Библиографическое описание:

Мальгин В. Е. Вариативный подход к тренировочному процессу как фактор формирования образовательной среды учреждения // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 949-951.

В статье рассматриваются методы вариативного подхода к построению тренировочного процесса в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Ключевые слова: образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности.

В современной педагогике наблюдается тенденция повышенного интереса к образовательной среде образовательного учреждений как к явлению, обладающему определенными нормами и условиями влияющими на развитие ее субъектов. Значительность образовательной среды состоит в том, что все происходящие в ней процессы подвержены системному воздействию, а взаимосвязь субъекта и окружения в конечном итоге может изменить и первого, и второго. Образовательная среда школы — это феномен, обладающий комплексом определенных психологических характеристик, влияющих на личность как учащегося так и педагога [Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов].

В «Концепции модернизации российского образования», приоритетном национальном проекте «Образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» перед системой образования стоит задача обеспечить адаптацию личности к жизни в изменяющемся обществе, однако традиционными методами решить данную задачу не представляется возможным, поэтому возникает необходимость в новых стратегиях образования.

Современная концепция средового подхода в образовании, т.е. способа организации среды и оптимизации ее влияния на личность школьника, заключается в том, что среда целостно воздействует на школьника. Она является источником не только осознаваемой, но и бессознательно усваиваемой информации, причём значение имеет не столько объем информации, сколько ее смысловое содержание. Образовательное содержание учебного предмета, согласно средовому подходу, не передаётся ученикам напрямую, а выращивается у них в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объектов, коллективной коммуникации и трактуется как средство их собственного самопроявления. (Ю.С. Мануйлов, А.В. Хуторской, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин) [2, с.6].

Увеличение спектра необходимых возможностей для развития личности ребенка в ходе её жизненного пути обусловило развитие образовательной среды на различных уровнях, в том числе на спортивном занятии, который выступает как образовательное «пространство» для самореализации личности. Пристальное внимание к личностным ресурсам воспитанника в процессе образовательной деятельности, создание условий для выбора способов и содержания образования и воспитания обуславливают развитие образовательной среды тренировочного занятия посредством вариативного подхода к образованию.

Большую роль в реализации вариативного подхода к тренировочному процессу играет применение личностно-ориентированных технологий, успешность которых обуславливается гибким, разноплановым управлением образовательной деятельности каждого воспитанника и овладения умениями взаимодействия, решения проблем и достижения результата. В свою очередь, личностно-ориентированный подход к тренировочному процессу опирается и строится с учетом анализа индивидуальных особенностей юных спортсменов. Под индивидуальными особенностями понимают наличие у спортсмена специфических, свойственных только данному атлету морфофункциональных, двигательных, психологических свойств организма, в совокупности с его социальной принадлежностью, индивидуальной двигательной типологией [1, с.20].

Понятие индивидуализации является интегральным понятием и включает в себя различные компоненты. Индивидуазированный подход в системе подготовки подразделяется на следующие основные части:

-                   индивидуализированные средства тренировки;

-                   индивидуализированные нагрузки при построении тренировочного процесса;

-                   проблема индивидуализации спортивной одаренности.

Вместе с тем не следует понимать индивидуализированный подход в тренировочном процессе как констатирующую абсолютную величину [4, с.161].

Вопрос индивидуализации процесса обучения и воспитания в условиях спортивной школы неслучаен, так как каждый тренер-преподаватель заинтересован не только в улучшении качества усвоения и дальнейшей специализации ребенком преподаваемого вида спорта, но и будучи наставником и помощником для обучаемых, он заинтересован в развитии личностных качеств своего воспитанника.

Компонентом развития индивидуализации у воспитанников спортивной школы является наличие спортивно-оздоровительных групп, в которые приходят дети для выявления индивидуальных способностей и развития задатков которые в последствии являются основополагающими для выбора вида спорта и дальнейшей специализации. Контингент таких групп - это дети родителей, которые сами мало занимались спортом и не имеют каких-то определенных целей в спортивном будущем ребенка, но есть и те, которые посредством организованного тренировочного процесса хотят выяснить предрасположенности ребенка, выявить его задатки, определить желания. Важными условиями для достижения результата в работе спортивно-оздоровительных групп является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений и восстановительных мероприятий. Основными проблемами на данном этапе являются:

-                   недостаточные знания занимающихся о правилах поведения на занятиях;

-                   нежелание трудиться и слабое физическое развитие;

-                   неблагоприятное социальное окружение воспитанников вне учебного учреждения;

-                   отсутствие определенных целей в жизни;

-                   низкий уровень развития психологических качеств;

-                   отсутствие или слабая сформированность положительного эффекта после занятий спортом.

Таким образом, тренер-преподаватель в своей деятельности не только выявляет и развивает специфические способности, используя различные формы, приемы и методы, но обеспечивает психолого-педагогическую поддержку направленную на преодоление вышеперечисленных проблем. Диагностика спортивных способностей затрагивает на этом этапе различные уровни структуры двигательной деятельности, мотивационную сферу, характерологические проявления [5, с.171]. Деятельность тренера-преподавателя спортивно-оздоровительной группы состоит в отслеживании влияния спортивно-образовательного процесса на формирование сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности воспитанников к себе. Большую помощь в воспитании молодых спортсменов окажут встречи с известными спортсменами [3, с.5].

После сдачи контрольно-переводных нормативов принимается решение о переводе воспитанников в группы начальной подготовки определенных видов спорта. Таким образом можно сказать, что задача по ранней ориентации занимающихся по видам спорта на этапе спортивно-оздоровительной подготовки достигнута. Дальнейшее развитие воспитанников и создание условий для овладения ими спортивными умениями и навыками происходит на следующих этапах спортивной подготовки через организацию вариативного подхода к тренировочному процессу.

Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию педагога соответствует определенная деятельность учеников. Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов, для дальнейшего анализа, поощрения, наказания и коррекции [3, с.7]. Особенно это касается разбора выполнения контрольных упражнений и участие воспитанников в соревновательной деятельности.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования которым является спортивная школа складывается из многих компонентов, но именно через организацию вариативного подхода к процессу спортивно-оздоровительного образования детей происходит эффективное развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка. Вариативность в спортивной школе — это возможность использовать различные условия для социализации личности ребенка, конкурентного в каждом возрасте.

Литература:

1.                  Антонов Ю. С. Индивидуальная направленность тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков на этапе спортивного совершенствования: Автореф. канд. пед. наук - М., 1985. - 20 с.

2.                  Бодряшкина М. А. Вариативный образовательный процесс как фактор развития образовательной среды урока Автореф. канд. пед. наук- М., 2012. - 25 с.

3.                  Головихин Е. В. Примерная образовательная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ

4.                  Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры; учебник для институтов физической культуры - М.: Физическая культура и спорт, 1991. - 543 с.

5.                  Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей - М.: ФиС, 1973. - 216 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательной среды, вариативного подхода, тренировочному процессу, образовательной среды учреждения, развитие образовательной среды, Образовательная среда, образовательной среды тренировочного, организацию вариативного подхода, образовательной деятельности, формирования образовательной среды, формирование образовательной среды, тренировочного процесса, Значительность образовательной среды, образовательной среды урока, образовательной среде образовательного, глобальной образовательной среды, воспитанников спортивной школы, процессе образовательной деятельности, личности ребенка, управлением образовательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос