Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирова-ния метапредметных результатов при изучении курса естествознание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 04.12.2013

Статья просмотрена: 2185 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирова-ния метапредметных результатов при изучении курса естествознание / Л. А. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8317/ (дата обращения: 25.04.2024).



Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика — метод воспитания звукопроизношения, признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Традиционная артикуляционная гимнастика состоит из ряда упражнений статических и динамических (см. Приложение).

Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не совсем понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие — либо упражнения. Я сумела из этих упражнений составить логически выстроенные, занимательные сюжетные сказки в сопровождении красочных иллюстраций. Их использование непременно повышает интерес детей к выполнению упражнений, вносит разнообразие в учебный процесс и способствует ускорению совершенствования артикуляционных органов и соответственно речи детей. Логопед рассказывает сказку, а дети «показывают» ее, услышав знакомые им артикуляционные упражнения.

Сказки Весёлого Язычка мы стали активно использовать в детском саду в своей практике. Детям нравится. Детям интересно. Результаты развития речевого аппарата отличные.

Итак, сегодня мы с вами отправимся в увлекательные путешествия вместе с Весёлым Язычком.

1. « НА ПОЛЯНКЕ» .

Жил-был Веселый Язычок в своем домике .

Однажды он решил прогуляться. Выглянул из домика и замерз, стал тонкий, острый, как иголочка .

Спрятался в домике и еще раз выглянул, и еще, как язычок у змейки .

Потом все-таки решил выйти и прогуляться. Пошел он на полянку и даже не пошел, а покатился, как катушка .

На полянке он увидел грибок .

Увидел лошадку и покатался на ней.

Встретил он и важного индюка .

Вдруг он услышал, как гудит пароход и понял, что уже много времени, пора домой.

Взглянул на часики точно, пора.

А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял.

Почистил Язычок зубки

и лег спать в свою теплую постельку .

2. «ДЕТСКИЙ ПАРК».

Жил-был Веселый Язычок .

Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика — тепло, солнечно.

Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке.

Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки ,

потом на качелях .

Пощелкал язычок от удовольствия и отправился смотреть фокусы .

А потом Язычок полакомился вкусным вареньем ,

которое было в красивом ковшике

и съел конфетку .

Посмотрел на часики — поздно уже.

И покатился домой, как катушка .

А дома губки его наказали , за то, что он так долго гулял.

Почистил Язычок зубки

и лег спать в свою теплую постельку .

3. «РЕМОНТ».

Жил-был Веселый Язычок .

И был у него домик рот.

А у домика было две двери — губы и зубы .

Решил Язычок в своем домике порядок навести. Сначала побелил потолочек . Затем стены, как настоящий маляр .

Домик засиял, как новый. Пощелкал Язычокот удовольствия.

Сел на крылечке и заиграл на трубочке , на гармошке и на барабане .

А еще устроил себе праздничный ужин — блинчики со вкусным вареньем .

Затем посмотрел на часики поздно. Пора отдыхать.

Почистил он зубки

и лег спать в свою постельку .

Приложение

Артикуляционные упражнения

(каждое упражнение выполняется 15–20 сек.)

1

Блинчик

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал

2

Иголочка

Рот широко открыть. Язык высунуть далеко вперёд. Напрячь, сделать узким

3

Ковшик

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Подтянуться к верхним зубам, но не касаться их

4

Горка

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы

5

Трубочка

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся «трубочку»

6

Часики

Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то вправо, то влево из уголка в уголок рта. Губ не касаемся

7

Лошадка

Присосать язык к нёбу. Щёлкать языком медленно, сильно, тянуть подъязычную связку

8

Грибок

Раскрыть рот. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть

9

Качели

Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать

10

Вкусное варенье

Высунуть широкий язык. Облизать верхнюю губу и убрать в рот. Рот открытым удерживать

11

Змейка

Рот широко открыть. Язык сильно вытянуть вперёд, напрячь, сделать узким. Убрать в рот. И так несколько раз

12

Маляр

Высунуть язык. Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Можно менять направление

13

Катушка

Выполнить упражнение «горка». Широкий язык выкатывать вперёд и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрываем от нижних зубов

14

Приклей конфетку

Рот широко открыть. Узкий язык поднять к верхним зубам. Удерживать

15

Индюк

Рот приоткрыть. Язык в виде «ковшика» производит движения по верхней губе вперёд и назад. Сначала медленно, затем ускорить темп, пока не послышится «бл-бл» (как болобочет индюк)

16

Барабан

Улыбнуться. Многократно проговаривать звук «Д». темп постепенно ускорять

17

Почистить зубки

Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» верхние, затем нижние зубы

18

Наказать язычок

Делаем «блинчик». Шлёпаем его губами, произнося «пя-пя-пя»

19

Гармошка

Выполняем упражнение «грибок». Не отпуская языка, поднимаем и опускаем нижнюю челюсть, как меха на гармошке

20

Фокус

Язык в виде «ковшика». Дуть на него теплой струёй воздуха

21

Пощелкать кончиком языка

Щёлкаем самым кончиком языка, как будто дразнимся

22

Пароход гудит

Произносим длительно звук «Ы», при этом челюсти сильно напрягаем

23

Побелить потолок

Рот широко открыт. Кончиком языка «белим потолочек», то есть верхнее нёбо

24

Постелька

Широкий язык расслабить, положить за нижние зубки

Литература:

  1. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. — М., 2003.
  2. Лукина Н. А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 4. — С.38–43.
  3. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, № 4. — С.16–22.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность, прием активизации, урок естествознания, обучающийся, познавательная деятельность обучающихся, старшая школа, учебная деятельность, учебный материал, учебный предмет, высокая сложность.


Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Применение нетрадиционных форм урока.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

обучающийся, учебный материал, урок, проблемное обучение, мыслительная деятельность обучающихся, процесс обучения, учебный процесс, преподаватель, мыслительная деятельность, деловая игра.

Использование дидактических методов активизации...

познавательная деятельность, III, учебный предмет, способ подачи информации, классно-урочная система, мозговой штурм, дидактический метод активизации, проблемное изложение, течение урока, основная часть.

Активизация познавательной деятельности учащихся...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Автор: Дюкарева Анна Михайловна.

Формирование познавательной активности обучающихся на...

учебный процесс, учебный материал, урок биологии, познавательная активность учащихся, процесс познания, учащийся, учебная деятельность, непрерывная обратная связь, конечный счет, внеурочное время.

Рациональная организация познавательной деятельности...

Проблема организации и активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и управление ею не теряет актуальность с годами. Особенно это важно для работы со студентами первых лет обучения.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Под редакцией Г.И. Щукиной. - М., 2004.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 2004.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов...

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Применение нетрадиционных форм урока.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

обучающийся, учебный материал, урок, проблемное обучение, мыслительная деятельность обучающихся, процесс обучения, учебный процесс, преподаватель, мыслительная деятельность, деловая игра.

Использование дидактических методов активизации...

познавательная деятельность, III, учебный предмет, способ подачи информации, классно-урочная система, мозговой штурм, дидактический метод активизации, проблемное изложение, течение урока, основная часть.

Активизация познавательной деятельности учащихся...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Автор: Дюкарева Анна Михайловна.

Формирование познавательной активности обучающихся на...

учебный процесс, учебный материал, урок биологии, познавательная активность учащихся, процесс познания, учащийся, учебная деятельность, непрерывная обратная связь, конечный счет, внеурочное время.

Рациональная организация познавательной деятельности...

Проблема организации и активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и управление ею не теряет актуальность с годами. Особенно это важно для работы со студентами первых лет обучения.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Под редакцией Г.И. Щукиной. - М., 2004.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 2004.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов...

Задать вопрос