Библиографическое описание:

Лежепекова К. В. Особенности учета деятельности субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица // Молодой ученый. — 2014. — №4.2. — С. 53-56.

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в Российской Федерации тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Важную роль в экономике играет процесс становления малого бизнеса как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения. Малое предпринимательство играет значительную роль в экономике. Развитый малый бизнес стимулирует платежеспособный спрос и способствует снижению социальной напряженности.

Термины «малый бизнес», «малое и среднее предпринимательство» - аналог английского оборота small and medium-sized enterprises (SME) - прочно вошли в обиход российских политических и деловых кругов. Содержание этого понятия имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку точное определение дает возможность наиболее полно отразить сущность малого бизнеса как особого социально-экономического явления [7].

П о н я т и е «п р е д п р и н и м а т е л ь с к а я д е я т е л ь н о с т ь» и м е е т огромное значение не только для организаций, но и для физических лиц. Если деятельность гражданина обладает признаками предпринимательства, ему необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), после чего он наравне с коммерческими организациями будет выступать участником правовых отношений, регулируемых гражданским, налоговым, административным, уголовным, трудовым и другими отраслями права.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать такими общими признаками субъекта гражданского права, как:

правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности;

дееспособность - способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ);

наличие местожительства, т. е. места, где гражданин проживает постоянно или преимущественно.

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане - граждане, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть им, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской или иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу.

Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица наряду с малыми предприятиями имеет статус субъекта малого предпринимательства, на который распространяются меры государственной поддержки и установленные законодательством особенности налогообложения.

В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями [1].

Кроме того, к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются и иные правовые акты, в которых это предусмотрено – Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. N 129-ФЗ (ред. от 21.12.2013) и др.

В соответствии с  п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств. [2]

К субъектам малого и среднего предпринимательства в России относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие критериям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013г.) [3].

В РФ одним из критерием отнесения предприятия к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать  предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей. [3]

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя документы предоставляются в регистрирующий орган, которым является районная инспекция ФНС.

Факт государственной регистрации о з н а ч а е т для и н д и в и д у а л ь н о г о п р е д п р и н и м а т е л я, что в о б щ е м с л у ч а е к его п р е д п р и н и м а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и п р и м е н я ю т с я правила ГК РФ, р е г у л и р у ю щ и е д е я т е л ь н о с т ь к о м м е р ч е с к и х юридических лиц. Отсутствие государственной регистрации вовсе не означает, что г р а ж д а н и н не з а н и м а е т с я б и з н е с о м. В статье 23 ГК РФ прямо указано: гражданин, осуществляющий предпринимательскую д е я т е л ь н о с т ь без о б р а з о в а н и я ю р и д и ч е с к о г о л и ц а, не в п р а в е с с ы л а т ь с я в о т н о ш е н и и з а к л ю ч е н н ы х им с д е л о к на то, что он не з а р е г и с т р и р о в а н в к а ч е с т в е и н д и в и д у а л ь н о г о предпринимателя. Фактически при возникновении споров с участниками гражданского о б о р о т а суд м о ж е т п р и м е н и т ь к т а к и м с д е л к а м п р а в и л а ГК РФ об о б я з а т е л ь с т в а х, с в я з а н н ы х с о с у щ е с т в л е н и е м п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а.

С т а т у с и н д и в и д у а л ь н о г о п р е д п р и н и м а т е л я является для гражданина основным условием ведения п р е д п р и н и м а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и. [5]

Следует также отметить, что еще до н а ч а л а д е я т е л ь н о с т и ИП р е к о м е н д у е т с я о п р е д е л и т ь р е ж и м н а л о г о о б л о ж е н и я и о с о б е н н о с т и учета.

Деятельность субъектов малого бизнеса регулируется Налоговым кодексом РФ в части исчисления и уплаты налогов, поскольку льготное налогообложение малых предприятий является в настоящее время приоритетным направлением государственной политики. В настоящее время в России основными налоговыми режимами для субъектов малого бизнеса являются: единый налог на вменённый доход (ЕНВД), упрощённая система налогообложения (УСН), которые регламентируются, соответственно, главами 26.3 и 26.2 Налогового кодекса РФ.

Индивидуальные предприниматели, применяющие общую или упрощенную систему налогообложения (УСН), ведут учет доходов и расходов в Книгах учета доходов и расходов, утвержденных Приказом Минфина России от 22.10.2012г. № 135н, который заменил ранее действующий Приказ Минфина России от 31.12.2008г. N 154н. В то же время, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено ведение налогового учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), если иной деятельности они не осуществляют.

При регистрации ИП срок подачи заявления в налоговую инспекцию о п е р е х о д е на у п р о щ е н н у ю с и с т е м у н а л о г о о б л о ж е н и я (УСН) для в н о в ь зарегистрированных ИП -пять дней с даты р е г и с т р а ц и и в к а ч е с т в е н а л о г о п л а т е л ь щ и к а (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Е с л и п я т и д н е в н ы й с р о к п о д а ч и з а я в л е н и я н а р у ш е н, то н а л о г о в ы е о р г а н ы м о г у т о т к а з а т ь в п р а в е п р и м е н е н и я УСН в т е к у щ е м налоговом периоде. В э т о м с л у ч а е ИП о с т а е т с я п о д а т ь з а я в л е н и е и п р и м е н я т ь д а н н ы й с п е ц р е ж и м т о л ь к о со с л е д у ю щ е г о н а л о г о в о г о п е р и о д а [4].

Таким образом, в настоящее время  малое предпринимательство является важным сектором экономики. Поддержка развития и эффективная защита  малого предпринимательства на государственном уровне является одним из основополагающих направлений социально-экономической политики нашего государства, поскольку ведет к росту численности среднего класса, уменьшению безработицы, повышению самосознания граждан и в конечном счете к увеличению доходности бюджета от налоговых поступлений и росту экономики и благосостояния всей страны. [6]

В Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и п о д д е р ж к а м а л о г о предпринимательства осуществляется по с л е д у ю щ и м н а п р а в л е н и я м:

ф о р м и р о в а н и е и н ф р а с т у р к т у р ы п о д д е р ж к и и р а з в и т и я малого предпринимательства;

создание л ь г о т н ы х у с л о в и й и с п о л ь з о в а н и я с у б ъ е к т а м и м а л о г о п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а г о с у д а р с т в е н н ы х финансовых, материально-т е х н и ч е с к и х и и н ф о р м а ц и о н н ы х р е с у р с о в, а т а к ж е н а у ч н о т е х н и ч е с к и х р а з р а б о т о к и т е х н о л о г и й;

у с т а н о в л е н и е у п р о щ е н н о г о п о р я д к а р е г и с т р а ц и и субъектов малого предпринимательства;

поддержка внешнеэкономической деятельности с у б ъ е к т о в м а л о г о п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а ;

о р г а н и з а ц и я п о д г о т о в к и, п е р е п о д г о т о в к и и п о в ы ш е н и я к в а л и ф и к а ц и и к а д р о в для м а л о г о п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а.

Ф и н а н с о в о е о б е с п е ч е н и е г о с у д а р с т в е н н ы х и м у н и ц и п а л ь н ы х п р о г р а м м п о д д е р ж к и м а л о г о предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, с р е д с т в б ю д ж е т о в с у б ъ е к т о в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и, с р е д с т в м е с т н ы х бюджетов, а также д р у г и х и с т о ч н и к о в.

В ч и с л е о с н о в н ы х ц е л е й и принципов государственной политики по развитию субъектов малого предпринимательства м о ж н о в ы д е л и т ь в в е д е н и е с п е ц и а л ь н ы х н а л о г о в ы х р е ж и м о в, у п р о щ е н и е правил ведения н а л о г о в о г о, б у х г а л т е р с к о г о у ч е т а и с т а т и с т и ч е с к о й о т ч е т н о с т и, ф о р м н а л о г о в ы х д е к л а р а ц и й по о т д е л ь н ы м н а л о г а м и с б о р а м, у с т а н о в л е н и е л ь г о т н о г о п о р я д к а п р и в а т и з а ц и и г о с у д а р с т в е н н о г о и м у н и ц и п а л ь н о г о и м у щ е с т в а, с п е ц и а л ь н ы х ф о р м у ч а с т и я в п р о ц е д у р а х р а з м е щ е н и я з а к а з о в на п о с т а в к у т о в а р о в и в ы п о л н е н и е у с л у г для г о с у д а р с т в е н н ы х и м у н и ц и п а л ь н ы х н у ж д. У с т а н о в л е н и с ч е р п ы в а ю щ и й п е р е ч е н ь с у б ъ е к т о в малого предпринимательства, которым не п р е д о с т а в л я е т с я г о с у д а р с т в е н н а я п о д д е р ж к а: к р е д и т н ы е организации, страховые организации, за исключением потребительских к о о п е р а т и в о в, и н в е с т и ц и о н н ы е ф о н д ы, н е г о с у д а р с т в е н н ы е пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ц е н н ы х б у м а г, л о м б а р д ы, у ч а с т н и к и с о г л а ш е н и й о р а з д е л е п р о д у к ц и и, п р е д п р и я т и я и предприниматели в с ф е р е и г о р н о г о б и з н е с а, а т а к ж е п р е д п р и я т и я и п р е д п р и н и м а т е л и, я в л я ю щ и е с я в с о о т в е т с т в и е с НК РФ н е р е з и д е н т а м и РФ, за и с к л ю ч е н и е м с л у ч а е в, у с т а н о в л е н н ы х м е ж д у н а р о д н ы м и д о г о в о р а м и. В в о д и т с я система статистического наблюдения за д е я т е л ь н о с т ь ю с у б ъ е к т о в малого предпринимательства п у т е м п р о в е д е н и я с п л о ш н ы х (о д и н раз в п я т ь лет) и в ы б о р о ч н ы х с т а т и с т и ч е с к и х н а б л ю д е н и й  [7].

Следовательно, статус индивидуального предпринимателя является двойственным. С одной стороны, на предпринимателя распространяются нормы, регулирующие правовое положение гражданина как физического лица. С другой стороны, занятие предпринимательской деятельностью сближает индивидуального предпринимателя по статусу с юридическим лицом, так как нормы Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, применяются и к деятельности индивидуального предпринимателя.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс РФ: Часть первая [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 54 – ФЗ: принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г. (ред. от 02.11.2013) // Консультант плюс: Версия Проф.  – 2014.

2.Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс]: федер. закон № 117 – ФЗ : принят ГД ФС РФ 05 августа 2000г. (в редакции от 28.12.2013) // Консультант плюс: Версия Проф.  – 2014.

3.Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 209-ФЗ: принят ГД ФС РФ от 24 июля 2007 г. (в редакции 23.07.2013г. N 238-ФЗ) // Консультант плюс: Версия Проф.  – 2014.

4. Васильева, Е.А. Налоговый контроль как особая форма контроля хозяйствующего субъекта / Е.А. Васильева // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2010. -  № 13. -  С. 193-197

5.Васильчук, О.И. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг / О.И. Васильчук // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2011. -  № 5. - С. 12-16.

6.Коростелев, А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности / А.А. Коростелев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 1 (23). - С. 334-337.

7.Мильнер, Б., Орлова Т.О государственной системе поддержки малого бизнеса [Текст] / Б. Мильнер, Т. Орлова // Пробл. теории и практики упр. - 2013. - № 5. - С. 23-34.

8. Насакина, Л.А., Парамонова Л.А. Аналитические процедуры в аудите эффективности деятельности индивидуальных предпринимателей [Текст] / Л.А. Насакина, Л.А. Парамонова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2012. - № 3. – С.167-174.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуального предпринимателя, малого предпринимательства, субъектов малого, кодекса РФ, образования юридического лица, субъектов малого предпринимательства, Гражданского кодекса РФ, ГК РФ, статус индивидуального предпринимателя, среднего предпринимательства, малого бизнеса, кодекс РФ, Налогового кодекса РФ, качестве индивидуального предпринимателя, статуса индивидуального предпринимателя, государственной регистрации, Налоговый кодекс РФ, предпринимательской деятельности, НК РФ, категории субъектов малого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle