Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 27.02.2014

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Ткачук В. А., Ткачук А. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 227-229. — URL https://moluch.ru/archive/62/9524/ (дата обращения: 22.10.2019).

Статья посвящена раскрытию связи характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями. На основании проведенного исследования сделан вывод о необходимости разработки и реализации персональных программ психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей и противоречий в ценностно-смысловой сфере пациентов.

Ключевые слова: ценности, психологические особенности, наркотическая зависимость, аддикция, здоровье, болезнь.

В рамках комплексного исследования ценностно-мотивационной сферы лиц с наркотической зависимостью нами было проведено исследование индивидуально-психологических особенностей данной группы лиц, а также выявлен характер взаимосвязей между данными категориями [2; 7; 10; 13; 15; 17].

Изучение ценностно-смысловой сферы проводилось с использованием методики УСЦД. Для изучения личностных особенностей использовались опросник Кэттела (форма С), а также методика «Уровень субъективного контроля» («УСК»).

В исследовании приняли участие 40 пациентов (29 — мужского, 11 — женского пола) в возрасте от 18 до 32 лет (средний возраст 23,4±3,6 года) с различными формами наркомании. Героиновая наркомания была диагностирована у 15 пациентов, опийная (употребление кустарных препаратов из опия-сырца) — у 25.

Длительность наркотизации составляла от 3 до 18 лет (в среднем 8,8±3,7 года). Практически все больные начали употреблять наркотики в возрасте — до 19 лет, причем 17 из них — до 15 лет.

Связан ли характер ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями? Ведь от учета этих связей во многом может зависеть программа профилактических мероприятий, а также выделение группы «риска» среди здоровых, предрасположенных к аддиктивному поведению.

В результате наших исследований выяснилось, что ценностная ориентация на общественную деятельность и эстетические переживания, в том числе возможность достижения этих ценностей не связана с психологическими особенностями испытуемых. Следовательно, можно думать, что указанные ориентации у обследованных лиц обусловлены не столько их психологическими (внутренними) константами, сколько воспитательными (внешними) воздействиями [1; 3; 8; 11; 16; 19].

Высокая ориентация на здоровье связана с показателями беспечности, жизнерадостности, легкости восприятия жизненных событий (F+), социабельности, зависимости от группы (Q2-). Однако возможность достижения здоровья не связана с названными психологическими показателями, а обусловлена совершенно другой личностной чертой — недобросовестностью. Таким образом, можно говорить о психологических качествах личности, которые обусловливают, с одной стороны, субъективное завышение ценности здоровья, а с другой, преувеличение своих возможностей в его достижении.

Интересная работа наиболее значима для уверенных в себе, практичных и расчетливых людей. В то же время субъекты с очень близкими психологическими чертами (эмоционально устойчивые, хорошо контролирующие свою жизнедеятельность) почему-то испытывают наибольшие трудности в достижении указанной ценности. Обнаруженный диссонанс, по всей видимости, обусловлен наркотическим поражением психики испытуемых.

Любовь как ценность высоко оценивают испытуемые скромные, покорные, не склонные к доминированию, отчасти неуверенные в себе. Они же менее всего удовлетворены своими любовными отношениями (–Е). Также высоко ставят любовь в иерархии ценностей лица с высоким самоконтролем, организованностью, умением хорошо контролировать свои эмоции (+Q3). Но и они, как свидетельствуют недостоверные корреляционные показатели, не всегда способны достичь желаемого.

Материальное положение высоко ценят лица, испытывающие трудности интеллектуального включения (-В), расчетливые, реалистические, даже где-то циничные (–I), отличающиеся безразличным отношением как к своим неудачам, так и успехам (–Q4). Однако доступной данная ценность бывает в основном для людей самодостаточных, предпочитающих жить и работать самостоятельно (Q2).

В хороших и верных друзьях больше всего нуждаются испытуемые с сентиментальным характером (I+). А препятствует налаживанию социальных контактов их робость и застенчивость (Н).

Ориентация на познавательную деятельность более всего типична для испытуемых нетерпеливых, склонных к фрустрации. Возможно, в условиях реабилитационного центра эти люди могут принимать активное участие во всякого рода учебных занятиях, прежде всего, чтобы снять с себя нервное напряжение. Однако для того, чтобы выйти из кризисной ситуации этого, вряд ли, будет недостаточно [4; 6; 18].

Свободу в поступках и действиях выше всего ценят самоуверенные и хвастливые испытуемые (Е+). Это может мешать им адаптироваться к режимным условиям реабилитационного центра и способствовать образованию конфликтных ситуаций. Дальнейший анализ показывает, что лучше всего ограничения свободы переносят социабельные, зависимые от группы пациенты (Q2-).

Ориентация на счастливую семейную жизнь более характерна для испытуемых, отличающихся добросердечностью, чуткостью, непринужденностью в поведении, готовностью к сотрудничеству (А+). Однако, пациенты с такими психологическими особенностями и в наименьшей степени удовлетворены своим семейным положением. Такой диссонанс вряд ли благоприятствует их реабилитация. В этой ситуации, следовательно, надо особенно надеяться на помощь тех лиц, от которых в значительной мере зависит семейное благополучие наркозависимых [5; 9; 20].

Полученные данные позволяют разрабатывать и реализовывать персональные программы психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей и противоречий в ценностно-смысловой сфере пациентов [12; 14].

Литература:

1.      Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.

2.      Буйнов, Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.

3.      Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010

4.      Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010

5.      Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010

6.      Матусевич, М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. 2012. № 8. с. 360–364.

7.      Матусевич, М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ / С. П. Хвеженко, М. С. Матусееич // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1. с. 222–226.

8.      Матусевич, М. С. Модель виктимности / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый. 2013. № 9. с. 306–307.

9.      Соловьев, А. В. Влияние личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, О. В. Савчук, И. А. Хартанович // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2002. № 4 (32). С. 16–19.

10.  Соловьев, А. В. Особенности психофизиологической адаптации лиц, подвергающихся воздействию знакопеременных ускорений / В. А. Дубовик, А. В. Соловьев // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2001. № 4(28). С. 95–98

11.  Соркина, Л. А. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

12.  Соркина, Л. А. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.

13.  Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

14.  Сорокина, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

15.  Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.

16.  Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

17.  Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша, 2009. с. 120–123.

18.  Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.

19.  Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.

20.  Сыромятникова, Л. И. Безопасность человека как предмет изучения / Л. И. Сыромятникова // в сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы IV Международной научно-практической конференции. науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. 2007. с. 37–41.

Основные термины (генерируются автоматически): особенность, ценностная ориентация, испытуемый, лицо, наркотическая зависимость, психологическая подготовка, реабилитационный центр, ценностно-смысловая сфера пациентов.


Ключевые слова

ценности, здоровье, болезнь, психологические особенности, наркотическая зависимость, аддикция

Похожие статьи

Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц...

ценностная ориентация, испытуемый, лицо, особенность, реабилитационный центр.

Психологические особенности наркозависимых

У испытуемых преобладают персональные и патологические мотивы потребления

Березин С. В., Лисецкий К. С., Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости.

Психологические особенности обучения в процессе образования.

Психологические особенности взаимосвязи гендера...

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности.

То есть, можно сказать, что данная группа испытуемых способна жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной), разделять...

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте. Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении. Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с...

Исследование соотношения ценностных ориентаций...

1) демографических и социальных характеристик испытуемого

Сравнение структур ценностных ориентаций показывает, что у лиц с низким уровнем макиавеллизма высокое количество интегрированных

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов.

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Изучая особенности ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей мы пришли к выводу об относительной недифференцированности восприятия собственной личности испытуемыми – правонарушителями...

Функционирование клинико-психологической реабилитации...

Наличие психологических травм в анамнезе до потери ребенка обнаружилось у 14 испытуемых (50 %).

внутренняя конфликтность и опустошенность, что приводит к блокаде ценностносмысловых образований в мотивационно–личностной сфере (48 %).

Социально-психологические аспекты развития...

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

С точки зрения Л. И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности или ценностные ориентации формирует общество.

Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на...

В соответствии с методикой испытуемым предлагалось сравнивать между собой и ранжировать двенадцать предложенных им ценностей (Ц): сначала по степени важности (значимости) для себя, а затем по

Особенности ценностно-смысловой сферы юношей призывного возраста.

Похожие статьи

Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц...

ценностная ориентация, испытуемый, лицо, особенность, реабилитационный центр.

Психологические особенности наркозависимых

У испытуемых преобладают персональные и патологические мотивы потребления

Березин С. В., Лисецкий К. С., Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости.

Психологические особенности обучения в процессе образования.

Психологические особенности взаимосвязи гендера...

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности.

То есть, можно сказать, что данная группа испытуемых способна жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной), разделять...

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте. Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении. Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с...

Исследование соотношения ценностных ориентаций...

1) демографических и социальных характеристик испытуемого

Сравнение структур ценностных ориентаций показывает, что у лиц с низким уровнем макиавеллизма высокое количество интегрированных

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов.

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Изучая особенности ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей мы пришли к выводу об относительной недифференцированности восприятия собственной личности испытуемыми – правонарушителями...

Функционирование клинико-психологической реабилитации...

Наличие психологических травм в анамнезе до потери ребенка обнаружилось у 14 испытуемых (50 %).

внутренняя конфликтность и опустошенность, что приводит к блокаде ценностносмысловых образований в мотивационно–личностной сфере (48 %).

Социально-психологические аспекты развития...

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

С точки зрения Л. И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности или ценностные ориентации формирует общество.

Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на...

В соответствии с методикой испытуемым предлагалось сравнивать между собой и ранжировать двенадцать предложенных им ценностей (Ц): сначала по степени важности (значимости) для себя, а затем по

Особенности ценностно-смысловой сферы юношей призывного возраста.

Задать вопрос