Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 20.01.2014

Статья просмотрена: 9965 раз

Библиографическое описание:

Лазаренко, А. А. Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации / А. А. Лазаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 479-484. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8945/ (дата обращения: 25.04.2024).

В достижении конкурентоспособности организации центральное место принадлежит оценке. Так, на рис. 1 представлен механизм превращения факторов конкурентоспособности в конкурентные преимущества, которые, в конечном итоге, способствуют достижению конкурентоспособности субъекта конкурентных отношений.

Рис. 1 Схема достижения конкурентоспособности субъекта

Факторы конкурентоспособности делятся на внутренние и внешние — в зависимости от источника их возникновения.

Внутренние факторы — это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К ним можно отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический персонал, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материально-технического обеспечения и др. [1, с.320].

Внешние факторы — это социально-экономические и организационные отношения, формирующиеся вне предприятия (во внешней среде) и влияющие на деятельность предприятия, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического и административного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране и т. п. [2, с.112].

В выявлении этих факторов огромную роль играют модели структурного анализа М.Портера — ценностная цепочка, 5-факторная модель, конкурентный ромб. Далее среди этих факторов выделяются ключевые факторы успеха (КФУ) на основе их дальнейшей количественной оценки, а также корреляционного, факторного и других видов статистического анализа. Ключевые факторы успеха, в свою очередь, являются источником конкурентных преимуществ, а конкурентные преимущества способствуют достижению конкурентоспособности.

Оценка и анализ должны проводиться регулярно для того, чтобы своевременно учитывать изменения конкурентной среды, а также внутреннего состояния предприятия, стратегических задач повышения конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, и могут служить основой для комплексного подхода по дальнейшей разработке и построению модели управления конкурентными преимуществами предприятия.

Инструментарием для разработки и построения модели может служить применение математического моделирования, позволяющего выявить особенности функционирования экономического субъекта, и на основе этого предсказывать будущее его поведение при изменении каких-либо параметров. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз. Данная схема лежит в основе управленческого решения.

В литературе предлагается несколько способов оценки уровня конкурентоспособности предприятия, но почти все они основаны на двух методах оценки [3, с.90]:

1. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности на основе многофакторной модели. Оценка конкурентоспособности по данному методу проводится в три этапа, они представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Этапы проведения оценки конкурентоспособности на основе многофакторной модели

Данный метод основан на сравнении уровня конкурентоспособности предприятия с нормативными значениями.

На первом этапе оценки уровня конкурентоспособности предприятия на основе многофакторной модели осуществляется разделение всех оценочных показателей работы предприятия на три группы: организационно-экономические; организационно-технические; финансово-экономические.

Далее рассчитываются значения данных показателей в динамике за исследуемый период с учетом разделения их на стимуляторы и дестимуляторы. Стимуляторы — это те показатели, которые должны стремиться к увеличению, так как, это будет улучшать общую оценку работы предприятия (например, показатели «производительность труда», «фондоотдача», «рентабельность» и т. п.). Дестимуляторы — это показатели, величина которых должна стремиться к уменьшению, так как именно такая их динамика приведет к улучшению оценки работы предприятия (например, трудоемкость, количество нарушений трудовой дисциплины, текучесть кадров и т. п.).

2. Второй метод — это оценка конкурентоспособности по отдельным элементам комплекса маркетинга. Данная методика предполагает осуществлять оценку в четыре этапа (рис. 3) [2, с.88].

Рис. 3. Этапы проведения оценки уровня конкурентоспособности предприятия по отдельным элементам комплекса маркетинга

Методика основана на том, что критерии конкурентоспособности организации группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга: продукт; цена; доведение продукта до потребителя; продвижение продукта (маркетинговые коммуникации). Для расчетов по перечисленным элементам используются количественные показатели. Кроме того, используются показатели деловой активности и эффективности деятельности предприятия. По результатам расчетов определяется положение предприятия на рынке: лидер, претендент на роль лидера, последователь, занявший рыночную нишу, и банкрот.

Оценка возможностей предприятия позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 4).

Рис. 4. Многоугольник конкурентоспособности

По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике на рис. 4 оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (чаще в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных организаций, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная компания-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность. По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого компаниями-конкурентами. На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям и разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.

Особого внимания заслуживает процесс оценки конкурентоспособности предприятий непроизводственной сферы, потому что большинство методов не подходит для данной группы организаций.

На основе изученных методов оценки конкурентоспособности фирм предлагается использовать системный подход к комплексному оцениванию, построенный на квалиметрическом подходе и основанный на количественном оценивании качества.

Комплексный метод квалиметрического подхода позволит создать образ качества, что даст возможность оценить уровень конкурентоспособности предприятия непроизводственной сферы на основе качества его резервов. При этом качество в данном контексте будет рассматриваться как совокупная характеристика сущности объекта исследования, обусловленная его свойствами и признаками [4, с. 11–12].

Основные этапы оценивания качества резервов конкурентоспособности на основе квалиметрического подхода занесены в схему на рисунке 5.

Рис. 5. Алгоритм оценки качества резервов конкурентоспособности фирмы

Квалиметрический подход предполагает использование метода экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать как специалисты предприятия, так и приглашенные эксперты. Численность экспертной группы должна быть от 5 до 10 человек, в зависимости от сложности объекта. Руководитель экспертной группы в личной беседе с каждым из потенциальных экспертов должен определить, насколько каждый специалист сможет участвовать в квалиметрическом анализе.

Оценивание качества резервов ресурсов предприятия непроизводственной сферы должно осуществляться на основе их адаптивности, надежности, активности и рыночной ценности. Данным характеристикам присущи следующие критерии и группы показателей.

Таблица 1

Показатели и критерии оценки качества резервов ресурсов конкурентоспособности

Характеристика

Критерий

Показатель

Адаптивность

— количество систем менеджмента

— система управления базами данных

— универсальность резервов ресурсов

Уровень внедрения систем качества

Уровень информатизации и компьютеризации

Уровень универсальности резервов ресурсов

Надежность

— ресурсозависимость

— социальная значимость

— каналы сбыта

—способность к самофинансированию

— текучесть кадров, обеспеченность кадрами; профессионализм

— дефицит или излишек средств

— кредиторская и дебиторская задолженность, задолженность по выплате заработной платы

Уровень самосохранения

Уровень доступности

Уровень самофинансирования

Уровень обеспечения кадрами

Дефицит/излишек средств

Уровень задолженности

Активность

— уникальные виды товаров, сопровождающие услуги

— инвестиции

— корпоративная культура предприятия

Уровень инновационности услуг

Уровень инвестиционной привлекательности

Уровень корпоративной культуры

Рыночная ценность

— система льготного кредитования;

— наличие государственной программы на поддержание отечественных предприятий;

— выполнение обязательств;

— социальная ответственность

— корпоративная ответственность;

— соотношение цена — качество

— имиджевая политика предприятия;

— узнаваемость (известность) предприятия

Уровень государственной поддержки

Уровень деловой репутации

Качество услуг

Имидж предприятия

Анализ качества резервов ресурсов необходимо проводить в следующей последовательности [2, с. 109]:

1)                 выбор показателей, наиболее полно характеризующих качество резервов ресурсов;

2)                 определение ретроспективного периода анализа (m);

3)                 предоставление данных показателей по годам в виде матрицы Aij;

4)                 определение максимального значения каждого показателя по годам Maxi;

5)                 определение весовых коэффициентов показателей (Vk), при этом:

,                                                                                                                   (1)

Поскольку используемые показатели имеют различный вес, следовательно, необходимо вычислить вес каждого из них. Для определения веса каждого показателя (Vk) проводится экспертный опрос. Полученные экспертные оценки в баллах от 1 до 10 по показателям представляются в виде матрицы. Вес показателей определяется как частное от деления суммы баллов показателя на общую сумму баллов.

При проведении анализа полученных экспертных данных необходимо определить согласованность действий экспертов и достоверность экспертных оценок. Определение согласованности мнений экспертов производится путем вычисления числовой меры, характеризующей степень близости индивидуальных мнений — коэффициента конкордации. Величина коэффициента конкордации изменяется в пределах от 0 до 1. Если коэффициент конкордации равен 0, это свидетельствует о том, что согласованности вообще нет, если же данный коэффициент равен 1, то считается, что согласованность экспертов полная [4, с.40].

Расчет коэффициента конкордации осуществляется по формуле (2):

,                                                                                                      (2)

где S — сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого показателя от среднего значения; n — число экспертов; m — число объектов экспертизы.

После установления достоверности полученных экспертных данных, проводится обработка результатов анкетирования путем определения количественной оценки качества резервов конкурентоспособности.

Расчет коэффициента качества резервов конкурентоспособности осуществляется по формуле (3):

,                                                                                                         (3)

где Pf — коэффициент качества ресурсов; Qf — фактический показатель, характеризующий качество резервов ресурсов; Qmax — наилучший показатель среди аналогов оцениваемых показателей качества резервов ресурсов; Qmin — наихудший показатель среди аналогов оцениваемых показателей качества резервов ресурсов.

Для повышения точности используются весовые коэффициенты (Vk). Следовательно, общий коэффициент качества резервов ресурсов (WQR) будет иметь вид:

                                                                     (4)

С помощью данной интервальной шкалы можно определить уровень качества резервов конкурентоспособности по пяти уровням («высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего», «низкий») (табл. 2).

Таблица 2

Показатели и критерии оценивания качества резервов ресурсов конкурентоспособности деятельности предприятия непроизводственной сферы

Количественная интерпретация

Лингвистическая интерпретация

Описание уровня качества

0,81–1

Высокий

Высокому уровню характерны высокие значения по всем выбранным показателям

0,61–0,8

Выше среднего

Выше среднего уровень характеризуется рыночной ценностью и надежностью ресурсов среднего уровня. Высокий уровень активности и адаптированности является обязательным

0,41–0,6

Средний

Средний уровень является фундаментом в дальнейшей конкурентной борьбе. Уровень активности ресурсов и их адаптивность к изменениям внешней среды является средним; ниже среднего уровня является надежность ресурсов, и высокий уровень рыночной ценности является априорным.

0,21–0,4

Ниже среднего

Ниже среднего уровень свидетельствует о низких значениях оцениваемых показателей, характеризующих адаптивность, надежность, активность, но в целом сохраняется их рыночная ценность за счет государственной поддержки и имиджа предприятия

0–0,2

Низкий

Низкий уровень показывает, что фирма является неадаптированной к быстроизменяющейся внешней среде; рыночная ценность снижена, и она не обладает конкурентными преимуществами; низкая надежность проявляется через низкий уровень самосохранения, самофинансирования доступности, дефицита средств и высокого уровня задолженности

Таким образом, можно сделать вывод, что оценивание конкурентоспособности предприятия непроизводственной сферы через уровень качества резервов ресурсов с использованием метода квалиметрии позволяет определить полноту их использования в течение анализируемого периода, выявить узкие места и направления совершенствования.

Литература:

1.         Герчикова И. Н. Маркетинг/И. Н. Герчикова. — М.: Маркет ДС, 2012. — 470с.

2.         Чернецова Г. М. Методы научных исследований в экономике: теоретические аспекты: учеб. пособие / Г. М. Чернецова. — Симферополь: АРИАЛ, 2010. — 208 с.

3.         Дорофеева В. В. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленных предприятий / В. В. Дорофеева // Известия ИГЭА. — 2011. — № 4. — С. 89–94.

4.         Федюкин В. К. Основы квалиметрии. Управление качеством продукции / В. К. Федюкин. — М.: Филинъ, 2012. — 296с.

Основные термины (генерируются автоматически): рыночная ценность, непроизводственная сфера, показатель, уровень, многоугольник конкурентоспособности, многофакторная модель, отдельный элемент комплекса маркетинга, оценка, среднее, внешняя среда.


Похожие статьи

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Данные показатели, в свою очередь, характеризуют либо результат, либо процесс деятельности предприятия в какой-либо сфере.

Индексы конкурентоспособности рассматриваемых магазинов. Критерий оценки. Средняя оценка критерия по 5 балльной шкале.

Исследование показателей поведения потребителей...

Средняя оценка. Вес. коэффициент.

На основе коэффициентов регрессии была построена многофакторная регрессионная модель для оценки взаимосвязи факторов, влияющих на удовлетворение

Авторами был проанализирован комплекс маркетинга в компании.

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

- на основе среднего арифметического значения показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции

Модель оценки конкурентоспособности коммерческого банка.

Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке

1. Определение уровня рыночной концентрации, который определяется по следующей системе показателей

Основные термины (генерируются автоматически): уровень конкуренции, оценка уровня конкуренции, рынок, компания, внешняя среда, итоговый балл, индекс...

Оценка конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале...

Конкуренцияэлемент рыночного механизма, реализующийся в форме

Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по

Рис.2. Иерархия уровней конкурентоспособности. Сбор информации о конкурентной среде...

Исследование конкурентоспособности предприятия сферы...

Оценка конкурентоспособности с учетом факторов внутренней среды фирмы.

Проведенная несколькими методами оценка конкурентоспособности (Модель Портера, «Многоугольник конкурентоспособности предприятия»[3], Метод рейтинговой оценки [4]) предприятия сферы...

Анализ конкурентоспособности обувной марки Carlo Pazolini

Определим показатель уровня конкурентоспособности торговой марки Carlo Pazolini

Оценка конкурентоспособности эксклавного региона на основе адаптированной модели

Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга.

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

Эти показатели для оценки конкурентоспособности при помощи оценки уровня стабильности бизнеса. Предприятия должны адаптироваться к изменениям на внутреннем рынке и на международном уровне (интересы, потребности, качество, дизайн и т. д...

Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой...

- внешняя среда.

Модель конкурентоспособности учитывает в себе все направления оценки по: экономическим показателям, мнению потребителей, привлекательности товара, маркетинговой деятельности.

Похожие статьи

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Данные показатели, в свою очередь, характеризуют либо результат, либо процесс деятельности предприятия в какой-либо сфере.

Индексы конкурентоспособности рассматриваемых магазинов. Критерий оценки. Средняя оценка критерия по 5 балльной шкале.

Исследование показателей поведения потребителей...

Средняя оценка. Вес. коэффициент.

На основе коэффициентов регрессии была построена многофакторная регрессионная модель для оценки взаимосвязи факторов, влияющих на удовлетворение

Авторами был проанализирован комплекс маркетинга в компании.

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

- на основе среднего арифметического значения показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции

Модель оценки конкурентоспособности коммерческого банка.

Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке

1. Определение уровня рыночной концентрации, который определяется по следующей системе показателей

Основные термины (генерируются автоматически): уровень конкуренции, оценка уровня конкуренции, рынок, компания, внешняя среда, итоговый балл, индекс...

Оценка конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале...

Конкуренцияэлемент рыночного механизма, реализующийся в форме

Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по

Рис.2. Иерархия уровней конкурентоспособности. Сбор информации о конкурентной среде...

Исследование конкурентоспособности предприятия сферы...

Оценка конкурентоспособности с учетом факторов внутренней среды фирмы.

Проведенная несколькими методами оценка конкурентоспособности (Модель Портера, «Многоугольник конкурентоспособности предприятия»[3], Метод рейтинговой оценки [4]) предприятия сферы...

Анализ конкурентоспособности обувной марки Carlo Pazolini

Определим показатель уровня конкурентоспособности торговой марки Carlo Pazolini

Оценка конкурентоспособности эксклавного региона на основе адаптированной модели

Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга.

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

Эти показатели для оценки конкурентоспособности при помощи оценки уровня стабильности бизнеса. Предприятия должны адаптироваться к изменениям на внутреннем рынке и на международном уровне (интересы, потребности, качество, дизайн и т. д...

Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой...

- внешняя среда.

Модель конкурентоспособности учитывает в себе все направления оценки по: экономическим показателям, мнению потребителей, привлекательности товара, маркетинговой деятельности.

Задать вопрос