Математика и междисциплинарные связи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Ладин Р. А., Снежкина О. В., Бочкарева О. В., Титова Н. В. Математика и междисциплинарные связи // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 550-552. — URL https://moluch.ru/archive/60/8761/ (дата обращения: 24.09.2018).

На современном этапе высшая школа столкнулась с множеством проблем. Одной из них является снижение качества подготовки будущих специалистов. Один из возможных ключей к решению данной проблемы находится в усилении междисциплинарных связей.

Ключевые слова: качество образования, междисциплинарные связи, учебные программы, математика.

Одна из наиболее сложных задач в повышении качества образования связана с конструированием образовательного процесса как единого целого. Интеграцию учебных дисциплин в рамках новых образовательных стандартов можно рассматривать как одно из эффективных средств по оптимизации учебного процесса и повышения его качества. В качестве примера рассмотрим подготовку бакалавровобразовательными учреждениями высшего профессионального образованияподисциплине “Математика”направления120700 “Землеустройство и кадастры”.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по указанному направлению, согласно ФГОС — 3 предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический; естественнонаучный; профессиональный. На протяжении всего процесса обучения в высшем учебном заведении курс математики тесно переплетается с циклом естественнонаучных дисциплин, к которым относятся: информатика, физика, экология, почвоведение и инженерная геология и с циклом профессиональных дисциплин, таких как: материаловедение, типология объектов недвижимости, безопасность жизнедеятельности, метрология, стандартизация и сертификация, геодезия, картография, фотограмметрия и дистанционное зондирование, экономико-математические методы и моделирование, инженерное обустройство территории, основы землеустройства, основы кадастра недвижимости, основы градостроительства и планировка населенных мест, правовое обеспечение землеустройства и кадастров. Поэтому, разрабатываемые учебные программы, задания к контрольным, курсовым работам, типовым расчетам должны составляться с учетом решения прикладных вопросов, рассматриваемых в этих дисциплинах, отражающих специфику вуза и направления подготовки. Решение этой задачи должно воплощаться всей системой преподавания в вузе.

В свою очередь, подготовка будущего бакалавра должна формировать его как знающего специалиста с высокой профессиональной и общей культурой. При изучении естественнонаучного цикла и в соответствии с ФГОС 3-го поколения студент должен овладеть следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

-          способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

-          способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

-          владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

-          способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

-          способностью использовать знание современных автоматизированных технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации о земельных участках и объектах недвижимости (ПК-10);

-          способностью использовать знание современных географических и земельно-информационных систем (ГИС и ЗИС), способов подготовки и поддержания графической, кадастровой и другой информации на современном уровне (ПК-12);

-          способностью использовать знание современных технологий дешифрирования видеоинформации, аэро- и космических снимков, дистанционного зондирования территории, создания оригиналов карт, планов, других графических материалов для землеустройства и Государственного кадастра недвижимости (ПК-14);

-          способностью использовать знание современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости (ПК-15);

-          способностью и готовностью к проведению экспериментальных исследований (ПК-19) [1].

Современная математика играет важную роль в естественнонаучных, инженерно-технических и гуманитарных исследованиях. С ее развитым логическим и вычислительным аппаратом был бы не возможен прогресс в различных отраслях человеческой деятельности. Таким образом, математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовки современного специалиста.

Согласно новым образовательным стандартам математика включена во все учебные планы, реализуемые в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. Учитывая важность изучения математики для будущего специалиста, кафедра математики и математического моделирования ПГУАС совместно с рядом кафедр из циклов естественнонаучных и обще-профессиональных дисциплин выпустила и разрабатывает ряд учебных пособий, содержащие задачи прикладного характера, встречающиеся в процессе обучения по направлению “ Землеустройство и кадастры ”. Пособия содержат широкий круг вопросов и задач, которые одновременно можно рассматривать как при входном, так и при выходном контроле. Так, например, решение систем линейных уравнений, исследование функций на экстремум, определение числовых характеристик выборки входят в вопросы входного контроля по дисциплинам “Информатика”, “Экономико-математические методы и моделирование” и, одновременно, являются элементами выходного контроля по дисциплине “Математика”. Разработка учебной программы по математике производится также с учетом междисциплинарных связей в соответствии с имеющимися стандартами на обучение и с использованием новейших образовательных технологий. Это позволяет перед студентами провести жесткую логическую цепочку через весь процесс обучения и сделать его более насыщенным с профессиональной точки зрения и интересным. Несомненно и то, что важнейшим фактором успеха в обучении является интерес студента к науке. А, следовательно, и лекция, и практические занятия должны быть интересными. Хорошо известно, что интересный материал усваивается почти без усилий и легче запоминается. Интерес к учебному материалу способен повысить и уровень логического мышления, позволяя решать задачи и усваивать материал повышенной трудности.

Изложение материала, связывающее его с практикой — один из приемов, способствующий побуждению интереса у студентов. Целесообразно также, чтобы всякая новая проблема излагалась бы как своего рода задача, поставленная перед студентами. Именно в этом случае студент будет с интересом следить за ее решением. [2] Многое зависит и от того, как поставлен даже очевидный вопрос, как вовлечены все студенты в обсуждение поставленной проблемы. Поэтому преподавателями широко применяется принцип поиска многомерного решения определенного типа задач. Это вызвано тем, что ряд тем и вопросов тесно переплетается в различных циклах. Особенно успешно он реализуется в дисциплинах: математика — информатика –экономико-математические методы и моделирование. Одну и туже задачу удается решить разными способами: обычными классическими математическими методами и продублировать с помощью различных пакетов прикладных программ.

Решая выше перечисленные проблемы надо не забывать и о том, что вузовское обучение — это прежде всего обучение профессиональное. Конечно, любой из разделов математики полезен учащемуся, но всего нужного нельзя включить в программу. Поэтому, желая усовершенствовать преподавание всегда необходимо ставить вопрос: “А нет ли более важного, более необходимого раздела для будущего специалиста, чем этот”. И только самое важное должно войти в преподавание, т. е. то, что необходимо студенту как в процессе всего обучения в вузе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, курс должен содержать то, что учащийся в отведенное время может усвоить и запомнить. Поэтому, приступая к составлению учебной программы по каждой отдельной дисциплине, преподаватель должен выработать определенную точку зрения, т. е. поставить перед собой следующие вопросы: какую цель ставит перед собой данный курс; что он должен дать студенту как будущему специалисту; что является важнейшим в курсе, какие пункты являются центральными, без которых курс теряет смысл, и, наоборот, чего в этом курсе можно избежать; чему студента надо научить, что он должен знать и делать при изучении курса и какие факты достаточно знать только в информационном порядке. [3]

Чтобы построить курс на этих началах, необходимо:

-          твердо наметить основную идейную линию курса, т. е. четко сформулировать те задачи и цели, которые ставит перед собой курс, и выяснить, что он должен дать учащемуся;

-          признать, что курс должен содержать лишь важнейший материал с принятой точки зрения. Он не должен содержать ничего случайного и того, без чего можно обойтись. Курс должен быть построен так, чтобы каждое его предложение было необходимым звеном его общего плана, а весь курс представлял собой единое целое, от постановки определенных задач в начале курса до их разрешения в его конце;

-          решительно исключить из курса все те вопросы, которые с принятой точки зрения представляются в нем необязательными, как бы это ни казалось необычным с точки зрения сложившихся традиций его изложения;

-          курс должен излагать в качестве обязательного материала лишь тот, который в данных условиях может изучить, освоить (и в основном запомнить) студент. Между тем сейчас мы излагаем то, что студент, по нашему мнению, должен освоить, не всегда считаясь с его возможностями;

-          все изложение курса должно быть выполнено обстоятельно, убедительно и доступно.

В свою очередь, курс математики должен:

-          освещать на современном научном уровне те вопросы, которые пригодятся студенту в его профессиональной и учебной деятельности;

-          научить математически мыслить, т. е. уметь решать математические задачи и уметь в простейших случаях формулировать на языке математики различные задачи, возникающие в других науках;

-          содержать достаточно богатые приложения высшей математики к естествознанию и технике;

-          обеспечивать воспитывающий характер обучения, т. е. развитие общей культуры и формирование мировоззрения и личности учащегося.

Итак, мы можем сделать вывод, что ценность курса определяется, прежде всего, его соответствием требованиям психологии и педагогики. Курс должен повышать математическую и общую культуру учащегося, развивать его мышление, воспитывать его мировоззрение, создавать прочные знания, готовность, к будущей профессиональной деятельности. Это может быть достигнуто лишь в том случае, когда курс обладает целеустремленностью, целостностью, четко проводит основную линию предмета, указывает его происхождение из проблем практики и математики, с соседними предметами, выясняет методологические основы науки и доводит все эти сведения в ясной форме до сознания студента.

Литература:

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры (квалификация (степень) «бакалавр») / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2009.

2.         Ладин Р. А. Региональный компонент в математическом образовании [Текст]/Р. А. Ладин, О. В. Снежкина, Г. А. Левова, А. Н. Круглова А. Н.//Молодой ученый. 2013. № 12 (59) С.483–486.

3.         Ладин Р. А. Математика в учебном процессе строительного вуза/ Р. А. Ладин, О. В. Снежкина, Г. А. Левова//Вестник магистратуры.2013. № 12 (27) С.56–60.

Основные термины (генерируются автоматически): курс, студент, задача, будущий специалист, способность, процесс обучения, принятая точка зрения, общая культура, выходной контроль, учебная программа.


Похожие статьи

Совершенствование процесса обучения статистике при...

Поэтому процесс усвоения структурных элементов учебного материала, выделенных при проектировании модульной программы обучения, соответствует

В соответствии с целями обучения и способностями к учебной деятельности студенту предоставляется выбор модуля.

Междисциплинарный курс как средство формирования...

Поэтому освоенные управленческие умения студентами являются важным компонентом общей культуры выпускника техникума.

У6.1 вести диалог, обосновывать свою точку зрения

В итоговом тестировании принимало участие 19 студентов учебной группы.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

Условия полилога: установка на партнерство в общении, признание прав партнёров на собственную точку зрения и её защиту, умение

Активность студентов в процессе обучения в значительной мере способствует формированию общих профессионально значимых качеств...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Главная задача высшего образовательного учреждения – обеспечить развитие личности будущего специалиста.

Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность...

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Процесс формирования и проявления физической культуры личности предполагает не изолированное развитие физических способностей, а

Изучение бюджета времени студентов показано, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, по факультетам...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

- помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки

Информационная готовность будущих специалистов как условие...

Придерживаясь точки зрения Г.Н. Репетуевой, определим готовность (как

Информационный - способность ориентироваться в информационном потоке: умение

учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения в процессе изучения...

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

Технологизация процесса обучения даёт возможность студенту самому выбирать и оценивать содержание учебного материала.

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Совершенствование процесса обучения статистике при...

Поэтому процесс усвоения структурных элементов учебного материала, выделенных при проектировании модульной программы обучения, соответствует

В соответствии с целями обучения и способностями к учебной деятельности студенту предоставляется выбор модуля.

Междисциплинарный курс как средство формирования...

Поэтому освоенные управленческие умения студентами являются важным компонентом общей культуры выпускника техникума.

У6.1 вести диалог, обосновывать свою точку зрения

В итоговом тестировании принимало участие 19 студентов учебной группы.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

Условия полилога: установка на партнерство в общении, признание прав партнёров на собственную точку зрения и её защиту, умение

Активность студентов в процессе обучения в значительной мере способствует формированию общих профессионально значимых качеств...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Главная задача высшего образовательного учреждения – обеспечить развитие личности будущего специалиста.

Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность...

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Процесс формирования и проявления физической культуры личности предполагает не изолированное развитие физических способностей, а

Изучение бюджета времени студентов показано, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, по факультетам...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

- помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки

Информационная готовность будущих специалистов как условие...

Придерживаясь точки зрения Г.Н. Репетуевой, определим готовность (как

Информационный - способность ориентироваться в информационном потоке: умение

учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения в процессе изучения...

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

Технологизация процесса обучения даёт возможность студенту самому выбирать и оценивать содержание учебного материала.

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста.

Задать вопрос