Авторы: Павлова Любовь Викторовна, Савинова Елена Юрьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 26.01.2014

Статья просмотрена: 562 раза

Библиографическое описание:

Павлова Л. В., Савинова Е. Ю. Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19» // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 815-818.

В основе ФГОС НОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС НОО, где развитие личности учащегося на основе усвоения им универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Новые стандарты предполагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

-        формирование универсальных и предметных способов действий, атакже опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

-        воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

-        индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. [1;с.4,п.7]

Концепция и требования стандартов в явном виде указывают, что «к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:

-          системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

-          умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

-          коммуникативных и информационных умений. [1; с.11,п.13]

Согласно п.9 ФГОС НОО в составе основных видов УУД выделяют регулятивные. Практика показала, что наибольшие трудности у педагогов возникают при формировании и развитии у учащихся именно регулятивных УУД. Кроме того, для того, чтобы развивать у обучающихся навыки самооценки, тем самым формируя у них регулятивные УУД, учителю необходимо изменить инструменты контроля деятельности детей — формы и методы оценки результатов их работы, что также является трудностью для учителей.

Для успешного формирования и развития регулятивных УУД у учащихся начальной школы необходимы определенные условия. Прежде всего, педагогу с самого начала обучения ребенка в школе необходимо приучать ребенка планировать действия по решению учебных задач, контролировать и оценивать качество выполняемых действий, характеризовать полученный результат, корректировать допущенные в процессе деятельности ошибки; стимулировать стремление детей к деятельности (для того чтобы…(цель), надо…(действий)).

Кроме того, очень важно ставить перед ребенком задачу оценивания результатов своей деятельности. Предметом оценивания, согласно Стандарта, ставятся учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

Необходимо регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на основе сравнения их предшествующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

Оценка становится необходима для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

Сформированность адекватной самооценки — это метапредметный результат, который требует определенной системы работы. Эту работу мы начали с ознакомления с одной из технологий Стандарта — «встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в образовательный процесс».

Помимо 5-ти бальной системы мы используем разные системы оценивания: бинарную (+ -), шкалы, «А- я молодец», «Б- могу лучше», «В- надо постараться». Если задание выполнено верно, ребенок на полях ставит букву «А», если допущены 1–2 ошибки — «Б», 3–4 ошибки- «В»).

Данную технологию отрабатывали на внеурочных занятиях (по формированию культуры исследовательской деятельности, где дети оценивали индивидуальную и групповую работу).

Изучили предмет оценивания: планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) по годам обучения (1,2,3,4 кл.) в динамике.

В данной статье мы представляем методику формирования оценки образовательных результатов по теме «Правописание безударных гласных» в процессе текущего контроля. Оцениванию подлежат следующие предметные умения/действия:

-           умение находить орфограмму «Безударная гласная» в словах;

-          умение определять место орфограммы «Безударная гласная» в слове;

-          умение соотносить орфограмму «Безударная гласная» с изученным правилом;

-           умение находить слова с орфограммой «Безударная гласная»;

-          умение группировать слова с одинаковой орфограммой;

-          умение различать слова с неизученными и изученными орфограммами;

-          умение определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю.

Перед тем, как проводить проверочную работу, мы вместе с детьми определяем критерии оценивания их работы. Критериями выступают проверяемые предметные результаты. Обязательное условие: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ и известны детям до выполнения работы. Оценивание, согласно Стандарта, становится только критериальным, (за что «5», «4», «3» –понятно детям!)

Детям раздаются скрепленные листы формата А 4. На первом листе указана тема проверочной работы, две лесенки (прогностическая оценка, и рефлексивная оценка), таблица, в которую дети будут записывать баллы за выполненные задания, здесь же указаны критерии оценивания, количество баллов и соответствующая им отметка. На втором листе представлены задания базового уровня, а третьем листе — задания повышенного уровня.

Проверочная работа начинается с объявления темы, по которой будут проверяться умения/действия.

Перед началом работы проводится прогностическая оценка сцелью определения исходного уровня умений. Прогностическая оценка представлена в виде лестницы, состоящей из трех ступеней:

первая ступень (нижняя) — «Я часто ошибаюсь в написании слов с безударной гласной»;

вторая ступень (средняя) — «Я иногда допускаю ошибки в написании слов с безударной гласной»;

третья ступень — «Я умению писать слова с безударной гласной».

Дети рисуют человечка или смайлик на ступеньке, соответствующей их уровню умений до начала выполнения работы и приступают к самостоятельной работе. На работу детям отводится 20 минут (часы выводятся на экран или интерактивную доску, можно использовать песочные часы, что помогает детям следить за временем и планировать свою работу).

Учащимся представляется возможность выбрать задания базового уровня или повышенного, что обеспечивает соблюдение принципов Стандарта — принцип дифференциации, вариативности и индивидуализации.

Задания базового уровня оцениваются в 7 баллов — это отметка «3», задания повышенного уровня — в 14 баллов — это отметка «5», (при условии, что все задания выполнены верно, если в задании повышенного уровня допущены 1–2 ошибки — отметка снижается). Отметку «4» за проверочную работу можно получить, выполнив все задания базового уровня и 2- 3 задания (на выбор) повышенного уровня или, выполнив часть заданий базового уровня и часть — повышенного.

В первой части — семь заданий базового уровня, каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл; во второй части тоже семь заданий повышенного уровня, но каждое уже оценивается в 2 балла.

Следующий этап работы — проверка выполнения заданий по эталону. Правильные ответы выводятся на экран. Если задание выполнено верно, учащийся ставит на полях плюс, если неверно — минус. После того, как задания проверены, учащиеся переводят плюсы и минусы в баллы, заполняя таблицуна первом листе, подсчитывают общее количество баллов и переводят их в отметку.

После выполнения работы проводится рефлексивная оценка. Несколько учащихся (по желанию) выходят к доске и проводят рефлексию: «Я выполнял задания повышенного уровня, т. к. считаю, что у меня сформированы проверяемые умения по данной теме, я умею находить орфограмму «Безударная гласная» в словах; определять место орфограммы «Безударная гласная» в слове; соотносить орфограмму «Безударная гласная» с изученным правилом). Все задания я выполнил без ошибок, кроме пятого. В пятом задании проверялось умение «группировать слова с одинаковой орфограммой».Я выполнял задание, но был невнимательный и одно слово записал не в ту группу. Мне нужно упражняться в умении «группировать слова с одинаковой орфограммой». Я получил 13 баллов, а это отметка «4».

При проведении такой работы у детей формируются регулятивные УУД. Кроме того, получаем положительный эффект: увеличивается количество детей в классе с адекватной самооценкой. А сравнив результаты (баллы) работ по математике и русскому языку, дети пришли к выводу, что наш класс с большей гуманитарной направленностью. Рефлексия помогает нам обеспечить достижение метапредметных и личностных результатов, определенных ООП НОО.

После анализа проверочной работы каждый учащийся четко знает, какие умения у него не сформированы или сформированы не в полной мере и просит учителя подобрать задания для формирования соответствующего умения. Это позволяет ребенку самостоятельно работать над формированием данного умения/действия, учитель обеспечивает сопровождение образовательного процесса.

Система работы по формированию адекватной самооценки у учащихся позволяет нам кроме итогового оценивания использовать формирующее (развивающее) оценивание для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Формирующее оценивание — это оценивание для обучения. Мы вместе с детьми используем данные такого оценивания для того, чтобы решить, как далеко каждый ученик уже продвинулся в своей учебе (какие умения он освоил), куда ему необходимо продвинуться (выявленные умения-дефициты) и как сделать это наилучшим способом. Это помогает учащимся определить индивидуальные образовательные маршруты и постепенно переходить из зоны актуального развития (то, что умеют без помощи учителя) в зону ближайшего развития (пока не умеют выполнять самостоятельно).

Литература:

1.                 Стандарт начального общего образования www.edu.ru/index.php? page_id=5&topic_id...

2.                 Ковалева Г.С, Логинова О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М.: Просвещение, 2010. 215 с.

3.                 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2009, 190 с.

4.                 Ковалева Г. С., О. Б. Логинова. Планируемые результаты начального общего образования — М.: Просвещение, 2011. 120 с.

Основные термины (генерируются автоматически): повышенного уровня, базового уровня, задания базового уровня, формированию адекватной самооценки, задания повышенного, задания повышенного уровня, ФГОС НОО, заданий базового уровня, выполнения работы, опыта работы, опыта работы МБОУ, работы МБОУ г, задания повышенного уровня —, листе — задания повышенного, заданий повышенного уровня, в задании повышенного уровня, уровня и часть — повышенного, учебно-познавательных и учебно-практических задач, регулятивные УУД, слов с безударной гласной».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос