История города Полярного в художественном кинематографе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 22.10.2013

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Гуляев Л. Л., Дмитриев А. Д. История города Полярного в художественном кинематографе // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 713-714. — URL https://moluch.ru/archive/58/8048/ (дата обращения: 26.09.2018).

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развития). Ставится проблема о необходимости сохранения кино как части культурного наследия современного российского общества. В исследовании даётся характеристика основных исторических сюжетных линий в художественных фильмах. Автор приходит к выводу о ценности кинематографа как исторического источника в изучении истории города, истории Краснознаменного Северного флота и истории России.

Ключевые слова:история, Полярный, историко-культурное наследие, кинематограф.

Полярный находится вдали от киноиндустрии. Как правило, здесь снимались фильмы, в которых место действия играло настолько важную роль, что наш Полярный становился одним из главных героев кинокартины.

Художественная картина как свидетельство истории и также — не всегда, но достаточно часто из-за специфики натурных съёмок — как источник информации о прошлом;

кино и телевидение как каналы распространения исторических знаний;

использование аудиовизуальных средств, в частности, фильмов для изучения истории в школах.

Структура характеристики кино как исторического источника:

1)      определить год создания фильма;

2)      определить автора художественного произведения, т. е. определить его авторскую позицию. В первую очередь режиссеров и сценаристов

3)      выяснить жанр фильма и то, насколько он отражает современную жизнь.

Фильмы о современности являются бесценным историческим источником для историков повседневности несмотря на всю постановочность отдельных эпизодов. Информация об улицах и интерьерах, одежде и предметах быта, отдыхе и труде, бытовом и общественном поведении, взаимоотношениях.

Советский кинематограф является уникальным источником целой эпохи в истории нашего государства. Для анализа и характеристики исторических источников мы выбрали следующие фильмы. В этой части нашей работы мы дадим им характеристику.

«Повесть о Неистовом» 1947 г.Жанр: военный фильм. Один из кораблей Северного флота, миноносец «Неистовый», получает задание провести через зону действия немецких подводных лодок в Баренцевом море танкер с горючим, которое ждут на северных авиабазах. В пути миноносец вступает в бой с немецкой подводной лодкой. Поврежденная взрывами глубинных бомб, лодка пытается уйти. Но командир «Неистового» Никитин (отдаёт приказ прекратить преследование субмарины и вернуться к покинутому танкеру. Танкер благополучно прибывает к месту назначения. На обратном пути миноносец мощным ударом разрезает надвое всплывшую вражескую подводную лодку. В родном порту командующий флотом поздравляет экипаж «Неистового» с награждением корабля орденом Красного Знамени. Это и есть реконструкция военного и послевоенного времени.

«17 трансатлантический». Жанр: военный фильм, драма, исторический фильм, приключения. «Памяти советских, английских и американских моряков, погибших в июле 1942 года в конвое PQ-17» — такими словами начинается эта картина. Сценарий написан бывшим военным моряком Константином Кудиевским на основе подлинных документов.

Из Исландии в Мурманск отправляются транспортные корабли с военными грузами — помощью союзников воюющей России. Охрана их поручена британским военно-морским силам. Но когда гитлеровские подводные лодки и авиация напали на караван, английские корабли, выполняя приказ своего командования, не вступили в бой, бросили транспорт без охраны в открытом море. В жестоком бою погибло 23 корабля с ценнейшими грузами.

В этом художественном фильме описаны одни из самых трагичных событий Второй мировой и Великой Отечественной войн.

«Командир счастливой «Щуки». Жанр: военный фильм. Широкоформатный фильм о героизме подводников Северного флота, защищавших морские подступы к Мурманску. 1942 год. Недалеко от Мурманска немцы сосредотачивают огромное количество боевой техники. Одна из советских подводных лодок получает сложнейшее задание, которое должно быть выполнено любой ценой...

В этом художественном фильме был создан один из самых эмоциональных образов командира подводной лодки.

Проводя этот этап исследования, мы учитывали тот исторический и эмоциональный фон, связанный с переходным периодом российской государственности и трагедией подводной лодки «Курск» в августе 2000 года.

«72 метра» режиссера Владимира Хотиненко (2000 г.).. В начале девяностых, после раздела советского флота, экипаж «Славянки», отказавшись принять украинскую присягу, был переведен в Северогорск. С тех пор и жизнь, и служба идут своим чередом. И очередной выход в море — боевые плановые учения. Командир корабля оглашает поставленную задачу. Уничтожив торпедной атакой условного противника и уйдя от преследования, «Славянка» затем должна на время исчезнуть из поля зрения.

Знаменитый фильм «Конвой PQ-17» режиссера Александра Котта (год 2004).

По сюжету 27 июня 1942 года из Рейкьявика в Архангельск вышел караван судов, получивший кодовое название: PQ-17. Путь кораблей с грузами для России лежал через северную Атлантику, где их ждали леденящий ветер, штормящее море и смертельные атаки немецких субмарин и бомбардировщиков.

Но главную угрозу представлял немецкий линкор Тирпитц, одно сообщение о появлении которого заставило английское Адмиралтейство отдать приказ об отводе кораблей прикрытия, а транспортным судам — рассредоточиться и прорываться поодиночке, рассчитывая только на свою удачу, отвагу и мужество моряков.

В художественном фильме «Первый после Бога». В 2004 г. в Полярном прошли съёмки сцен ещё одного фильма о Великой Отечественной войне. В основе сюжета — события 1944 года. Главные герои фильма — командиры-подводники Маринин и Галиев. В них без труда угадываются прототипы — А. Маринеско и М. Гаджиев. Маринина сыграл актер Дмитрий Орлов, ставший известным зрителям по фильмам «Сестры» и «Небо. Самолет. Девушка».

Также в картине снимались настоящие «звёзды» российского кино: Виктор Сухоруков, Владимир Гостюхин, Нина Усатова, Лиза Боярская, а также зарубежные актёры: Михаил Голиашвили из Грузии и известная шведская актриса Анна Берклайнд.

В фильме «На всех широтах» снятом в 2009 году рассказывается история о любви и нелегкой службе моряков-подводников в восьми сериях ещё не выходила в эфир ни одного телеканала. Фильм снят Виталием Лукиным, режиссёром таких картин как «Прорыв» и «Черная акула», по заказу правительства Москвы. Съемочная группа «Открытого театра Юлия Малакянца» приступила к работе над фильмом под рабочим названием «След перископа» в Полярном в августе 2008 года.

В проходящих в Мурманской области съемках были задействованы актеры театра Северного Флота. Полярнинцы также не остались в стороне от большого кино, поучаствовав в массовке во многих сценах фильма.

Сюжетные линии художественных фильмов о городе Полярном неизменно связаны с периодом Второй мировой и Великой Отечественной войн и процессом осмысления истории и роли личности, отдельного человека в этом процессе.

Литература:

1.      Ферро М. Кино и история. [Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/ferro_kinoistor.php (21.04.2013)]

2.      Ферро М.Как рассказывают историю детям в разных странах мира: Пер. с фр. — М.: Высшая школа, 1992. — 351 с. [Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ferro/index.php (21.04.2013)]

3.      Виталий Куренной. Грёзы о реальности. [Режим доступа http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/11/ku17.html (21.04.2013)]

4.      «Повесть о «Неистовом», 1947 год [Режим доступа http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5214/annot/ (21.04.2013)]

5.      «17-ый трансатлантический, 1972 [Режим доступа http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/6346/annot/ (21.04.2013)]

6.      «Командир счастливой «Щуки», 1973 [Режим доступа http://www.youtube.com/watch≤v=KVPINLyPfMQ (21.04.2013)]

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, военный фильм, Мурманск, Северный Флот, фильм, художественный фильм, исторический источник, отечественный кинематограф, подводная лодка.


Ключевые слова

история, Полярный, историко-культурное наследие, кинематограф.

Похожие статьи

Отражение Великой Отечественной войны в советском...

фильм, художественная кинематография, учащийся, Великая Отечественная война, Москва, советский народ, война, Советская Армия, Красная Армия, главная задача.

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

фильм, кино, Великая Отечественная война, Россия, российское телевидение, патриотическое воспитание, отечественный кинематограф, массовый зритель, Владимир, цивилизованное общество.

Работа кинооператоров Куйбышевской студии кинохроники на...

Великая Отечественная война, Куйбышевская студия кинохроники, Поволжье, фильм, сюжет, музыкальное оформление, Куйбышев, Возрождение Сталинграда, Гордость страны, кадр кинохроники.

Восприятие современными школьниками образа Ф. Ф. Ушакова...

Поэтому стоит обратить особое внимание на то, как представлены в отечественном кинематографе некоторые страницы нашей истории.

Как известно, существует 2 основных типа исторических фильмов: 1) художественные и 2) документальные.

История российского флота | Статья в журнале «Школьная...»

Петр 1-создатель российского регулярного военно-морского флота и его флотоводец. Переславская флотилия и Азовский флот.

В. В. Ликсо «Боевые корабли и подводные лодки Великой Отечественной войны» — М.: АСТ, 2015г. История Российского флота.

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для...

Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война, военный авиационный вуз, военные летчики, курсанты, памятные даты

В 2015 году в интервью «Российской газете» продюсер Антон Юдинцев отметил: «Мы снимаем фильм о подвиге русского солдата.

Особенности исторической памяти молодежи о событиях...

Великая Отечественная война» под руководством Березутского Юрия Владимировича. В опросе приняло участие 356 студентов.

В большинстве случаев, современные фильмы формируют сознание молодежи.

Образ исторической личности в отечественном кинематографе

Грозный, фильм, исторический жанр, исторический кинематограф, исторический фильм, народный характер, историческая судьба народа, прошлое, народ, художественный мир.

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Особое место занимает тема военного Сталинграда в отечественном кино: первые фильмы о Сталинграде появились уже в конце войны благодаря произведениям Константина Симонова и Виктора Некрасова.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Отражение Великой Отечественной войны в советском...

фильм, художественная кинематография, учащийся, Великая Отечественная война, Москва, советский народ, война, Советская Армия, Красная Армия, главная задача.

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

фильм, кино, Великая Отечественная война, Россия, российское телевидение, патриотическое воспитание, отечественный кинематограф, массовый зритель, Владимир, цивилизованное общество.

Работа кинооператоров Куйбышевской студии кинохроники на...

Великая Отечественная война, Куйбышевская студия кинохроники, Поволжье, фильм, сюжет, музыкальное оформление, Куйбышев, Возрождение Сталинграда, Гордость страны, кадр кинохроники.

Восприятие современными школьниками образа Ф. Ф. Ушакова...

Поэтому стоит обратить особое внимание на то, как представлены в отечественном кинематографе некоторые страницы нашей истории.

Как известно, существует 2 основных типа исторических фильмов: 1) художественные и 2) документальные.

История российского флота | Статья в журнале «Школьная...»

Петр 1-создатель российского регулярного военно-морского флота и его флотоводец. Переславская флотилия и Азовский флот.

В. В. Ликсо «Боевые корабли и подводные лодки Великой Отечественной войны» — М.: АСТ, 2015г. История Российского флота.

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для...

Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война, военный авиационный вуз, военные летчики, курсанты, памятные даты

В 2015 году в интервью «Российской газете» продюсер Антон Юдинцев отметил: «Мы снимаем фильм о подвиге русского солдата.

Особенности исторической памяти молодежи о событиях...

Великая Отечественная война» под руководством Березутского Юрия Владимировича. В опросе приняло участие 356 студентов.

В большинстве случаев, современные фильмы формируют сознание молодежи.

Образ исторической личности в отечественном кинематографе

Грозный, фильм, исторический жанр, исторический кинематограф, исторический фильм, народный характер, историческая судьба народа, прошлое, народ, художественный мир.

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Особое место занимает тема военного Сталинграда в отечественном кино: первые фильмы о Сталинграде появились уже в конце войны благодаря произведениям Константина Симонова и Виктора Некрасова.

Задать вопрос