Подходы к изучению причин социальных конфликтов на военной службе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 06.11.2013

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Бакун М. В. Подходы к изучению причин социальных конфликтов на военной службе // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 743-745. — URL https://moluch.ru/archive/58/8025/ (дата обращения: 21.09.2018).

В статье обозначены причины, способствующие возникновению социальной напряженности в Армии и обществе. Автор в качестве актуальности отмечает необходимость исследования факторов социальных конфликтов в условиях воинских частей.

Ключевые слова:общество, социальные отношения, военнослужащий, социальные конфликты.

В стратегии государственного развития России на обозримую перспективу важную роль будет играть военная составляющая, которая должна стать более действенной и эффективной. Обязанности военной службы связаны с выполнением военнослужащими специфических задач в условиях, сопряжённых с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием иных факторов. Это предопределяет обязанность государства гарантировать военнослужащим повышенную социальную защиту и социальное обеспечение, создание условий для формирования благоприятного социального климата.

Задача оптимизации структуры и функций военного института общества, призванного надежно обеспечить его безопасность и оборонное могущество — актуальна.

Вызывает научный и практический интерес проблема социальных конфликтов и социальной напряженности в военных частях.

Существует значительное количество научных публикаций, которые рассматривают вопросы профессиональной деятельности воинских частей и военнослужащих. Однако, разные авторы делают акцент на разные его составляющие. Проанализируем научные подходы некоторых ученых.

В зарубежной социологии сформировались структурно-функциональный и интеракционистский подходы к анализу военного института. Сторонники первого подхода (Ч.Москос, М.Яновиц, С.Хантингтон, С.Саркисянц, Д.Сегал и др.) основное внимание уделяют сущности и функциям военной организации общества, ее взаимосвязи с социальным и политическим окружением. Представители второго подхода (И.Гофман, Л.Пэнто и др.) концентрируют свои исследовательские интересы на системе отношений внутри военной организации [5].

Глухов Е. А. [4] рассматривает механизм совершения коррупционных правонарушений в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, поскольку разложение коррупционных отношений на стадии, составные части является важнейшим условием их научного познания. Автор указывает на наиболее типичные формы проявления коррупционных отношений на различных этапах и формах жилищного обеспечения военнослужащих, а также делает вывод о причинах и условиях их возникновения. В ходе своих исследований Глухов Е. А. сформулировал предложения по совершенствованию законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих с точки зрения предупреждения коррупционных правонарушений.

Научная позиция Глухова Е. А. безусловно интересна, ведь проблемы жилищного обеспечения могут выступать одной из форм социальной конфликтности.

Ученый Амойлов В. И. в рамках своих научных исследований изучает вопросы реформирования военного института российского общества. Им получены следующие результаты: выведены политические, экономические и социальные детерминанты процесса реформирования военного института в России; проанализированы организационные патологии военного института российского общества; обоснована динамическая связь глобальных изменений в мире и принципов формирования военной организации; определены приоритеты государственной военной политики, конкретизированы цели, задачи и содержание военной реформы; разработаны меры, повышающие социальную эффективность реформирования военного института [1].

Захаров Н. Л. исследует вопросы системы и модели регуляторов социального действия: организационный, поведенческий и этический регулятор действий, делая акцент на российских государственных служащих [5].

Алехин И. А. делает упор в исследованиях на процесс воспитания военнослужащего. Отмечает, что важнейшей тенденцией процесса воспитания человека вообще и военного в частности выступает закономерная зависимость данного процесса от социально-экономических условий жизни общества, господствующих в нем идеологии, политики, права, морали [8].

В течение времени социальный статус военнослужащего может и повышаться, и снижаться в обществе. Выполнение ими своих профессиональных задач по обеспечению безопасности народа и государства оказывают прямое влияние на отношение к воинскому долгу, на процесс воспитания и развития личности. Сложно воспитывать военного человека и тогда, когда отсутствует или не осуществляется правовая и социальная защищенность его жизни, службы, профессиональной деятельности, когда нарушаются права человека.

Другой наиболее общей тенденцией, по мнению Алехина И. А., является закономерная, устойчивая связь воспитания военнослужащего с системой влияния различных факторов его жизнедеятельности, реальными условиями воинской службы, в результате чего формируется тот или иной уровень общей или профессиональной воспитанности. Данная закономерная связь также носит всеобщий и сложный характер и может выступать причиной социальной напряженности и конфликтности в условиях воинских коллективов [8].

Помимо жилищных затруднений в воинских коллективах, реформирования самой системы военного института, различий организационных и психологических условия несения военной службы, влияния воспитания на поведение и профессионализм военнослужащих, возможны и другие источники и формы социальных конфликтов. Кратко рассмотрим некоторые из них.

1.                  Коррупция. Общепризнанно, что коррупция в России приобрела системный характер и определяется в значительной мере деформацией отношений между государством и личностью, в частности, военнослужащего. Результаты опросов общественного мнения позволяют сделать вывод о том, что большинство россиян считает недостаточно эффективными имеющиеся в действующем законодательстве правовые средства противодействия коррупции, что, в целом, совпадает с позицией многих учёных и политического руководства страны в разных отраслях и сферах деятельности, в том числе в Вооруженных Силах РФ [4].

2.                  Отсутствие социологической диагностики состояния, функций и дисфункций военной организации, в том числе ее патологий. Необходимо подчеркнуть, что чем больше осведомленность общества о реальных процессах в военной организации, тем большую поддержку получат усилия по исправлению существующих в ней патологий [6,7].

3.                  Военный профессионализм и отношение общества к профессиональной армии. Социальная трансформация современного российского общества требует новых подходов и оценок при определении способов действий социально ориентированного индивида, наполнения новым содержанием представлений о характере, условиях эффективности и степени его социализации, в том числе и профессиональной. В сложившейся ситуации для Вооруженных Сил существенное значение приобретает показатель, определяемый как военный профессионализм [7]. Важна социальная оценка необходимости перехода к профессиональной армии.

4.                  Неоднозначность требований к «воспитателям» солдат. Современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет повышенные требования к кадрам руководящего состава органов воспитательной работы, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по воспитанию военнослужащих [8]. Исторически сложившиеся уставные отношения российской традиционной армии сталкиваются с модернизацией и реформирование отношений руководящего состава и «контрактников».

5.                  Подавление потребностей, социальная агрессия, отсутствие чувства преданности. Преданность — социальный способ самоактуализации (Будь, как все! Следуй принятым нормам, но в той мере, в какой им следуют другие, в первую очередь вышестоящий! Не демонстрируй свою уникальность ни в желаниях, ни в успехе! Не принимай и не проси больше, чем положено по статусу! Будь готов проявить себя в сложной обстановке! и т. д.). Определенные социальные установки определяют интенсивность служебной преданности [2].

6.                  Недостаточный учет в военном управлении социального характера военной организации, социальных последствий управленческих решений, недооценка влияния военно-организационной культуры и интересов исполнителей, в конечном счете, проявляются в феномене инверсии, когда результат управляющего воздействия оказывается противоположным планируемым целям. Некоторые управленческие решения, рассчитанные на совершенствование военной организации, на деле приводят к ее деградации, провоцируют отток профессиональных военных кадров из Вооруженных Сил России [3].

Все обозначенные выше факторы и многие другие могут выступать в качестве причин социальной конфликтов в военных частях. Их изучением занимаются ученые и практики, проводят исследования, разрабатывают предложения и программы по социальной стабилизации и снижению социальной напряженности.

В настоящее время социальные и политические дисциплины располагают большим числом работ по военной тематике. Тем не менее, анализ опубликованных научных трудов, материалов конференций и дискуссий позволяет констатировать следующее. В нашей стране еще мало систематизированных социологических исследований, которые затрагивали бы проблемы строительства военной организации в России не только в широком контексте современной политической и военной обстановки в мире, но и в тесной связи со всей системой социальных отношений, ценностей и норм.

Так, в области военного строительства и управления необходимо:

1)                          создавать стройную систему военного управления и укреплять его национальные основы;

2)                          расширять социальные направления военного сотрудничества;

3)                          улучшать социально-экономические условия для военнослужащих;

4)                          воссоздать планомерно действующую систему боевой подготовки войск;

5)                          исключать из жизни воинских коллективов идеологический, религиозный и этнический антагонизм, подрывающий их единство;

6)                          ориентировать механизм воспитательной работы в Вооруженных Силах России на социально значимые нравственные ценности;

7)                          возрождать авторитет военной службы в обществе.

Литература:

1.                  Амойлов В. И. Реформирование военного института российского общества (теоретико-методологический анализ) — автореф. дисс. докт. социол. наук. — Москва, 2008.

2.                  Ведерников В. Н. О методологии военно-социологического познания // Социологические исследования. 1997. № 6

3.                  Галимуллин Р. Х. Современная армия и причины внутриармейских конфликтов / Теоретико-методологические проблемы исследования общества переходного типа: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Казань, 2003

4.                  Глухов Е. А. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих — Автореф.т дисс. канд. юрид. наук. — Москва, 2011.

5.                  Захаров Н. Л. Система регуляторов социального действия российских государственных служащих (теоретико-социологический анализ). — Дисс. на соиск. Уч. ст. докт. социол. наук — Москва, 2002.

6.                  Самойлов В. И. Социально-политические механизмы укрепления военной мощи современной России // Наука. Культура. Общество. 2005. № 3.

7.                  Самойлов В. И. Военный институт российского общества (теоретико-методологический анализ). М.: Издательский дом «Академия», 2007.

8.                  Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Учебное пособие // Под общей редакцией И. А. Алехина. — М.: ВУ, 2003. — 377 с.

Основные термины (генерируются автоматически): военная организация, военный институт, социальная напряженность, военная служба, жилищное обеспечение военнослужащих, Россия, военное управление, военный профессионализм, профессиональная армия, воспитательная работа.


Ключевые слова

общество, социальные отношения, военнослужащий, социальные конфликты.

Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

В основе обучения военнослужащих лежит общественный и педагогический процесс, без которого не получиться качественная подготовка военных специалистов, а вследствие этого подразделений, частей, соединений, объединений...

Особенности профессионально-психологического отбора...

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы.

Общая профессиональная пригодность кандидатов к обучению или работе на том или ином производстве оценивается по образовательному цензу, медицинским...

Возможности социальной работы с военнослужащими

социальный работник, социальная работа, военная служба, военнослужащий, командный состав, проблема, гражданская жизнь, воинская часть, социальная поддержка, социальная среда.

Психологическое обеспечение адаптации к службе...

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Сущность и содержание профессиональной подготовки...

Военные знания в своих основных элементах — знания социальные. Они отражают сложный процесс социальной жизни — войну, а также особенности деятельности специфического социального институтаВооруженных Сил.

Основы службы войск | Статья в журнале «Молодой ученый»

...военно-учебных заведений вооруженных сил Российской Федерации, соблюдение в них устава, требований по безопасности военной службы, поддержание воинской дисциплины, соблюдение, установленных законами, уставами, наставлениями, правил, которые...

Воинское подразделение — сложная организационная система...

В нашем случаи военная организация состоит из двух основных компонент

организации, осуществляющей обеспечение, такое как управление, применения вооруженной силы по ее предназначению.

Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск...

профессиональная подготовленность, глубокое знание военного дела, хорошая военно – техническая подготовка

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного института внутренних войск МВД России.

Формирование учебно-профессиональной компетентности...

Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища.

Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, профессиональная компетентность, учебно-профессиональная компетентность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

В основе обучения военнослужащих лежит общественный и педагогический процесс, без которого не получиться качественная подготовка военных специалистов, а вследствие этого подразделений, частей, соединений, объединений...

Особенности профессионально-психологического отбора...

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы.

Общая профессиональная пригодность кандидатов к обучению или работе на том или ином производстве оценивается по образовательному цензу, медицинским...

Возможности социальной работы с военнослужащими

социальный работник, социальная работа, военная служба, военнослужащий, командный состав, проблема, гражданская жизнь, воинская часть, социальная поддержка, социальная среда.

Психологическое обеспечение адаптации к службе...

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Сущность и содержание профессиональной подготовки...

Военные знания в своих основных элементах — знания социальные. Они отражают сложный процесс социальной жизни — войну, а также особенности деятельности специфического социального институтаВооруженных Сил.

Основы службы войск | Статья в журнале «Молодой ученый»

...военно-учебных заведений вооруженных сил Российской Федерации, соблюдение в них устава, требований по безопасности военной службы, поддержание воинской дисциплины, соблюдение, установленных законами, уставами, наставлениями, правил, которые...

Воинское подразделение — сложная организационная система...

В нашем случаи военная организация состоит из двух основных компонент

организации, осуществляющей обеспечение, такое как управление, применения вооруженной силы по ее предназначению.

Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск...

профессиональная подготовленность, глубокое знание военного дела, хорошая военно – техническая подготовка

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного института внутренних войск МВД России.

Формирование учебно-профессиональной компетентности...

Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища.

Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, профессиональная компетентность, учебно-профессиональная компетентность...

Задать вопрос