Немецкий опыт в области качества как один из инструментов повышения качества российских товаров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 25.11.2013

Статья просмотрена: 1778 раз

Библиографическое описание:

Бурко, Р. А. Немецкий опыт в области качества как один из инструментов повышения качества российских товаров / Р. А. Бурко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8412/ (дата обращения: 19.04.2024).

Производство в России продукции низкого качества оказывает на сегодняшний день огромное влияние на современную экономику страны. Несмотря на то, что в СССР были разработаны в конце 40х годов уникальные системы управления качеством на предприятии, которыми успешно воспользовались японцы, и Япония стала великой страной, в том числе за счет этих технология стимулирования труда. Таковыми системами, к примеру, являлись СБТ — система бездефектного труда и БИП — бездефектного изготовления продукции, активно применявшиеся, на большинстве предприятий СССР после Великой Отечественной войны. Представим ситуацию, что вам нужно изготовить молоток и у вас есть определенные технические параметры данного изделия. Далее если в процессе изготовления ваш коллектив улучшает один из параметров изделия данного изделия и это дает положительный эффект, то ваш коллектив получает премию. Улучшив изделия, коллектив получает премию, которая делится на две части. Одна часть делилась между всеми членами коллектива, а вторая часть выдавалась руководителю, который организовал процесс улучшения и тому, кто придумал улучшения, при этом не происходило увеличение плана, и нагрузка на рабочих оставалась прежней, но и все получали реальные деньги. К сожалению, данная система была кардинально переработана во времена Хрущева и до сих пор не используется нашими предприятиями. Однако в современное время для нашей страны мог быть очень актуален немецкий опыт в области управления качества. Ведь слово «немецкий» как правило, говорит о высоком уровне качества. Это было бы актуально в условиях современной экономической ситуации России. И позволило некоторым российским товарам конкурировать по уровню качества с товарами в возимыми в нашу страну, после вхождения её в ВТО.

Основой традиционного высокого немецкого качества является высокая квалификация немецких рабочих и их добросовестное отношение к труду. Высокая надежность германской продукции является результатом хорошо налаженной системы ученичества — системы отношений «мастер — ученик» в среде производственных рабочих и служащих. Подобная система, где мастер в индивидуальном порядке на рабочем месте обучает учеников таинствам профессии и подготавливает их к самостоятельной деятельности, уходит корнями в Средневековье, к обычаям того времени, когда ученики, обучаясь своему делу, могли кочевать с места на место, подыскивая себе подходящего ремесленника в качестве наставника и нанимаясь к нему в подмастерья. Ныне система ученичества прочно утвердилась во всех уголках ФРГ. Она известна как система досконального обучения профессиональным навыкам. Для того чтобы стать мастером, надо сдать экзамен и получить лицензию. На это могут уйти многие годы. Зато мастер имеет весьма высокий социальный статус. Его зарплата значительно выше, чем у ученика. К его мнению прислушивается руководство, из среды мастеров нередко выбирают руководителей участков и цехов, поэтому в профессиональные школы идут способные дети. Престиж мастеров в ФРГ даже выше, чем некоторых интеллектуальных профессий. Качество рабочей силы в ФРГ выше, чем в США и в ряде европейских стран, где в рабочие идут те, кто не может поступить в вузы. В Великобритании, например, все одиннадцатилетние дети по окончании начальной школы сдают экзамен. Если ребенок его не сдал, он лишается права поступить в среднюю классическую школу, а затем в университет. У таких детей путь лишь в рабочие. Эти дети считаются неудачниками, и на них долго лежит клеймо второсортности. Это формирует и их отношение к труду. Подобная система существует и во Франции. В ФРГ дети так же сдают экзамены после начальной школы, но, даже если они не сдают его и вместо гимназии попадают в среднюю школу, у них нет ощущения катастрофы, так как, во-первых, перспектива стать мастером достаточно привлекательна, а во-вторых, у них еще есть возможность перейти из средней школы в гимназию, а затем в университет. Причем обучение в немецких вузах в основном бесплатное, что открывает возможности образования для наиболее способных детей, а не только способных и состоятельных. Все это обеспечивает Германии высокое качество подготовки и руководителей и рабочих. До 1980х годов качество продукции в Германии обеспечивалось традиционными методами: путем тщательного изготовления и контроля продукции, постоянного обновления как самой продукции, так и средств производства, высокой квалификации и мотивации работающих. С 1980х годов усилия по обеспечению и повышению качества были перенесены с производства на этап проектирования. При разработке изделия и технологического процесса предусматриваются методы сведения к минимуму возможности возникновения дефектов при производстве. Чем позже обнаруживается ошибка, тем больше затраты на ее устранение. Все мероприятия по обеспечению качества требуют определенных расходов, основные из них — на проведение испытаний, предотвращение ошибок и устранение дефектов. Средства, затрачиваемые на предотвращение ошибок, составляют около 5 % всех расходов, поэтому умеренное их повышение приводит к снижению стоимости качества. Издержки, связанные с ошибками и проведением испытаний, при этом значительно уменьшаются. Принцип бездефектного производства, заложенный в стандарте ДИН ISO 9000, подтверждает, что отклонения от требований недопустимы. Этот принцип является внутренней установкой на последовательную работу по усовершенствованию и недопущению дефектов. Опыт Германии показывает, что предприятие за допущенные дефекты платит до 40 % всех своих расходов, причем 34 % — по вине управления и 6 % — по вине работников, то есть почти половина производственных ресурсов идет на создание дефектной продукции и устранение этих дефектов. Для изменения такого положения специалисты рекомендуют руководству до вести до сознания сотрудников новую концепцию управления качеством; создать инфраструктуры организационного плана, способствующие процессу последовательного совершенствования предприятия; создать единые производственные системы для учета и установления приоритетов в решении проблем качества, которые будут доступны каждому на предприятии. Сюда в первую очередь относятся: единая производственная система корректировки мероприятий; система учета расходов на качество и система отчетности, единая для предприятия система измерения отклонений и система постоянной, последовательной связи по вопросам качества. Кроме того, каждый сотрудник должен иметь индивидуальный инструмент и овладеть производственной технологией с тем, чтобы знать требования, предъявляемые к производственным процессам, проводить измерения возможных отклонений, решать возникающие проблемы, учитывать расходы на качество. В управлении качеством придерживаются принципа: дорогостоящее производство должно располагать надежной системой обеспечения качества. Оптимизацию общих расходов на качество необходимо осуществлять с учетом себестоимости изготовления изделия. Общая цель предприятия-изготовителя должна сводиться к трем важным положениям:

-       цена на продукцию должна устанавливаться с учетом конъюнктуры рынка;

-       продукция должна поступать потребителю в установленные сроки;

-       качество продукции должно отвечать требованиям рынка.

Служба качества на крупном предприятии ФРГ обычно состоит из трех подразделений: обеспечения качества, контроля качества и содействия качеству. В функции подразделения обеспечения качества входят: планирование качества и контроля (планирование качества до реализации, включая надежность, проектирование контроля и средств проверки); управление качеством (управление качеством поставляемых изделий и собственной продукции в процессе ее производства); сбор информации о качестве (сведения о затратах на качество, обработка и анализ данных о качестве, документация). Подразделение контроля качества располагает лабораторией для проверки качества (контроль надежности, испытания материалов, типовые испытания и проверка опытных образцов) и проведения серийных испытаний (входной контроль, контроль изготовления, контроль готовых изделий). Подразделение содействия качеству осуществляет обучение, повышение квалификации и мотивацию работников, а также отвечает за решение специальных задач в области качества. Все большее значение придается в Германии сертификации систем обеспечения качества. Эту работу возглавляет Немецкое общество по сертификации систем обеспечения качества. В декабре 1987 года оно подписало соглашение с Французской ассоциацией по стандартизации о взаимном признании сертификатов на системы обеспечения качества, выдаваемых в этих странах предприятиям. Цель соглашения — избежать многократных оценок систем обеспечения качества на предприятиях и сертификации предприятий. Соглашение содействовало устранению технических барьеров в торговле и ее развитию в духе Всемирной торговой организации и договора Европейского экономического сообщества [1]. Данный опыт как нельзя лучше подходит для предприятий Российской Федерации на которых еще с советских времен сохранились традиции коллективов, в которых есть опытные работники на которых, как правило, и держится приемлемый уровень качества изготовления изделий. К тому же свобода в образовательном процессе позволяет готовить огромное количество кадров способных производить товары среднего и впоследствии высокого качества. Применение данного опыта впоследствии, в случаи необходимости, позволит перейти к экономической стратегии импортозамещения, что позволит создавать не только товары приемлемого качества, но также подготовить квалифицированные кадры, при этом соблюдая правовые нормы ВТО, если будут квалифицированные специалисты в этой области.

Литература:

1.                 Системы, методы и инструменты менеджмента качества М. М. Кане с.- 37–39.

2.                 Кунц Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2-х т. — М.: Прогресс, 1981

Основные термины (генерируются автоматически): качество, предприятие, управление качеством, ФРГ, ISO, ваш коллектив, высокая квалификация, качество продукции, начальная школа, подобная система.


Похожие статьи

Качество образования и принципы ИСО 9000 | Статья в журнале...

Ключевые слова: система менеджмента качества, управление качеством, образование.

4. ГОСТ ISO 9001–2011. Системы менеджмента качества. Требования.

Нормативно-подушевое финансирование высшей школы и качество образования.

Управление качеством выпускаемой продукции

качество продукции, управление качеством, качество, системный подход, улучшение качества продукции, система управления, потребность потребителей, потребление продукции, повышение качества...

Управление качеством как условие успеха компании...

Управление качеством выпускаемой продукции.

Управление качеством в логистических системах.

Управление качеством инвестиционного проекта. Роль инновационной деятельности в конкурентной борьбе предприятия.

Опыт управления качеством продукции на предприятиях Японии

Управление качеством продукции в настоящее время — серьёзная проблема на наших отечественных предприятиях. Многие производители не до конца осознают, что производят недоброкачественную продукцию и для своих близких людей.

Сущность и основные принципы управления качеством на...

Система управления качеством — Требования ИСО 9001: 2015. управление качеством, процесс, предприятие, клиент, принцип, качество, область качества, потребность клиентов, качество продукции, система...

Создание системы качества на предприятии | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): управление качеством, стадий, система анализа, система качества, система учета, стадий создания системы качества, система контроля, претензия

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001.

Международная сертификация систем качества предприятий...

Ключевые слова: предприятие, организация, ИСО, ISO, анализ, сертификация, соответствие, сертификат, стандарт, 9001, система. Система контроля и сертификации качества на предприятии ИСО (ISO)...

Структура содержания системы управления качеством...

Москва: Высшая школа, 2000.

Совершенствование системы управления сбытом продукции на предприятиях общественного питания. К вопросу о внедрении в педагогическом вузе системы управления качеством об-разования.

Управление качеством на предприятиях общественного питания

общественное питание, ISO, система менеджмента качества, удовлетворенность потребителей, ГОСТ Р, предприятие, управление качеством, Менеджмент качества, PDCA, Российская Федерация.

Похожие статьи

Качество образования и принципы ИСО 9000 | Статья в журнале...

Ключевые слова: система менеджмента качества, управление качеством, образование.

4. ГОСТ ISO 9001–2011. Системы менеджмента качества. Требования.

Нормативно-подушевое финансирование высшей школы и качество образования.

Управление качеством выпускаемой продукции

качество продукции, управление качеством, качество, системный подход, улучшение качества продукции, система управления, потребность потребителей, потребление продукции, повышение качества...

Управление качеством как условие успеха компании...

Управление качеством выпускаемой продукции.

Управление качеством в логистических системах.

Управление качеством инвестиционного проекта. Роль инновационной деятельности в конкурентной борьбе предприятия.

Опыт управления качеством продукции на предприятиях Японии

Управление качеством продукции в настоящее время — серьёзная проблема на наших отечественных предприятиях. Многие производители не до конца осознают, что производят недоброкачественную продукцию и для своих близких людей.

Сущность и основные принципы управления качеством на...

Система управления качеством — Требования ИСО 9001: 2015. управление качеством, процесс, предприятие, клиент, принцип, качество, область качества, потребность клиентов, качество продукции, система...

Создание системы качества на предприятии | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): управление качеством, стадий, система анализа, система качества, система учета, стадий создания системы качества, система контроля, претензия

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001.

Международная сертификация систем качества предприятий...

Ключевые слова: предприятие, организация, ИСО, ISO, анализ, сертификация, соответствие, сертификат, стандарт, 9001, система. Система контроля и сертификации качества на предприятии ИСО (ISO)...

Структура содержания системы управления качеством...

Москва: Высшая школа, 2000.

Совершенствование системы управления сбытом продукции на предприятиях общественного питания. К вопросу о внедрении в педагогическом вузе системы управления качеством об-разования.

Управление качеством на предприятиях общественного питания

общественное питание, ISO, система менеджмента качества, удовлетворенность потребителей, ГОСТ Р, предприятие, управление качеством, Менеджмент качества, PDCA, Российская Федерация.

Задать вопрос