Автор: Бутко Светлана Сергеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Бутко С. С. Формирование познавательной активности как основополагающего педагогического условия обучения слабослышащих младших школьников иностранному языку // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 742-743.

Иностранный язык — едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий целью обучение общению. Общение как вид деятельности человека становится не только целью, но и средством достижения этой цели.

На деле этого зачастую не происходит, и первым сигналом неблагополучия для учителя становится явная потеря учащимися интереса к иностранному языку. Большое количество учеников видит в нем лишь набор слов и грамматических правил и не воспринимает его как средство общения. И это зачастую свидетельствует о том, что общения на уроке не происходит, или оно происходит, но реализуемые цели и мотивы не стимулируют ученика к общению. Отметки в школе ставятся обычно не за содержание высказывания, а за форму; например «отлично» получает тот, кто произнёс определённое число фраз, правильно оформленных в языковом отношении. В результате школьники порой просто не понимают для чего необходимо учить иностранный язык [4, с. 69].

Известно, что одной из главных тенденций процесса обучения иностранным языкам в настоящее время является коммуникативность, и большинство учебников и учебных пособий построено на коммуникативной основе. Коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации. В словаре методических терминов приводится следующее определение понятия коммуникация: «специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия».

В чем же заключается сущность коммуникативного метода?

Известно, что всякий метод преследует определенную цель и должен быть адекватен этой цели. Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для обучения говорению. Говорение — чрезвычайно многоаспектное и сложное явление.

Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение — это деятельность, точнее, один из видов человеческой деятельности. В-третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт — высказывание. Важно помнить, за счет чего, на основе чего совершается деятельность говорения, т. е. необходимо рассматривать речевую компетенцию как основу [3, с.15].

Рассмотрим говорение как средство общения.

Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения — говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Во втором случае необходимо владение письмом и чтением. То есть, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения.

Говорение — суть выражения своих мыслей, это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, так как общение — это всегда взаимодействие с другими людьми. Поэтому, являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с прицелом на него. Именно так оно рассматривается в системе коммуникативного метода [1, с.115].

Процесс обучения языку в средней школе занимает довольно продолжительное время (от 6 до 10 лет). Очевидно, что для эффективного овладения языком в таких условиях, необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету. Психология признает, что познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знаниями, умениями и навыками) включает и мотивационные (мотивы, интересы, отношения). Именно мотивационные компоненты определяют для учащегося значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способом выполнения и результатом деятельности.

Мотивация — это источник активности, и источник направленности на предметы и явления деятельности, в результате его возникает активность. Проблема мотивации особенно важна при обучении иноязычному речевому общению, характерной чертой которого является отсутствие естественной потребности в коммуникации. Поэтому для учителя иностранного языка столь важна заинтересованность школьников не только и столько в результатах своего учебного труда, сколько в процессе достижения этого результата. На современном этапе развития теории и практики преподавания иностранного языка вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников по праву считается одним из центральных. Качество обучения во многом зависит от того, насколько мотивировано оно в глазах учащихся. Такое наложение является вполне естественным и неоднократно доказанным, так как любая деятельность, в том числе и речевая, начинается с побудительно мотивационной фазы [5, с.10].

При искусственно созданном общении познавательная активность имеет важное значение. Познавательная активность — необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению конкретно поставленных задач. В последние годы данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и др.

По словам И. А. Зимней, «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [2, с.73]. В области обучения иностранному языку психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др.

Наличие мотива имеет огромное влияние на инициативное участие ученика в изучении предмета. Мотив — это опредмеченная потребность, но предметы потребности могут быть разными. Например, при изучении иностранного языка у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого — обещанная за хорошие оценки награда. В первом случае мотив, который побуждает ученика к деятельности, внутренний по отношению к личности, и по отношению к учебной деятельности, во втором же случае мотив по отношению к личности также внутренний, но по отношению к учебной деятельности он внешний. Таким образом, в зависимости от связи мотивов с содержанием и особенностями выполняемой деятельности различают внешние и внутренние мотивы [7, с.60].

Познавательный мотив придает деятельности особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для учащегося самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит «бескорыстная жажда познаний». При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями, встающими на пути усвоения. Познавательные мотивы осознаются им, т. к. они являются реально действующими». Такие мотивы в отличие от только «понимаемых» мотивов имеют место тогда, когда созданы условия, позволяющие человеку поставить перед собой цель и действовать для её достижения. Если таких условий нет и соответствующая мотиву цель не поставлена, этот мотив не вызывает деятельность, он создает лишь общую направленность интересов. Поэтому в процессе обучения (в нашем случае иностранному языку) важно создать такие условия, при которых учащийся побуждается осознаваемыми «реально действующими» мотивами. Только в этом случае иноязычные знания и деятельность в целом усваиваются не формально, а осознанно.

Однако для того, чтобы учебная деятельность осуществлялась полноценно, одновременно должны действовать и внутренние, и внешние мотивы. Лишь сочетание внешних и внутренних мотивов образует систему, в которой они, однако, играют неодинаковую роль: внутренние мотивы придают учебным действиям ученика определенный смысл, внешние мотивы (узколичные положительные и отрицательные) в основном являются непосредственным побуждением к действию [6, с. 27].

На разных этапах развития личности могут выступать различные ведущие мотивы. Для учеников младшего школьного возраста ведущим мотивом учебной деятельности обычно является мотив, обусловленный учением вообще, пребыванием в школе; для учеников среднего школьного возраста ведущим может стать, например, мотив, определяющий их положение в ученическом коллективе; для учеников старшего школьного возраста в качестве мотива учения может уже выступать представление о будущей деятельности, профессии. Этот мотив может придать жизненный смысл деятельности по овладению иностранным языком, если последнюю включить в ведущую деятельность. Но одного этого мотива может оказаться недостаточно для полноценного выполнения учащимися учебных действий, связанных с овладением иностранным языком. В этом случае нужно подключить другие мотивы, например познавательный мотив, связанный с овладением способами действий с материалом, «соревновательные» или узколичные положительные мотивы (награда, поощрение, похвала и т. п.).

Литература:

1.      Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.- М., 1982, с. 239

2.      Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М., 2001, с.416

3.      Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1978, с. 154.

4.      Конышева А. В. Современные методы обучения иностранному языку. –Минск.: «Терра-Системс». 2004, с.112

5.      Леонтьев А. А. Психолингвистика // Психологический словарь. Изд. 2-е. — М., 1996, с.276

6.      Маслыко Е.А Бабинская П.К Будько А.Ф Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Минск Высшая школа, 1992,с.522.

7.      Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — с.58–64.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранному языку, школьников иностранному языку, речевой деятельности, к учебной деятельности, отношению к учебной деятельности, вид деятельности, случае мотив, иностранного языка, учебной деятельности школьников, вид деятельности человека, средство общения, познавательной активности, обучения иностранному языку, вид речевой деятельности, случае иностранному языку, видами речевой деятельности, школьного возраста ведущим, обучения школьников иностранному, узколичные положительные мотивы, видом речевой деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос