Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профилактика девиантного поведения у обучающихся в образовательной структуре колледжа

Научный руководитель
Психология
20.11.2025
3
Поделиться
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по профилактике девиантного поведения обучающихся в образовательной структуре колледжа.
Библиографическое описание
Клюева, М. А. Профилактика девиантного поведения у обучающихся в образовательной структуре колледжа / М. А. Клюева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 480-483. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130157.


В любом обществе исторически формируются и утверждаются правила поведения, регулирующие взаимодействие между людьми. Норма — это типичная для определенной группы людей модель поведения, считающаяся для них обычной и показательной в социально-психологическом плане. Социальная норма представляет собой предписание, соответствующее принятым в социуме ценностям и установкам, направляющее поведение индивидов. Групповая норма — это правила поведения и регуляции отношений внутри социальной группы, которые разделяются большинством или всеми ее членами.

Девиация — это любое психическое явление, заметно отличающееся от стандартного течения, от общепринятых норм и стандартов. Девиантное поведение — это такое поведение человека, которое существенно отклоняется от социальных, моральных или этических норм, принятых в обществе, и явно их нарушает.

В настоящее время проблема социальных отклонений среди молодежи сохраняет свою остроту. Чаще всего на учет в подразделения по делам несовершеннолетних ставят по следующим причинам: противозаконные действия, такие как мелкие кражи, управление транспортным средством без прав, нанесение побоев, мошенничество; употребление алкогольных напитков (28,6 %); злоупотребление наркотическими веществами (14,3 %). Также основаниями для постановки на учет являются уходы из дома (11 %), антиобщественное поведение (7,9 %) и экстремистская деятельность (1,5 %).

Е. В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивую модель поведения, отклоняющуюся от ключевых социальных норм, наносящую реальный вред обществу или индивиду, а также сопровождающуюся социальной дезадаптацией. Ю. А. Клейберг рассматривает девиацию как особый способ трансформации социальных норм и ожиданий через демонстрацию ценностного отношения к ним, выделяя негативные, позитивные и социально-нейтральные девиации. Обучающиеся колледжа по возрастной периодизации относятся к переходной группе от подросткового периода к юношеству, и представляют собой группу, имеющую специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями, образовательным, социокультурным, общественно-экономическим и социально-политическим положением, духовный мир которой находится в состоянии становления [1, с. 118].

В контексте образовательного учреждения, такого как колледж, актуальность профилактических мер, направленных на предотвращение девиантного поведения у учащихся, обусловлена потребностью общества в здоровых, как физически, так и психически, личностях, стремящихся к конкретным целям и способных их достигать. Важно, чтобы молодые люди умели понимать и контролировать свои эмоции, душевное состояние, реакции и поступки.

В рамках АНПОО «Региональный экономико-правовой колледж», филиал в г. Старый Оскол, было проведено исследование с участием 20 человек в возрасте от 15 до 17 лет.

В процессе исследования применялись следующие методики: «Тестирование склонности к девиантному поведению (СДП)» (автор — Э. В. Леус), «Шкала диссоциативных переживаний» и «Стиль саморегуляции поведения» (автор — В. И. Моросанова). Представим результаты, полученные в ходе тестирования.

Анализ результатов по шкале Социально-обусловленного поведения (СОП) показал, что у всех (100 %) участников эксперимента наблюдаются средние значения. Данный результат соответствует возрастной норме для подростков, для которых общение является ключевым видом деятельности и основой личностного и психического развития.

По шкале Делинквентного поведения (ДП) средние значения выявлены у 9 % респондентов, что указывает на возможную ситуативную склонность к совершению правонарушений. У подавляющего большинства (91 %) участников исследования зафиксированы низкие показатели по шкале ДП, свидетельствующие об отсутствии признаков делинквентного поведения.

Что касается Зависимого поведения (ЗП), то у всех респондентов (100 %) отмечены низкие значения, что говорит об отсутствии склонности к зависимостям. По шкале Агрессивного поведения (АП) средние показатели выявлены у 9 % участников исследования, что может свидетельствовать о ситуативной предрасположенности к агрессии. У большей части респондентов (91 %) зафиксированы низкие значения по шкале АП, что указывает на отсутствие агрессивных тенденций.

По шкале Суицидального поведения (СП) высокие значения выявлены у 9 % респондентов, что свидетельствует о сформировавшейся модели аутоагрессивного поведения. Средние значения по этой шкале показали 18 % участников, что говорит о ситуативной предрасположенности к саморазрушительному поведению. У большей части (73 %) респондентов обнаружены низкие значения по шкале СП, свидетельствующие об отсутствии признаков аутоагрессии.

Таблица 1

Диагностика и оценка уровня выраженности диссоциативной симптоматики обучающихся колледжа (группа) по методике «Шкала диссоциации», %

Уровень выраженности диссоциативной симптоматики

Число обучающихся по уровням, %

высокий

28

средний

36

низкий

36

Анализ данных, полученных с помощью «Шкалы диссоциации», выявил, что у 28 % участников исследования наблюдаются повышенные показатели. Это может указывать на значительную выраженность диссоциативных проявлений, когда происходит отделение определенных психических функций, что в норме допустимо в некоторой степени. У 36 % респондентов зафиксированы средние значения, что свидетельствует об умеренной выраженности диссоциативной симптоматики и говорит об их относительно благополучном психологическом состоянии. Ещё 36 % участников показали низкие результаты, что указывает на слабую выраженность диссоциативных проявлений и удовлетворительное психическое самочувствие.

Результаты исследования по шкале «Планирование» (Пл) показали, что 18 % респондентов обладают высоким уровнем саморегуляции в сфере деятельности. Для этих людей характерна устойчивая потребность в сознательном планировании, их планы отличаются реалистичностью, детализацией, иерархичностью, эффективностью и стабильностью, а цели деятельности они определяют самостоятельно. 73 % участников продемонстрировали средние значения по шкале «Планирование» (Пл), что говорит о наличии у них потребности в осознанном планировании своей деятельности, планы отличаются практичностью, а цели устанавливаются либо самостоятельно, либо в зависимости от обстоятельств. У 9 % респондентов выявлены низкие результаты по шкале «Планирование» (Пл), что свидетельствует о недостаточно развитой потребности в планировании, их планы часто меняются, поставленные цели редко достигаются, а планирование неэффективно и оторвано от реальности.

По шкале «Моделирование» (М) у 46 % респондентов обнаружены высокие показатели саморегуляции деятельности. Это указывает на их способность определять важные условия для достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективе, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. У 36 % респондентов отмечены средние значения по шкале «Моделирование» (М). Это говорит о соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям, которое может сопровождаться малозначительными перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. 18 % респондентов имеют низкие баллы по шкале «Моделирование» (М). Это может указывать на слабо сформированные процессы моделирования, приводящие к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий.

Что касается шкалы «Программирование» (Пр), то 28 % респондентов набрали высокие баллы, что свидетельствует о сформированной потребности продумывать способы действий и поведения для достижения намеченных целей. Разрабатываемые программы отличаются детализацией и развернутостью. При несоответствии результатов поставленным целям происходит корректировка программы действий до достижения удовлетворительного результата. 36 % респондентов показали средние результаты по шкале «Программирование» (Пр), что указывает на частично сформированную потребность в продумывании способов действий и поведения для достижения намеченных целей. Аналогичное количество респондентов (36 %) имеют низкие показатели по шкале «Программирование» (Пр), что говорит о неумении или нежелании детально планировать свои действия. Эти участники исследования предпочитают действовать спонтанно, им сложно самостоятельно сформировать программу действий, и они часто сталкиваются с несоответствием полученных результатов поставленным целям.

По шкале «Оценивание результатов» (ОР) 36 % респондентов продемонстрировали высокие показатели саморегуляции деятельности. Для них характерна развитая и адекватная самооценка, а также сформированные и устойчивые субъективные критерии оценки успешности достижения результатов. У 36 % респондентов средние значения по шкале «Оценивание результатов» (ОР), что свидетельствует о частичной развитости и адекватности самооценки, а также о сформированности субъективных критериев оценки полученных результатов. 9 % респондентов показали низкие значения по шкале «Оценивание результатов» (ОР) — испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям, субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы.

По шкале «Гибкость» (Г) высокие показатели выявлены у 9 % респондентов. Эти участники исследования демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении неожиданных обстоятельств они без труда перестраивают свои планы и программы действий и поведения. У 82 % респондентов средние значения по шкале «Гибкость» (Г), что указывает на сформированность регуляторной гибкости и способность адаптировать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. У 9 % респондентов отмечены низкие показатели по шкале «Гибкость» (Г). В динамичной и быстро меняющейся обстановке эти участники чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни.

По шкале «Самостоятельность» (С) 8 % респондентов продемонстрировали высокие результаты, что свидетельствует об автономности, способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению поставленной цели, контролировать ход ее выполнения, а также анализировать и оценивать промежуточные и конечные результаты деятельности. 46 % респондентов показали средние значения по шкале «Самостоятельность» (С), что говорит о частичной развитости способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, а также анализировать и оценивать промежуточные и конечные результаты деятельности. Другие 46 % респондентов имеют низкие результаты по шкале «Самостоятельность» (С). Эти участники зависимы от мнений и оценок окружающих, часто и некритично следуют чужим советам. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно. По шкале «Общий уровень» (ОУ) 18 % респондентов показали высокий уровень саморегуляции, для них характерна осознанность звеньев и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции. У 36 % респондентов средние значения по шкале «Общий уровень» (ОУ), что указывает на сформированность индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. У 46 % респондентов низкие значения по шкале «Общий уровень» (ОУ) — потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения несформирована, испытуемые зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.

На основании результатов проведенного исследования можно заключить, что испытуемые продемонстрировали разный уровень по результатам теста «Склонность к девиантному поведению» (Э. В. Леус). Высокие баллы указывают на незначительные проблемы с социальной адаптацией и сильную привязанность к важной группе. Средние результаты свидетельствуют о нормальной адаптации, соответствующей возрастной категории. Низкие баллы указывают на недостаточную адаптацию, изоляцию от сверстников, замкнутость и скрытность.

По итогам тестирования по методике «Шкала диссоциации» высокие результаты говорят о нормальном проявлении диссоциативных черт и удовлетворительном психическом состоянии. Средние и низкие результаты также указывают на удовлетворительное психологическое состояние участников.

Высокие оценки по опроснику «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова) указывают на достаточный уровень развития саморегуляции, подходящий для различных жизненных ситуаций. Средние баллы говорят об удовлетворительном развитии саморегуляции, соответствующей жизненным обстоятельствам. Низкие результаты свидетельствуют о недостаточном развитии саморегуляции для эффективного преодоления жизненных трудностей.

Полученные данные подчеркивают необходимость разработки методических рекомендаций для профилактики девиантного поведения среди учащихся колледжа.

Профилактическая работа в колледже должна быть направлена на создание благоприятной среды для развития личностных качеств, необходимых для преодоления жизненных трудностей и повышения устойчивости к негативным влияниям.

Работа с обучающимися, склонными к девиациям, требует постоянной активности обеих сторон. Результат профилактики не всегда предсказуем, поэтому необходимо отслеживать реакцию обучающихся на воздействия и разрабатывать новые подходы для тех, кто слабо воспринимает профилактические меры.

Профилактика девиантного поведения в колледже требует создания организационной структуры, объединяющей различные службы и отделы, такие как учебно-воспитательный отдел, психолого-педагогическая служба, совет по профилактике правонарушений и другие. Важно обеспечить систематическое сотрудничество педагогов для координации и корректировки воспитательных воздействий.

Профилактика отклоняющегося поведения — это многоуровневая система мероприятий, направленных на предотвращение подростковой агрессии и антисоциальных действий.

Литература:

  1. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста. — М.: Юрайт, 2024.
  2. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы. — М.: Издательство Юрайт, 2025.
  3. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания. — М.: Издательство Юрайт, 2024.
  4. Касьянов В. В. Девиантология: социология суицидального поведения. — М.: Издательство Юрайт, 2024.
  5. Корнилова Т. В. Подростки групп риска. — М.: Издательство Юрайт, 2024.
  6. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. — М.: Издательство Юрайт, 2025.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 480-483):
Часть 7 (стр. 439-513)
Расположение в файле:
стр. 439стр. 480-483стр. 513

Молодой учёный