Методика оценки результативности интегрированной системы управления качеством и безопасностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 04.11.2013

Статья просмотрена: 1394 раза

Библиографическое описание:

Вайскробова, Е. С. Методика оценки результативности интегрированной системы управления качеством и безопасностью / Е. С. Вайскробова, Н. И. Барышникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 304-310. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8237/ (дата обращения: 09.12.2024).

Продукцию пищевой промышленности принято считать потенциально опасной. Поэтому в пищевой промышленности всех стран все большее значение приобретает разработка и использование таких систем управления качеством, которые гарантировали бы безопасность продуктов питания для потребителя, а также обеспечивали бы необходимое и стабильное качество выпускаемой продукции [1].

В связи с этим для пищевого предприятия была создана интегрированная система управления качеством и безопасностью (ИСУКиБ) продукции, базирующейся на стандартах ИСО 9001 и ИСО 22000, внедрение которой позволило увязать требования к безопасности и качеству продукции, управлять ими и удовлетворить требования потребителей [2].

Для обеспечения систематического анализа ИСУКиБ со стороны руководства, оценки ее результативности, пригодности и возможности для улучшений была разработана методика оценки результативности процессов и ИСУКиБ в целом и рекомендации по ее использованию, которая основана на балльной оценке критериев процессов и ИСУКиБ.

На данный момент на многих предприятиях оценка результативности осуществляется путем сравнения фактического и планового выхода, что не дает полной картины о функционировании процессов и системы. В связи с этим пищевым предприятиям было предложено проводить оценку результативности ИСУКиБ на основе процесса самооценки, который позволит охватить и описать все аспекты деятельности предприятия.

Процесс самооценки дает общее представление о деятельности предприятия и степени развития ИСУКиБ и помогает определить области, нуждающиеся в улучшении.

В настоящее время существует много моделей самооценки предприятий. Одной из наиболее признанных и эффективных моделей совершенствования деятельности предприятий является модель совершенствования EFQM. Модель базируется на следующем понимании: совершенные результаты деятельности по отношению к потребителям, персоналу и обществу достигаются через лидерство, которое воплощается в политике и стратегии, реализующихся при участии персонала, партнерства и ресурсов, а также процессов.

Поэтому было принято решение — каждый процесс на предприятии и ИСУКиБ в целом рассматривать и оценивать со всех сторон по принципам, формирующим основу всеобщего качества.

В соответствии с этим был предложен порядок действий при оценке результативности процессов и ИСУКиБ, представленный на рисунке 1. За основу была взята система оценки предприятия по критериям «Поволжской премии качества».

Рис. 1. Алгоритм оценки результативности процессов и ИСУКиБ

Модель содержит 9 критериев: роль руководства, политика и стратегия, использование потенциала работников, управление ресурсами, управление процессами предприятия, удовлетворенность потребителя, удовлетворенность персонала работой на предприятии, воздействие предприятия на общество, результативность и эффективность работы предприятия. В свою очередь каждый критерий включает 5 составляющих, имеющих равную бальную оценку внутри каждого критерия.

Критерии и составляющие были подкорректированы для возможности применения их при оценке результативности процессов и ИСУКиБ на пищевом предприятии.

В свете процессного подхода ИСУКиБ представляет собой сеть взаимосвязанных процессов, поэтому оценка ее результативности сводится к оценке результативности процессов, в связи с чем, первоначальным этапом является идентификация процессов ИСУКиБ. Для каждого идентифицированного процесса руководителями подразделений заполняется опросный листок по 8 критериям. Каждый анкетный блок (критерий) содержит 5 вопросов, на которые предполагается 5 вариантов ответа. Фрагмент анкеты представлен в таблице 1 по критерию «Роль руководства».

В первом блоке «Роль руководства» необходимо определить насколько руководители подразделений, ответственные за выполнение процессов вовлечены в деятельность по развитию системы управления предприятия.

Во втором блоке «Политика и цели» необходимо определить насколько каждое подразделение, выполняя процесс, реализует миссию, стратегию, политику и цели предприятия.

В третьем блоке «Вовлечение персонала» необходимо определить насколько полно раскрывается потенциал персонала, используются их знания и умения, применяются методы для их мотивации.

В четвертом блоке «Управление ресурсами» необходимо определить насколько осуществляется управление внутренними ресурсами при проведении того или иного процесса и взаимоотношениями с внешними организациями.

В пятом блоке «Управление процессами» необходимо определить осуществляется ли разработка, управление и улучшение процессов.

В шестом блоке «Удовлетворенность потребителей процесса» необходимо определить насколько проводятся всесторонние измерения и достигаются результаты по отношению к потребителям того или иного процесса.

В седьмом блоке «Удовлетворенность персонала работой» необходимо определить насколько проводятся всесторонние измерения и достигаются результаты по отношению к своему персоналу.

В восьмом блоке «Результативность и эффективность процессов» необходимо определить насколько проводятся всесторонние измерения и достигаются результаты по отношению к ключевым элементам политики и стратегии.

Таблица 1

Фрагмент опросного листка для оценки процессов предприятия

Вопросы

Оценка (α), в баллах

Самооценка (к)

Результат,

α×к

0

0,25

0,5

0,75

1

«Наименование процесса»

Блок 1: Роль руководства

1. Участвует ли руководство в разработке миссии, видения и ценностей для предприятия≤

20

2. Обеспечивает ли руководство разработку, внедрение и непрерывное улучшение ИСУКиБ≤

20

3. Участвует ли руководство в работе с потребителями, поставщиками и другими организациями≤

20

4. Оценивается и поощряется ли руководством работа персонала по улучшению качества и безопасности≤

20

5. Участвует ли руководство в управлении процессом≤

20

Итого:

100

Σ α×k

В соответствии с таблицей 2 каждому варианту ответа в опросном листке проставляется соответствующий коэффициент.

Таблица 2

Коэффициенты самооценки

Коэффициент

Вариант ответа

0

нет

0,25

немного

0,5

частично

0,75

значительно

1

да, полностью

По итогам установления коэффициентов, рассчитывается общее количество баллов (α×k) по каждому вопросу.

После оценки вопросов в блоках, по каждому критерию вычисляется суммарное количество баллов по формуле:

,

где Q — число баллов по критерию, i — номер критерия, α — оценка показателя, в баллах, k — оценочный коэффициент.

Далее подводятся итоговые результаты оценки каждого процесса в виде таблицы 3.

На основе итоговых результатов строится оценочный профиль по каждому процессу предприятия (рисунок 2).

По результатам полученных оценок в соответствии с таблицей 4 определяется степень функционирования каждого процесса предприятия, и принимаются решения о возможности проведения мероприятий по улучшению, коррекциям, КД и ПД.

Таблица 3

Итоговые результаты оценки процессов предприятия

Вопросник

Баллы

Максимум

Оценка

1. Роль руководства

100

2. Политика и цели

100

3. Вовлечение персонала

120

4. Управление ресурсами

100

5. Управление процессами

130

6. Удовлетворенность потребителей процесса

180

7. Удовлетворенность персонала работой

90

8. Результативность и эффективность процессов

120

Итого:

940

Σ баллов

Рис. 2. Пример оценочного профиля процесса

Таблица 4

Оценка степени функционирования процессов предприятия

Суммарный балл

Степень функционирования процесса

940–850

Функционирует результативно, возможна разработка мероприятий по улучшению

850–750

Функционирует результативно, требуется коррекция, направленная на достижение запланированных целей

750–660

Функционирует результативно, требуется оперативное вмешательство

660 и ниже

Функционирует нерезультативно

Все результаты по каждому процессу предприятия собираются в отделе менеджмента для формирования отчета о функционировании ИСУКиБ в целом.

Для осуществления общей оценки результативности ИСУКиБ на основе полученных результатов по каждому процессу предприятия вычисляется среднее значение каждого критерия кроме блока «Удовлетворенность потребителей процесса» по формуле:

,

где Т — среднее значение по критерию, i — номер критерия, Q — число баллов по критерию, j — номер процесса, N — количество процессов предприятия.

Вместо критерия «Удовлетворенность потребителей процесса» необходимо оценивать критерий — «Удовлетворенность потребителей» применительно к ИСУКиБ. В этом блоке необходимо определить насколько проводятся всесторонние измерения и достигаются результаты по отношению к своим потребителям (таблица 5).

Также необходимо внести новый критерий — «Воздействие предприятия на общество», в котором необходимо определить насколько проводятся всесторонние измерения и достигаются результаты по отношению к обществу (таблица 6).

Таблица 5

Опросный листок для оценки блока «Удовлетворенность потребителей»

Вопросы

Оценка (α), в баллах

Самооценка (к)

Результат, α×к

0

0,25

0,5

0,75

1

Блок 6: Удовлетворенность потребителей

1. Положительно ли потребители оценивают имидж предприятия и насколько≤

36

2. Положительно ли потребители оценивают качество и безопасность продукции предприятия и насколько≤

36

3. Какова оперативность реакции предприятия на запросы потребителей≤

36

4. Как предприятие реагирует на жалобы≤

36

5. Есть ли увеличение количества потребителей или доли постоянных потребителей≤

36

Итого:

180

Σ α×k

Таблица 6

Опросный листок для оценки блока «Воздействие предприятия на общество»

Вопросы

Оценка (α), в баллах

Самооценка (к)

Результат,

α×к

0

0,25

0,5

0,75

1

Блок 9: Воздействие предприятия на общество

12

1. Как общество воспринимает деятельность предприятия≤

12

2. Оценивает ли предприятие свое сотрудничество с обществом≤

12

3. Заботится ли предприятие об окружающей среде≤

12

4. Деятельность предприятия по созданию рабочих мест успешна≤

12

5. Осуществляет ли предприятие благотворительную деятельность≤

12

Итого:

60

Σ α×k

Далее подводятся итоговые результаты оценки результативности ИСУКиБ в виде таблицы 7.

Таблица 7

Итоговые результаты оценки ИСУКиБ предприятия

Вопросник

Баллы

Максимум

Оценка

1. Роль руководства

100

2. Политика и цели

100

3. Вовлечение персонала

120

4. Управление ресурсами

100

5. Управление процессами

130

6. Удовлетворенность потребителей процесса

180

7. Удовлетворенность персонала работой

90

8. Результативность и эффективность процессов

120

9. Воздействие предприятия на общество

60

Итого:

1000

Σ баллов

На основе итоговых результатов строится оценочный профиль по результативности ИСУКиБ (рисунок 3).

Рис. 3. Пример оценочного профиля ИСУКиБ

По результатам полученных оценок в соответствии с таблицей 8 определяется степень функционирования ИСУКиБ предприятия, и принимаются решения о возможности проведения мероприятий по улучшению, коррекциям, КД и ПД.

Таблица 8

Оценка степени функционирования ИСУКиБ

Суммарный балл

Степень функционирования процесса

1000–900

Функционирует результативно, возможна разработка мероприятий по улучшению

900–800

Функционирует результативно, требуется коррекция, направленная на достижение запланированных целей

800–700

Функционирует результативно, требуется оперативное вмешательство

700 и ниже

Функционирует нерезультативно

Таким образом, методика оценки результативности процессов и ИСУКиБ обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития ИСУКиБ предприятия и определения основных областей для улучшения, а также предоставляется возможность принятия оперативных мер по достижению запланированных результатов и корректирование целей уже на промежуточных этапах планирования [3].

Литература:

1.       Вайскробова Е. С., Песин А. М. Сравнительная характеристика требований ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 22000 // Вестник КрасГАУ. — 2009. — № 8. – С. 141–147.

2.       Вайскробова Е. С., Песин А. М. Проектирование интегрированной системы менеджмента качества и безопасности на основе процессного подхода // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 68-й межрегиональной научно-технической конференции. — Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2010. — Т. 1. — С. 3–6.

3.       Вайскробова Е. С. Разработка интегрированной системы управления качеством и безопасностью сырокопченых колбас. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. — Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2011. — 23 с.

Основные термины (генерируются автоматически): воздействие предприятия, критерий, Опросный листок, таблица, процесс предприятия, предприятие, блок, удовлетворенность персонала, Оценка, роль руководства, управление ресурсами, балл, управление процессами, потребитель, оценочный профиль, оценка результативности процессов, общество, деятельность предприятия, вариант ответа.


Задать вопрос