Проблемы влияния региональных факторов на развитие малого предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 22.12.2013

Статья просмотрена: 1338 раз

Библиографическое описание:

Насонов В. В. Проблемы влияния региональных факторов на развитие малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 405-407. — URL https://moluch.ru/archive/60/8708/ (дата обращения: 15.10.2018).

Современные экономические условия, сложившиеся после вступления России в ВТО, накладывают для субъектов малого предпринимательства определенные сложности в порядке построения своей предпринимательской деятельности. Комплекс как положительных, так и отрицательных факторов в связи с расширением экономического пространства получил еще больший масштаб, что является существенным сигналом для малого бизнеса в порядке построения предпринимательской деятельности в регионе.

В соответствии со сложившимися международным, межрегиональным, территориальным разделением труда основные факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства являются существенными для ведения бизнеса и получения прибыли субъектами малого предпринимательства.

Регион, как субъект Российской Федерации имеет определенные специфические экономические условия ведения предпринимательской деятельности для малого бизнеса. По своему географическому, природно-климатическому, ресурсному, положению факторы, связанные с конкретным регионом, в котором ведется предпринимательская деятельность, будут иметь определенные различия. Но в силу ст.8 Конституции РФ в нашей стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поэтому многие основные факторы, напрямую влияющие на характер ведения предпринимательской деятельности малым бизнесом будут одинаковыми.

Перейдя к более конкретному описанию факторов, напрямую влияющие на эффективность ведения бизнеса малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями в регионе отразим наиболее существенные из них.

По степени влияния факторов на субъекты малого предпринимательства раскроем факторы, которые прямо воздействуют на экономические показатели малого предпринимательства в регионе, а именно:

-          поставщики факторов производства;

-          конечные потребители товаров, работ и услуг;

-          конкуренты;

-          органы государственной власти и самоуправления;

-          средства массовой информации.

Казалось бы, что перечислен широко всем известный факторный перечень, непосредственно влияющий на ведение предпринимательской деятельности. Но если рассматривать перечисленные факторы более глубоко с точки зрения наименьшей защищенности в сфере конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, то названные факторы более существенно влияют на них, чем на других участников рыночного оборота.

Рассматривая поставщиков факторов производства в настоящий период, когда финансовый и экономический кризис достиг своего апогея, проблема получения факторных доходов в виде прибыли, заработной платы, ссудного процента на капитал и ренты становится более злободневной для собственников названных ресурсов. Поэтому для малого предпринимательства в настоящий момент остро стоят вопросы привлечения инвестиций, предоставления средств производства в лизинг, выплаты достойной заработной платы людским ресурсам, высокой арендной платы за предоставление объектов недвижимости.

Учитывая спрос собственников на факторные доходы, субъектам малого предпринимательства очень сложно конкурировать с крупным бизнесом, что в свою очередь требует организации государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе.

Конечные потребители товаров, работ и услуг очень внимательно оценивают качество выпущенной продукции всеми участниками рыночного оборота, поэтому конкурентоспособность рынка товаров, работ и услуг в период расширения экономического торгового пространства после вступления России в ВТО стала для участников товарно-денежных отношений особо важной, а для малого бизнеса особо значимой. Для получения конкурентоспособной продукции малому бизнесу необходимо проводить масштабные операции по внедрению инноваций в производство своей выпускаемой продукции. Названные операции требуют больших капиталовложений, что подчас представляют для субъектов малого предпринимательства большие, а подчас не «подъемные» издержки. В целях создания благоприятной среды в регионе необходимо проводить региональную инвестиционную политику для субъектов малого предпринимательства с включением мероприятий инновационной поддержки в региональные целевые программы.

Третьим и очень серьёзным фактором, влияющим на экономику малого предпринимательства являются конкуренты. Не секрет, что в настоящее время региональные рынки подвержены сильной монополизации, что представляет для малого бизнеса существенную угрозу. В свою очередь в регионах не всегда и в полном объеме проводится антимонопольная политика. Причин этому несколько:

-          коррупция;

-          не отработанные и малоэффективные целевые программы поддержки и развития малого предпринимательства в регионе;

-          не эффективная антидемпинговая политика;

-          слабая инновационная инфраструктура для поддержки малого бизнеса;

-          неэффективная региональная законодательная база.

Органы государственной власти и местного самоуправления наделены полномочиями в законодательном порядке на проведение в регионе определенной экономической политики в соответствии со сложившимися экономическими условиями. Инструментами влияния на создание благоприятной среды в регионе для малого предпринимательства является созданная ими законодательная база, а также разработанные ими целевые программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в регионе.

От того, насколько жестко проводятся мероприятия по развитию и поддержке малого бизнеса в регионе зависит в целом судьба каждого индивидуального предпринимателя или организации, поэтому названный фактор является существенным для малого предпринимательства в регионе.

В связи с тем, что мы живем в настоящее время в информационном обществе, где информация, а конкретнее её полнота, своевременность имеет существенное значение для экономического оборота, роль средств массовой информации для развития предпринимательских отношений в регионе огромна. Информационная инфраструктура развития предпринимательских отношений в регионе должна предусматривать потенциальную возможность обеспечения предпринимателям в получении информационной поддержки для развития бизнеса. При этом информационная инфраструктура должна предусматривать:

-          информацию о перечне мер социальной поддержки предпринимательства в регионе;

-          аналитический обзор состояния регионального рынка, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

-          о государственном и муниципальном имуществе, которое может быть передано в лизинг субъектам малого бизнеса.

Рассмотрев основные факторы прямого воздействия в регионе на ведение предпринимательской деятельности необходимо обратить внимание и на косвенные факторы.

Регион, как подсистема экономической структуры экономики страны имеет свои специфические условия ведения предпринимательской деятельности, а для субъектов малого бизнеса политическая, экономическая, социальная, техническая обстановка в каждом рассматриваемом регионе важна по многим причинам.

Политическая обстановка в стране и в частности в регионе имеет некоторое влияние на построение самого механизма предпринимательской деятельности малого бизнеса. Интересы государственных деятелей на уровне региона и в свою очередь являющиеся представителями партий разного толка косвенно, а в некоторых случаях косвенно отражаются на порядке ведения предпринимательской деятельности малым бизнесом. Не секрет, что развитие экономик многих стран напрямую зависело и зависит от правящих политических партий.

В свою очередь, что касается экономической обстановки в стране, то сложившееся экономические условия в настоящий момент, когда экономика всех стран охвачена финансовым и экономическим кризисом, оказывают на малый бизнес в регионе существенное влияние. Многие вопросы построения экономики в субъектах Российской Федерации напрямую зависят от потенциальных возможностей каждого взятого региона в отдельности построить экономическую региональную систему с включением в неё определенных возможностей экономической поддержки малого предпринимательства, а в частности создания для них благоприятной экономической среды. При построении экономической модели поддержки и развития бизнеса в регионе необходимо предусмотреть все варианты оказания экономической помощи малому бизнесу, в сочетании с правильно построенной бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политикой.

Важным фактором, который нельзя не учитывать при оценке развития малого бизнеса в регионе — это социальный фактор. Людские ресурсы как фактор производства, конечные потребители на рынке товаров, работ и услуг и непосредственно сами предприниматели — все это представляет сложную социальную систему, определенный потенциал физического, умственного, духовного развития жителей региона, вследствие которого формируется определенный микроклимат ведения предпринимательской деятельности в регионе. При анализе социальной составляющей необходимо учитывать уровень образования, здоровья, семейное положение, демографическую ситуацию, уровень криминогенной атмосферы в регионе. На региональном уровне недооценивать социальную составляющую, непосредственно участвующую в территориальном, межрегиональном разделении труда нельзя. Не маловажным моментом в развитии малого предпринимательства является степень вовлеченности в экономические отношения всех жителей региона, при этом необходимо определить их уровень мотивации в занятии предпринимательской деятельностью, выявить негативные моменты, препятствующие включению в предпринимательскую деятельность.

Еще немаловажным фактором в развитии предпринимательских отношений, особенно для малого бизнеса, является степень развития экономики региона в техническом аспекте. Названный фактор получил еще большее влияние в связи с усилением на международном рынке конкуренции после вступления России в ВТО. Как правило, самый незащищенный участник рыночных отношений в вопросе технологического или инновационного развития является малый бизнес. Поэтому необходимо в рамках сложившихся экономических отношений в регионах, в связи с вступлением России в ВТО усилить меры государственной поддержки в сфере технического, инновационного обеспечения предпринимателей в целях создания высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, выпускаемой на внутренний и международный рынок субъектами малого предпринимательства. Для этого необходимо уделить большее внимание в создании организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса, в том числе технопарков, технико-внедренческих и научно-производственных зон, оказать содействие в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений и других продуктов интеллектуальной собственности.

Подводя итог краткому анализу основных региональных факторов развития малого бизнеса необходимо отметить важную деталь в механизме государственной поддержки предпринимательства, что от своевременной государственной поддержки малого бизнеса в целом будет зависеть эффективность механизма развития региональной экономики в целом.

Литература:

1.         Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ»О науке и государственной научно-технической политике»;

2.         Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

3.         «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1);

4.         «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»/http://www.economy.gov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, предпринимательская деятельность, регион, субъект, вступление России, государственная поддержка, государственная власть, Российская Федерация, благоприятная среда.


Похожие статьи

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

среднее, предпринимательство, Российская Федерация, Минэкономразвития России, бизнес, субъект малого, развитие малого, поддержка малого, государственная поддержка, предприятие.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Актуальные проблемы государственной поддержки развития...

малый бизнес, малое предпринимательство, регион, государственная поддержка, государственная политика, инновационная инфраструктура, государственная власть, местное самоуправление, область...

Специфика государственной поддержки, регулирования...

Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ.

предпринимательства, народных художественных промыслов), общий уровень развития малого и среднего бизнеса в России остался далек от желаемых...

Об эффективности мер государственной поддержки малого...

малое предпринимательство, Российская Федерация, Забайкальский край, среднее, бизнес, группа регионов, предпринимательская деятельность, процентная ставка, государственная поддержка малого, Россия.

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале...

малое предпринимательство, малый бизнес, предприятие, субъект, вид деятельности, предпринимательская деятельность, РФ, рыночная экономика, отчетный период, юридическое лицо.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

среднее, предпринимательство, Российская Федерация, Минэкономразвития России, бизнес, субъект малого, развитие малого, поддержка малого, государственная поддержка, предприятие.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Актуальные проблемы государственной поддержки развития...

малый бизнес, малое предпринимательство, регион, государственная поддержка, государственная политика, инновационная инфраструктура, государственная власть, местное самоуправление, область...

Специфика государственной поддержки, регулирования...

Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ.

предпринимательства, народных художественных промыслов), общий уровень развития малого и среднего бизнеса в России остался далек от желаемых...

Об эффективности мер государственной поддержки малого...

малое предпринимательство, Российская Федерация, Забайкальский край, среднее, бизнес, группа регионов, предпринимательская деятельность, процентная ставка, государственная поддержка малого, Россия.

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале...

малое предпринимательство, малый бизнес, предприятие, субъект, вид деятельности, предпринимательская деятельность, РФ, рыночная экономика, отчетный период, юридическое лицо.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан).

Задать вопрос