Автор: Читалкина Ирина Владимировна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №6 (6) июнь 2009 г.

Статья просмотрена: 2289 раз

Библиографическое описание:

Читалкина И. В. Фальсификация продуктов питания как нарушение прав потребителей // Молодой ученый. — 2009. — №6. — С. 113-116.

Употребление продуктов питания является одним из основных факторов обеспече­ния нормальной жизни и деятельности человека. Следует отметить, что пищевые продук­ты представляют собой объекты потребительского рынка, от качества и безопасности кото­рых напрямую зависит здоровье и жизнь человека. В связи с этим государство уделяет пристальное внимание к таким направлениям предпринимательской деятельности, при ко­торых осуществляется оборот пищевых продуктов, в том числе их реализация конечному потребителю. Это один из элементов гражданского оборота, при отсутствии надлежащего контроля за которым, последствия могут быть более чем негативными, в том числе сопро­вождаться тяжким вредом здоровью или многочисленными человеческими жертвам.

Пищевая продукция в силу своей природы содержит не только скрытые недостатки, способные причинить вред здоровью потребителя, но и обмануть ожидания потребителя и соответственно нанести ему значительный имущественный ущерб. При этом риск потре­бителя, обусловленный несоответствием фактических свойств пищевых продуктов свой­ствам, декларированным изготовителем в наименовании пищевых продуктов и составе ис­пользуемого сырья, не регулируемым и по отдельным группам, очень значителен. [1]

Фальсифицированные продукты питания согласно ст. 1 Федерального закона №29-ФЗ от 02.01.2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов"  это пищевые продук­ты, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Фальсификацию пищевых продуктов можно определить как ее подделку в целях обмана потребителей. В современной России фальсификации подвержены практически все пищевые продукты (как отечественные, так и импортные): алкоголь (особенно наглядно на фоне недавних отравлений по всей России), соки, мед, кондитерские и иные изделия. Для избежания подобной участи производителями применяются определенные методы защиты от подделок, такие как голограммы, специальные маркировки, тара, непригодная для повторного использования, и пр.[2]

Фальсификации наиболее часто подвергаются пищевые продукты с высокой стоимостью (алкогольные и слабоалкогольные напитки), а также продукты, которые в силу своей потребительской упаковки не могут быть идентифицированы потребителем как фальсифицированные – это консервы (чаще всего это рыбная икра). Также одним из попу­лярных для фальсификации видов пищевых продуктов являются так называемые продук­ты с «ретро» марками: сгущенное молоко, шпроты и т. д. При фальсификации данных ви­дов продуктов с характерными маркировками старого образца на потребительской упаков­ке, учитывается эффект «потребительский ностальгии» по пищевых продуктам, произво­димым в период существования Союза ССР. Это связано с тем, что еще 20 лет назад заме­нители, ароматизаторы, консерванты использовались в производстве пищевых продуктов в значительно меньшем объеме, а продукция производилась исключительно по государ­ственным стандартам, а не техническим условиям, что соответственно отражалось на вку­совых качествах продуктов.

Российские архивные документы свидетельствуют о том, что вопрос о фальсифика­ции и у нас в стране не относится к числу новых. Так, еще в эпоху Петра I был принят ряд указов о торговле пищевыми товарами на рынках столицы. Несмотря на тяжесть наказа­ний за недоброкачественную продукцию, проблема оставалась острой и в середине XVIII, и в начале XIX в. В числе пищевых продуктов, которые упоминались в законодательстве, были хлеб, мясо (1845 г.), коровье масло, маргарин и искусственное масло, жиры (1891 г.). В дальнейшем в их число были включены мед, кофе, молоко, мука, пиво, сахарин, чай, суррогаты женского молока и др. [3, c. 5]

С приходом Советской власти и установлением государственной монополии на производство пищевых продуктов закона о защите потребителя от фальсифицированной продукции не существовало. Да это и понятно. Не могло же само государство уличать себя в подделке тех или иных пищевых продуктов. Поэтому слово «фальсификация» со време­нем вообще исчезло из законодательных актов. В то же время производство фальсифици­рованных продуктов было организовано в массовом масштабе, а доходы от реализации фальсифицированных товаров поступали в доход государства. Рассмотрим некоторые из них. В индийский чай, расфасованный в СССР, всегда добавлялся грузинский чай низших сортов в количестве до 45% в зависимости от сорта. В молотый жареный кофе высшего сорта всегда добавлялся жареный цикорий в количестве 20%, в 1 сорт — 20% цикория и 20% жареных винных ягод. Было организовано производство шампанского (хотя этот французский напиток и создан был в департаменте Шампань) без выкупа лицензии на пра­во его производства. Также было организовано производство коньяков (без выкупа лицен­зии у Франции на право его производства). Но самой изощренной фальсификацией в то время было инструктивное письмо Минфина СССР о возможности замены сливочного масла маргарином, а разница от этой фальсификации обязательно должна была поступать в государственный бюджет. Вот почему не было не только закона о фальсификациях, но даже юридического понятия об этом. [4, c. 6]

Различают следующие виды фальсификации продовольственных товаров: ассорти­ментная (видовая), качественная, количественная, стоимостная, информационная, комплексная.

Последствия приобретения фальсифицированного товара потребителем могут быть различны по видам и степени проявления. Экономический вред выражается в потере де­нежных средств, потраченных на приобретение фальсифицированного товара, который в силу своего порока качества (безопасности) не может быть использован по назначению. Вред здоровью потребителя проявляется в физиологических страданиях и как правило это отравления различной степени тяжести как минимум и онкологические заболевания, смерть в худшем проявлении последствий вреда здоровью. Нарушение прав потребителей при условии их выявления (осознания) безусловно влечет причинение морального вреда, который может выражаться в стрессовом состоянии по поводу расходования денежных средств на приобретение фальсификата, обострение чувства подозрительности при приоб­ретении пищевых продуктов, подавленное состояние ввиду ощущения своей виктимности, чувство разочарования в надежности гарантий своих потребительских прав, ощущение беспомощности перед недобросовестным продавцом и т. д.

Фальсификация продуктов питания со стороны продавца может повлечь за собой ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях в ст. 14.7 «Обман потребителей». В частности, введение в заблуждение покупателя относительно потребительских свойств и качеств товара является одним из наиболее распространенных способов привлечения потребителя в целях приобретения им пищевого продукта с измененными свойствами. Также к правонарушениям по фальсификации продукции, может быть применима ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака».

В связи с тем, что фальсифицированная пищевая продукция как правило изготавли­вается из сырья более низкого качества, подобные товары представляют угрозу здоровью и жизни людей. В связи с этим необходимо принять меры по ужесточению ответственности за подобные неправомерные действия, в том числе посредством включения в санкцию ст. 14.7 КоАП РФ дополнительного вида наказания – конфискации предмета административ­ного правонарушения. Данная мера позволит предотвратить дальнейшее распространение фальсифицированной продукции.

Соответственно необходимо активизировать деятельность территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей в регионах по выявлению подобных правонарушений и незамедлительном пресечению реализации подобных опасных для потребителя продуктов питания.

Не менее важную роль в предупреждении нарушений прав потребителей играет ин­формационная составляющая, сопровождающая оборот товара. Изготовитель, заинтересо­ванный в противодействии оборота фальсифицированной пищевой продукции, должен применять меры по дополнительной защите производимой продукции от подделок, по­средством нанесения отдельных идентифицирующих подлинную продукцию элементов (марки, галограммы, специальная тара и т. п.). При этом необходима систематическая ак­туализация используемых способов защиты подлинной продукции от подделок.

В свою очередь продавец продовольственных продуктов, заинтересованный в высо­ком уровне доверия потребителя, обязан предпринимать меры по недопущению включе­ния в ассортимент реализуемых товаров, пищевых продуктов, в отношении которых име­ется подозрение об их фальсификации.

В качестве опыта превентивных мер по пресечению возможных нарушений прав потребителей пищевых продуктов можно привести пример ужесточения лицензионных требований к розничным продавцами пищевой продукции в отдельно взятом регионе. Так в соответствии с  Порядком лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Коми, утвер­жденным Постановлением Правительства №336 от 29.12.2005 г. одним из лицензионных требований и условий, которому должны отвечать соискатели лицензии является наличие у организаций на каждом территориально обособленном объекте доступных для покупа­телей приборов контроля подлинности федеральных специальных марок и акцизных ма­рок (абз. 3 п. 4 указанного Порядка). Соответственно для предоставления лицензии соис­кателем должен быть представлен также документ, подтверждающий наличии у него ука­занных приборов контроля.

Федеральный закон №171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» подобных требований к продавцам алкогольной продукции не содержит. Данное обстоя­тельство не влечет недействительности указанной выше нормы законодательства Респуб­лики Коми, так как условия и порядок лицензирования деятельности розничных продав­цов алкогольной продукции относится к компетенции субъектов РФ.

Лицензионное требование об обязательном наличии в каждой торговой точке  до­ступных для покупателей приборов контроля подлинности федеральных специальных ма­рок и акцизных марок является действенным средством защиты потребительских интере­сов. Потребитель имеет возможность самостоятельно проверить алкогольную продукцию на предмет ее фальсификации и тем самым обезопасить себя не только от имущественного ущерба при приобретении поддельного товара, но и от угрозы причинения вреда жизни и здоровью, поскольку отравление алкогольной продукцией является одним из основных факторов смертности от пищевых отравлений.

Подобное новшество, на наш взгляд, необходимо закрепить в качестве обязательного условия осуществления розничной продажи алкогольной продукции на уровне федерального законодательства.

Неутешительная статистика была озвучена в рамках проведения 14.02.2006 г. Парламентских слушаний «О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации».

В России продолжают реализовываться значительные объемы фальсифицированной и контрафактной продукции как отечественного, так и импортного производства, тем самым причиняется ущерб государству, здоровью населения и окружающей среде. Доля подделок в России по отдельным товарам значительно выше, чем в других странах: по различным оценкам экспертов количество подобной продукции в обороте, например, зарубежных стран составляет в среднем 5-10%, в России же доля контрафактной и фальсифицированной продукции по разным товарным группам составляет от 35-40% до 90%, ежегодно увеличиваясь на 10-15%. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств и продуктов питания, с чем связаны наиболее тяжкие последствия - причинение вреда здоровью и жизни человека. Доля фальсифицированных лекарственных препаратов в России - более 20%, алкогольных напитков, реализуемых на внутреннем рынке, также приближается к 20%, в сфере производства парфюмерно-косметических товаров, обуви, одежды, предметов бытовой химии, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий от 30 до 50% выпускаемой продукции признаются фальсифицированными. [5]

Современное развитие науки и техники позволяет создавать и применять экспресс-методы, приборы для определения качества и безопасности и других пищевых продуктов. В связи ростом оборота фальсифицированных продуктов питания и необходимостью обес­печить защиту потребителей от подобных посягательств существует обоснованная необхо­димость законодательно установить требование об обязательном наличии на объекте тор­говли разрешенных к использованию и доступных для покупателей средств контроля каче­ства и безопасности реализуемых пищевых продуктов.

Без сомнения, со стороны общественных организаций, продавцов и изготовителей товара, необходимо осуществлять мероприятия по информированию потребителя о до­ступных и оперативных способах определения подлинности продуктов питания и их без­опасности для человека. В современных условиях, ежегодного роста оборота фальсифици­рованных пищевых продуктов как российского, так и отечественного производства актив­ная позиция информированного потребителя является одним из основополагающих эле­ментов системы по предупреждению и пресечению нарушений потребительских прав. В этой связи применение гражданско-правовых способов защиты прав потребителей будет являться более действенной мерой, нежели реализация полномочий органов, осуще­ствляющих государственный контроль (надзор).

 

Библиографический список:

1. Рысев Е.А. Касательно: аспектов «технического регулирования» пищевых продуктов // Сайт Национального института технического регулирования. Режим доступа: http://www.nitr.ru/?con=issue&text=rsv01;

2. Терехова Ю.К. Комментарий к Федеральному закону от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;

3. Дмитриченко М. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продоволь­ственных товаров: Учебное пособие. Питер. 2003. С. 5;

4. Чепурной И.П. Защита прав потребителей. Виды и способы обмана покупателя при продаже продовольственных товаров. Издательство: Феникс, 2003 г. C. 6;

5. Рекомендации Парламентских слушаний «О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации» от 14.02.2006 г. / Официальный сайт Комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству. Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/econ-policy/parlam/140206/index.shtml.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): пищевых продуктов, продуктов питания, прав потребителей, защиты прав потребителей, фальсифицированной продукции, алкогольной продукции, Фальсификация продуктов питания, пищевых продуктов свой­ствам, оборот пищевых продуктов, наименовании пищевых продуктов, пищевых продуктов закона, здоровью потребителя, потребителей пищевых продуктов, Фальсификацию пищевых продуктов, производстве пищевых продуктов, видов пищевых продуктов, числе пищевых продуктов, нарушений прав потребителей, продажи алкогольной продукции, приоб­ретении пищевых продуктов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос