Ключевой компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 28.02.2014

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Склейнов, Е. Л. Ключевой компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской / Е. Л. Склейнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 1018-1021. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9548/ (дата обращения: 24.04.2024).

В статье анализируется понятие профессиональной компетентности педагога, наряду с компетентностью и компетенциями рассматривается готовность специалиста к осуществлению конкретной деятельности в профессиональной сфере.

Выделяются ключевые компоненты готовности, которые являются общими, необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире.

Ключевые слова:профессиональная компетентность, готовность, ключевой компонент, интерактивная доска, интернет-технологии, учитель информатики.

Анализ педагогических исследований и практики образования показывает наличие значительного интереса у представителей педагогического сообщества к методам обучения, основанным на использовании интернет-технологий и интерактивных технических средств. Эти технологии и средства в настоящее время доступны в отечественных школах, эффективность их использования определяется, прежде всего, готовностью учителя использовать интерактивное учебное оборудование, ресурсы и технологии сети Интернет при работе с детьми. Указанная ситуация определяет необходимость разработки педагогической модели, отражающей достижения нового качества подготовки педагогических кадров в вузе в соответствии c социальным заказом, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и информатизацией системы образования.

На современном этапе развития общества повышение качества подготовки специалистов — приоритетная цель реформирования образования. Э. Ф. Зеер отмечает, что в качестве основы профессионального образования наиболее приемлемым является компетентностный подход, который представляет собой ориентацию на такие цели-векторы образования, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [1, с. 46].

Центральными понятиями компетентностного подхода выступают такие, как «компетенция» и «компетентность» в разном соотношении друг с другом. В настоящее время существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность» и «компетенция» (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. И. Субетто, А. В Хуторской и др.). Наиболее емкое определение понятия «компетенция» дал А. В. Хуторской, который включил в него совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [2].

Вместе с тем, наряду с понятиями компетенция и компетентность, мы можем также рассматривать и понятие готовности, которое, включая в себя отдельные знания, умения, навыки и личностные качества группы компетенций, также является целостным образованием в структуре компетентности. Понятие готовности позволяет уточнить «границы» исследуемого качества в структуре профессиональной компетентности, получить проекцию профессиональной компетенции, необходимую для изучения особенностей подготовки к решению тех или иных профессиональных задач.

Предложенный подход к определению структуры готовности специалиста мы использовали в своем исследовании, связанном с определением целевых, содержательных и процессуальных компонентов подготовки учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской. При этом, опираясь на структуру профессиональной компетентности учителя (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др. [3]), мы, прежде всего, выделили ключевые компоненты готовности, которые являются общими, необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире.

Ключевые компетентности соответствует блокам общекультурных и общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО. Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основ использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, а также социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. [3, c. 3]

Содержание ключевого компонента готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской представлено ниже:

1.       Готов к профессиональному взаимодействию с коллегами с использованием социальных сервисов сети Интернет.

Знать:

-          состав и характеристики социальных сервисов, обеспечивающих профессиональное взаимодействие в сети Интернет;

-          основные принципы организации и администрирования социальных сервисов Интернета, обеспечивающих профессиональное взаимодействие в сети Интернет.       

Уметь:

-          использовать социальные сервисы Интернета для профессионального взаимодействия с коллегами;

-          разрабатывать новые ресурсы Интернета, востребованные коллегами в профессиональной среде.                  

Владеть:

-          опытом профессионального взаимодействия с коллегами с использованием социальных сервисов сети Интернет;

-          опытом разработки новых ресурсов Интернета, открыто доступных другим участникам взаимодействия и востребованных в профессиональной среде.

2.       Готов работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, осуществлять поиск информации и применять разработки других пользователей Интернета при осуществлении профессиональной деятельности.

Знать:

-          виды, форматы и способы публикации информационных ресурсов в сети Интернет;

-          состав, характеристики и способы использования сетевых сервисов для поиска, отбора и создания личных каталогов информации в сети Интернет;

-          состав и характеристики источников профессиональной информации в сети Интернет;

-          основные требования законодательства в области авторского права, распространения и использования информационных материалов.           

Уметь:

-          использовать существующие и разрабатывать новые информационные ресурсы различных видов, форматов и способов публикации в сети Интернет;

-          использовать специализированные сервисы для поиска, отбора и создания личных каталогов информации в сети Интернет;

-          осуществлять поиск источников профессиональной информации в сети Интернет;

-          использовать разработки других пользователей Интернета с соблюдением требований законодательства в области авторских прав.      

Владеть:

-          опытом использования и разработки информационных ресурсов различных видов, форм и способов публикации в сети Интернет;

-          навыками использования специализированных сервисов для поиска, отбора и создания личных каталогов информации в сети Интернет

-          опытом использования источников профессиональной информации в сети Интернет, поиска новых таких источников;

-          опытом применения разработок других пользователей Интернета при осуществлении профессиональной деятельности с соблюдением авторских прав.

3.       Готов соблюдать основные требования информационной безопасности в сети Интернет.

Знать:

-          виды угроз и методы обеспечения информационной безопасности.

Уметь:

-          выявлять угрозы информационной безопасности, обеспечивать безопасность создаваемых информационных ресурсов.          

Владеть:

-          навыками работы с инструментальными средствами защиты информации в сети Интернет.

4.       Готов к осуществлению публичных выступлений с использованием мультимедийных средств информационных технологий.

Знать:

-          основы теории публичных выступлений, интерактивного взаимодействия с аудиторией;

-          состав, характеристики и принципы использования мультимедийных средств информационных технологий для обеспечения поддержки публичных выступлений.  

Уметь:

-          использовать средства информационных технологий при разработке и применении мультимедийных ресурсов для сопровождения публичных выступлений, организации интерактивного взаимодействия с аудиторией.

Владеть:

-          опытом подготовки и осуществления публичных выступлений с мультимедийной поддержкой при помощи средств информационных технологий;

-          опытом диалога, дискуссий, интерактивного взаимодействия с аудиторией в процессе осуществления публичных выступлений.

5.       Готов к составлению и редактированию текстов профессионального содержания с использованием средств мультимедийного сопровождения и осуществления обратной связи в сети Интернет.

Знать:

-          принципы составления, оформления и публикации текстовой информации в сети Интернет;

-          способы размещения на собственных страницах мультимедийных ресурсов внешних сервисов Интернета;

-          способы организации обратной связи на страницах Интернета;

-          правила сетевого этикета.

Уметь:

-          использовать сетевые сервисы и программное обеспечение компьютеров для составления, публикации и редактирования текстовой информации в сети Интернет;

-          создавать при помощи сетевых сервисов и специализированного программного обеспечения мультимедийные элементы для интернет-страниц;

-          использовать средства осуществления обратной связи для взаимодействия с другими пользователями Интернета.

Владеть:

-          опытом составления интернет-страниц и размещения на них мультимедийных ресурсов внешних сервисов Интернета;

-          опытом получения отзывов пользователей Интернета при помощи средств обратной связи разработанных страниц;

-          опытом взаимодействия при помощи средств обратной связи с другими пользователями Интернета.

Таким образом, в структуре готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской мы конкретизировали ключевой компонент профессиональной компетентности учителя информатики. На ключевом уровне раскрываются компоненты готовности, отражающие общекультурную и общепрофессиональную подготовку учителя информатики. Учитывая, также, что ключевой компонент описывает ту часть готовности учителя информатики, которая может быть отнесена к специалистам любой сферы деятельности, полученные нами результаты будут полезны при описании содержания подготовки учителей других предметных дисциплин, а также представителей других профессий социально-гуманитарной сферы, использующих в своей профессиональной деятельности интерактивные и интернете-технологии.

Литература:

1.     Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход// Образование и наука. — 2004. — № 3. — С. 42–52.

2.     Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58–64.

3.     Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». 2006. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf (дата обращения: 15.02.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): Интернет, сеть, обратная связь, пользователь Интернета, профессиональная деятельность, профессиональное взаимодействие, интерактивная доска, использование интернет-технологий, интерактивное взаимодействие, информационная безопасность.


Похожие статьи

Сетевые технологии для организации образовательного процесса...

За счёт использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИТК)

Или вы хотите координировать использование интернет ресурсов? А может быть вы хотите

Он должен обеспечивать взаимодействие содержания плаката с пользователем за счет...

Применение ресурсов сети Интернет при подготовке бакалавров...

Сегодня сеть Интернет образует новую более совершенную среду для информационной активности людей.

Основными пользователями сети Интернет в России являются молодые люди в возрасте от 12 до 35 лет, большая часть из которых учащиеся и студенты.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Ключевые слова: вебинар, онлайн обучение, Интернет, информационная система, компьютерные технологии, обучение в сети, средства электронного обучения, учебный курс, Moodle, IT-технологии.

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

Благодаря использованию интерактивной доски экономится масса времени, уроки становятся более живыми и привлекательными, яркими и красочными за

Также возможно воспроизводить информацию напрямую из Интернета при помощи технологий потоковой передачи данных.

Изучение возможностей информационной среды...

компьютерная техника, информационная среда, Школьная библиотека, образовательная организация, педагог, школа, Российская Федерация, внеурочная деятельность, интерактивная доска, локальная сеть.

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Развитие телекоммуникационных и информационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевому взаимодействию самопроизвольно формируются новые социальные объединения — сетевые профессиональные сообщества.

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности.

Под термином «социальная сеть» в области информационных технологий понимают интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.

Возможности информационных технологий в школьном курсе...

Ключевые слова: мультимедийные технологии, Internet, интерактивная доска, физика.

Если говорить о конкретном применении информационных технологий на уроках физики, то это, прежде всего, использование следующих средств

Роль современных информационных технологий...

- интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов в процессе обучения

Данная категория является основой глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей, включая всемирную информационную сеть Интернет, создающую единое информационное...

Похожие статьи

Сетевые технологии для организации образовательного процесса...

За счёт использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИТК)

Или вы хотите координировать использование интернет ресурсов? А может быть вы хотите

Он должен обеспечивать взаимодействие содержания плаката с пользователем за счет...

Применение ресурсов сети Интернет при подготовке бакалавров...

Сегодня сеть Интернет образует новую более совершенную среду для информационной активности людей.

Основными пользователями сети Интернет в России являются молодые люди в возрасте от 12 до 35 лет, большая часть из которых учащиеся и студенты.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Ключевые слова: вебинар, онлайн обучение, Интернет, информационная система, компьютерные технологии, обучение в сети, средства электронного обучения, учебный курс, Moodle, IT-технологии.

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

Благодаря использованию интерактивной доски экономится масса времени, уроки становятся более живыми и привлекательными, яркими и красочными за

Также возможно воспроизводить информацию напрямую из Интернета при помощи технологий потоковой передачи данных.

Изучение возможностей информационной среды...

компьютерная техника, информационная среда, Школьная библиотека, образовательная организация, педагог, школа, Российская Федерация, внеурочная деятельность, интерактивная доска, локальная сеть.

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Развитие телекоммуникационных и информационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевому взаимодействию самопроизвольно формируются новые социальные объединения — сетевые профессиональные сообщества.

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности.

Под термином «социальная сеть» в области информационных технологий понимают интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.

Возможности информационных технологий в школьном курсе...

Ключевые слова: мультимедийные технологии, Internet, интерактивная доска, физика.

Если говорить о конкретном применении информационных технологий на уроках физики, то это, прежде всего, использование следующих средств

Роль современных информационных технологий...

- интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов в процессе обучения

Данная категория является основой глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей, включая всемирную информационную сеть Интернет, создающую единое информационное...

Задать вопрос