Нормы оценки знаний обучающихся по математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 12.12.2013

Статья просмотрена: 6170 раз

Библиографическое описание:

Жидкова, А. Е. Нормы оценки знаний обучающихся по математике / А. Е. Жидкова, Е. И. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 522-523. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8640/ (дата обращения: 26.04.2024).

В данной статье говориться об оценке математических знаний по пятибалльной системе. Выделяются основные требования к письменным и устным ответам для получения определенной отметки. Приведена классификация ошибок.

Ключевые слова:оценка знаний по математике, математические ошибки.

Математика одна из основных фундаментальных наук, которая лежит в основе многих дальнейших дисциплин, осваиваемых обучающими. Поэтому полученные знания, умения и навыки в школьном курсе математики очень важны для дальнейшего обучения. Правильная оценка учителем базы знаний по каждой теме дает полноценную картину всей системы знаний по дисциплине. В математике главную роль, конечно, играют письменные работы, решение примеров и задач, но также содержится и определенный процент устных ответов, таких как знание теорем, основных определений и т. д. Нам хотелось бы выделить основные требования к качеству знаний для получения определенной оценки по пятибалльной системе.

Оценка письменных контрольных работ:

Отметка «5» ставиться, если:

-          работа полностью вся выполнена;

-          в решении все рассужено логически и без ошибок, не допущено никаких пробелов;

-          в решении нет вычислительных ошибок (возможна описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметку «4» ставят в следующих случаях:

-          работа полностью выполнена, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение логически рассуждать не являлось специальной целью проверки);

-          допущено пару ошибок или имеется два-три недочёта в рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным целью проверки).

Отметку «3» можно поставить, если:

-          допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметку «2» ставят, если:

-          за грубые существенные ошибки, говорящие о том, что обучающийся не обладает определенными знаниями и умениями по данной теме в нужном объеме.

Отметку «1» ставят, если:

-          выполненное задание отображает полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме, а также если он не способен выполнять задания самостоятельно.

Оценка устных ответов по математике

Отметкой «5» оцениваем устный ответ, если:

-          полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

-          материал изложен логично и изъяснен грамотным языком, верно используется математическая терминология и символика;

-          правильно нарисованы рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

-          приведены конкретные примеры, на излагаемую тему, видны умения применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

-          продемонстрировано знание теории ранее изученных сопутствующих тем, своевременно используемых при ответе;

-          не требовалось наводящих вопросов учителя;

-          возможны одна-две неточности при освещение второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Отметкой «4» оцениваем ответ, если он в принципе удовлетворяет требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:

-          математическое содержание сохранено, но имеются небольшие неточности;

-          допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

-          допущена ошибка или недочет при изложении не основного материала, но легко исправленные после замечания учителя.

Отметкой «3» оцениваем ответ в следующих случаях:

-          содержание материала изложено фрагментарно, не всегда последовательно, но общее понимание вопроса не вызывает сомнения, продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

-          были замечены затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-          учащийся не может применить изучаемый теоретический материал в новой ситуации, способен лишь на тривиальное применение практического задания;

-          имеется достаточная база знаний, но не в полной мере сформированы умения и навыки.

Отметкой «2» оцениваем в следующих случаях:

-          не раскрыто основное содержание учебного материала;

-          ученик не знает основной материал по данной теме;

-          допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметкой «1» оцениваем ответ, если:

-          показано полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала, не получено ни одного ответа на задаваемые вопросы по изученному материалу.

У педагога всегда есть возможность изменить отметку, а именно, он может повысить ее за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Говоря про постановку оценки за знания, мы подразумеваем, что чем выше оценка, тем меньше ошибок. Поэтому хотелось бы добавить про классификацию ошибок, а именно выделить, что относится к грубым, негрубым ошибкам, а что можно считать недочетом.

Грубыми считаются ошибки:

-          незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

-          незнание наименований единиц измерения;

-          неумение выделить в ответе главное;

-          неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

-          неумение делать выводы и обобщения;

-          неумение читать и строить графики;

-          неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

-          потеря корня или сохранение постороннего корня;

-          отбрасывание без объяснений одного из них;

-          равнозначные им ошибки;

-          вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

-          логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

-          неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного — двух из этих признаков второстепенными;

-          неточность графика;

-          нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

-          нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

-          неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

-          нерациональные приемы вычислений и преобразований;

-          небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Выделенные требования, за какие умения можно ставить определенную оценку и четкое представление, что считается грубой ошибкой, а что недочетом, позволят учителю грамотно оценить ученика.

Литература:

1.     Гребенев И. В., Ермолаева Е. И., Круглова С. С. Математическая подготовка абитуриентов — основа получения профессионального образования в университете// Наука и школа, № 6, 2012г. С 27–31.

2.     Стандарт основного общего образования по математике.

Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, ответ, отметка, замечание учителя, математическая терминология, наводящий вопрос учителя, умение, учебный материал, основной материал, практическое задание.


Ключевые слова

оценка знаний по математике, математические ошибки., математические ошибки

Похожие статьи

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Организация учебной деятельности магистрантов при изучении...

Способность к обобщению материала

Первыми предлагаются задания, в которых описана конкретная учебная ситуация вместе с вопросами учителя.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, учебная задача, значение выражений, задание...

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): балл, студент, текущая успеваемость, оценка, замечание преподавателя, наводящий вопрос преподавателя, расчетно-графическая работа, математическая терминология, Балльно-рейтинговая система, течение...

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках...

При решении задач практического характера часто задаю вопросы ребятам: «Проблема решена? Не заметили вы ошибок в рассуждениях?

Другим требуется дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент...

Система работы учителя математики по формированию навыков...

Нужны вопросы и советы учителя ученику

Таким образом, умение решать некоторые школьные математические задачи имеет практическое применение в жизни.

Совет 2. Если вы не знаете как найти ответ на вопрос задачи, подумайте какие величины вы можете найти.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, оценка знаний, учебный материал, группа, умение обучающихся, самостоятельная работа, производственная задача, устный опрос, учебная работа, учебный процесс.

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

Вопросответ.

Дается домашнее задание: выучить материал по конспекту.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный цикл, время, теоретический материал, цикл, метод проектов, контроль знаний, предыдущий цикл, сам проект, итоговый контроль...

О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений...

Вопросответ.

Через анкетирование ребят, учителя отметили следующие отзывы: можешь сам себя оценивать, оцениваешь уровень своих знаний, понимаешь, на что ты способен и как усвоил основной материал.

Использование тестов как средства контроля достижения...

Создание своих тестовых заданий позволяет оценить именно ту область знаний, которая интересует учителя по конкретной теме.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, достаточная полнота, правильный ответ, тест, умение...

Похожие статьи

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Организация учебной деятельности магистрантов при изучении...

Способность к обобщению материала

Первыми предлагаются задания, в которых описана конкретная учебная ситуация вместе с вопросами учителя.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, учебная задача, значение выражений, задание...

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): балл, студент, текущая успеваемость, оценка, замечание преподавателя, наводящий вопрос преподавателя, расчетно-графическая работа, математическая терминология, Балльно-рейтинговая система, течение...

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках...

При решении задач практического характера часто задаю вопросы ребятам: «Проблема решена? Не заметили вы ошибок в рассуждениях?

Другим требуется дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент...

Система работы учителя математики по формированию навыков...

Нужны вопросы и советы учителя ученику

Таким образом, умение решать некоторые школьные математические задачи имеет практическое применение в жизни.

Совет 2. Если вы не знаете как найти ответ на вопрос задачи, подумайте какие величины вы можете найти.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, оценка знаний, учебный материал, группа, умение обучающихся, самостоятельная работа, производственная задача, устный опрос, учебная работа, учебный процесс.

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

Вопросответ.

Дается домашнее задание: выучить материал по конспекту.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный цикл, время, теоретический материал, цикл, метод проектов, контроль знаний, предыдущий цикл, сам проект, итоговый контроль...

О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений...

Вопросответ.

Через анкетирование ребят, учителя отметили следующие отзывы: можешь сам себя оценивать, оцениваешь уровень своих знаний, понимаешь, на что ты способен и как усвоил основной материал.

Использование тестов как средства контроля достижения...

Создание своих тестовых заданий позволяет оценить именно ту область знаний, которая интересует учителя по конкретной теме.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, достаточная полнота, правильный ответ, тест, умение...

Задать вопрос