Кросскультурная пастишность современного украинского социума: мировоззренческий дискурс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Зубов В. А. Кросскультурная пастишность современного украинского социума: мировоззренческий дискурс // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1091-1093. — URL https://moluch.ru/archive/62/9662/ (дата обращения: 25.09.2018).

Мировоззренческий ресурс всегда выступал важным фактором социального развития. Мобилизация социального капитала и использование потенциала человека, его энергии и творческих ресурсов для социального обустройства и дальнейшего продвижения общества невозможно без учета и опоры на мировоззренческий комплекс населения. Современность дает человеку большее, чем раньше, идейное пространство для осмысления себя, своих возможностей, для выяснения целей собственной жизненной стратегии, ценностных и моральных установок. Развитие коммуникационных технологий разнообразили пути получения информации об окружающем мире, принципы обустройства в различных социокультурных системах, пути их совершенствования. Расширение границ свободы, введение демократических процедур и создание институтов гражданского общества побудили современного человека к творчеству в мировоззренческих поисках. В то же время мировые мировоззренческие комплексы выступают основой или мейнстримом в поисках современным человеком идейных установок своей мировоззренческой карты. Происходит изменение структуры личностной идентичности (self-identity): «самость» (self) становится рефлексивным проектом. Рефлексивный характер самости является отличительной чертой постмодерна, однако только в посттрадиционном обществе она проявляется в полной мере: она не сдерживается и слабо организуется традициями. Идентичность личности не является каким-то объективным свойством человека — она ​​порождается и поддерживается продолжающимся нарративным движением, интегрирующим события, поступки и переживания в связную биографию. Следует отметить, что мировоззрение человека — это совокупность представлений человека о мире, о себе, о своих отношениях с миром, о месте человека в нем и его жизненных целях и предназначении. Мировоззрение является формой самоопределения человека, оно включает в себя и систематизирует перечень таких интеллектуальных образований как ценности, знания, желание, взгляды, принципы, жизненные ориентиры и т. п. Мировоззренческие поиски способствуют самоутверждению личности в социальном пространстве. Мировоззрение не носит постоянный характер, а развивается вместе с развитием человека и общества из-за постоянной смены объективных условий его жизнедеятельности и освоения человеком новых социальных возможностей и ролей, поэтому мировоззренческие поиски сопровождают человека всю жизнь. На мировоззрение человека влияют обстоятельства жизни, индивидуальный опыт человека, конкретная ситуация предшествующая мировоззренческому выбору. На формирование мировоззренческого сознания влияют также следующие факторы: содержание и формы воспитания, механизмы социализации; сила правовых и социальных норм, обычаев; глобализационных, региональных и локальных установок; достижения науки, религия, а также существующий строй общества; социальные лидеры, «кумиры»; пример достигнувших социального успеха популярных личностей; пропаганда, реклама и агитация в средствах массовой информации; сетевая, «форумная» и «блогерная» активность в Интернете, использование человеком новых коммуникационных средств, определенная мера степени открытости общества, доступ к альтернативным источникам информации.

Мировоззрение XXI столетия с особой выразительностью подчеркнуло эклектичность несущих конструкций украинской социальности. Собранная в единую территорию на протяжении двадцатого столетия разными политическими режимами украинская государственность постоянно находилась в поисках национальной идеи и объединяющих украинский этнос лидеров. Однако различный исторический опыт социального бытия в составе больших государственных образований в качестве окраины и не титульной нации обусловили различный мировоззренческий горизонт и ценностный комплекс у жителей Востока и Запада современной Украины. Восток и Юг Украины отличает от Запада Украины: — язык (большим распространением русского языка, который используется, в том числе представителями национальных меньшинств, в качестве языка межнационального общения), — религия (каноническое православие — Московский Патриархат), — история (многостолетнее пребывание в составе Российской Империи, которое, несмотря на проблемы и противоречия, характеризуется большей мерой уважения к достоинству украинского населения и вкладом в развитие его культурного и социально-экономического потенциала); — мировоззрение (взгляды, ценности, убеждения и др.). Это особенно видно в различии их объектов поклонения и форм социальной активности. Если Запад Украины считает Степана Бандеру национальным героем (а с приходом в парламент страны националистов этим культом уже охвачен и Киев), то Восток и Юг Украины не воспринимает эту личность в качестве морального образца национального героя. Ибо считают, что его борьба за независимость Украины свелась к организации нескольких терактов против поляков, советских дипломатов, украинских священников и политических деятелей в 30-е годы прошлого столетия. Негативно воспринимается Востоком Украины и сотрудничество С. Бандеры с фашистским режимом А. Гитлера во время ВОВ. Стоит заметить, что в 19-ти городах Украины Степан Бандера — почетный гражданин, его именем названы улицы, проспекты и премии, учрежденные краевыми властями. В 2010 году — в последние дни своего президентства В. Ющенко присвоил С. Бандере звание Героя Украины, что было несколько раз оспорено в судах восточноукраинских городов. Приход в парламент Украины националистов расширил масштабы и эффективность пропаганды идей С. Бандеры и других представителей УНА-УНСО (Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона) — Ю. Шухевича, А. Шкиля, Д. Корчинского. Так, С. Бандеру националисты ставят в пример молодежи и наказывают «делать с него жизнь». Именно С. Бандере ставят памятники на Западной Украине, именно в его честь придуманы речевки и лозунги: «Бандера придет — порядок наведет!» Особенно активно их использовали во время последнего протестного движения на Майдане в центре Киева. Стоит отметить, что население Юго-Востока Украины имеет другой мировоззренческо-ценностный комплекс и иную национальную идентичность. Уважительное отношение к русской культуре и истории совместного развития как в составе СССР, так и предыдущих государственных российских образований сформировало установки родства украинского и русского этносов, их переплетения как в истории (Киевская Русь), так и на современном этапе. Политические деятели, военные полководцы, деятели культуры тесно связывают украинцев и русских в их объектах поклонения и духовных исканиях. Юго-Восток современной Украины более, чем Запад страны, связан с российским экономическим комплексом, что в условиях финансового кризиса и усиления конкуренции, подчеркивает важность добрососедства и сотрудничества территорий. В программных заявлениях развития Украины со стороны восточно-украинских политиков всегда звучал тезис о дружбе с Россией и требования полноценного использования русского языка во всех сферах жизнедеятельности общества. Подчеркивалась последовательность и системность в проведении реформ в стране, осуждались деструктивная и внезаконная социальная активность граждан, акцентировалось уважение к социальным институтам и власти. Для западно-украинской ментальности характерна благосклонность к использованию незаконных форм протестного движения, подпольной борьбы, уличных протестов с элементами насилия и устрашения, организацией псевдо-военизированных отрядов. Последнее особенно проявилось в функционировании киевского Майдана в конце 2013 — начале 2014 годов.

Географический фактор в Украине объективно способствует формированию региональных особенностей представления человека об окружающем мире, свидетельствует об отсутствия целостности представления о Родине, определяет меру прагматизма в отношениях с соседями. Разделение Украины на Запад и Восток с отличными идентичностями — весомый фактор влияния на формирование мировоззренческих ориентаций украинца. Именно такой, разделенной, воспринимает украинское государство подавляющее большинство собственных граждан и международное сообщество. Закреплению этого образа страны способствует историческое противостояние политических элит.

Существует много версий дальнейшего духовно-политического развития и формирования социально-конструктивного мировоззрения современного украинца. Наиболее оптимальная среди них, на наш взгляд, состоит в выработке и принятии человеком новой этики межэтнических отношений: должен быть преодолен стереотип нетерпимости к национальным меньшинствам и их мировоззренческим ориентациям, к нетитульным нациям, комплекс неполноценности по отношению к различным модусам (проявлениям) национального и социального бытия украинца. Острой является задача создания собственной «национальной аристократии», которая стремилась бы стать проводником общественной консолидации и духовного развития Украины. Нынешний украинский истеблишмент олицетворяет, в основном, квази-элита, которая, как показывает опыт, не способна адекватно отвечать на вызовы глобализирующегося мира, достойно представлять и защищать интересы украинского общества. Такая псевдо-элита, приватизировав власть, иногда только декларирует популистские лозунги и лоббирует свои кланово-корпоративные интересы. Малочисленность сознательной политической элиты, русо- и украинофобство определенной части общества несут угрозу для самобытности украинского социума, сохранения мировоззренческого разнообразия его составляющих.

Успешной реализации проектов формирования социально-конструктивного мировоззрения украинца не хватает прежде всего концептуальной стратегии развития Украины, результативных антикризисных менеджеров, патриотической политической элиты, которая в условиях глобализации и становления мультикультурного мира, могла бы предложить эффективные стратегии политической интеграции украинского общества, преодоления мировоззренческой войны Востока и Запада Украины, преодоления обвинений одних регионов в национальной неполноценности граждан других регионов.

Современные особенности построения и функционирования конструктивного мировоззрения требуют общенациональных духовных лидеров, моральных образцов для всего населения, наличия людей, преданных своей культурно-исторической традиции и терпимых, толерантных по отношению к другим ценностным ориентирам. Без определенной критической массы таких «пассионарных» личностей в современном перманентно меняющемся мире сложно представить самодостаточное бытие нации. Актуальными остаются слова Х. Ортеги-и-Гассета: «Национальная жизнь является активной и динамичной реальностью, а не пассивным и статическим сосуществованием, как груда камней на дороге. Единение нации происходит вокруг больших побудительных действий, требующих от всех максимума отдачи, а следовательно — дисциплины и взаимности» [160, с. 99].

Принципиально важным фактором оптимизации формирования социально-конструктивного мировоззрения украинца является выяснение, артикуляция и актуализация национальных интересов. Базой их осмысления оказываются, с одной стороны, национальные ценности, к которым относятся такие морально-этические категории, как справедливость, добро, демократия, Украина, благополучие, а с другой — потребности украинцев, которые должны иметь осознанный и цивилизованный характер и определяться в зависимости от возможностей социума и выбранных приоритетов. Национальные интересы тесно связаны с конкретными ежедневными жизненными потребностями, но не сводятся только к социальной или экономической сферам. Они обязательно должны охватывать все без исключения ареалы человеческого бытия: экономику, культуру, политику, церковную жизнь и тому подобное. На сегодня для Украины приоритетными являются сохранение территориальной целостности, достижение стабильности, проведение реформ, которые могут привести к достойному уровню жизни, создать в стране развитое гражданское общество, эффективную рыночную экономику. Только широкомасштабное реформирование украинского общества приведет к его «осовремениванию» и формированию социально-конструктивных ноток в мировоззренческих установках украинца. Среди задач трансформации украинского социума главными являются: — модернизация политической системы и развитие республиканских принципов управления украинского государства; — создание профессиональной, эффективной и ответственной власти, подотчетной и подконтрольной гражданскому обществу; — развитие местного самоуправления и новой регионалистики; — защищенность и полноценная реализация гражданских прав и свобод, обеспечение верховенства права и демократического порядка; — преодоление коррупции и вывода украинской экономики из «тени»; — глубокие социально-экономические реформы «новой волны» и переход к новой модели экономического роста, основанной на инновационно-инвестиционной модели «опережающей модернизации»; — формирование современной высокотехнологичной социально-экономической инфраструктуры; — восстановление общественного диалога между населением Юго-Востока и Запада Украины; — осуществление новой гуманитарной политики, заключающейся в утверждении гуманистических идеалов и ценностей как основы развития единого национального гуманитарного пространства.

В хаотических изменениях современного украинского общества потенциально возможными становятся необычные комбинации мировоззренческих элементов, происходит модификация норм, моделей социальной активности, усиливается мировоззренческий и поведенческий плюрализм. Системный кризис современного украинского общества актуализирует поиски решения проблемы «мировоззренческого столкновения» Юго-Востока и Запада Украины, путей гармонизации мировоззренческих процессов в обществе в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): украинское общество, Запад Украины, Украина, украинский, социально-конструктивное мировоззрение украинца, социальная активность, современный человек, современное украинское общество, современная Украина, проведение реформ, поиск, отношение, окружающий мир, национальный герой, мировоззрение человека, Запад, Восток.


Похожие статьи

Украинский политический кризис 2014 года как объект...

Следует сделать акцент на том, что СМИ — это главное оружие современной информационной войны.

Внимание ученых привлекает и роль Запада в формировании масс-медийного пространства Украины.

Украина как центр неофашизма в Европе (на примере...)

Украина, украинский национализм, современная Украина, Украинский, Россия, гитлеровская Германия, Великая Отечественная война.

Сравнительный анализ культур Востока и Запада | Молодой ученый

Человек Запада, в отличие от человека Востока, имеет свой менталитет, свои взгляды на жизнь, бытие

Проанализировав особенности культур Запада и Востока, мы можем смело отнести себя к людям с западным мировоззрением.

Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

Векторы глобализации украинского социокультурного...

Например, этнические конфликты в современных мультикультурных обществах усилились после 11 сентября 2001 года. Другие (Фридман) считают, что современная культура, основанная на взаимодействии различных национальных культур...

К истокам билингвизма в Украине: противостояние украинского...

И это в условиях, когда в другой части украинского этнического пространства — на крайнем западе Украины, еще не завершился

Реформа 1861 г., неполная и неудовлетворительная, стала историческим событием и имела важные хозяйственные и социальные последствия.

Коллизии становления украинской культуры на рубеже ХІХ — ХХ...

национальная культура, украинская культура, украинский народ, Украина, нация, этническая культура, украинская нация, мировая война, Украинский язык, дифференцированное модерное общество.

Россия в украинской прессе | Статья в сборнике международной...

С распадом СССР украинское общество, которое в течение долгого времени было информационно закрытым, ощутило на себе давление мощного информационного потока с Запада...

Конституционно-правовые аспекты обеспечения свободы совести...

В Конституции Украины (статья 35) гарантируется это право: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания.

В содержательном отношении во внесенных изменениях в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» беспокойство вызывают...

Россия в системе международной и европейской безопасности

Проблематика НБ РФ неразрывно связана с общеевропейской, а шире — с международной безопасностью [1]. В современном мире все социально-экономические и политические процессы настолько взаимосвязаны...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Украинский политический кризис 2014 года как объект...

Следует сделать акцент на том, что СМИ — это главное оружие современной информационной войны.

Внимание ученых привлекает и роль Запада в формировании масс-медийного пространства Украины.

Украина как центр неофашизма в Европе (на примере...)

Украина, украинский национализм, современная Украина, Украинский, Россия, гитлеровская Германия, Великая Отечественная война.

Сравнительный анализ культур Востока и Запада | Молодой ученый

Человек Запада, в отличие от человека Востока, имеет свой менталитет, свои взгляды на жизнь, бытие

Проанализировав особенности культур Запада и Востока, мы можем смело отнести себя к людям с западным мировоззрением.

Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

Векторы глобализации украинского социокультурного...

Например, этнические конфликты в современных мультикультурных обществах усилились после 11 сентября 2001 года. Другие (Фридман) считают, что современная культура, основанная на взаимодействии различных национальных культур...

К истокам билингвизма в Украине: противостояние украинского...

И это в условиях, когда в другой части украинского этнического пространства — на крайнем западе Украины, еще не завершился

Реформа 1861 г., неполная и неудовлетворительная, стала историческим событием и имела важные хозяйственные и социальные последствия.

Коллизии становления украинской культуры на рубеже ХІХ — ХХ...

национальная культура, украинская культура, украинский народ, Украина, нация, этническая культура, украинская нация, мировая война, Украинский язык, дифференцированное модерное общество.

Россия в украинской прессе | Статья в сборнике международной...

С распадом СССР украинское общество, которое в течение долгого времени было информационно закрытым, ощутило на себе давление мощного информационного потока с Запада...

Конституционно-правовые аспекты обеспечения свободы совести...

В Конституции Украины (статья 35) гарантируется это право: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания.

В содержательном отношении во внесенных изменениях в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» беспокойство вызывают...

Россия в системе международной и европейской безопасности

Проблематика НБ РФ неразрывно связана с общеевропейской, а шире — с международной безопасностью [1]. В современном мире все социально-экономические и политические процессы настолько взаимосвязаны...

Задать вопрос