Источники информации и знаний по уходу за больным, необходимые для родственников и ухаживающих лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фаршатов, Р. С. Источники информации и знаний по уходу за больным, необходимые для родственников и ухаживающих лиц / Р. С. Фаршатов, В. М. Кунсбаева, Л. Д. Зарипова, Г. А. Суркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 598-599. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8452/ (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящей статье приведены результаты анкетирования 56 родственников пациентов, которые находились на лечении в крупных стационарах города Уфы. Установлено, что медицинские работники уделяют недостаточное внимание обучению близких пациентов приемам ухода за больными. Около 40 % респондентов получают указанные знания и навыки из других источников, включая средства массовой информации.

Ключевые слова: уход за больными, ухаживающие лица, обучение.

In the present article results of questioning of 56 patients’ relatives are given. It was established that medical workers pay insufficient attention to education of patients’ relatives. About 40 % of respondents receive the specified knowledge and skills from other sources, including mass media.

Key words: patient care, patient’s relatives, education

Несмотря на то, что уход за больным был и остается важнейшей предпосылкой выздоровления больного, мероприятия по уходу за больным, которые в состоянии предоставить пациентам большинство отечественных медицинских организаций, далеки от идеальных. По мнению большинства зарубежных авторов свидание с близкими людьми в больнице и привлечение их к уходу за больными способно оказать позитивное влияние не только на психоэмоциональный статус и комфорт больного, а также на психоэмоциональное состояние самих близких пациента и даже на загруженность персонала. Кроме того, Engström B. et al. (2011) пришли к заключению, что сами родственники пациентов испытывают потребность быть вовлеченными в лечение больных и процесс принятия решений. Исследователи Maas M. L. et al. (2004) находят, что привлечение близких к уходу за больными в условиях медицинской организации позволит обучить их необходимым навыкам, которые могут быть полезны при осуществлении ухода за больным в домашних условиях. Примером устоявшегося в нашей стране участия родственников в лечении и уходе за больным может быть педиатрия — совместное нахождение в стационаре мамы и малыша, однако необходимость и потребность в участии родителей, их роль в лечении в целом дискутируется даже в западных исследованиях. Участие близких пациентов в уходе за больным крайне скудно освещается в отечественной медицинской литературе, что и обусловило актуальность настоящего исследования.

Целью настоящей работы было изучение осведомленности ухаживающих за пациентами лиц, в вопросах, касающихся ухода за больными.

Материалы и методы. Для реализации целей исследования проведено анкетирование 56 родственников и близких пациентов, нуждающихся в постороннем уходе и находившихся на лечении в крупных многопрофильных стационарах города Уфа. Опрос проводился в соответствии с предварительно разработанной анкетой. Анкета содержала вопросы, касающееся источников информации о приемах и средствах ухода за больным, характеристиках используемых средств ухода. При составлении ответов на вопросы, предлагалось несколько вариантов с различной степенью интенсивности признака по аналогии со шкалой Liekert, а не прямые, конкретные ответы, например: «Никогда», «Почти никогда», «Иногда или не определился», «Почти всегда», «Всегда» и тому подобное. Сбор информации не затрагивал персональные данные и другие законные интересы больных и их близких.

Результаты и обсуждение. Из опрошенных нами родственников пациентов 87,5 % отметили, что испытывают дефицит информации касающейся ухода за больными. Как следствие, 91 % респондентов считают, что нуждаются в дополнительной информации, касающейся осуществления ухода за больным. Фактически же близкие и родственники пациентов осуществляют уход за больным на основании знаний, умений полученных из следующих источников информации: в 66 % случаев — из нескольких источников, получали информацию только от работников медицинской организации — 16 %, только от работников фармацевтических организаций, реализующих средства по уходу за больным и от родственников других больных, находящихся в отделении — по 9 % соответственно. Респондентам предлагалось выделить наиболее важный источник информации, касающейся ухода за больными: в 25 % случаев это были врачи, в 37,5 % — медицинские сестры, 23 % — родственники других пациентов с подобной медицинской проблемой и 14,5 % — средства массовой информации (включая интернет).

Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о низкой осведомленности ухаживающих лиц в вопросах ухода за больными. Характерно, что лечащие врачи не являются главным звеном в обеспечении правильного ухода. Кроме того, высок доля опрошенных, получающих информацию о приемах по уходу за больными из немедицинских источников.

Заключение. Отношение медицинских работников к обучению ухаживающих лиц приемам и способам ухода за больными далеко от идеального. Перспективной задачей на наш взгляд является совершенствование характера взаимодействия медицинских работников и родственников пациентов, что позволит эффективно вовлечь последних в реализацию мероприятий по уходу за больными.

Литература:

1.        Engström B. Relatives' involvement in nursing care: a qualitative study describing critical care nurses' experiences/B. Engström, A. Uusitalo, A. Engström// Intensive Crit Care Nurs. — 2011 — vol. 27, № 1. — P.1–9.

2.        Maas M. L. Outcomes of family involvement in care intervention for caregivers of individuals with dementia/M. L. Maas [et al.]//Nurs Res. — 2004. — vol. 53, № 2. — P. 76–86.

Основные термины (генерируются автоматически): больной, уход, родственник пациентов, источник информации, близкие, массовая информация, медицинская организация, осуществление ухода, работник.


Ключевые слова

обучение, уход за больными, ухаживающие лица, обучение.

Похожие статьи

Роль медицинской сестры в сохранении репродуктивного...

А это источник не всегда достоверный и грамотный. Только пятнадцать человек из пятидесяти получали информацию у медицинского работника.

Роль медицинской сестры в процессе реабилитации пациентов, перенесших инфаркт миокарда.

Влияние гуманности медицинской сестры на эффективность...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Основной принцип морали медицинского работника — это гуманизм.

Во все времена у разных народов уход за больными, в основном за родственниками, осуществляли женщины.

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие, медицинская помощь, пациент, клиент, больной, лечебное учреждение...

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе...

Мораль взаимоотношений медицинского работника и пациента — не догма, а стабильно развивающееся понятие.

Именно на медсестру приходится основной груз по уходу, выхаживанию больных, выполнению врачебных назначений.

Бизнес-планирование в управлении негосударственной...

Пациенты, обращаясь в негосударственную медицинскую организацию, имеют определенные потребности и ожидания.

Рекламная деятельность, информация в интернете и советы медицинских работников в меньшей степени влияли на обращаемость населения, на что...

Анализ письменных обращений граждан как инструмент...

...включающих информацию, исходящую от пациентов, медицинских работников и общественности.

В остальных случаях жалобы признаны необоснованными, поскольку отказ в предоставлении информации имел место не для самого пациента, а для его родственников...

Зарубежные и отечественные начала паллиативной помощи...

Синдром эмоционального выгорания у сотрудников паллиативной помощи детям. Источники информации и знаний по уходу за больным, необходимые для родственников и ухаживающих лиц.

Совершенствование качества сестринской помощи в родильном...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «качество медицинской помощи» — это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации медицинских работников, и, прежде всего, врачей...

Общение как ценность в работе среднего медицинского работника

Профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс общения, общение, обмен информацией, тактик медработника, оказание помощи, совместная деятельность, медицинский работник.

Похожие статьи

Роль медицинской сестры в сохранении репродуктивного...

А это источник не всегда достоверный и грамотный. Только пятнадцать человек из пятидесяти получали информацию у медицинского работника.

Роль медицинской сестры в процессе реабилитации пациентов, перенесших инфаркт миокарда.

Влияние гуманности медицинской сестры на эффективность...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Основной принцип морали медицинского работника — это гуманизм.

Во все времена у разных народов уход за больными, в основном за родственниками, осуществляли женщины.

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие, медицинская помощь, пациент, клиент, больной, лечебное учреждение...

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе...

Мораль взаимоотношений медицинского работника и пациента — не догма, а стабильно развивающееся понятие.

Именно на медсестру приходится основной груз по уходу, выхаживанию больных, выполнению врачебных назначений.

Бизнес-планирование в управлении негосударственной...

Пациенты, обращаясь в негосударственную медицинскую организацию, имеют определенные потребности и ожидания.

Рекламная деятельность, информация в интернете и советы медицинских работников в меньшей степени влияли на обращаемость населения, на что...

Анализ письменных обращений граждан как инструмент...

...включающих информацию, исходящую от пациентов, медицинских работников и общественности.

В остальных случаях жалобы признаны необоснованными, поскольку отказ в предоставлении информации имел место не для самого пациента, а для его родственников...

Зарубежные и отечественные начала паллиативной помощи...

Синдром эмоционального выгорания у сотрудников паллиативной помощи детям. Источники информации и знаний по уходу за больным, необходимые для родственников и ухаживающих лиц.

Совершенствование качества сестринской помощи в родильном...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «качество медицинской помощи» — это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации медицинских работников, и, прежде всего, врачей...

Общение как ценность в работе среднего медицинского работника

Профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс общения, общение, обмен информацией, тактик медработника, оказание помощи, совместная деятельность, медицинский работник.

Задать вопрос