Анализ влияния психологических типов личности на обучение детей музыке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 03.12.2013

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Стрихар, О. И. Анализ влияния психологических типов личности на обучение детей музыке / О. И. Стрихар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 524-527. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8394/ (дата обращения: 18.04.2024).

Встатье раскрываются психологические типы личности, их влияние на развитие музыкальных способностей у детей. В рамках анализа влияния психологических типов на музыкальные способности особый интерес представляют исследования типологий, в основе которых лежат ценностные предпочтения вариантов познавательной музыкальной сферы.

Ключевые слова:личность, типология, характер, музыкальные способности, творчество.

Родоначальником дифференциальной психологии по праву считают Френсиса Гальтона, который считал возможным классифицировать людей на основании измерения скорости «образования суждений» и разработал для этого специальный тест. Дифференциальная психология, как и психология личности, пошла по двум исследовательским традициям: психологии эмпирических качеств личности и психологии типов. Поиск наиболее существенных характеристик познавательной сферы осуществлялся в рамках традиции психологии типов.

Типологизация — один из основных приемов, применяемых психологами для описания различий между людьми. Проблема удачных, то есть наиболее базовых оснований для классификации психологических типов всегда остро стояла в дифференциальной психологии. Многочисленные типологии, касающиеся сферы воображения, мышления, памяти описаны Теодюль Рибо. В рамках данного исследования нам интересна типология памяти и музыкального воображения.

В психологической и педагогической литературе очень распространенная типология, предложенная И. П. Павловым. В зависимости от взаимодействия двух сигнальных систем Павлов различал три «специально человеческие» типа: с относительным преимуществом первой сигнальной системы — художественный тип, с относительным преимуществом второй сигнальной системы — мыслительный тип и средний тип, образующийся при относительной уравновешенности обеих сигнальных систем [1].

Монография «Личность сквозь восприятие» (Witkin & Lewis, 1954) открыла новое направление в когнитивной психологии «New Look», где по-новому ставится проблема соотношения мотивационных и перцептивных факторов при изучении индивидуальных различий. Полученный в ходе исследований феномен полезависимости — поленезависимости оказался проявлением на уровне восприятия сквозной стилевой характеристики, которая отражается также на когнитивном уровне, в стиле общения и межличностного взаимодействия. «Когнитивный контроль» стал предметом теоретических и экспериментальных исследований Дж. Клейна. Три когнитивных контроля были выделены сотрудниками лаборатории Клейна: сглаживание-обострение, установка на сопротивление или принятие нестабильности, физиогномичность (образность) — буквальность.

«Полученные в ходе развития этих двух направлений, экспериментальной психологии, восприятия, вызвали бурную цепную реакцию у психологов, которая не прекращается и по сей день» [4].

Изучая специальные музыкальные способности, мы видим, что современные исследователи часто работают в типологических традициях. Часто доминирующая установка проявляется в преобладающем способе решения задачи, усиливает развитие определенных способностей.

Различают рациональные и иррациональные функции в типологии личности. Рациональные функции — опираются на разум, иррациональные — на чувства. Следующие за этим «корреляционное ссылки», как правило, приводят к многочисленным заблуждениям и прочно укоренились в философии и психологии.

Рационализм — это направление в гносеологии, согласно которому, разум является главной формой познания. Иррационализм — философское учение, ограничивает возможности рационального познания и противопоставляет ему созерцание, инстинкт, интуицию.

Существуют различные варианты, не отдающие предпочтения ни рационализму, ни иррационализму. Для Канта — достоверное знание является синтез операций ума и чувственности. На пути от чувства до ума должен быть какое-то Х — продуктивное воображение. «Ясно, — писал он, — что должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой — с явлениями... это посредственное представление должно быть чистым (не содержащим в себе ничего эмпирического) и тем не менее, с одной стороны, интеллектуальным, а с другой — чувственным». Путаница в терминах создает часто непроходимые дебри в понимании философских и психологических позиций. Ошибки интерпретаторов того или иного автора «кочуют» из одного издания в другое. «Несмотря на множество терминов (что само по себе является косвенным свидетельством сложности и многогранности, названных двух сторон познавательной деятельности и их соотношений) между этими сторонами проводится все-таки достаточно определенная граница, которая указывает на их качественное различие». Тип характера, в котором доминирует чувственность, Кант обозначал как «внешний», а «внутренний» тип характера опирается на интеллект. Однако, жизнь, реальная практика требовала уточнения и большей конкретизации такой типологической системы [5].

Нами исследовано, что четыре основных функции души выделял еще Пифагор: две из них (мышление и чувства — создает мнение) рациональные и два (ощущения и вдохновения) иррациональны. Повторил эту классификацию в своих эмпирических исследованиях Юнг [7].

В его учении функция может быть доминирующей и подчиненной, тогда она приобретает различные свойства. Юнг не связывает способность к построению абстракций, и опытное познание с рациональностью или иррациональностью, как это делают другие философы. Ценностно-смысловая сфера личности занимает место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческой структуры сознания, с другой.

Проанализировано, что одной из первой типологией человека, основанной на его смысложизненных ценностях, является типология Платона [6]. Он выделял следующие типы:

-       тимократический — отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе;

-       олигархический — отличается скупостью, корыстью, сдержанностью и бережливостью;

-       демократический — характерной чертой его является моральная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений;

-       тиранический — тип в котором преобладают самые низшие, животные тяготения.

Рассмотрим также ценностно-смысловую сферу в психологии, которая является ядром личности с ее неповторимой картиной мира. Наиболее яркие психологические разработки ценностно-смысловой сферы представлены в работах Э. Фромма, В.Франкла, Е.Шпрангера, М. Рокича, А. Маслоу, Дж. Холлада, Дж. Крамбом и др..

Е. А. Климов [3] выделяет основные варианты активности и инициативы человека, которые связанные с различными ценностными установками и ориентациями личности.

-       Подражание чему-то высшему до крайнего самоотречения, отказ от творческого самовыражения, от простых человеческих радостей, от индивидуального своеобразия.

-       Игнорирование специфики, в частности, моральных регуляторов общественной жизни, стремление построить ее по соотношению с технической или биологической системой, сознательное или бессознательное служение ценностям естественнонаучной или биологизаторской пользы.

-       Преувеличенные культа «Я», индивидуального своеобразия (себя или своего социального круга, узкого «Мы»).

-       Построение индивидуального стиля деятельности, т. е. такой индивидуально-своеобразной системы внешних и внутренних ее средств, которые позволяют добиваться успешных, общественно-значимых результатов.

В рамках анализа влияния психологических типов на музыкальные способности особый интерес представляют типологии, в основе которых лежат ценностные предпочтения вариантов познавательной музыкальной сферы. Наиболее известной и признанной методикой диагностики ценностных ориентаций личности является тест ценностных предпочтений Г. Олпорт, Ф. Вернона, Г. Линдзи.

Эта методика основана на теории Э. Шпрангэра, и выделяет шесть типов личности, которые согласовывают познания и ценности, взаемосвязывают тип личности с познанием мира:

-       теоретик — стремится к познанию, руководствуясь такими ценностями как поиск истины, интерес к критическим, рациональным подходам;

-       человек экономист — ищет пользу в познании, приносит пользу себе, семье, обществу;

-       человек эстет — стремится к гармонии, форме, стилю соответствия ситуации;

-       социальный человек — человек, у которого ценностью является любовь к людям. Он хочет найти себя в другом, жить ради другого, стремится к всеобщей любви;

-       политический человек — ценит власть, влияние (необязательно в политической форме);

-       для религиозного человека — главная ценность заключается в поиске смысла жизни, начала всех начал — в божестве, в осознании единого мира.

Каждому типу соответствует одна доминирующая ценность. Фундаментальное изучение познавательной активности осуществляется в рамках педагогической психологии. Обращаясь к циклу этих исследований, мы остановились, прежде всего на работах А. К. Марковой. В ее работах исследуется направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанной с внутренним отношением ученика к ней.

В ходе исследования влияния психологических типов личности на музыкальные способности ребенка, нами проанализировано, что социальные мотивы могут иметь следующие уровни:

-       широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения),

-       узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение),

-       мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми).

Интеллектуальная активность по составу представляет собой интегральную целостность познавательных (общих умственных) способностей и внутренней мотивации в познании. Интеллектуальная активность — это единство интеллекта и внутренней познавательной мотивации. Можно выделить три уровня или типа интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный.

-       Стимульно-продуктивный тип интеллектуальной активности характеризуется работой испытуемого в рамках заданного или первоначально найденного способа действия и пассивности. Деятельность в этом типе каждый раз определяется действием внешнего стимула. Здесь имеет место отсутствие интеллектуальной инициативы и доминирует внешняя активация умственной деятельности.

-       Эвристический тип интеллектуальной активности характеризуется мышление не стимулированное ни внешними факторами, ни субъективной оценкой, ни удовлетворенностью результатами деятельности. «Имея достаточно надежный способ решения, — пишет Д. Б. Богоявленская, — исследуемый продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляя между собой отдельные задачи, которые приводят его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения» [2, с. 122]. Эта закономерность оценивается самим человеком как способ, позволяющий решить поставленную задачу.

-       Креативный тип интеллектуальной активности является высшим. В этом типе обнаруженная эмпирическая закономерность становится не эвристикой, формальным приемом, а самостоятельной проблемой, ради которой исследованный готов прекратить предложенную ему в эксперименте деятельность. В этом случае человек имеет желание разобраться в проблеме, которая открылась, и была для него более важной, чем достижение успеха в решении подобной задачи.

Указанные типы интеллектуальной активности являются одновременно и «тремя типами творчества». Систему ценностных ориентаций личности, как и любую психологическую систему, можно представить как «многомерное динамическое пространство».

И, тем не менее, сфера диагностики ценностей остается достаточно необработанной. Оценивая состояние дел в разработке способов диагностики убеждений и ориентаций учащихся, необходимо отметить большой интерес и внимание, уделяемое этой проблеме в педагогической и психологической литературе. Вместе с тем, и это следует особо подчеркнуть, — используемые в исследованиях диагностические методики опираются преимущественно на сведения об особенностях внешнего поведения учащихся (их мнений, оценок, предпочтений, поступков), без должной опоры на данные, которые необходимы для изучения мотивов, вызвавших это поведение. В результате возникает разрыв связи между выявленным уровнем знаний учащихся об усваиваемых понятиях, оценках, норм, идей, с одной стороны, и наблюдаемыми актами их поведения — с другой.

Литература:

1.                 Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов-н-Д.: Изд-во ростов. пед ун-та, 2000. — 352 с.

2.                 Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская.- М., 1980.

3.                 Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности / Е. А. Климов. — Казань, 1969.

4.                 Либин А. В., Парилис С. Э. Стилевые характеристики индивидуальности. / Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1988, с.119–129.

5.                 Панов В. И. Одаренные дети: выявление — обучение — развитие. / В. И. Панов.- Педагогика. — 2001. — № 4. — С.30–43.

6.                 Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. — Т.2. — М., 1993. — С.202.

7.                 Юнг К. Г. Mysterium coniunction / К. Г. Юнг. — М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная активность, тип, дифференциальная психология, способность, индивидуальное своеобразие, особый интерес, относительное преимущество, познавательная музыкальная сфера, сигнальная система, ценностно-смысловая сфера.


Похожие статьи

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы...

Этот круг интересов и является психологической базой ценностно-смысловой сферы личности.

Так как системы ценностно-смысловых ориентаций и связанная с ними направленность личности являются центральным звеном, в конечном итоге определяющим...

Соотношение понятийных, креативных и когнитивных...

Индивидуальный интеллектуальный ресурс рассматривается как своеобразие

При исследовании общих интеллектуальных способностей личности авторами используется

Особый интерес для исследования индивидуального интеллектуального ресурса...

Познавательные способности детей дошкольного возраста как...

Таким образом, познавательные способности — это индивидуальная особенность человека, направленная на

Выявленные в ходе нашего исследования уровневые группы проявляют устойчивое своеобразие состояния познавательных: интереса, активности и способностей.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...

2) система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления)

Обеспечение развития интеллектуальной сферы в старшем дошкольном возрасте имеет важную ценность во всей последующей деятельности.

Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии...

Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни.

Музыкальные игры готовили их к взрослой жизни и развивали творческие способности, физические возможности.

Социально-психологические аспекты развития...

ценность, юношеский возраст, психолого-педагогическая наука, система ценностей, студент, ориентация, ценностно-смысловая сфера личности, развитие, дальнейшее личностное развитие, личностная значимость.

Возрастно-психологические особенности познавательных...

Особенности познавательных функций. Сравнительно с другими возрастами в юношеском

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием

Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия.

В связи с этим, особое значение приобретают коммуникативные умения, способность к

Крившенко Л. П. Учебник для бакалавров: 2-е изд.М.:Сфера 2014.

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история...

Они отмечали, что ценностные ориентации весьма близки к употребляемым в психологии понятиям установки, потребности, интереса» [3].

Ценности второго типа выражают собой способность творческой личности к свободе относительно объективных условий...

Похожие статьи

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы...

Этот круг интересов и является психологической базой ценностно-смысловой сферы личности.

Так как системы ценностно-смысловых ориентаций и связанная с ними направленность личности являются центральным звеном, в конечном итоге определяющим...

Соотношение понятийных, креативных и когнитивных...

Индивидуальный интеллектуальный ресурс рассматривается как своеобразие

При исследовании общих интеллектуальных способностей личности авторами используется

Особый интерес для исследования индивидуального интеллектуального ресурса...

Познавательные способности детей дошкольного возраста как...

Таким образом, познавательные способности — это индивидуальная особенность человека, направленная на

Выявленные в ходе нашего исследования уровневые группы проявляют устойчивое своеобразие состояния познавательных: интереса, активности и способностей.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...

2) система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления)

Обеспечение развития интеллектуальной сферы в старшем дошкольном возрасте имеет важную ценность во всей последующей деятельности.

Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии...

Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни.

Музыкальные игры готовили их к взрослой жизни и развивали творческие способности, физические возможности.

Социально-психологические аспекты развития...

ценность, юношеский возраст, психолого-педагогическая наука, система ценностей, студент, ориентация, ценностно-смысловая сфера личности, развитие, дальнейшее личностное развитие, личностная значимость.

Возрастно-психологические особенности познавательных...

Особенности познавательных функций. Сравнительно с другими возрастами в юношеском

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием

Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия.

В связи с этим, особое значение приобретают коммуникативные умения, способность к

Крившенко Л. П. Учебник для бакалавров: 2-е изд.М.:Сфера 2014.

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история...

Они отмечали, что ценностные ориентации весьма близки к употребляемым в психологии понятиям установки, потребности, интереса» [3].

Ценности второго типа выражают собой способность творческой личности к свободе относительно объективных условий...

Задать вопрос