Профессиональное самоопределение дезадаптированных подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 28.02.2014

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Старостенко Н. В. Профессиональное самоопределение дезадаптированных подростков // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1027-1029. — URL https://moluch.ru/archive/62/9491/ (дата обращения: 21.07.2018).

По причине нарушения процесса общественного развития, социализации индивида происходит дезадаптация молодежи. Подростки являются самым активным психологическим субъектом и поэтому общественно отклоняющееся поведение, наиболее отчётливо проявляется именно у них. С развитием социально дезадаптированного поведения у школьников все больше доминируют отрицательные чувства и эмоции, и это может стать резервом для будущей преступности. Проблемы, связанные с дезадаптацией подростков, давно занимают педагогов и исследователей и являются достаточно актуальными в наше время, потому, в частности, такое явление, как адаптация не изучено в полной мере с психолого-педагогической, социальной, политической, юридической и других позиций. Рассмотрение методов помощи дезадаптированным подросткам, на ранних этапах, остается: реабилитация и коррекция.

Одной из трудностей, возникающих при реабилитации подростков, становится профессиональное самоопределение. Выбор профессии у молодежи с девиантным поведением чаще всего ограничен низким уровнем его знаний и социальной дезадаптацией. Так как многие молодые люди никогда не учились в школе или имеют большой перерыв в учебе, они недостаточно владеют навыками мыслительной деятельности. В свою очередь отсутствие возможности выбора приводит к нежеланию совершать профессиональный выбор как к защитной реакции. Реализация такой реакции можно рассматривать как отсутствие желания к усвоению новых знаний и выбора будущей профессии, которое воспринимается подростком, и его близкими как проявление асоциальности, порождающее агрессию с обеих сторон.

Дезадаптация понимается как результат внутренней или внешней (а иногда той и другой в совокупности) дисгармонизации связи индивида с самим собой и социумом, который проявляется в душевном беспокойстве, нарушениях деятельности, поведения и взаимодействий личности. Причём понятия «дезадаптация», «трудновоспитуемый», и «педагогическая запущенность» взаимосвязаны, а в большинстве случаев не только взаимозаменяемы, но и взаимодополняемы. В подростковом возрасте еще недостаточно сформирован взгляд на окружающий мир, и школьники в большей степени испытывают влияние «извне» [1, с. 258].

Признаками социальной дезадаптации являются девиантное поведение, нарушение правовых и моральных норм, деформация системы ценностных школьных и семейных взаимодействий, нервно-психические отклонения, ранний подростковый алкоголизм, суицидальное поведение. К сожалению, состояние российского общества, в наше время не способно в полной мере решать проблемы дезадаптации подростков и молодежи, но также и обостряет их.

Однако социальная дезадаптация — это процесс, который еще можно обратить, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только проводить профилактику дезадаптации детей и подростков, но и управлять процессом реализации «трудновоспитуемой» молодежи.

Важнейшей помощью в реабилитации социально дезадаптированных подростков является школьная организация систематического учебного процесса, а так же воспитательной работы, предотвращение отсутствия учебной мотивации, устранение проблем, связанных с девиантным поведением. Встреча с «трудными» подростками вызывает у окружающих их людей чувства неприязни и, как правило, раздражение. Но хуже всего то, что агрессию эти школьники вызывают и у своих родителей. Поэтому основная помощь таким подросткам состоит, прежде всего, в снижении этого взаимного раздражения и его последствий.

Часто подростки считают, что работать можно и нужно только кем-то «главным», получая деньги исключительно за присутствие на рабочем месте. Конечно, такие представления — следствие ошибок, допущенных в их воспитании. Поэтому педагогу, желательно при участии родителей, следует довести до сведения школьника, что работа должна соответствовать возможностям человека и что чем выше его должность и зарплата, тем больше у него ответственности. Кроме того, важно объяснить, что престижность работы зависит от наличия реальных интеллектуальных, а так же физических возможностей человека. Если из-за неуспеваемости школьника, заниженной самооценки, а так же возможно и других причин выбор выпускников ограничен, то руководствоваться нужно соображениями моральной и эмоциональной приемлемости работы в рамках существующих возможностей [2, с. 188].

Для подростка с девиантным поведением, испытывающим отвращение к любой работе, все предлагаемые ему варианты кажутся неприемлемыми. Но надо признать, что это достаточно редкий случай. Даже простое сопоставление работ позволяет выявить предпочтения подростка.

Если же у подростка появился пусть поверхностный, но интерес к профессиональной стороне деятельности, желательно провести с ним профессионально-диагностическую работу для первичного выявления возможных профессиональных интересов.

В ходе такой работы подросток может обратить внимание и на новые для него области деятельности или изменить ориентацию в рамках основной сферы. Педагогу необходимо ознакомить подростка с результатами профессиональной диагностики. При этом внимательно выслушать его точку зрения и аргументировать свои высказывания и советы. После того, как результаты этого этапа совместной деятельности подростка, педагога и желательно родителей станут ощутимыми, следует провести объективное обследование состояния здоровья ребенка на предмет пригодности к возможному спектру профессий.

Побудить «трудных» подростков к тому, чтобы они в письменном виде изложили свои профессиональные намерения, интересы, практически невозможно. Поэтому так важно проводить с ними систематические беседы, предоставляя им возможность высказать свое мнение по этому поводу.

Следующий этап можно назвать предметно-образовательной реабилитацией трудного подростка. На этом этапе важная роль принадлежит педагогу-предметнику. Именно он после консультаций с социальным педагогом и психологом может оценить реальные знания ребенка и помочь ему создать необходимую базу для реализации профессиональных планов. Главная цель педагога на этом этапе работы -формирование осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать трудный подросток.

Следует отметить, что профессиональное образование не обязательно должно быть высшим. Оно может иметь различные уровни, что определяет объем и уровень образовательной базы, необходимой для овладения данной профессией. Именно с этих позиций следует определить соответствующий уровень и объем востребованной образовательной базы. Соответственно и ориентировать надо дезадаптированных подростков скорее на репродуктивное узкоспециальное образование, что не исключает достижения ими в будущем профессиональных высот и, следовательно, личностного успеха. Поэтому вероятно надо найти в системе образования специальность достаточно узкого профиля, близкую к предполагаемому профессиональному выбору, и обучаться этой специальности, достигая в ней высокой квалификации.

Как было отмечено выше, дети с девиантным поведением социально дезадаптированы, поэтому необходимо сформировать у них адекватную профессиональную Я-концепцию, так как от этого зависит успешность не только его профессиональной, но и социальной адаптации [2, с.119].

Таким образом, помощь социально дезадаптированным подросткам в профессиональном самоопределении это вопрос, требующий внимания как со стороны педагога, так и со стороны родителей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков, стремиться сформировать правильное с точки зрения морали, правил поведения, социальных ценностей, отношение молодёжи к обществу, к профессии, к труду в целом. Проводя, например, воспитательную работу, необходимо содержательно донести, что именно с выбором профессии связана дальнейшая профессиональная жизнь, её успехи, трудности, продвижение по служебной лестнице и т. д. Также важно подчеркнуть, что занятие определённой должности связано с уровнем квалификации, подготовки, знаний, полученных во время освоения профессии. Со стороны родителей, в данном случае, требуется повышенное внимание в переходном возрасте к своему ребёнку. Необходимо дать правильную установку, немалую роль играет собственный пример, на нём можно показать, что от выбора профессии зависит не только уровень доходов и социальный статус в обществе, а также степень самореализации в работе, довольство или недовольство ею, психологическое здоровье, материальная независимость. Родителям следует прививать морально-нравственные ценности, воспитание и культуру, через которые идёт усвоение общечеловеческих ценностей и норм. Всё это будет способствовать правильному выбору профессии у подростков.

Литература:

1.                  Каткова А. В. особенности профессионального самоопределения аддиктивных подростков // Вестник Московского ун-та. — сер. 20: Педагогическое образование-. -2011.-№ 2. С.119–120.

2.                  Сидоров СВ. Совершенствование воспитательного процесса в сельской школе: монография / Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова, Шадринский филиал. — Москва; Шадринск, 2008. — 207 с.

3.                  Тоистева О. С. профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Народное образование. — 2010. — № 1. С. 258–260.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подросток, выбор профессии, социальная дезадаптация, воспитательная работа, сторона родителей, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, полная мера, трудный подросток.


Похожие статьи

Профессиональное самоопределение подростка...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, девиантное поведение, профессиональная деятельность, подросток

подростки, девиантное поведение, профессиональное самоопределение.

Трудности профессионального самоопределения подростков

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России. Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации. Проблема социализации подростков с девиантным...

Критерии и показатели социально-психологической...

Ключевые слова: социально-психологическая дезадаптация старших подростков, адаптация, социум, девиантное поведение, дегармонизация взаимодействия.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, психоактивные вещества, профилактика, подростки.

- несоблюдение членами семьи норм и правил социального поведения; - дисфункциональные воспитательные стили

Психолого-педагогическое сопровождение процесса...

подросток, социальная дезадаптация, ребенок, девиантное поведение, социальная дезадаптация подростков, психолого-педагогическая помощь, педагог, отношение, отклонение, социальная терапия.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский дом, межличностное взаимодействие, жизненная перспектива...

Проблемы и практический опыт профессионального...

Реабилитационная работа и профессиональное самоопределение подростков осуществлялось через систему воспитательных мероприятий, носивших религиозный характер и в процессе ремесленной подготовки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение подростка...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, девиантное поведение, профессиональная деятельность, подросток

подростки, девиантное поведение, профессиональное самоопределение.

Трудности профессионального самоопределения подростков

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России. Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации. Проблема социализации подростков с девиантным...

Критерии и показатели социально-психологической...

Ключевые слова: социально-психологическая дезадаптация старших подростков, адаптация, социум, девиантное поведение, дегармонизация взаимодействия.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, психоактивные вещества, профилактика, подростки.

- несоблюдение членами семьи норм и правил социального поведения; - дисфункциональные воспитательные стили

Психолого-педагогическое сопровождение процесса...

подросток, социальная дезадаптация, ребенок, девиантное поведение, социальная дезадаптация подростков, психолого-педагогическая помощь, педагог, отношение, отклонение, социальная терапия.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский дом, межличностное взаимодействие, жизненная перспектива...

Проблемы и практический опыт профессионального...

Реабилитационная работа и профессиональное самоопределение подростков осуществлялось через систему воспитательных мероприятий, носивших религиозный характер и в процессе ремесленной подготовки.

Задать вопрос