Автор: Колмакова Мария Владимировна

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 31.01.2014

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Колмакова М. В. Лев Николаевич Митрохин: работы «за подписью» // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 982-986.

Ключевые слова: Митрохин Лев Николаевич (1930–2005), философия религии, работы «за подписью», псевдонимы, Митнев К., Литератор, Хостин Л., Л. Сонин, Л. Н. Сонин, Лемин, Л. Николаев, Тимошин Л.

Научная деятельность Льва Николаевича Митрохина, в качестве основной темы нашего исследования выбрана не случайно. Изучение философии религии и окружающих ее областей гуманитарного знания в том направлении, в котором мы рассматриваем их сегодня, на протяжении практически всего ХХ века (за исключением нескольких последних десятилетий) было затруднено по причинам историческим. Одним из выдающихся деятелей, трудившихся в указанном философском направлении, являлся Лев Николаевич Митрохин. Область его научных интересов обширна и включает в себя такие направления как история философии, философия религии, религиоведение и другие. Исследования Льва Николаевича носят характерные отпечатки времени, благодаря которым стало возможным исследователям сегодня и в последующие годы говорить о специфике становления русской советской и постсоветской философии религии, оформлении русского религиоведения, сектоведения, и многих других наук гуманитарного направления. Не будет ошибкой сказать, что практически ни одно исследование ученых сегодня в области религиоведения, философии религии, сектоведения середины ХХ — начала ХХI веков, не обходится без изучения работ Льва Николаевича. В настоящей работе предлагается провести некоторую систематизацию отдельной части трудов Митрохина, которая поможет осветить его творчество через историю развития взглядов.

Деятельность Льва Николаевича как ученого, философа, религиоведа является значимым этапом в истории советской и российской науки. Существует ряд работ посвященных анализу и критике трудов академика. В настоящем исследовании, считаем необходимым, уделить особенное внимание такому аспекту деятельности Льва Николаевича, как работы, написанные в период с 1958 по 1985 годы с использованием псевдонимов. Ориентируясь на существующую библиографию автора, мы можем говорить о таких псевдонимах как: «Митнев К»., «Литератор», «Хостин Л»., «Л. Сонин», «Л. Н. Сонин», «Лемин», «Л. Николаев» и «Тимошин Л».

В начале нашего исследования необходимо отметить, что особенных списков работ «за подписью», выделенных отдельной группой самим автором (за исключением тех упоминаний, что помещены в список избранных трудов) [1], мы не имеем. Потому в данной работе мы опираемся на те данные, которые имеются в уже указанном источнике («Мои философские собеседники»). Необходимо отметить, что не все работы оказались доступны для ознакомления, по различным причинам. Отчасти, эта проблема связана с массовым списанием литературы подобной тематики из библиотек в советское время, потому некоторые брошюры и статьи существуют лишь в списках литературы, и на данном этапе ознакомиться с ними не представляется возможным. Остается надежда, что единичные экземпляры продолжают существование в частных библиотеках ученых, а так же в региональных библиотеках при учебных заведениях, и со временем будут введены в научный оборот, тогда наш обзор может быть дополнен и претендовать на более полный охват указанной темы. В настоящем исследовании мы предлагаем рассмотреть те работы, которые составляют предмет интереса для исследователей, занимающихся историей изучения возникновения и развития деятельности нетрадиционных религиозных движений как в России, так и за рубежом, в середине ХХ века, а так же всех тех, кто интересуется трудами Льва Николаевича Митрохина — философа, академика Российской академии наук, одного из выдающихся исследователей проблем философии религии и религиоведения.

В настоящем исследовании будет идти речь о двадцати двух работах Льва Николаевича, условно названных нами «за подписью». В первой части нашего обзора мы указали то многообразие «подписей», которые использовал автор, и которые нам удалось обнаружить.

Деятельность Льва Николаевича разворачивалась в достаточно сложный период для его родной страны. Личность его как ученого не оставалась незамеченной, ни в научной среде, ни в среде контролирующих органов власти. Возможно потому мы сегодня говорим о работах «за подписью», как блоке текстов весьма важных для понимания творческого пути Льва Николаевича. К этой мысли нас подвела статья Лекторского В. А., посвященная академику и другу — «Л. Н. Митрохин и проблема религии». Владислав Александрович пишет следующее: «…после 1978 г. и видимое жизненное благополучие было подорвано: Лева оказался на незначительной должности, стал невыездным, одно время ему даже сложно было печататься (некоторые его статьи в это время вышли под псевдонимами)» [2]. Это одно из немногих печатных свидетельств существования тех работ, о которых мы будем говорить в настоящем исследовании. Необходимо сделать одно уточнение. Мы не преследуем цель — провести глубокий философский анализ трудов Льва Николаевича, считаем, что на данном этапе подобная задача была бы преждевременна и неуместна. Своим кратким обзором, мы хотим обратить внимание будущих исследователей на те работы, которые в настоящий момент практически не введены в научный оборот, но, несомненно, представляют особенную ценность для понимания и адекватной оценки научного вклада, который был осуществлен Львом Николаевичем Митрохиным в различных областях философского знания, а также той атмосферы, которая сложилась в середине ХХ века в сфере науки и гуманитарного знания в частности.

Для наиболее наглядного представления работ мы расположим их в хронологическом порядке, вынесем в заголовок наименование «подписи», и ниже приведем краткий анализ текста.

«Литератор»

Одна работа, вышедшая в «Литературной газете» в феврале 1958 года под названием: «Живое слово атеистов». Статья посвящена журналу «Наука и жизнь», наиболее интересным разделом которой для автора является антирелигиозный. С первых строк становится понятно, что автор, сетуя на недостаточный объем, выделенный для печати материалов, так же не очень довольствуется содержанием предлагаемым авторами. Приводятся краткие характеристики следующим статьям: Прокофьев В. «Мы воинствующие атеисты» (которая не слишком смогла порадовать автора конкретным характером рассуждений, но отметилась достаточно сухим изложением и инструктивно-рекомендательным тоном [3], в прочем и само содержание, по мнению автора, оказалось не слишком новым), Гурьев Г. «Всегда ли существовала вера в бога?» (не умаляя авторитет автора статьи, Митрохин отмечает: «разве нет сейчас более злободневных, волнующих широкого читателя проблем, связанных с именами нынешних буржуазных идеологов» [4]), Калинка М. «Как я перестал верить в бога» (в которой повествуется о собственном опыте автора на пути к атеизму. Митрохин говорит о том, что статья ему кажется вполне интересной и логичной, но не вполне соглашается с окончанием, которое «подменяется чисто редакционными соображениями о «нашей атеистической пропаганде»» [5]) и других. Автор отмечает, что выбор статей для публикации оказывается не во всех случаях удачным, а потому большинство читателей без должного интереса относятся к подобного рода текстам. В качестве рекомендации, автор желает редакции продолжать поиски авторов, чьи материалы будут отвечать запросам общества и станут отражением концепции раздела указанного журнала.

«Хостин Л».

Единственная работа, вышедшая в газете «Гудок» в декабре 1958 года под названием: «Кто такие баптисты».

Одна из первых работ Льва Николаевича, посвященная деятельности «Церкви евангельских христиан-баптистов». Текст статьи является ответом читателю газеты Владимиру Андреевичу Горячеву, который просит рассказать о том, кто такие баптисты. Автор приводит общую историческую характеристику, и освещает основные этапы формирования «Церкви евангельских христиан-баптистов». Хотя, необходимо отметить, что в отличие от более поздних работ, посвященных баптизму, настоящая работа носит достаточно эмоциональный характер, не являющийся в строгом смысле научным подходом к изучению указанной темы. В свете известных исторических событий, происходящий в Советском союзе в середине ХХ века, вполне понятен интерес к деятельности данной религиозной организации. Стоит добавить, что интерес к баптизму как явлению не только религиозного, но и общекультурного значения сохранился у Льва Николаевича в течение долгих лет, посвященных изучению этого многогранного религиозного течения. Впоследствии было издано несколько монографий, и большое количество статей, раскрывающих данную тематику.

«Митнев К».

Одна работа, вышедшая в газете «Комсомольская правда» в январе 1959 года под названием «Зритель от души смеется». Работа написана в соавторстве с К. В. Вендровским и посвящена фильму чешского режиссера Эдуарда Гофмана по мотивам рисунков Жана Эффеля «Сотворение мира». Отношение «Митнева К». к указанному мультипликационному фильму весьма положительное: «Нет более веселого изложения первых дней “творения” чем рисунки Жана Эффеля» [6]. Но не только забавное зрелище видит автор заметки в данном фильме. Французский художник затрагивает достаточно серьезные проблемы соотношения добра и зла, хотя некоторый оттенок сарказма все же присутствует как в фильме, так и в самой статье «Митнева К».. В сущности, статья является субъективным примером отношения «советского человека» к религии, христианскому пониманию Сотворения мира в частности, пропагандируемым всеми возможными средствами, в нашем случае, массовой, информации — печати. Возможно сказать, что фильм в основе своей не имеет ввиду Библию в качестве авторитетного текста, скорее — вариации на тему, не более. Карикатурный стиль изображений Эффеля передается от фильма к содержанию текста «Митнева К»..

«Л. Н. Сонин»

Под данной подписью вышла одна работа, опубликованная в соавторстве с Басиным Е. Я. в первом номере «Вопросов философии» за 1964 год. Рецензия с названием «Антикоммунизм богобоязненного пастыря и “холодная война”»

Работа посвящена анализу книги James D. Bales. Communism. Its faith and fallacies. Exposition and criticism. — Michigan, 1962. Авторы выражают несогласие с точной зрения американского теолога, и приводят следующее суждение: «В наше время, когда на всей планете идет упорная борьба между силами войны и силами мира за разумный подход к решению спорных международных проблем, книги подобного рода служат целям защиты позиции крайних реакционеров, которые выступают за гонку вооружений, против всяких переговоров, тех “бешеных” и “ультра”, которые толкают мир на грань ядерной катастрофы. Иными словами, в современных условиях книга Бэйлса является опасным оружием в борьбе против тех, кто выступает за светлое будущее человечества, за то, чтобы люди могли безбоязненно смотреть в будущее. Подобные сочинения не могут не вызывать тревоги у всех людей доброй воли, заинтересованных в дальнейшем прогрессе цивилизации» [7]. Возможно, стоит отметить тот факт, что обнаружить произведение Бэйлса в библиотеках России составляет серьезную проблему.

«Л. Николаев»

Одна работа, вышедшая под названием: «Социология иллюзий» в журнале «Наука и религия» в 1961 г. № 2. Автор — «Л. Николаев» обстоятельно подвергает критике работу Григорьяна Бориса Тиграновича «“Социология религии” или апология религии» [8] вышедшую в 1960 году в издательстве «Знание», указывая на положительные и отрицательные моменты, допущенные в работе. В заключении, автор пишет: «Брошюра Б. Т. Григорьяна — лишь первый шаг в разработке важной и плодотворной темы. Многие существенные вопросы остались пока неразработанными» [9]. Некоторые вопросы Митрохин, впоследствии старался решить на страницах своих исследований, посвященных теме атеизма.

«Тимошин Л».

Подпись, о которой пойдет речь ниже, примечательна тем, что явила научному сообществу целый корпус статей, опубликованных в журнале «Наука и религия» в период с 1982 по 1985 годы, и посвященных единой теме — возникновение и распространение деятельности новых нетрадиционных религиозных организаций в Западных странах.

Самый крупный блок статей, состоящий из одиннадцати работ, связанных единой идеей и разделены между номерами регулярно издаваемого журнала «Наука и религия», представляют собой целостный взгляд автора на проблему становления религиозности в Западных странах. Балагушкин Евгений Геннадьевич дает некоторое указание на эти работы следующим образом: «Среди отечественных ученых Л. Н. Митрохин был одним из пионеров в исследовании данной темы* [* Первые его статьи о новых религиозных движениях в США были опубликованы под псевдонимом Л. Тимошин в журнале «Наука и религия» в 1982–1983 гг.]» [10]. Последние статьи выходили в том же журнале в 1985 году. В поисках информации о псевдонимах, мы имели возможность связаться с вдовой Льва Николаевича Митрохина, Альбиной Ефимовной Митрохиной, из нашей беседы и переписки мы можем выделить множество бесценных аспектов жизни и деятельности Льва Николаевича как ученого и как личности. Алла Ефимовна помогла нам пролить свет на один из наиболее часто встречающихся псевдонимов «Тимошин Л»., в качестве которого была использована девичья фамилия матери ученого. Так же подтвердился тезис о том, что псевдоним был использован в то время, когда подпись собственной фамилией не давала возможности издавать работы. Приведем список указанных работ:

-          Тимошин Л. США: новые «культы» и молодежь/ Наука и религия. 1982. № 7. — С. 60–63.

-          Тимошин Л. США: новые «культы» и молодежь/ Знание — сила. 1982. № 8. — С. 38–39.

-          Тимошин Л. Фатальный исход «Народного храма»/ Наука и религия. 1982. № 9. — С. 55–59.

-          Тимошин Л. Мессия должен быть богаче всех/ Наука и религия. 1982. № 11. — С. 59–63.

-          Тимошин Л. Этот «странный мир Харе Кришна»/ Наука и религия. 1983. № 1. — С. 52–57.

-          Тимошин Л. Этот «странный мир Харе Кришна»/ Наука и религия. 1983. № 2. — С. 59–63.

-          Тимошин Л. «Моисей» Берг: «пастырство флиртующей рыбки»/ Наука и религия. 1983. № 9. — С. 57–60.

-          Тимошин Л. «Моисей» Берг: «пастырство флиртующей рыбки»/ Наука и религия. 1983. № 10. — С. 54–57.

-          Тимошин Л. Сайентология: фантастику в бизнес/ Наука и религия. 1985. № 2. — С. 58–62.

-          Тимошин Л. Сайентология: фантастику в бизнес/ Наука и религия. 1985. № 4. — С. 57–60.

-          Тимошин Л. Вундеркинд из «Миссии божественного света»/ Наука и религия. 1985. № 12. — С. 44–48.

После 1985 года работы «за подписью» не выходили, об этом свидетельствует Альбина Ефимовна, а так же отсутствие каких-либо библиографических данных на их существование.

К сожалению, не все работы «за подписью» нам удалось исследовать. Существует указание на пять статей, которые по различным причинам не могут быть доступны нам, но их стоит упомянуть, сославшись на источники, к ним отсылающие. По данным библиографических списков, а также информации, предоставленной архивом РАН, мы можем говорить о двух блоках ненайденных работ с использованием «подписи».

Первый блок — условно обозначим его в соответствии с подписью «Л. Сонин»

Пять работ, вышедших в период с 1960 по 1964 годы, возможно в разных изданиях. О существовании данных текстов мы знаем из библиографических списков, и только один из них на настоящий момент, стало возможным изучить. Название его: «Школа Гранта Шгиняна». Эта работа была опубликована в журнале «Физкультура и спорт» 1964 года. Весьма нетипичная по направлению своего анализа работа, посвящена спортивным достижениям Гранта Амазасповича Шагиняна, неоднократного чемпиона олимпийских игр и Советского Союза по гимнастике. Автор рассказывает о судьбе спортсмена, о сложностях и радостях работы тренера и молодых гимнастов.

Ненайденными остаются следующие работы за подписью «Л. Сонин»:

-          Почему мы боремся с баптизмом/ Путь Ильича. 15 мая 1960г.

-          О снах, гипнозе и прочем/ Пресс-бюро Комсомольской правды. 19 мая 1960 г. № 61

-          Кто такие баптисты. — М.: Знание, 1960 г.

-          Что такое сектантство. Развернутые планы. — М.: Знание, 1960 г.

Второй блок работ недоступный для анализа исследователя, как и в первом случае, именуется в соответствии с подписью автора — «Лемин».

Название статьи: «Друг в беде», вышедшая в Пресс-бюро Комсомольской правды 5 апреля 1960 годы № 39 за подписью «Лемин». В указанном номере нами работа была не обнаружена. Необходимые работы по уточнению библиографических данных, указанной статьи были проведены, но не принесли желаемого результата.

В настоящее время работы связанные с поиском указанных «ненайденных» текстов оказались затруднительными. Но мы имеем основания надеяться, что статьи будут атрибутированы и проанализированы в последующих исследованиях.

Указанный перечень работ размещен в библиографических списках, опубликован в разделе избранной библиографии в тех изданиях, о которых мы говорили в начале данного исследования, представлен на многочисленных сайтах отсылающих к трудам известного философа, а так же хранится в личном деле академика Льва Николаевича Митрохина в архиве РАН. Мы не теряем надежду познакомиться с этими текстами, чтобы представление научного наследия Льва Николаевича Митрохина было наиболее полным и интересным для исследований в указанных областях знаний.

Литература:

1.         Митрохин Л. Н. Избранная библиография трудов Л. Н. Митрохина/ Мои философские собеседники. СПб.: РХГА, 2005. — С. 629–646. Библиография с незначительными дополнениями была переиздана в изданиях «Философские проблемы религиоведения», «Лев Николаевич Митрохин. (Философия России второй половины ХХ века)» и др.

2.         Лекторский В. А. Л.Н. Митрохин и проблема религии/ Лев Николаевич Митрохин/ Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с.: ил. — (Философия России второй половины ХХ в.). — С. 38.

3.         Митрохин Л. Н. Живое слово атеистов/ Литературная газета. 6 февраля 1958. № 16. — С. 2.

4.         См. там же

5.         См. там же

6.         Митнев К. Вендровский К. В. Зритель от души смеется./ Комсомольская правда. 23 января 1959. № 19. — С. 4.

7.         Сонин Л. Н., Басин Е. Я. Антикоммунизм богобоязненного пастыря и «холодная война» / Вопросы философии. 1964. № 1. — С. 126.

8.         Григорьян Б. Т. «Социология религии» или апология религии. — М.: Знание, 1960. — 32 с. (Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. [Серия 2. Философия 35])

9.         Николаев Л. Социология иллюзий/ Наука и религия. 1961. № 2. — С. 93.

10.     Балагушкин Е. Г. Исследования религиозных новообразований / Лев Николаевич Митрохин/ Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с.: ил. — (Философия России второй половины ХХ в.). — С. 201.

11.     Митрохин Л. Н. Избранная библиография трудов Л. Н. Митрохина/ Мои философские собеседники. СПб.: РХГА, 2005. — С. 629–646.

12.     Митрохин Л. Н. Живое слово атеистов/ Литературная газета. 6 февраля 1958. № 16. С. 2.

13.     Хостин Л. Кто такие баптисты/ Гудок. 10 декабря 1958. № 288. С. 3

14.     Митнев К. Вендровский К. В. Зритель от души смеется/ Комсомольская правда. 23 января 1959. № 19. — С. 4.

15.     Сонин Л. Школа Гранта Шагиняна/ Физкультура и спорт. № 10. 1964. — С. 7.

16.     Сонин Л. Н., Басин Е. Я. Антикоммунизм богобоязненного пастыря и «холодная война» / Вопросы философии. 1964. № 1. — С. 126.

17.     Николаев Л. Социология иллюзий/ Наука и религия. 1961. № 2. — С. 93.

18.     Тимошин Л. США: новые «культы» и молодежь/ Наука и религия. 1982. № 7. — С. 60–63.

19.     Тимошин Л. США: новые «культы» и молодежь/ Знание — сила. 1982. № 8. — С. 38–39.

20.     Тимошин Л. Фатальный исход «Народного храма»/ Наука и религия. 1982. № 9. — С. 55–59.

21.     Тимошин Л. Мессия должен быть богаче всех/ Наука и религия. 1982. № 11. — С. 59–63.

22.     Тимошин Л. Этот «странный мир Харе Кришна»/ Наука и религия. 1983. № 1. — С. 52–57.

23.     Тимошин Л. Этот «странный мир Харе Кришна»/ Наука и религия. 1983. № 2. — С. 59–63.

24.     Тимошин Л. «Моисей» Берг: «пастырство флиртующей рыбки»/ Наука и религия. 1983. № 9. — С. 57–60.

25.     Тимошин Л. «Моисей» Берг: «пастырство флиртующей рыбки»/ Наука и религия. 1983. № 10. — С. 54–57.

26.     Тимошин Л. Сайентология: фантастику в бизнес/ Наука и религия. 1985. № 2. — С. 58–62.

27.     Тимошин Л. Сайентология: фантастику в бизнес/ Наука и религия. 1985. № 4. — С. 57–60.

28.     Тимошин Л. Вундеркинд из «Миссии божественного света»/ Наука и религия. 1985. № 12. — С. 44–48.

29.     Балагушкин Е. Г. Исследования религиозных новообразований // Лев Николаевич Митрохин/ Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с.: ил. — (Философия России второй половины ХХ в.). — С. 172–215.

30.     Лекторский В. А. Л.Н. Митрохин и проблема религии// Лев Николаевич Митрохин/ Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с.: ил. — (Философия России второй половины ХХ в.). — С. 33–41.

31.     Лев Николаевич Митрохин/ Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с.: ил. — (Философия России второй половины ХХ в.).

Основные термины (генерируются автоматически): Тимошин Л, Наука и религия, Льва Николаевича, Льва Николаевича Митрохина, Лев Николаевич, «за подписью», Российская политическая энциклопедия, работ Льва Николаевича, работы «за подписью», Деятельность Льва Николаевича, «странный мир Харе, 2010. — 367с, в середине ХХ века, в журнале «Наука и религия», Философия России, Лев Николаевич Митрохин, «пастырство флиртующей, деятельность Льва Николаевича, Исследования Льва Николаевича, Льва Николаевича Митрохина —.

Ключевые слова

Митрохин Лев Николаевич (1930–2005), философия религии, работы «за подписью», псевдонимы, Митнев К., Литератор, Хостин Л., Л. Сонин, Л. Н. Сонин, Лемин, Л. Николаев, Тимошин Л.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос