Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 05.04.2014

Статья просмотрена: 673 раза

Библиографическое описание:

Антонова Н. А. Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20 // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 914-916. — URL https://moluch.ru/archive/63/10126/ (дата обращения: 24.10.2018).

Люди, научившиеся наблюдением и опытом,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, ктотакой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Ребенок прирожденный исследователь, благодаря этому он знакомится с миром в который пришел. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях и даже самое маленькое открытие имеет для малыша огромное значение. Детский сад является первым звеном в развитии экологического воспитания. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических. Самым интересным и самым эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является и будит являться метод экспериментирования. Потому что только в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. И это, конечно, во многом зависит от нас взрослых.

Следуя выше сказанному, в средней группе «Золотой петушок» МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» была создана мини-лаборатория, где находятся самые разнообразные коллекции природного материала, макет (рис.1) и модель почвы, которая помогает проводить различные исследования (пример: выращивание и наблюдение за растением за его ростом, корневой системой и т.д.). Ребятишки проводят различные эксперименты с водой, выявляют ее свойства; с воздухом.

Рис.1. Макет почвы

В ходе экспериментов дети узнают, для чего растениям корень и как корни помогают растениям удержаться в земле (Рис.2).

Рис. 2.

Также узнают, зачем растениям нужен стебель, и в ходе эксперимента узнают, как вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам (Рис.3).

Рис. 3.

Развиваем обобщенные представления о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение.

Рис.4. Рассматривают жучков

Поддерживаем интерес дошкольников к жизни животных к жизни черепахи, рака, желание наблюдать за ними, развития умения общаться с животными, развивать у детей любознательность. (Рис.5)

Рис.5.

Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Очень важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные эксперименты. Конечно взрослому легче сделать всё самостоятельно, но эффективность обучения в этом случае будет гораздо ниже. Дети должны быть активными участниками обсуждения. Важно не только провести опыт, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

Чтобы дети не теряли интерес к окружающему миру, нужно вовремя поддержать их стремления и исследовать всё и вся. «Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков». Ян Амос Коменский. Знания полученные во время исследования, проведения эксперимента запоминаются на долго и необходимы в экологическом воспитании, таким образом у ребенка формируется и гуманное отношение ко всему живому.

Литература:

1.      И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»

2.      Г. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»

3.      О. В.Дыбина «Неизведанное рядом»

4.      Н. Рыжова «Наш дом природа»

5.      А. И. Иванова «Детское экспериментирование-как метод обучения»

6.      Л. Н. Прохорова, Н. В. Кузнецова и др. «Экологическое воспитание дошкольников»: Практическое пособие.-М.:Аркти,2003

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Детский сад, окружающий мир, экологическое воспитание.


Похожие статьи

Экологическое образование как основа преемственности...

природа, экологическое образование, ребенок, детский сад, окружающая среда, неживая природа, мир природы, дошкольный возраст, окружающий мир, Экологическое воспитание.

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация)

непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов...

Воспитание основ экологической культуры старших...

МИР, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное отношение, детский сад.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М. Д. Маханева.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Формирование элементарных экологических представлений...

В статье раскрываются смысл и содержание экологического воспитания у детей средней группы детского сада.

Наука, которая занимается изучением того, как живые существа связаны с окружающим миром, называется экологией.

Современные подходы к экологическому воспитанию...

Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Детский сад...

Педагогическое взаимодействие воспитателей детского сада...

Ключевые слова: воспитание, экологическое воспитание, природа, окружающая среда, дошкольник.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, ребенок, родитель...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Экологическое образование как основа преемственности...

природа, экологическое образование, ребенок, детский сад, окружающая среда, неживая природа, мир природы, дошкольный возраст, окружающий мир, Экологическое воспитание.

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация)

непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов...

Воспитание основ экологической культуры старших...

МИР, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное отношение, детский сад.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М. Д. Маханева.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Формирование элементарных экологических представлений...

В статье раскрываются смысл и содержание экологического воспитания у детей средней группы детского сада.

Наука, которая занимается изучением того, как живые существа связаны с окружающим миром, называется экологией.

Современные подходы к экологическому воспитанию...

Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Детский сад...

Педагогическое взаимодействие воспитателей детского сада...

Ключевые слова: воспитание, экологическое воспитание, природа, окружающая среда, дошкольник.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, ребенок, родитель...

Задать вопрос