Оценка предпосылок и перспективы развития контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 24.09.2013

Статья просмотрена: 838 раз

Библиографическое описание:

Мамедова, Н. А. Оценка предпосылок и перспективы развития контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации / Н. А. Мамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 353-356. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7852/ (дата обращения: 25.04.2024).

По мнению большинства экспертов, реформа государственных закупок, запущенная в 2005 году и реализованная посредством действующего ныне федерального закона о государственных закупках 94-ФЗ, дала определенные результаты, но ожидаемого эффекта не принесла. Такого рода ожидания включали расширение конкурентных отношений и пресечение коррупции. Для этого законом была предусмотрена детальная регламентация процедур размещения государственного заказа.

Особенное внимание уделялось процессу отбора поставщиков по критерию наименьшей цены и ограничению применения любых качественных критериев при оценке заявок. Использование критерия наименьшей цены должно было способствовать увеличению экономии бюджетных средств, расходуемых на государственные закупки. Установление стандарта применения качественных критериев при оценке заявок должно было облегчить работу всех субъектов процедуры размещения заказа, как заказчиков при составлении документации, поставщиков при формировании заявки, так и контролирующих органов при рассмотрении результатов процедур размещения заказа [1, с. 23]. Повышение конкуренции обеспечивалось активным внедрением практики отбора поставщиков через аукционы и сокращением использования процедур запроса котировок цен, закупок у единственного поставщика и проведения конкурсов. Все эти меры в комплексе способствовали росту конкуренции в сфере государственных закупок и формированию лучших практик по проведению процедур размещения заказа.

Одновременно эти меры привели к смещению области коррупционных угроз на другие стадии цикла государственных закупок — стадию планирования заказа и стадию его исполнения, что стало причиной возникновения многочисленных проблем. Более того, поскольку по главу угла при выборе поставщика была поставлена цена предоставляемых товаров, работ, услуг, сложилась отрицательная статистика по уровню качества закупаемой продукции [2, с. 64]. Ведь оценить реальное качество во многих случаях можно только в процессе использования закупленной продукции или даже после ее потребления. И здесь необходимо понимать, что ответственность за эту ситуацию лежит не только на недобросовестных поставщиках, но и на заказчиках, которые неграмотно составляя документацию по проведению процедуры размещения заказа, оказывались заложниками ситуации — принять товар, работу или услугу ненадлежащего качества или быть привлеченными к ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств.

По мнению многих экспертов, деловая репутация и квалификация поставщика могли бы служить гарантией качественного конечного результата, если бы была формализована процедура сравнения заявок участников на основе системы критериев оценки. На момент введения в действие федерального закона такой системы не существовало, не существует ее и сейчас. Поэтому очевидно, что применение в качестве приоритетного критерия цены, а не деловой репутации и квалификации поставщика, было единственным на тот момент вариантом. В противном случае возведение в приоритет деловой репутации и квалификации привело бы к вытеснению поставщиков, не успевших наработать необходимый уровень квалификации на момент введения в действие и в период действия федерального закона 94-ФЗ.

Таким образом, федеральный закон о государственных закупках, по общему мнению, является черновым вариантом или пробой пера перед внедрением принципов федеральной контрактной системы. На сегодняшний день уже можно говорить о наличии вполне определенного уровня конкурентных отношений в системе государственных закупок. Контролирующие органы выработали широкую практику по администрированию процедуры размещения государственного заказа по критерию наименьшей цены и ограничению применения любых качественных критериев при оценке заявок. Пришло время ее кардинально усовершенствовать. Принят Федеральный закон РФ № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон вступит в силу 1 января 2014 года и придет на смену действующему закону 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

У новой концепции организации государственных закупок есть ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, ее внедрение позволит оптимизировать структуру распределения закупок по способам размещения заказа без явного перевеса отдельных способов, таких как закупка у единственного поставщика и запрос котировок цен. Во-вторых, введение единой общедоступной информационной системы, которая включает план закупок, исполнение контрактов, реестр контрактов, библиотеку типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, существенно расширит область регламентации процессов и их контроля, как ведомственного, так и общественного. В-третьих, охват всего жизненного цикла заказа будет способствовать повышению эффективности (бюджетной и производственной) системы управления закупками, включению большего числа поставщиков товаров, работ и услуг. В-четвертых, введение комплекса антидемпинговых мер даст возможность проведения предквалификации участников размещения заказа, повышения удельного веса критериев качества продукции, что приведет к ограничению возможности манипуляции ценой контракта.

Регулирование этапа размещения и исполнения заказа будет способствовать повышению эффективности расходования бюджетных средств, а включение этапа планирования заказа является стимулом к развитию рынков и оптимизации структуры объектов инвестирования, а также существенным фактором планирования государственного бюджета. В развитие принципов федеральной контрактной системы будет внедряться практика проведения общественных слушаний, на которых будут обсуждаться крупные контракты, их заключение и исполнение.

В настоящий момент принципы федеральной контрактной системы в различной степени внедрены в нескольких регионах, среди которых город Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Алтайский край. Полное тестирование контрактной системы проходит уже в этом году в Алтайском крае.

В настоящий момент продолжается работа над дорожной картой по развитию конкуренции, в результате которой:

-                 должен быть сформирован механизм общественного обсуждения целесообразности и обоснованности закупок;

-                 создана программа мониторинга деятельности государственных компаний;

-                 выработан механизм урегулирования конфликтов интересов в системе государственных закупок;

-                 Счетной палате РФ будут предоставлены полномочия по аудиту результатов размещения государственного заказа [3, с. 2].

Для участников размещения заказа, которые добросовестно соблюдают требования действующего федерального закона, введение принципов федеральной контрактной системы не вызовет существенных изменений в деятельности. Большая часть нагрузки ложится на заказчиков. Очевидно, что многие процессы должны быть автоматизированы, что приводит к необходимости расширения возможностей действующих автоматизированных информационных систем (АИС). Порядок интеграции АИС в информационное пространство в сфере управления государственными и муниципальными закупками представлен на рисунке 1.

Уже сейчас многие АИС эффективно работают на региональных рынках и обладают необходимым инструментарием, чтобы работать на основе принципов федеральной контрактной системы. Информационное пространство в сфере управления государственными и муниципальными закупками интегрирует как ресурсы ООС, так и различных АИС на всех этапах управления закупками [4, с. 12].

Данные, представленные на рисунке, также позволяют сделать заключение, что большинство процессов автоматизированы АИС, это позволяет оптимизировать работу должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков, снизить издержки, связанные с документооборотом, а также координировать действия всех субъектов в области информационного обеспечения размещения заказов.

Литература:

1.                 Смотрицкая И. Государственная контрактная система: стратегические цели и приоритеты развития. / Вестник Института экономики РАН. — № 5, 2012. — С. 21–31.

2.                 Хвалынский Д. С. Направления совершенствования контрактной системы в сфере публичных закупок. / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — № 27, 2013. — С. 62–66.

3.                 Воронина Ю. По откату молотком. Федеральная контрактная система сократит коррупцию. — http://www.rg.ru/2013/04/09/otkaty.html#comments [Электронный ресурс] Российская Бизнес-газета № 891 от 09 апреля 2013 года.

4.                 Мамедова Н. А. Роль автоматизированных информационных систем (АИС) в реализации принципов федеральной контрактной системы в регионе. / Открытое образование. — № 12, 2013. — С. 11–15.

5.                 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / Источник СПС Консультант Плюс.

6.                 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Источник СПС Консультант Плюс.

Основные термины (генерируются автоматически): закупка, федеральная контрактная система, государственный заказ, деловая репутация, наименьшая цена, оценка заявок, Алтайский край, единственный поставщик, информационное пространство, контрактная система.


Похожие статьи

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

контрактная система, План закупок, федеральная контрактная система, закупка, США, сфера закупок, официальный сайт, медицинское учреждение, закупочная деятельность, государственный заказчик.

От системы государственных закупок к Федеральной...

закупка, законопроект, государственный заказ, федеральная контрактная система, электронная форма, способ размещения заказа, Российская Федерация, Российский статистический ежегодник, запрос котировок, ФАС.

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

Объект исследования — контрактная система в сфере закупок; государственные и муниципальные заказчики; поставщики товаров, работ, услуг; нормативно-правовая база в сфере закупок.

Новации законодательства в сфере государственных закупок...

закупка, контрактная система, заказчик, электронная форма, выполнение работ, заключение контракта, осуществление закупок, повышение квалификации, проведение конкурса, снижение цены.

Проблемы контрактной системы государственных закупок...

ФЗ-94 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44) [1], который, по мнению его разработчиков...

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Создание контрактной системы закупок для обеспечения государственных и

Формирование системы государственного оборонного заказа

Регламентация закупок субъектов государственного сектора экономики [9].

Анализ контрактной системы в сфере государственных...

Федеральная контрактная система Америки приведена в соответствии с положениями WTO GPA, но правила Европейской комиссии по государственным закупкам не распространяются на федеральные закупки Штатов.

Повышение эффективности современной контрактной системы...

Основные термины (генерируются автоматически): сфера закупок, закупка, контрактная система, инновационная продукция, заказчик, заказ, работа, ISO, закупочная деятельность, повышение

Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом.

Основные проблемы в области правового регулирования...

поставщик, уполномоченный орган, контрактная система, закупка, заказчик, государственный контракт, национальный режим, единая информационная система, государственный заказ, банковская гарантия.

Похожие статьи

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

контрактная система, План закупок, федеральная контрактная система, закупка, США, сфера закупок, официальный сайт, медицинское учреждение, закупочная деятельность, государственный заказчик.

От системы государственных закупок к Федеральной...

закупка, законопроект, государственный заказ, федеральная контрактная система, электронная форма, способ размещения заказа, Российская Федерация, Российский статистический ежегодник, запрос котировок, ФАС.

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

Объект исследования — контрактная система в сфере закупок; государственные и муниципальные заказчики; поставщики товаров, работ, услуг; нормативно-правовая база в сфере закупок.

Новации законодательства в сфере государственных закупок...

закупка, контрактная система, заказчик, электронная форма, выполнение работ, заключение контракта, осуществление закупок, повышение квалификации, проведение конкурса, снижение цены.

Проблемы контрактной системы государственных закупок...

ФЗ-94 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44) [1], который, по мнению его разработчиков...

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Создание контрактной системы закупок для обеспечения государственных и

Формирование системы государственного оборонного заказа

Регламентация закупок субъектов государственного сектора экономики [9].

Анализ контрактной системы в сфере государственных...

Федеральная контрактная система Америки приведена в соответствии с положениями WTO GPA, но правила Европейской комиссии по государственным закупкам не распространяются на федеральные закупки Штатов.

Повышение эффективности современной контрактной системы...

Основные термины (генерируются автоматически): сфера закупок, закупка, контрактная система, инновационная продукция, заказчик, заказ, работа, ISO, закупочная деятельность, повышение

Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом.

Основные проблемы в области правового регулирования...

поставщик, уполномоченный орган, контрактная система, закупка, заказчик, государственный контракт, национальный режим, единая информационная система, государственный заказ, банковская гарантия.

Задать вопрос