями и инструкциями по эксплуатации. Методические инструкции описывают логически связанные действия и определяет исполнителей, а инструкции по эксплуатации объясняют как конкретно данное действие должно быть исполнено.[6]

Конкурентные преимущества предприятия могут быть классифицированы по следующим признакам:

- по степени их устойчивости (с низкой, средней и высокими степенями устойчивости);

- по возможности использования или времени достижения (реальные и потенциальные конкурентные преимущества);

- по сфере конкуренции или масштабу деятельности предприятия (локальные, национальные, глобальные конкурентные преимущества).[2]

Контроль как функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы. При помощи контроля производится оценка степени достижения целей и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, позволяет выдерживать нужное на правление деятельности и своевременно корректировать неверные решения.[3]

Начальным звеном в построении любой концепции является выбор и сущностное наполнение методологических принципов и методических правил.[4] Принципы поддерживают существованию системы внутреннего контроля. Профессор Института экономики HWZЦуриха Т. Раутенштраух выделяет четыре основных принципа, характеризующие систему внутреннего контроля:

1.внутренний контроль следует понимать как процесс интегрированный в предпринимательскую деятельность, поэтому его нельзя воспринимать отдельно от всех процессов предприятия.

2.внутренний контроль не является самоцелью, а лишь способствует достижению корпоративных целей.

3.внутренний контроль не должен ограничиваться наличием корпоративных принципов, стандартами и определенной документацией, а должен распространяться на всю деятельность организации.

4. система внутреннего контроля не является гарантией полного отсутствия ошибок и рисков в компании, но она помогает предотвратить или обойти их. Даже если возможна почти абсолютная уверенность в отсутствии ошибок и рисков, то стоимость такой системы внутреннего контроля будет значительно превышать выгоды, получаемые от ее использования.[4]

Зарубежный опыт внедрения и применения различных моделей улучшения качества показывает, что интегрированную систему управления предприятием целесообразно выстраивать и совершенствовать, прежде всего, на принципах «Всеобщего Менеджмента Качества» (TQM - TotalQualityManagement) и «Бережливого Производства и Мышления» (LTM - LeanThinkingandManufacturing), комплексной безопасности, потому что, остальные подходы можно рассматривать как частные случаи на фоне вышеуказанных.

Достоинства идей TQM состоят в том, что согласно им в основе менеджмента должны находиться не машины, а люди и бизнес - процессы, включая процессы взаимоотношений поставщиков и потребителей. Наиболее значительным достижением TQM является осознание бизнеса как процесса достижения справедливо сбалансированных целей и интересов всех заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, инвесторов, менеджеров, сотрудников, потребителей, поставщиков и общества).

Единая система управления качеством включает в себя различные функции:

- стратегического, тактического и оперативного управления;

- принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные функции;

- специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;

- управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Функции единой системы управления качеством можно подразделить, исходя из распространения и глубины воздействия на стратегические и тактические.

Стратегические функции:

- прогнозирование и анализ базовых показателей качества;

- определение направлений проектных и конструкторских работ;

- анализ достигнутых результатов качества производства;

- анализ информации о рекламациях;

- анализ информации о потребительском спросе.

В свою очередь методологию стратегического управления необходимо рассматривать в качестве взаимодействия двух взаимодополняющих подсистем:

1.       управление стратегическими возможностями, включающие анализ и выбор стратегической позиции, или «запланированная стратегия»;

2.       оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее предприятиям реагировать на неожиданные изменения или «реализуемая стратегия».

Тактические:

- правление сферой производства;

- поддержание на уровне заданных показателей качества;

- взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

Предлагаемые интегрированной системой управления предприятием TQM подсистемы управления также применимы интегрированной СВК:

- общеадминистративное управление качеством, затратами, окружающей средой и безопасностью предприятия

- управление качеством, затратами, окружающей средой и безопасностью производства конкретных видов продукции

- стратегическое планирование и маркетинг

- управление материально-техническим снабжением и подготовкой

- управление активами и рисками

- управление персоналом.

Результаты деятельности компании могут оцениваться с помощью следующих критериев: степень удовлетворенности потребителей, степень удовлетворенности персонала предприятия и степень влияния предприятия на общество. Данные результаты определяют цели и задачи бизнеса.

Квалифицированное использование методологии TQM обеспечивает:

- увеличение степени удовлетворенности потребителей продукцией и услугами;

- улучшение имиджа и репутации предприятия;

- повышение производительности труда;

- увеличение прибыли;

- повышение качества и конкурентоспособности продукции;

- обеспечение экономической устойчивости предприятия и рационального использования всех ресурсов;

- повышение качества управленческих решений;

- внедрение новейших технических и технологических разработок.

Производственные процессы являются центральными в цепочке создания добавленной стоимости. Процессы складирования и изготовления продукции должны быть интегрированными с соответствующими концепциями управления, организации, планирования, бюджетирования и контроля.[6] Конечному продукту производимому на предприятии необходимо уделять особое внимание как при внедрении системы качества, так и при интеграции внутренних контрольных систем на производстве, где качество должно рассматриваться не только с позиции производителя, но и с позиции покупателя данной продукции. Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества производимой продукции.

Для оценки качества производимой продукции важны разнообразные свойства:

- технический уровень, который отражает материализацию в продукции научно-технических достижений;

- эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

- эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции;

- техническое качество, предполагающее гармоничную увязку предполагаемых и фактических потребительских свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока полезного использования).

Для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдать основные требования TQM.

1.Оориентация на потребителя. Система качества должна быть направлена на удовлетворение требований потребителя и превзойти его ожидания. Процесс ориентации на потребителя начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков для получения выводов по рынку в целом.

2. Ведущая роль руководства. Руководители компании устанавливают единые цели, направления деятельности и способы их реализации.

3. Максимальное вовлечение сотрудников компании в процесс достижения поставленных целей. Персонал компании должен владеть методами работы в команде для обеспечения постоянного улучшения деятельности.

4. Процессный подход. Процессная модель состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица компании. Под бизнес-процессом понимают совокупность разных видов деятельности, которые создают продукт. Основой управления бизнес-процессами являются показатели эффективности: затраты, время выполнения процессов, качественные характеристики процессов.

5. Системный подход к управлению. Результативность и эффективность деятельности предприятия могут быть повышены за счет создания, обеспечения систем взаимосвязанных процессов по созданию качественной продукции и управления этой системой.

6. Постоянное улучшение деятельности. Предприятие должно не только отслеживать возникновение проблем, но и предупреждать их возникновение в дальнейшем.

7. Подход к принятию решений, основанный на достоверных фактах. Достоверность данных базируется на внутренних проверках системы качества и др.

Осуществление перечисленных подходов невозможно без интеграции СВК и систем управления качеством со всеми бизнес-процессами организации, а также всех отделов и органов управления предприятия.

Литература:

1.                  Васильчук О.И. Организационно - экономический механизм контроллинга на предприятиях сферы сервиса//дисс. на соискание ученой степени д-ра эконом.наук / Москва, 2000

2.                  Васильчук О.И. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.// Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2011. № 5. С. 12-16

3.                  Васильчук О.И., Савенков Д.Л.: Основы управления предприятиями сферы услуг. // Сибирская финансовая школа. 2011. № 3.

4.                  Нечитайло А.И., Нечитайло И., Панкова Л.В. Понятие, сущность и принципы разработки концепций бухгалтерского учета и отчетности // Аудит и финансовый анализ 4/2012, с. 28-33

5.                  Федотов Г. П., Васильчук О. И., Васильчук К. С. Управление стоимостью бизнеса для принятия обоснованных управленческих решений// «Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика», № 1 (33), 2014, С. 190-201.

6.                  Bungartz O. Hanbuch Interne Kontrollsysteme (IKS). Steuerung und Überwachung von Unternehmen. 3., neubearbeiteteAuflage. Erich Schmidt Verlag GmbH, Berlin 2012 - 521 с.

7.                  .Frugier F.: Die EinrichtungModernerInternerKontrollsysteme in Unternehmen. Verlag: DruckDiplomica. Hamburg, 2009. 101 s.

8.                  Grab H., Schläpfer A., Odermatt F., Dr. Mattig F.: Riskmanagement und Internes Kontrollsystem. Treuhand- und RevisionsgesellschaftMattig-Suter und Partner, 2011. 58 s.

9.                  Hirschi B., Hurlimann E., Toma A., Werren K.: Das Interne Kontrollsystem. Verlag: Schlaefli& Maurer AG Bern, 2011. 180 s.

10.              .Rautenstrauch T., Hunzike S.: Stärkung des IKS. WEKA Finanzen - Das Schweizer Portal fürRechnungswesen. Controlling und Buchhaltung, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): внутреннего контроля, системы внутреннего контроля, управления качеством, система внутреннего контроля, построения системы внутреннего, внутреннего контроля экономических, систем внутреннего контроля, системам внутреннего контроля, систем управления качеством, документировании внутреннего контроля, внутреннего контроля задолженности, процедура внутреннего контроля, Система внутреннего контроля, внутреннего контроля расходов, систему внутреннего контроля, внутренний контроль, экономических субъектов, качества производимой продукции, интеграция системы внутреннего, существованию системы внутреннего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос