Библиографическое описание:

Нурлигенова З. Н., Колосова М. Ю. «Жеті Жарғы» Тауке хана как памятник права Казахстана: его сущность и значение // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 750-752.

В представленной статье прослежено становление и развитие обычного права Казахского ханства в XVIII веке. Особое внимание уделено своду законов «Жеті Жарғы» Тауке хана. Данный памятник обычного права казахов состоит из семи уложений, в которых рассмотрены земельный закон, семейно-брачное законодательство, военное законодательство, процессуальные нормы права, уголовное законодательство, нормы права о куне, закон о вдовах.

Ключевые слова: обычное право, свод законов, Казахское ханство.

Построение современного демократического правового государства немыслимо без создания права. Право является одним из основных регуляторов жизни общества наряду с моралью, традициями и религией. Обретение Казахстаном независимости поставило перед нашим народом задачу создания права отвечающего международным стандартам в области прав человека. Итогом процесса правотворчества стало принятие Конституции Республики Казахстан 1995 г. — Основного Закона нашего государства. При ее написании и принятии новых законов, регулирующих жизнь общества необходимо учитывать уроки истории и опираться на многовековые традиции страны. В связи с этим возрастает важность знания и должной оценки права Казахстана в различные исторические эпохи и применение в современном праве лучшего из исторического наследия Казахстана.

«Жеті Жарғы» представляет собой свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при хане Тауке (который привил в 1680–1715). В научной литературе часто «Жеті Жарғы» именуется как «Уложение хана Тауке», «Законы хана Тауке». Времена правления Тауке хана остались в истории казахского народа как период благоденствия и расцвета [1, c. 161]. Однако одним из основных его достижений мы считаем создание единого свода законов для всего населения казахского ханства — «Жеті Жарғы». Это, как справедливо, пишет известный российский ученный А. И. Левшин, ставит его в один ряд с такими государственными деятелями античной Европы как Ликург и Драконт.

Потребность в создании единого свода законов для Казахского ханства была тем более велика, что в период правления Тауке хана оно подвергается военной угрозе. На востоке растет сила Джунгарского ханства, с юга проводят агрессивную политику государства Средней Азии, с севера продолжаются набеги башкир. Необходимо было консолидировать население страны, максимально уменьшить родовую рознь, сохранить единство казахского народа. Подобного рода правовые реформы имеют аналоги в мировой истории: «Русская правда» Ярослава Мудрого, Кутюмы Бовезии средневековой Франции.

Изменения структуры Казахского ханства вызвало необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа и была проведена при хане Тауке хане, найдя своё закрепление в своде законов «Жеті Жарғы». Этот свод был разработан при участии известнейших казахских биев — представителей основных регионов Казахстана: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVII века.

«Жеті Жарғы» включает в себя следующие основные разделы [2, с. 365–374]:

-          земельный закон,регламентирующий пользование землями и разрешение споров о пастбищах и водопоях.

-          семейно-брачное законодательство, регламентирующее порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

-          военное законодательство, регламентирующее военную службу, формирование подразделений.

-          процессуальные нормы права, регламентирующее порядок судебного разбирательства.

-          уголовное законодательство, регламентирующее наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

-          нормы права о куне — выкупе за убийство и тяжкие телесные повреждения, устанавливающий наказания за них.

-          закон о вдовах — своего рода право социальной защиты, регламентирующее имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

По данным историка Мухамеджана Тынышпаева единообразное применение и толкование положений «Жеті Жарғы» на всей территории Казахского ханства обеспечивалось ежегодным сбором биев всех трех жузов казахов в ставке Тауке хана [1, c. 162].

Следует отметить, что «Жеті Жарғы», продолжали использоваться в качестве источника права в Казахском ханстве своеобразные дополнения и комментарии — положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сезi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебные прецеденты [3].

«Жеті Жарғы» представляет собой памятник обычного права казахов, под последним мы понимаем — совокупность юридических обычаев, санкционированных и гарантированных государственной властью, соблюдающихся в принудительном порядке в целях сохранения существующих общественных отношений. Обычное право казахов обозначалось термином эдет или зан. Нормы «Жеті Жарғы» были тесно связаны с обычаями, традициями и верованиями казахов. Поэтому защита ценностей, закрпеленных в «Жеті Жарғы» в народе обычно связывалась с защитой себя как народности, как этнического целого. Нормы«Жеті Жарғы», пронизывая различные сферы жизнедеятельности и быта, имели большое значение и в духовной жизни.

Мы считаем, что свод законов «Жеті Жарғы» прямо или косвенно наследует монгольскую «Яса» («Жаса» — «Пять уложений»), которую Чингизхан ввёл в монгольских степях. В XIII веке «Яса» попала в Дешт-и Кипчак и вошла в правовые традиции тюркских народов. Включение «Яса» в правовую культуру предков современных казахов было вполне естественным по двум причинам:

1.                  Династическим правопреемством, так как в Казахском ханстве, как и в других постмонгольских государствах Евразии (Сибирское ханство, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство) правили династии Чингизидов — потомков Чингизхана.

2.                  «Яса», построенная на обычаях, традициях и морали кочевого общества, прекрасно подходила для кочевых государства нашего региона, поскольку материальный базис общества (метод хозяйствования) — кочевое скотоводство оставался неизменным вплоть до начала XX в.

Мы не можем полностью согласиться с мнением о том, что например такой памятник казахского права как «Жеті жарғы» «…следует интерпретировать как мусульманские степные законы, национальную интерпретацию Шариата» [4]. Влияние последнего на него неоспоримо, но наш взгляд все — таки большее влияние на него оказали такие правовые источники как «Яса» Чигисхана и «Касым ханнын каска жолы» («Чистая дорога хана Касыма»). Одна из исторических особенностей ислама в Казахстане состоит в том, как считает академик С. З. Зиманов, что религиозные служители находились в подчинении светской (ханской) власти. Мы поддерживаем вывод академика С. З. Зиманова, о том, что «в северном регионе Центральной Азии — далеком и отдаленном от влияния исламских центров, формировался светский уклад, наложивший свою печать на все стороны организации и жизни общества, в том числе и на правовую культуру» [5, c. 37].

Характерными чертами «Жеті жарғы» была его гуманность. Отсутствовали в нем жестокие мер наказания, принятых в уголовном законодательстве: лишение свободы, с отбыванием срока наказания в тюрьмах, зинданах, восточных погребах заточения, а также членовредительства, сожжения, колесования, закапывания живьем и т. д., распространенные во многих средневековых восточных странах. В связи с этим известный казахский ученый, этнограф Ч. Валиханов писал о казахском обычном праве следующее, что также справедливо и для «Жеті Жарғы»: «…обычное право киргиз (казахов) по той же аналогии высшего развития с низшим, на которое мы так любим ссылаться, имеет более гуманных сторон, чем законодательство, например, мусульманское, китайское и русское по Русской правде. В киргизских (казахских) законах нет тех предупредительных и устрашающих мер, которыми наполнены и новейшие европейские кодексы. У киргиз телесные наказания никогда не существовали. А законы родовые, по которым члены рода отвечают за родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы»[7, с. 94]. В обычном праве казахов было много норм, поощряющих коллективизм, общность прав, сохранились демократические начала, формы и институты, распространявшиеся на широкий круг отношений — хозяйственных, родовых, бытовых, семейных и политических. Например, правовая традиция избирать ханов и удельных правителей («малых ханов») на народном собрании с участием свободных граждан, способных носить оружие, с поднятием избранного представителями родовых объединений на белой кошме, неукоснительно соблюдалась в периоды ханской власти. Гласность, простота и состязательность судебного процесса, участие в нем представителей сторон, использование силы общественного мнения как средства исполнения судебных решений тоже отличительные черты «Жеті Жарғы». Возможность примирения сторон находит прямой аналог в институте медиации, существующем в действующем законодательстве Казахстана. Имеет прямую аналогию и с успехом используется настоящее время суд присяжных во многом совпадающий с судом биев, имеющимся в «Жеті Жарғы». Действующая Конституция Казахстана указывает, в ст. 13, что:

1.                  Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. 2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод [8]. Эти конституционные положения явились результатом долгой эволюции права на территории Казахстана, учета всего правового опыта предшествующих норм права, в том числе и «Жеті Жарғы».

Во всем этом проявляется демократическое своеобразие казахского обычного права — «Жеті Жарғы». Разумеется, в нем есть следы влияния норм соседних государств, с которыми, так или иначе, контактировало казахское общество по разным каналам и с разной степенью интенсивности в различные периоды. Однако местные народные обычаи все же оставались основными источниками обогащения и развития правовой системы Казахстана в том числе и «Жеті Жарғы». Такое положение объясняется — прочными позициями обычаев и обычно-правовых норм во внутренней жизни кочевников — скотоводов, составлявших абсолютное большинство населения страны.

Значение «Жеті Жарғы» выходит на наш взгляд далеко за пределы своей собственной регулятивной нормативной роли в этнокультурных границах Казахстана. «Жеті Жарғы» было в широком смысле законом и властью, источником общественного бытия и нравственности, искусством и духовной ценностью. Справедливо высказывание о том, что: «Рожденное в рамках кочевой цивилизации, оно вобрало в себя многие ценностные черты и оптимумы человеческих мечтаний и человечности той эпохи» [9, c. 29]. Во многом в последующие века истории Казахстана «Жеті жарғы» стали одним из консолидирующих начал самосознания казахского народа в чем заключается одно из его основных заслуг перед историей. Будучи особым памятником творением кочевой культуры, «Жеті Жарғы» по праву может и должно занять достойное место в мире исторически значимых правовых систем.

Литература:

1.         Тынышпаев М. История казахского народа. Алма-Ата, 1993.

2.         Султанов Т. И., Абусеитова М. Х. Общество и культура //История Казахстана и Центральной Азии. Алматы, 2001.

3.         Кляшторный С. Г., Султанова Т. И.. «Казахстан. Летопись трёх тысячелетий», «Центр Казахстан — Петербург», 1992.

4.         Ахметова Н. С., Кожахметов Г. З. Ереже положения биев. (Сб. Правовых памятников и документов по истории обычного права казахов второй половины ХІХ и начала ХХв.). — Караганда: Издательская группа «Болашак — Баспа», 1997г.

5.         Назира Нуртазина. Признать кочевника мусульманином. По мотивам популярного фильма. http://www.islam.ru/pressclub/histori/nomad/

6.         Зиманов С. 3. Древний мир права казахов и его истоки //Древний мир права казахов /Гл. ред. С. 3. Зиманов. Т. 1. Алматы: Жеті жарғы, 2001.

7.         Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. Т. 4. Алма-Ата, 1961.

8.         Конституция Республики Казахстан, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. Электронный ресурс. Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан. http://constcouncil.kz/rus/norpb/constrk/

9.         Древний мир права казахов: Материалы, документы и исследования / Под ред. академика С. З.Зиманова. — Алматы, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): «Жеті Жарғы», Тауке хана, обычного права казахов, законов «Жеті, нормы права, права Казахстана, памятник обычного права, Казахского ханства, «Жеті жарғы», казахского народа, процессуальные нормы права, правления Тауке хана, свод законов, памятник права Казахстана, права Казахстана в различные, казахского ханства — «Жеті, Казахстана «Жеті жарғы», хана Тауке», памятник казахского права, положений «Жеті Жарғы».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос