Применение компьютерных технологий при оперативном контроле тренировочных нагрузок футболистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 05.03.2014

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Олимов А. И. Применение компьютерных технологий при оперативном контроле тренировочных нагрузок футболистов // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1063-1065. — URL https://moluch.ru/archive/62/8749/ (дата обращения: 19.10.2018).

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на достижение высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т. д. Одной из важнейших сторон спортивной тренировки является оперативный контроль (2).

Оперативный контроль тренировочных нагрузок при помощи компьютерных технологий в тренировочном процессе позволяет тренерам контролировать и вводить на основе полученных данных коррекции в тренировочных процесс. Актуальными проблемами в тренировочном процессе являются новые формы и виды оперативного контроля выполняемых нагрузок по направленности, величине, координационный сложности, интенсивности и др. Так как контроль нагрузок на тренировочных занятиях позволяет выполнять запланированный объем нагрузок, а также развивать и совершенствовать процесс подготовки спортсменов (3,5,6).

Использование компьютерных технологий при оперативном контроле в тренировочных занятиях спортсменов позволяет на основе контроля нагрузок разрабатывать эффективные варианты тренировочных нагрузок (4).

Применительно к практическому использованию компьютерных программ в тренировочном процессе футболистов, по нашему мнению, это обозначает:

-          тщательная отработанность мотиваций тренировочного процесса не только «принудительного» характера (оценки), но и типа личной заинтересованности и удовлетворения данным процессом;

-          оценка по конечному результату, ограниченному регламентированностью, широкой свободой выбора, поощрение разумного творчества в тренировочном процессе;

-          индивидуальность подхода к тренирующемуся при адаптации в процессе занятий.

Как правило, оперативный контроль проводится с помощью простых необременительных, но информативных методик (1,7). В нашем случае использовалась частота сердечных сокращений. Информативность этой методики состоит в том, что она косвенно отражает состояние ведущих вегетативных систем организма, уровень обменных процессов. Мы считаем, что оперативный контроль наиболее важен, когда целью тренировочного занятия является совершенствование двигательных качеств при различных структурах тренировочных занятий.

Последние годы проблема контроля за функциональным состоянием решается благодаря применению мониторов сердечного ритма РOLAR S — Series, которые очень удобны при контроле за тренировочными и соревновательными нагрузками.

Так исходя из наших исследований, при определении степени влияния нагрузок на общую выносливость было выявлено, что после тренировочной нагрузки малого объема (40 %), направленной на развитие общей выносливости, заключающейся в беге на 4000 метров с умеренной интенсивностью, при низкой координационной сложности, частота сердечных сокращений (ЧСС) во время бега составляла 140–150 ударов в минуту.

Выполнение такой нагрузки вызвало изменение функционального состояния организма молодых футболистов, где скоростные и скоростно-силовые качества имели различные ответные реакции на нагрузку, особенно это отразилось на результатах челночного бега и прыжков в длину с места. Тогда как пространственные и силовые дифференцировки движения не имели существенного изменения. Таким образом, нагрузка вызвала незначительные признаки утомления, выраженные в небольшом снижении уровня скоростно-силовых качеств.

Не изменившиеся показатели координационных способностей свидетельствуют в данном случае, об их хорошей устойчивости. Все это говорит о возможности использования таких нагрузок в тренировочном процессе у молодых футболистов.

В качестве тренировочной нагрузки среднего объема (70 %), направленной на развитие общей выносливости, в нашем исследовании послужило пробегание дистанции 6000 метров с умеренной интенсивностью, при низкой координационной сложности. ЧСС во время бега составляла 150–160 ударов в минуту.

При выполнении нагрузки такого объема состояние скоростных и скоростно-силовых качеств ухудшилось по всем показателям. Значительно снизилась скорость бега на 30 метров и челночного бега. Ухудшились показателя прыжков в длину с места. Все исследуемые показатели координационных способностей имели отрицательную динамику. Возросла ошибка при пространственных и силовых дифференцировках движения. Снизилась скорость выполнения специальных тестов ведения и обводки, а также теста на ловкость. Можно сказать, что все исследуемые показатели имели отрицательную динамику. Использование такой нагрузки в тренировочном процессе не всегда оправдано.

Тренировочной нагрузкой большого объема (100 %), направленной на развитие общей выносливости послужило пробеганне дистанции 8000 метров с умеренной интенсивностью, при низкой координационной сложности. ЧСС во время бега составляла 150–170 ударов в минуту. Выполнение такой нагрузки повлекло за собой ухудшение состояния скоростных и с коростно-силовых качеств по всем показателям. Снизилась скорость бега на 30 метров и челночного бега. Так же, ухудшились результаты прыжков в длину с места. Координационные способности имели отрицательную динамику по всем показателям исследуемых функций. Увеличилась ошибка при дифференцировках пространства и усилия. Снизилась скорость выполнения специальных тестов по ведению и обводки и теста на ловкость. Таким образом, предлагаемая нагрузка вызвала только отрицательные сдвиги, и применять ее в тренировочном процессе нежелательно.

Таблица 1

Количественные характеристики тренировочных нагрузок, направленных на развитие общей выносливости у футболистов 16–18 летнего возраста

Компоненты тренировочной нагрузки

Объемы нагрузки, %

40

70

100

1.

Количество повторений упражнений

1

1

1

2.

Длительность серии упражнений, метр

4000

6000

8000

3.

Интенсивность выполнения упражнений

уморен.

умерен.

умерен

4.

Пауза отдыха между сериями

-

-

-

5.

Координационная сложность упражнения

низкая

низкая

низкая

6.

ЧСС во время выполнения упражнения, уд/мин

140–150

150–160

150–170

При определении влияния нагрузок, направленных на развитие скоростной выносливости, в качестве тренировочной нагрузки, направленной на развитие скоростной выносливости у молодых футболистов послужило неоднократное (4, 6 и 8 повторений) пробегание дистанции в 300 метров с субмаксимальной интенсивностью, при низкой координационной сложности упражнения. ЧСС после прохождения дистанции составляла от 180 до 200 ударов в минуту. Пауза отдыха между повторениями была от 1,5 до 3,0 минут, во время которой выполнялись упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания. Следующее повторение начиналось при ЧСС равной 130–140 ударов в минуту. Нагрузкой малого объема (40 %) считалось четырехкратное пробегание дистанции в 300 метров, среднего объема (70 %) — шестикратное пробегание и большого объема (100 %) — восьмикратное.

При выполнении тренировочной нагрузки малого объема (4 х 300 м.) показатели скоростных и скоростно-силовых качеств имели тенденцию к ухудшению. Так, если скорость бега на 30 метров снизилась, то показатели челночного теста и прыжков в длину с места остались без видимых изменений. Что касается характеристик координационных способностей, то имело место их явное ухудшение. Снизились показатели, как дифференцировок усилия и пространства, так и результаты выполнения специальных тестов ведения и обводки и теста на ловкость. Можно отметить, что нагрузка вызвала определенное напряжение в исследуемых функциях, выраженное в ухудшении целого ряда показателей. Применение подобной нагрузки в тренировочном процессе для развития скоростной выносливости вполне оправдано.

Таблица 2

Количественные характеристики тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростной выносливости у футболистов 16–18 лет

Компоненты тренировочной нагрузки

Объем нагрузки, %

40

70

100

1

Количество повторений упражнений

4

6

8

2.

Длительность серии упражнений, метр

300

300

300

3.

Интенсивность выполнения упражнений

субмакс.

субмакс.

субмакс.

4.

Пауза отдыха между повторениями, мин.

1,5–3,0.

1,5–3,0

1,5–3,0

5.

Координационная сложность упражнения

низкая

низкая

низкая

6.

ЧСС перед началом повторения упражнения, уд/мин.

130–140

130–140

130–140

7.

ЧСС после выполнения упражнения, уд/мин.

180–200

180–200

180–200

При исследовании влияний нагрузки среднего объема (6 х 300 м.) показатели всех исследуемых функций скоростных и скоростно-силовых качеств ухудшились. Наряду с этим имели отрицательную динамику и данные координационных дифференцировок усилия и пространства. Также снизились показатели специальных тестов ведения и обводки и теста на ловкость. Предложенная тренировочная нагрузка вызвала значительные изменения функционального состояния исследуемых функций.

Можно сказать, что применение такой нагрузки для развития скоростной выносливости на определенных этапах подготовки может иметь место.

Выполнение тренировочной нагрузки большого объема (8 х 300 м.) вызвало резкое ухудшение в показателях скорости бегa на 30 метров и челночного бега. Так же, имело место и ухудшение результата прыжков в длину с места.

Характеристики координационных способностей по всем показателям исследуемых функций имели тенденцию к ухудшению. Наряду с этим имело место ухудшение показателей в специальных тестах ведения и обводки, а также в тесте на ловкость.

Таким образом, выполненная тренировочная нагрузка вызвала значительные изменения состояния исследуемых функций и может привести к сильному переутомлению. Использование такой нагрузки в тренировочном процессе можно считать нецелесообразным.

Анализ влияния тренировочных нагрузок различного объема, направленных на развитие скоростной выносливости молодых футболистов показал:

Увеличение объема тренировочной нагрузки от 40 % до 100 % вызывает различные приспособительные реакции исследуемых функций.

Для развития скоростной выносливости у молодых футболистов можно рекомендовать нагрузки малого и среднего объемов, не вызывающие значительного утомления.

Тренировочные нагрузки большого объема не рекомендуется использовать для развития скоростной выносливости, так как они могут привести к перетренировке и срыву процессов адаптации.

Независимо от объема нагрузки, деятельность сердечно-сосудистой системы отличается высокой напряженностью.

Тренировочные нагрузки, направленные на развитие скоростной выносливости, независимо от их объема, оказывают отрицательное воздействие на координационные способности молодых футболистов.

Литература:

1.         Айрапетьянц Л. Р., Годик М. А. Спортивные игры // Управление нагрузками квалифицированных спортсменов // Т., Ибн Сены, 1991 г., с 114.

2.         Бен Сайд Нурредин, Голомазов С. В. Влияние специализированности нагрузки анаэробно-гликолитической направленности на точность двигательных действий футболистов/ Теория и практика физической культуры 1999. № 1 т — С. 24–26.

3.         Верхошанский Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. // Теория и практика физической культуры. 1993. № 8 с 21–27

4.         Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. — 1985. — 176 с.

5.         Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок — М., Физкультура и спорт, 1980 — с.136

6.         Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Учет игровых режимов работы футболистов при построении тренировочных занятий/теория и практика футбола, 2000.-№ 1 (5).-с. 27–30.

7.         Ермаков Н. Н. Содержание и направленность интегрального контроля в учебно-тренировочном процессе футболистов 16- лет на этапе спортивного совершенствования: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук, СГИФК-Смоленск, 2003,-21 с.

Основные термины (генерируются автоматически): тренировочный процесс, скоростная выносливость, тренировочная нагрузка, нагрузка, оперативный контроль, общая выносливость, специальный тест ведения, метр, отрицательная динамика, челночный бег.


Похожие статьи

Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет

Для выявления общей выносливость были использованы следующие тесты: 600 м, 6-минутный бег, на бег 1000 м и упражнения на статическую выносливость.

Развитие общей и специальной выносливости у каратистов в учебно-тренировочном процессе.

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий...

Управление тренировочным процессом в

Величину тренировочной нагрузки В. И. Платонов [6] характеризует и ранжирует в

Поэтому для построения тренировочных заданий, направленных на повышение скоростных возможностей спортсменов, был избран бег.

Контроль физической нагрузки различной направленности...

2. Оперативный контроль — применяется в рамках одного учебного занятия (урока) с целью определения правильной нагрузки и отдыха.

В этот вид контроля входит: бег на 30м с высокого старта, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивание и вис на...

Физиология силовых и контрольно-нормативных упражнений...

Физиология силовых и контрольно-нормативных упражнений в тренировочном процессе по футболу.

Челночный бег на 7х50 м. Быстрота, выносливость. Секунд. Электронные секундомеры. 6. Бег на 2000 метров. Общая выносливость.

Соотношение основных тренировочных средств различной...

Контроль же за интенсивностью тренировочной нагрузки представляется более сложным и важным, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин

- вначале алактатные анаэробные, а затем аэробные упражнения (упражнения на общую выносливость)

Метод круговой тренировки как эффективное средство...

Работа над скоростной выносливостью на «станциях» «круговой тренировки» связана с развитием быстроты.

Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс студентов, занимающихся мини-футболом.

Тест — неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным (соревновательным) упражнением или двигательным качеством.

Развитие общей и специальной выносливости у каратистов...

У мальчиков, занимающихся в секции каратэ, проведено тестирование развития общей и специальной выносливости в учебно-тренировочном процессе. Ключевые слова: развитие, общая и специальная выносливость, каратэ. Актуальность исследования.

Развитие основных физических качеств футболистов

Совершенствование выносливости и скоростных качеств футболистов. В тренировочном процессе футболистов могут использоваться самые разнообразные средства и методы, с помощью которых совершенствуются

4. Челночный бег 7x50м — с интенсивностью 95–100 %.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет

Для выявления общей выносливость были использованы следующие тесты: 600 м, 6-минутный бег, на бег 1000 м и упражнения на статическую выносливость.

Развитие общей и специальной выносливости у каратистов в учебно-тренировочном процессе.

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий...

Управление тренировочным процессом в

Величину тренировочной нагрузки В. И. Платонов [6] характеризует и ранжирует в

Поэтому для построения тренировочных заданий, направленных на повышение скоростных возможностей спортсменов, был избран бег.

Контроль физической нагрузки различной направленности...

2. Оперативный контроль — применяется в рамках одного учебного занятия (урока) с целью определения правильной нагрузки и отдыха.

В этот вид контроля входит: бег на 30м с высокого старта, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивание и вис на...

Физиология силовых и контрольно-нормативных упражнений...

Физиология силовых и контрольно-нормативных упражнений в тренировочном процессе по футболу.

Челночный бег на 7х50 м. Быстрота, выносливость. Секунд. Электронные секундомеры. 6. Бег на 2000 метров. Общая выносливость.

Соотношение основных тренировочных средств различной...

Контроль же за интенсивностью тренировочной нагрузки представляется более сложным и важным, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин

- вначале алактатные анаэробные, а затем аэробные упражнения (упражнения на общую выносливость)

Метод круговой тренировки как эффективное средство...

Работа над скоростной выносливостью на «станциях» «круговой тренировки» связана с развитием быстроты.

Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс студентов, занимающихся мини-футболом.

Тест — неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным (соревновательным) упражнением или двигательным качеством.

Развитие общей и специальной выносливости у каратистов...

У мальчиков, занимающихся в секции каратэ, проведено тестирование развития общей и специальной выносливости в учебно-тренировочном процессе. Ключевые слова: развитие, общая и специальная выносливость, каратэ. Актуальность исследования.

Развитие основных физических качеств футболистов

Совершенствование выносливости и скоростных качеств футболистов. В тренировочном процессе футболистов могут использоваться самые разнообразные средства и методы, с помощью которых совершенствуются

4. Челночный бег 7x50м — с интенсивностью 95–100 %.

Задать вопрос