Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 14.11.2013

Статья просмотрена: 17287 раз

Библиографическое описание:

Веселова, М. Ю. Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» / М. Ю. Веселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8325/ (дата обращения: 19.04.2024).

Рассмотрена эволюция взглядов на понятие «банковская услуга». Проанализированы различные методологические подходы к определению этого понятия. Обосновывается авторская трактовка банковской услуги.

Ключевые слова: банк, банковская услуга, банковская операция, банковский продукт.

Evolution of views at meaning “banking service” is considered. Different methodological approaches to definition of this concept are analyzed. The author substantiates her own definition of “banking service”.

Слово «банк» имеет итальянское происхождение и означает стол [1]. Элементы развития банковского дела можно найти в истории таких древних государств, как Египет и Греция. В те давние времена все банковские операции сводились, в основном, к продаже, покупке, ремонту и размену монет. Со временем социально-экономические условия изменились, и в настоящее время сфера финансовых услуг, в том числе и банковских, является одним из основных факторов, что определяет развитие национальной и мировой экономики. С каждым годом происходит расширение структуры рынка банковских услуг: появляются новые виды услуг, внедряются новые технологии и тому подобное. Однако до сих пор в научной литературе ведутся дискуссии относительно трактовки понятия «банковская услуга».

Относительно украинского законодательства, то наблюдается подмена понятия «банковская услуга» понятием «банковская операция». В Законе Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 № 2121-ІІІ в ст. 47 «Виды деятельности банка», отмечается, что к банковским услугам относится: 1) привлечение денежных средств (депозиты) и банковских металлов от неограниченного круга юридических и физических лиц; 2) открытия и ведения текущих (корреспондентских) счетов клиентов, в том числе в банковских металлах; 3) размещения привлеченных средств (депозиты), в том числе на текущих счетах, средств и банковских металлов от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск. Национальный банк Украины, когда лицензирует коммерческие банки и выдает им письменные разрешения, также наводит банковские операции и услуги единственным списком, объединяя их под названием «операции».

 Проведенный анализ отечественных и зарубежных публикаций на данную тему засвидетельствовал отсутствие единственной научной мысли и наличие разных подходов относительно понимания сущности данного понятия.

Большинство авторов, среди каких Ю. В. Головин И. С. Диденко Д. Е. Швед, О. Х. Гагиева, А. Г. Гамзунов склонны рассматривать банковскую услугу как совокупность или разновидность банковских операции. Например, И. С. Диденко утверждает, что «банковская услуга — взаимосвязанная совокупность банковских операций, которые реализуются банком клиенту на договорной основе и направленных на удовлетворение потребностей клиента в банковском обслуживании» [2, с.256].

Почти аналогичное определение дает Гагиева О. Х.: «Банковская услуга представляет собой разнообразные банковские операции относительно обслуживания клиента» [3, с.8] Раскрывая особенности банковских услуг, Ю. В. Головин считает, что это совокупность операций, которые представляют собой комплекс действий, способных удовлетворить определенную потребность клиента. Он пишет: «Банковские услуги состоят из разных операций, которые имеют место преимущественно в процессе денежного оборота» [4, с.10].

По мнению Д. Е. Шведа, «банковские услуги следует понимать как банковские операции относительно обслуживания клиентов, которые носят дополнительный характер (обслуживание, сервис)» [5, c.16]. Поэтому наиболее обоснованным, считает Д.Е Швед, использовать термин «банковский продукт».

А. Г. Гамзунов рассматривает банковскую услугу как совокупность фактических или/и юридических действий банка, направленных на удовлетворение потребностей клиента. При этом, он замечает, что «банковская услуга может состоять из одной или нескольких банковских операций. В случае предоставления банковской услуги путем осуществления одной операции содержание и название будут совпадать» [6]. На наш взгляд, такой подход к определению понятия «банковская услуга» является несколько суженным, поскольку такие банковские услуги как сбережения ценностей, консультативно-информационное обеспечение и другое не включаются в данную концепцию.

Некоторые ученые трактуют банковскую услугу как разновидность банковского продукта. В частности, авторы учебника «Банковский менеджмент» за редакцией О. И. Лаврушина утверждают, что «банковские услуги являются разновидностью конкретного нематериального банковского продукта, выраженного в действиях банков, направленных на удовольствие конкретных потребностей клиента денежного характера» [7, с. 115]. Отождествляют банковскую услугу и банковский продукт также Н. В. Калистратов, В. А. Кузнецов и А. В. Пухов, которые пишут, что «банковский продукт — услуга, которая предлагается банком, как правило, на публичной основе. С банковским продуктом всегда связан определенный набор типичных банковских операций, которые могут выполняться при предоставлении соответствующей услуги» [8, с. 35].

Определенная группа ученых считает, что банковская услуга — это совокупность определенных действий банка, направленных на удоволетворение потребностей клиента. К этой группе можно отнести В. И. Трохименко, Н. М. Перепечай, Н. П. Абаєву, Л. Т. Хасанову.

В. И. Трохименко определяет банковскую услугу «как регламентированную совокупность фактических и юридических действий, которые осуществляются банком на заказ клиента на основе платности, направленных на удовольствие потребностей последнего» [9, c.80].

По мнению Н. М. Перепечай, «банковская услуга — это результат комплексной деятельности банка (технологической, интеллектуальной, финансовой и др.), который являет собой экономические блага для удовлетворения определенных потребностей человека при проведении банковских операций. Специфика банковской услуги заключается в том, что потребность конкретного клиента является первичной, а предоставление услуги может выполняться без участия клиента с помощью определенных банковских технологий с соблюдением стандартов в пределах существующего законодательства» [10, с.7].

Н. П. Абаева, Л. Т. Хасанова понимают под банковской услугой целеустремленную трудовую деятельность сотрудников банка, которые осуществляют совокупность взаимосвязанных действий, целью которых является удовлетворение клиентской потребности в сфере денежного оборота и кредита [11, с. 36].

Такой подход к определению банковской услуги можно назвать маркетинговым, поскольку акцент делается на удовлетворении потребностей клиентов банка.

В современной научной литературе есть также концепция, согласно которой банковская услуга трактуется как соглашение, которое осуществляется кредитными учреждениями в пределах установленного законодательства. Такого «правового» подхода придерживаются такие ученые, как Д. К. Исаев, А. Ю. Викулин, Г. А. Тосунян, Б. И. Топорін, А. Ю. Никелин, А. М. Екмалян и другие. Раскрывая сущность понятия «банковская услуга», они предлагают понимать под банковскими услугами совокупность соглашений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов и получения прибыли, при этом исключительное право на осуществление таких соглашений предоставляется кредитным организациям [2].

Проанализировав разные точки зрения относительно сущности понятия «банковская услуга» мы считаем, что банковская услуга это более широкое понятие, чем банковский продукт и банковская операция, поскольку включает не только сам банковский продукт (например, кредит), но и способ его предоставления клиенту (рис.).

Рис. 1. Связь между банковскими услугой, продуктом и операцией.

Банковская услуга — это конечный результат деятельности банка относительно обслуживания клиента. Удовлетворение потребностей клиента осуществляется комплексно через осуществление банковских операций и получение банковского продукта с предоставлением обслуживания определенного уровня.

Таким образом, на наш взгляд, не следует отождествлять понятие «банковская услуга», «банковская операция» и «банковский продукт». Вместе с тем, мы разделяем мнение тех авторов, которые обосновывают существование тесной взаимосвязи между ними, в частности В. А. Перехожева, который предложил следующий перечень банковских продуктов для предоставления банковских услуг (табл.)

Таким образом, существует несколько методологических подходов к трактовке понятия «банковская услуга. Наличие значительного количества толкований понятия «банковская услуга» свидетельствует о сложности данного понятия, его многоаспектности и новизне, а также тесной связи с экономическим развитием.

Таблица

Группировка банковских услуг и продуктов [12]

Вид банковских услуг

Банковские продукты

Услуги по приросту ресурсов

Депозитные услуги

Сберегательный взнос, срочный взнос (депозит), взнос до востребования (онкольный депозит), взнос в драгоценных металлах и др.

Услуги доверительного управления

Индивидуальное доверительное управление, сертификат паевого участия (общий фонд банковского управления) и др.

Услуги брокерского посредничества

Брокерское обслуживание, Интернет-брокер, посредничество в покупке — продажи драгоценных металлов, наличностью и безналичной иностранной валюты и др.

Услуги относительно прироста на основе ценных бумаг банка

Облигации, акции и тому подобное

Услуги по мобилизации ресурсов

Кредитные услуги

Кредит, кредитная линия, овердрафт, ипотечный кредит, потребительский кредит, МБК и др.

Лизинговые услуги

Оперативный лизинг, финансовый лизинг и др.

Факторинг

Факторинг с правом регресса, факторинг без права регресса (форфейтинг), внешнеторговый факторинг и др.

Услуги эмиссионного посредничества

Андерайтинг и іт.п.

Инвестиционные (дилерские) услуги

Репо, покупка-продажа ценных бумаг и др.

Гарантийные услуги

Банковская гарантия, поручительство, аваль и др.

Расчетные услуги

Расчетно-кассовое обслуживание

Расчетный счет, «зарплате» проекты, банковские карты, аккредитив, инкассо и др.

Услуги по эмиссии платежных инструментов

Векселя, залоги, расчетные и дорожные чеки и др.

Услуги доступа к платежным системам (Western Union, Contact и др.)

Переводы Western Union, Contact и др.

Банковские услуги хранения

Услуги по аренде сейфа

Индивидуальный банковский сейф (ячейка) и др.

Услуги депозитария

Ведение счета депо и др.

Услуги держателя реестра (регистратора)

Ведение реестра владельцев ценных бумаг и др.

Информационные услуги

Консалтинговые услуги

Консалтинг, информационное обеспечение, правовое сопровождение внешнеторгового контракта

Оценочные услуги

Оценка недвижимости, оценка залога

Литература:

1.                  Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словар. — 2-ое изд. Москва: Инфора-м, 1999 [электронный ресурс]. Режим доступа: www. ebk.net.ua/Book/Ses/b/0026/htm. — Дата обращения 31.10.2013.

2.                  Діденко І.С. Еволюція поглядів на тлумачення поняття «банківська послуга» та сучасне її визначення/ І.С. Діденко// Інноваційна економіка. — 2012. — № 11 [37]. — С. 253–257.

3.                  Гагиева О. Х. Организация и управление маркетинговой деятельностью коммерческого банка: автореф. на стиск. уч. степени канд. экон. наук: 08.00.10/ Гагиева Ольга Хасанбекова. — Владикавказ, 2005. — 21 с.

4.                  Головин Ю. В. Комплекс социально-ориентированных банковских услуг и его роль в решении социальных проблем экономики: автореф. дис. на соиск. уч. степени док. экон. наук: 08.00.10/ Головин Юрий Викторович; Санкт-Петербурский Государст. Универ. Экономики и Финансов. — Санкт-Петербург, 2000. — 34 с.

5.                  Швед Д. Е. Управление маркетинговою деятельностю финансовой организации: автореферат дис. на соиск. уч. степени канд. экон. наук:08.00.05/ Швед Дмитрик Евгеньевич. — Москва, 2011. — 23 с.

6.                  Гамзунов А. Г. Банковская услуга, как предмет деятельности банка [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www. rusnauka.com/11_NPRT_2007/Economics/21947.doc.htm. Дата обращения 31.10.2013.

7.                  Банковский менеджмент: учебник / кол.авторов; под ред. О. И. Лаврушина. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2009. — 560с.

8.                  Калистратов Н. В. Банковский розничний бізнес/ Н.В Калистратов, В. А Кузнєцов., А.В Пухов. — М.:Узд. Группа «БДЦ Пресс», 2006. — 213с.

9.                  Трохименко В.І. Сутність та структура сучасного ринку банківських послуг/ В.І. Трохименко // Вісник АПСВ. — 2010. — № 2. — С.76–81.

10.              Перепечай Н. М. Маркетинг банківських послуг: автореф. дис. на здоб. наук. ступеня канд. екон. наук: 08.06.01/Перепечай Надія Михайлівна; Харківський державний економічний університет. — Харків, 2003. -21 с.

11.              Абаева Н. П., Хасанова Л. Т. Клнкурентоспособность банковских услуг/ под редакторши Н. П. Абаевой. — Ульяновск: Улиту, 2012. — 118с.

12.              Перехожев В. А. Конкурентоспособность банковского продукта на региональном рынке: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. экон. наук: 08.00.10/; Оренбур. Государ. Универ.. — Санкт-Петербург, 2003. — 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): банковская услуга, услуга, банковский продукт, операция, потребность клиента, удовлетворение потребностей клиента, банк, банковская операция, денежный оборот, металл.


Ключевые слова

банк, банковская услуга, банковская операция, банковский продукт., банковский продукт

Похожие статьи

Необходимо ли внедрение российских банков на рынок...

Важным для развития банка является введение новшеств, представленные новыми банковскими продуктами, услугами. Как подчеркивает М. И. Буркин, «спрос, предъявляемый покупателем на банковский продукт или операцию...

Современные проблемы банковского обслуживания юридических...

Банки должны постоянно совершенствовать свои услуги, для удовлетворения желаний и потребностей все большего числа имеющихся, а также возможных потенциальных клиентов. Литература

Качество продуктов и услуг коммерческого банка

Ключевые слова: банковские услуги, банковские продукты, банковские операции, качество.

Основные термины (генерируются автоматически): банковский продукт, услуга, банковская услуга, продукт, функциональное качество, коммерческий банк, ISO, качество...

Российские особенности частного банковского обслуживания...

Ни для кого не секрет, что развитие банковского сектора в России с каждым годом набирает обороты. Наибольшим спросом на рынке банковских услуг среди состоятельных людей на данный момент пользуется частное банковское обслуживание клиентов.

Программы банковской лояльности: выгоды для клиента и банка

Далее приведена схема привлечения клиента в банк через использование одного из банковских продуктов (рис. 1).

Основой для удержания клиента является удовлетворение его потребностей с точки зрения выгоды и эмоционального комфорта.

Опыт работы международных банков по оказанию розничных...

Кроме того, разнообразие розничных банковских услуг и многоканальный характер современного рынка розничных банковских услуг, а также

Кроме того, количество клиентов, не использующих во взаимодействии с банками мобильный банкинг, неуклонно сокращается.

Совершенствование кредитных банковских продуктов для...

Банковский продукт описывается как совокупность услуг, которые банк предоставляет клиентам, и ресурсов, которые банк получает от клиентов или предоставляет клиентам в рамках определённого договора.

Исследование степени удовлетворенности клиентов качеством...

Услуги банка_ предоставляются клиентам аккуратно и в срок.

Персонал банка должен знать потребности своих клиентов. 5.

Основные термины (генерируются автоматически): персонал банка, SERVQUAL, банковская услуга, банк, клиент, услуга, коэффициент...

Ключевые слова: коммерческий банк, банковская услуга...

Коммерческими банками активно проводятся работы по внедрению современных программных продуктов и технологий («Банк-клиент», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг» и «SMS-банкинг»), позволяющих владельцам банковских счетов осуществлять операции со...

Похожие статьи

Необходимо ли внедрение российских банков на рынок...

Важным для развития банка является введение новшеств, представленные новыми банковскими продуктами, услугами. Как подчеркивает М. И. Буркин, «спрос, предъявляемый покупателем на банковский продукт или операцию...

Современные проблемы банковского обслуживания юридических...

Банки должны постоянно совершенствовать свои услуги, для удовлетворения желаний и потребностей все большего числа имеющихся, а также возможных потенциальных клиентов. Литература

Качество продуктов и услуг коммерческого банка

Ключевые слова: банковские услуги, банковские продукты, банковские операции, качество.

Основные термины (генерируются автоматически): банковский продукт, услуга, банковская услуга, продукт, функциональное качество, коммерческий банк, ISO, качество...

Российские особенности частного банковского обслуживания...

Ни для кого не секрет, что развитие банковского сектора в России с каждым годом набирает обороты. Наибольшим спросом на рынке банковских услуг среди состоятельных людей на данный момент пользуется частное банковское обслуживание клиентов.

Программы банковской лояльности: выгоды для клиента и банка

Далее приведена схема привлечения клиента в банк через использование одного из банковских продуктов (рис. 1).

Основой для удержания клиента является удовлетворение его потребностей с точки зрения выгоды и эмоционального комфорта.

Опыт работы международных банков по оказанию розничных...

Кроме того, разнообразие розничных банковских услуг и многоканальный характер современного рынка розничных банковских услуг, а также

Кроме того, количество клиентов, не использующих во взаимодействии с банками мобильный банкинг, неуклонно сокращается.

Совершенствование кредитных банковских продуктов для...

Банковский продукт описывается как совокупность услуг, которые банк предоставляет клиентам, и ресурсов, которые банк получает от клиентов или предоставляет клиентам в рамках определённого договора.

Исследование степени удовлетворенности клиентов качеством...

Услуги банка_ предоставляются клиентам аккуратно и в срок.

Персонал банка должен знать потребности своих клиентов. 5.

Основные термины (генерируются автоматически): персонал банка, SERVQUAL, банковская услуга, банк, клиент, услуга, коэффициент...

Ключевые слова: коммерческий банк, банковская услуга...

Коммерческими банками активно проводятся работы по внедрению современных программных продуктов и технологий («Банк-клиент», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг» и «SMS-банкинг»), позволяющих владельцам банковских счетов осуществлять операции со...

Задать вопрос