Введение
Современная система государственного управления развивается в условиях интенсивного внедрения цифровых технологий, что предопределяет необходимость системной модернизации организационных и функциональных механизмов деятельности органов исполнительной власти. Цифровая трансформация рассматривается как ключевой фактор повышения эффективности управленческих решений, оптимизации информационных потоков и формирования единого пространства данных. По мысли А. А. Косорукова, «цифровые технологии становятся неотъемлемым элементом государственного управления, обеспечивая новые возможности для реализации публичных функций и повышения качества государственных услуг» [3, с. 45]. Указанный тезис задаёт ориентир на переосмысление традиционных административных процессов.
Цифровая модернизация немыслима без формализации и унификации управленческих процедур. Д. А. Перфильев и В. А. Громыко подчёркивают, что «стандартизация процессов административного управления является фундаментом для построения эффективной цифровой инфраструктуры» [1, с. 22]. Таким образом, цифровизация должна рассматриваться как комплексная реформа, включающая архитектурные, организационные и нормативные преобразования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности цифровых решений в государственных учреждениях, в частности — в ФГБУ «Информационно-аналитический центр МЧС России», где цифровые механизмы лежат в основе мониторинга, аналитики и управления рисками.
Основная часть
ФГБУ «Информационно-аналитический центр МЧС России» является одним из ключевых элементов цифровой инфраструктуры ведомства, обеспечивая сбор данных, текущий мониторинг обстановки, аналитическую поддержку и подготовку управленческих решений. Функциональная модель центра строится на обработке данных в режиме реального времени, синхронизации ведомственных источников информации, формировании ситуационных отчётов и интеграции данных в межведомственные системы.
На сегодняшний день в ИАЦ МЧС используются различные цифровые инструменты: ведомственная платформа аналитики, система ситуационного мониторинга, электронный документооборот, средства визуализации больших данных, сервисы обмена информацией в рамках СМЭВ и другие интеграционные решения. Однако эффективность их применения ограничена отсутствием единой цифровой архитектуры. Д. А. Перфильев и В. А. Громыко подчёркивают, что «фрагментарность административных процессов снижает эффективность цифровизации» [1, с. 55], что применимо и к МЧС России.
Внутренний анализ выявляет ряд существенных ограничений:
– отсутствие унифицированной модели данных;
– разрозненность информационных систем;
– неоднородность требований к подготовке аналитических материалов;
– недостаточная стандартизация межведомственного обмена.
Отдельной проблемой является нормативная среда. Как подчёркивают Л. В. Чхутиашвили и Н. В. Чхутиашвили, «несоответствие действующего нормативно-правового регулирования темпам технологических изменений становится одним из ключевых барьеров цифровизации государственного управления» [6, с. 28]. Это приводит к задержкам при внедрении новых сервисов, неопределённости при использовании экспериментальных цифровых решений и сложности в адаптации внутренних регламентов.
Цифровизация невозможна без кадровой базы. И. В. Шалимов и А. А. Алёшин подчёркивают, что «цифровые технологии предъявляют новые требования к профессиональным компетенциям государственных служащих» [5, с. 340]. В ИАЦ МЧС данное обстоятельство проявляется в необходимости развивать навыки работы с аналитическими системами, цифровыми платформами и инструментами межведомственного взаимодействия.
Повышение эффективности цифровизации в ИАЦ МЧС требует системного и комплексного подхода. В научной литературе подчёркивается, что цифровая трансформация должна опираться одновременно на технологические инновации, стандартизированные управленческие процессы и развитую кадровую инфраструктуру. А. В. Чекмарев отмечает: «управление цифровыми проектами предполагает пересмотр организационных процессов и переход к гибким моделям управления» [2, с. 445]. Данный тезис определяет необходимость трансформации не только технологий, но и управленческих подходов.
Основные направления совершенствования
Формирование архитектурной модели предполагает
– выявление ключевых процессов;
– формализацию потоков данных;
– унификацию технических требований;
– интеграцию ведомственных и межведомственных систем;
– создание реестра цифровых сервисов.
Это позволит обеспечить технологическую совместимость и исключить дублирование данных.
Создание цифровой среды требует компетентных сотрудников. На основе подхода, предложенного Шалимовым и Алёшиным, важным шагом является формирование «цифровой культуры и внутренних механизмов самообучения» [5, с. 45]. Предлагаются:
– программы повышения квалификации;
– отраслевые тренинги по работе с аналитическими системами;
– развитие компетенций в области больших данных и цифровых платформ.
На основе подхода Чхутиашвили требуется обновление ведомственных регламентов, адаптация действующих инструкций и формирование нормативных условий для внедрения новых цифровых сервисов.
Усиление взаимодействия с системами СМЭВ, ЕСИА и другими федеральными ресурсами обеспечит быстрее поступление данных и повышение точности аналитических материалов.
Комплексная реализация предложенных мер позволит:
– сократить время подготовки аналитических отчётов;
– повысить точность и актуальность данных;
– улучшить согласованность между подразделениями;
– сократить издержки, связанные с дублированием процессов;
– перейти к проактивной модели управления.
А. А. Косоруков подчёркивает, что цифровые технологии позволяют «перейти к проактивному управлению, основанному на аналитике и прогнозировании» [4, с. 357]. Это особенно важно для МЧС России, где оперативность и точность решений определяют эффективность реагирования на чрезвычайные ситуации.
Заключение
Проведённое исследование подтверждает необходимость комплексного совершенствования цифровой трансформации в системе государственного управления на примере ИАЦ МЧС России. Цифровизация должна опираться на стандартизацию процессов, создание единой архитектуры, развитие кадрового потенциала и совершенствование нормативной базы. Реализация указанных мер обеспечит повышение эффективности управленческих решений, усиление аналитической составляющей, оптимизацию обмена данными и интеграцию в единую цифровую экосистему государственного управления.
Литература:
- Перфильев, Д. А. Стандартизация в области административного управления: учебник для вузов / Д. А. Перфильев, В. А. Громыко. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 103 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–21106–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/581644
- Чекмарев, А. В. Управление цифровыми проектами и процессами: учебник для вузов / А. В. Чекмарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–18522–5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/564520
- Косоруков, А. А. Цифровые технологии в системе государственного и муниципального управления: учебник / А. А. Косоруков. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 356 с.
- Косоруков, А. А. Цифровизация государственного управления: учебное пособие / А. А. Косоруков. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 242 с.
- Шалимов, И. В. Цифровые технологии в системе государственного и муниципального управления: сущность и специфика применения / И. В. Шалимов, А. А. Алешин // Цифровизация экономики и общества: проблемы, перспективы, безопасность: материалы V Международной научно-практической конференции, Донецк, 23 марта 2023 года. — Донецк: Цифровая типография, 2023. — С. 338–342.
- Чхутиашвили, Л. В. Влияние цифровых технологий на государственное и муниципальное управление / Л. В. Чхутиашвили, Н. В. Чхутиашвили // Возможности и угрозы цифрового общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 20–22 апреля 2023 года. — Ярославль: ООО «Филигрань», 2023. — С. 205–209.

