Управленческая работа — это интеллектуальный труд, который, хотя и не создает материальные объекты напрямую, является важной частью общего процесса производства и, следовательно, считается производительным трудом.
Трудовая активность людей в сфере производства становится предметом управленческого воздействия лишь в преобразованной форме — через информационные процессы и их различные проявления. Информация выступает специфическим объектом, на который направляется управленческая работа. Управленческий труд включает в себя логическое мышление, творчество и использование технологий для обработки, анализа и применения информации.
Основная задача управленцев — определять цели, разрабатывать способы их достижения и организовывать работу коллектива. Руководители, работая с информацией, принимают решения, необходимые для улучшения работы организации. Для этого они используют информационные технологии и организационные инструменты. Результатом управленческой деятельности являются управленческие решения, которые влияют на работу организации и оцениваются по достижению поставленных целей. Эти решения реализуются через конкретные действия, направленные на преобразование деятельности. Управленческое воздействие на коллектив — это уникальный результат профессиональной управленческой работы [1,2].
Совокупность перечисленных характеристик формирует комплекс психологических особенностей управленческого труда, который отличает его от других профессиональных сфер. Степень проявления этих особенностей зависит от уровня управленческой иерархии: чем выше статус руководителя, тем ярче выражены характерные черты его деятельности. Континуум управленческих ролей простирается от руководства малыми группами до управления крупными организациями (табл. 1).
Таблица 1
Характеристики управленческого труда
|
Аспект |
Описание |
|
Природа труда |
Умственный, производительный труд, не создающий материальные блага напрямую, но являющийся частью труда совокупного рабочего |
|
Объект труда |
Информация |
|
Основное содержание |
Определение целей, формирование методов их достижения, организация коллективной деятельности |
|
Инструменты |
Организационная и вычислительная техника |
|
Результат |
Управленческие воздействия (решения), влияющие на деятельность организации |
|
Оценка результата |
По степени достижения стратегических и оперативных целей |
В современности существует множество подходов к пониманию сущности управленческой деятельности, каждый из которых раскрывает отдельную её сторону. Эти подходы делятся на организационные (внепсихологические) и психологические. Организационные направления исторически сложились раньше и получили большее развитие, поэтому они преобладают (табл. 2) [3].
Таблица 2
Подходы к анализу управленческой деятельности
|
Подход |
Основная идея |
Представители /Примеры |
|
Микроанализ |
Разложение деятельности на элементарные операции («терблиги»»), изучение временной структуры |
Ф. У. Тейлор |
|
Эмпирический анализ |
Изучение крупных компонентов деятельности через классификацию задач и ситуаций |
Анализ видов содержания труда, ситуационный анализ |
|
Ролевой подход |
Управление как выполнение социальных ролей в процессе межличностного взаимодействия |
Г. Юкл |
|
Дименсиональный подход |
Анализ через измерения менеджерского поведения (19 параметров) |
Г. Юкл |
|
Нормативный подход |
Сравнение индивидуального стиля с нормативно одобренным способом деятельности (НОСД) |
- |
|
Функциональный подход |
Анализ через выполнение основных управленческих функций |
Административная школа (Файоль) |
Зарождение микроанализа управленческой деятельности относится к рубежу XIX–XX веков и связано с работами по научной организации труда (Ф. У. Тейлор и др.). Исследование относительно простых профессиональных действий позволило сформулировать универсальный вывод: любую деятельность можно разложить на повторяющийся набор элементарных операций (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ подходов к управленческой деятельности
|
Критерий |
Микроанализ |
Ролевой подход |
Функциональный подход |
|
Единица анализа |
Элементарные действия(«терблиги») |
Социальные роли |
Управленческие функции |
|
Уровень обобщения |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Преимущества |
Детальность, объективность |
Учет межличностного взаимодействия |
Системность, универсальность |
|
Недостатки |
Игнорирует содержательную основу |
Не раскрывает механизмы деятельности |
Может быть слишком абстрактным |
Микроанализ предполагает описание наиболее мелких единиц деятельности — «терблигов» — и установление их временной структуры. Такой технократический подход был перенесен на анализ управленческого труда. Управленческая деятельность состоит из множества коротких и часто меняющихся действий руководителя: общение, коммуникации, реагирование на события, отдача распоряжений и т. д. Исследования показали, что рабочий день руководителя насыщен разнообразными и быстро сменяющимися действиями, которых может быть более двухсот за восемь часов [4].
Временной анализ как вторая разновидность микроанализа направлен на исследование распределения рабочего времени руководителя. Он выявляет долю времени, затрачиваемую на различные компоненты деятельности. Так было установлено, что значительная часть управленческих действий длится менее девяти минут, тогда как лишь небольшая часть продолжается более часа (табл. 4).
Таблица 4
Временной анализ управленческой деятельности
|
Характеристика |
Результат анализа |
|
Количество действий за день |
Более 200 |
|
Действия короче 9 минут |
Значительная часть |
|
Действия длиннее часа |
Небольшая часть |
|
Основной способ коммуникации |
Вербальное общение |
|
Типичные черты |
Фрагментарность, частая смена задач, прерывания |
Микроанализ позволяет выявить следующие особенности управленческой работы: высокий уровень насыщенности кратковременными действиями; постоянное вмешательство внешних факторов; широкая сеть контактов; преимущественное использование вербальной коммуникации; фрагментарность и незавершённость многих действий; быстрое переключение между задачами; совмещение нескольких дел; систематические прерывания работы вследствие неожиданных обстоятельств. Однако этот анализ описывает лишь внешнюю, объективную сторону управления [5,6].
Эмпирический анализ ориентирован на изучение более крупных компонентов управленческой деятельности. Он включает:
а) анализ видов содержания труда руководителя, предполагающий классификацию множества «мелких» дел в несколько основных групп;
б) анализ представления этих видов в деятельности руководителя — их удельного веса, значимости, способов реализации.
Ситуационный анализ как разновидность эмпирического подхода предполагает выделение и изучение конкретных управленческих ситуаций. Он используется и в исследовательской практике, и в обучении менеджеров. Управленческая ситуация становится единицей анализа, позволяющей описать сложность реальных управленческих процессов.
Психологическая теория управленческой деятельности отмечает важную закономерность: чем крупнее единица анализа, тем полнее сохраняется специфика деятельности, но тем хуже раскрываются её механизмы, и наоборот. Это определяет ключевой методологический вопрос: как определить оптимальный масштаб единицы анализа?
Одним из решений является выделение минимальной единицы, содержащей все ключевые характеристики деятельности в целом. Такие единицы должны сохранять полноту содержания и одновременно обладать минимальной дробностью.
Психологический подход к изучению управления анализирует деятельность на уровне конкретных действий и способов их организации. Этот подход хорошо подходит для анализа простых взаимодействий, но ограничен при изучении сложных взаимоотношений между людьми. Поэтому его часто используют в сочетании с другими методами.
Ролевой подход (Г. Минцберг) рассматривает управленческую деятельность как процесс взаимодействия в коллективе. Руководитель выполняет различные социальные роли, определенные его должностью. Личные качества руководителя влияют на то, как он выполняет эти роли, но не меняют их сути. Роли делятся на три группы: межличностные (лидер, представитель организации, связующее звено), информационные (получатель и распространитель информации, представитель) и роли, связанные с принятием решений (предприниматель, распределитель ресурсов, устраняющий нарушения, переговорщик).
Их согласованное исполнение составляет содержание управленческой деятельности (табл. 5).
Таблица 5
Ролевая модель управления (по Г. Минцбергу)
|
Категория ролей |
Конкретные роли |
Описание |
|
Межличностный |
Лидер, глава организации, связующее звено |
Обеспечение взаимодействия внутри и вне организации |
|
Информационные |
Получатель, распространитель, представитель |
Работа с информацией: сбор, передача, представление |
|
Принятие решений |
Предприниматель, распределитель ресурсов, устраняющий нарушения, переговорщик |
Инициатива, распределение, решение проблем, переговоры |
Дименсиональный подход (Г. Юкл) анализирует управление через совокупность измерений менеджерского поведения. Всего выделено девятнадцать таких измерений: управление дисциплиной, помощь подчинённым, решение проблем, постановка целей, ясность ролей, акцент на эффективности, планирование, координация, делегирование, обучение, мотивация, внимание, участие в решении вопросов, поощрение, гибкость в вознаграждении, содействие коммуникации, представительство, распространение информации, управление конфликтами. Это обеспечивает комплексное понимание содержания управленческого труда.
Нормативный подход используется как вспомогательный и предполагает анализ нормативно одобренного способа деятельности (НОСД). Он включает требования к содержанию труда руководителя, его обязанностям, полномочиям и ответственности. Индивидуальный стиль руководителя (ИСпД) соотносится с НОСД: он не полностью совпадает с нормативным, но расширяет и дополняет его. Процедура анализа включает три этапа: изучение НОСД, выявление расхождений между нормативным и индивидуальным способами, интерпретацию результатов.
Функциональный подход возник в рамках административной школы и развивает анализ на основе главных управленческих функций. Он выделяет инвариантную систему функций (целеполагание, планирование, организация, мотивация, принятие решений, контроль, оценка) и рассматривает деятельность руководителя через призму их реализации. Этот подход интегрирует элементы других методов и остаётся одним из наиболее продуктивных.
Сопоставление всех подходов позволяет сделать выводы:
– существует множество методов анализа, ведь управленческая деятельность чрезвычайно сложна;
– методы дополняют друг друга, ни один не является универсальным;
– различаются единицы анализа по объему и степени обобщенности;
– функциональный подход занимает ведущую позицию, поскольку соединяет элементы остальных;
– большинство подходов анализирует внешнюю, организационную сторону деятельности, а психологический подход остаётся менее разработанным.
Литература:
1. Вербовой, В. В. Системный подход для решения управленческих задач // Молодой ученый. -2024. -№ 28 (527). — С. 50–51.
2. Жидко Е. А., Попова Л. Г. Информационная и интеллектуальная поддержка управления развитием социально-экономических систем//Вестник Иркутского государственного технического университета. -2014. -№ 10 (93). -С.12–19
3. Поляков А. Н. Административное управление Анри Файоля // Management.- 2020. -№ 3(55). -С. 74–80.
4. Жидко Е. А. Высокие интеллектуальные и информационные технологии интегрированного менеджмента XXI века. Воронеж, 2014.
5. Песоцкий А. Б. Критическое обсуждение применения ролевого подхода в менеджменте // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2023. — № 1(37). — С. 30–35.
6. Хорохордина Н. А. Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций // Экономика и социум. -2019. -№ 11 (66). -736–738

