Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в сфере связи и информатизации Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 28.02.2014

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Солиев, И. И. Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в сфере связи и информатизации Узбекистана / И. И. Солиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 548-549. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9570/ (дата обращения: 11.12.2024).

Реализация важнейших приоритетов социально-экономического развития государства обеспечила сохранение быстрого и устойчивого развития экономики и дальнейшего повышение уровня жизни население. В результате в Узбекистане темпы роста валового внутреннего продукта в 2012 году составила 8,2 %, при этом устойчивую динамику экономического роста составили: сохранение макроэкономической стабильности; проведение эффективной экспорт ориентированной политики; повышение капитализации банковского сектора; активная инвестиционная политика; технологическая модернизация ведущих отраслей экономики; развитие малого бизнеса; и др.

Под влиянием инновационных процессов меняется и структура экономики. За счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Например, падает доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в секторе услуг. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других. Воздействие на структуру общественного производства — второй аспект общегосударственного значения инновационных процессов. С другой стороны, интернационализация экономики означает процесс развития устойчивых связей между странами и интеграции в мировую хозяйственную систему.

Именно в применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) заключен наибольший потенциал для социально-экономического развития. По этой причине многие правительства активно стремятся ускорить экономический рост страны, содействуя становлению национальной ИКТ- индустрии. Многие развивающиеся страны также рассматривают подъем национальной ИКТ-индустрии в качестве эффективного средства достижения смежных целей социально-экономического развития, в том числе привлечения прямых иностранных инвестиций, создания базы для передачи технологий, удовлетворения спроса на ИКТ на местном рынке и порождения дальнейшего роста в первичных и вторичных отраслях.

Многие страны с растущей экономикой создают национальные ИКТ-компании для обслуживания пользователей как внутри страны, так и в внешних рынках. И действительно, последние данные, предоставленные международной аналитической компанией International Data Corporation (IDC), говорят о том, что за прошедшие годы в основной группе развивающихся стран в ряде регионов мира наблюдался существенный подъем ИКТ-индустрии.

Так например в Азии, в частности в Индии в период с 1995 по 2012 год наблюдался более чем 13-процентный годовой рост количества ИТ-компаний и более чем 15-процентный годовой рост числа занятых в ИТ-индустрии. За тот же самый период количество ИТ-компаний в Индонезии ежегодно возрастало более чем на 18 %, а число занятых в ИТ-секторе — почти на 22 %.

Хотя эти и другие развивающиеся страны получили наибольший выигрыш от глобального роста ИКТ-индустрии, пути, которыми они шли, были различны. Эти расхождения в значительной степени отражают разнообразие самой ИКТ-индустрии, состоящей из множества разных секторов, каждый из которых обладает своими собственными уникальными характеристиками.

В зависимости от местных условий отдельным развивающимся странам намного выгоднее использовать собственные сильные стороны и ресурсы для получения конкурентных преимуществ только в одной из ИКТ-областей. И действительно, весьма маловероятно, что отдельная развивающаяся страна сможет достичь совершенства во всех секторах.

Переход от индустриального общества к информационному является закономерным и неизбежным процессом. Он начинается с появления информационных технологий и поддерживается по инициативе бизнеса, так как повышает эффективность производства. Со временем вовлеченная в него часть общества расширяется и становится преобладающей. В информационном обществе главным является производство и использование данных и знаний. Отличительным признаком информационного общества является несущественность географического местонахождения его участников для взаимодействия между собой, а также места хранения и обработки информации. Все участники информационного общества имеют равные возможности при производстве и потреблении данных и знаний.

Многие процессы, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, являются саморазвивающимися. Они не требуют прямых государственных вложений, хотя могут и должны регулироваться государством косвенным образом.        

Главной задачей государства здесь является обеспечение условий, в которых развитие информационного общества будет происходить устойчиво — с неубывающими темпами и равномерно — как без перекосов между различными направлениями развития, так и без ущемления каких-либо групп членов информационного общества.        

Экономическая стратегия Республики Узбекистан по обеспечению эффективности инновационной деятельности в сфере связи и информатизации направлена на обеспечение роста ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке на основе модернизации и технико-технологического перевооружения отрасли.

Перспективными направлениями развития ИКТ были являются производство программных продуктов, внедрение их в социально значимых сферах, например, образовании, медицине, а также совершенствование электронной коммерции, электронного документооборота, производство и сборка компьютерной техники, сотовых терминалов, производство оборудования широкополосного доступа в Интернет.    В рамках развития инновационных процессов республики, в первую очередь, основное внимание следует уделить поддержке субъектов бизнеса в сфере связи и информатизации, имеющих достаточный экономический и технологический потенциал, предрасположенность к созданию условий для развития рентабельных сфер с производственным и обслуживающим потенциалом, необходимым для отраслей и регионов республики, стимулированию хозяйствующих структур инновационной деятельности, соответствующая направлениям и целям социально-экономической политики республики, увеличение эффективности его механизмов управления, расширению системы налоговых льгот, лизинговых услуг и страхования инвестиционного риска и использование банковских кредитов предприятиями с ограниченными финансовыми возможностями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в инновационной сфере.

ИКТ, способствуя повышению эффективности и производительности, прежде всего предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства, являются мощным катализатором экономического роста. В этом отношении развитие информационного общества важно для экономического роста на широкой основе как в развитых, так и в развивающихся странах. Следует поощрять обусловливаемый ИКТ рост производительности и внедрение инноваций в секторы экономики. Справедливое распределение создаваемых благ способствует ликвидации нищеты и социальному развитию. Наиболее благоприятное воздействие будут, вероятно, оказывать те политические стратегии, которые способствуют продуктивным инвестициям и дают возможность предприятиям, в первую очередь предприятиям малого бизнеса и частного предпринимательства осуществлять перемены, необходимые для извлечения выгоды из применения ИКТ.

Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество, малый бизнес, экономический рост, IDC, индустриальное общество, производство, социально-экономическое развитие, Узбекистан, частное предпринимательство.


Похожие статьи

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Основные направления инновационной деятельности в Республике Узбекистан

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Повышение роли управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса Республики Казахстан

Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Похожие статьи

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Основные направления инновационной деятельности в Республике Узбекистан

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Повышение роли управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса Республики Казахстан

Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Задать вопрос