Пословицы и поговорки в сопоставлении с фразеологизмами в удинском языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 18.09.2013

Статья просмотрена: 9471 раз

Библиографическое описание:

Кочарян, А. Р. Пословицы и поговорки в сопоставлении с фразеологизмами в удинском языке / А. Р. Кочарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 587-592. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7813/ (дата обращения: 23.04.2024).



Группа: старшая группа детей с ТНР.

Тема: «Путешествие в прошлое и настоящее книги»

Аннотация: конспект разработан для проведения ОД с детьми старшего дошкольного возраста детей с ТНР.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: чтение книг, чтение стихотворения Маршака С. Я. «Как печатали вашу книгу», изучение правил пользования книгой, знакомство с писателями, художниками-иллюстраторами, экскурсия в детскую библиотеку, рисование иллюстраций к сказкам, сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Магазин книг», наглядно-дидактические пособия «Играем в сказку», «Рассказы по картинкам».

Демонстрационный материал: Компьютер и флешкарта со слайдами по теме НОД, электронная книга, магнитофон с аудиокассетами; выставка различных книг в группе; альбом для рисования, цветные карандаши, кисти, акварель, гуашь, клей, ножницы, цветная бумага, трафареты; береста, апельсиновые палочки.

Цель: ознакомление с историей возникновения книги, прослеживание развития книги в контексте «прошлое-настоящее», развитие устойчивого интереса к книге у дошкольников.

Задачи:

  1. Образовательные:

– расширять представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества;

– закреплять знания о частях книги;

– донести информацию о значении и важности книг;

– закреплять композиционные умения.

  1. Развивающие:

– развивать познавательный интерес, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;

– обогащать устную речь и развивать диалогическую речь;

– развивать мелкую моторику рук;

– упражнять в аккуратном вырезывании и наклеивании, используя полученные умения и навыки;

– развивать эстетические чувства, воображение, активность;

– развивать физическую активность.

  1. Воспитательные:

– воспитывать у детей бережное отношение к книгам;

– воспитывать уважение к людям, создающим книги;

– воспитывать умение слушать.

Ход занятия

Входит заведующий и говорит: «Ребята, для вашей группы пришла посылка. Кто делал заказ?».

Воспитатель отвечает, что посылку заказывала она.

Педагог берет посылку и ставит на стол. Дети подбегают и спрашивают, что в ней.

  1. Мотивация к деятельности

Воспитатель: Вы узнаете, если отгадаете загадку. И, только отгадав её, вы поймёте, о каком предмете сегодня пойдёт речь.

Кто расскажет нам о странах,

О морях и океанах?

Про зверей, про рыб, про птиц

Говорящих сто страниц.

Дети: Это книга.

Воспитатель: Правильно, дети, это книга. Сегодня 23 апреля отмечается Всемирный день книги. Ребята, а вы знаете, когда появилась первая книга на земле? Как она выглядела? Из чего была сделана? Как выглядели книги в разные времена?

( Ответы детей )

Наш компьютер поможет нам справиться с этой задачей.

( Педагог достает книгу из посылки и показывает детям)

Ребята, внимательней рассмотрите эту книгу. Из каких основных частей она состоит?

(Ответы детей) Правильно! Корешок, переплёт, листы, обложка.

Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид?

(Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в познавательное путешествие в прошлое книги. Вы согласны?

Дети: Да.

  1. Основная часть

Воспитатель: Укниг есть своя история, как и у людей. Мы можем заглянуть в далёкое прошлое книг. Ведь книги существуют уже более 500 лет. И это не значит, что до этого времени люди не знали книг вообще. Только тогда книги имели другой, часто непривычный для нас вид.

Для изготовления первых книг наши далёкие предки использовали то, что предлагала им окружающая природа.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\skala-gazeta-s-drevnimi-risunkami-700x465.jpg

Они были людьми изобретательными!

А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны?

(Возможные ответы детей)

Когда-то в далёкие времена на нашей земле книг не было вообще. С древности люди сочиняли разные истории, песни, сказки. И чтобы запомнить важную информацию, люди придумывали разные способы ее передачи: изображали эпизоды из жизни на стенах пещер, завязывали узелки на верёвке, делали зарубки на деревьях.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\color-kipou.jpg C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\35568_640.jpg

Очень необычными и непохожими на современные книги были первые книжки.

Древние люди не умели писать, но умели рисовать. Бумаги в то время еще не было.

Люди высекали свои рисунки на камнях.

В этих рисунках они и отражали главные события своей жизни . Давайте мы сейчас попробуем догадаться, о чём рассказывает нам этот древний рисунок. Такие камни могли храниться очень долго.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\64e9a490606f48e7e7a357bbf58fe7dc--art-reference-morris.jpg C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\antiques-new-photos-figure-mammoth-stone-45058.jpg

Со временем древние люди немного видоизменили рисунки, упростили, и постепенно они превратились в знаки, которые стали называться иероглифы , обозначающие отдельные слова и даже целые предложения. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\egipetskie-ieroglify.jpg

А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно?

(Возможные ответы детей: нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки)

Воспитатель: Потом люди научились делать книги из глины. Острой палочкой на мягкой глине писали знаки и картинки. Затем глину подсушивали и обжигали в печах. Получались легкие и прочные глиняные таблички. Такая книга состояла из множества плиток.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\hello_html_78d60703.jpg

Ребята, а как вы думаете, удобно ли было читать и хранить книги, написанные на глиняных дощечках?

(Возможные ответы детей: нет, глина может разрушиться, и чтобы их хранить нужно много места)

Воспитатель: Позже для изготовления книг древние люди стали использовать и другие материалы. У нас на Руси для этого использовали бересту . А вы знаете, что такое береста?

(Ответы детей) .

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\44194402950_f9252d34.jpg

Воспитатель: Правильно, это кора дерева березы. Хотите сами попробовать что-нибудь нацарапать на бересте?

(Воспитатель предлагает детям попробовать написать что-либо на бересте с помощью апельсиновой палочки) .

Но такой материал был не практичен и не удобен в использовании, потому что не мог долго храниться.

Затем люди стали делать книги из папируса, его можно назвать первой бумагой .

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13852741-1617440309.jpg

Папирус — это растение, которое выше человека. Его ствол толстый, как рука человека. Растёт оно в Африке по берегам рек и озёр. Работа по его изготовлению была трудоемкой: сначала его резали на полосы, вымачивали в воде, укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный-предлинный свиток. На папирусе писали деревянной палочкой или кисточкой, а краску изготавливали из угля, смешанного со смолой. Появились книги — свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц.

Позднее люди изобрели новый материал для письма. Это был пергамент, который изготавливали из кожи животных.

Физкультминутка:

А теперь мы все зверята (изображает животных).

Поскакали, как зайчата,

Повертелись, как лисята,

Потоптались, как слонята,

Как жирафы потянулись

И на стулья оглянулись.

Вперевалочку, как мишки

Тихо сели мы за книжки.

И только через очень много лет люди научились изготавливать бумагу.

Ученые предполагают, что первый лист бумаги был изготовлен в далёкой стране Китае. Люди стали изготавливать бумагу из древесины. Процесс её превращения в белоснежный лист бумаги очень трудоемкий: сначала лесорубы рубят деревья, сплавщики сплавляют их по воде. Затем древесину очищают, распиливают, размягчают и даже варят. Волокнистую массу перемешивают с мелом и отправляют на просушку.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\bumaga-papirus-1536x1022.jpg C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide_10.jpg

Бумага оказалась удобна для письма, а изготавливать её оказалось проще и дешевле.

А на Руси книги писали на бумаге вручную гусиным пером и чернилами специально обученные люди с красивым почерком. Их называли летописцы. Одну книгу летописцы писали очень долго, нескольких месяцев, а иногда даже много лет. Писать книгу было тяжело.

Готовую книгу украшали золотом, серебром или драгоценными камнями . Позволить себе такую книгу могли только богатые люди.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\e61cfb1d-d939-59af-bf83-12fc404736a4.jpg C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\cd843388774664d3d2f361074f1a843b_i-5465.jpg

Вскоре люди изобрели печатный станок.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\img28.jpg C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2274584.jpg

Книгопечатание на Руси основал Иван Фёдоров. Его так и называли первопечатник Иван Фёдоров. Как же он это делал?

( Ответы детей).

Он изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Затем намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст.

С тех давних времён способ изготовления книги еще более усовершенствовался, и сейчас для изготовления книг применяют специальные станки и даже компьютер .

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\__36229___25104___22411___39640___36895___34180___39029___32440___26426__1.jpg

В настоящее время существует много книг, они разные и доступны всем . Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны книги?

(Возможные ответы детей: чтобы читать, много знать, стать умнее, узнавать новое, хорошо учиться в школе)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, книги нужны для того чтобы передавать знания. А вы не хотите свои знания, которые мы с вами сегодня приобрели тоже собрать в книгу?

(Ответы детей)

Я приготовила бумагу и картинки для изготовления книги. Сейчас мы с вами будем ее создавать. А для этого мы должны вспомнить всё то, о чём говорилось сегодня и распределить эти картинки в определенной последовательности: что было сначала, и что потом.

Вопросы воспитателя к детям.

Как называется бумага, сделанная из тростника? ( Папирус )

— На чём писали древние люди? ( На каменных плитах )

— На чём писали в Древней Руси? ( На бересте, берёзовой коре )

— Кто напечатал первую книгу? ( Иван Фёдоров )

— Как называется машина, печатающая книгу? ( Печатный станок )

— Из какого материала делают книги? ( Бумага )

Молодцы, вы все ответили правильно!

(Воспитатель раздаёт детям заранее приготовленные картинки из презентации и предлагает расположить эти картинки на пустые листы книги и наклеить)

  1. Рефлексия

– Вам понравилась книга, которая у вас получилась?

– Какое у вас настроение после нашего путешествия?

– Что вам больше всего запомнилось?

– Что было самым интересным?

– Давайте вместе определим место книги в книжном уголке нашей группы.

Литература:

  1. Дацкевич, В. П. Как делают книгу / В. П. Дацкевич. — Москва: Детская литература, 1987. — 25 c. — Текст: непосредственный.
  2. Малов, В. И. Книга. Детская Энциклопедия / Владимир Игоревич Малов. — Москва: Слово, 2002. — 48 с.: ил.
  3. Немировский, Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания / Евгений Львович Немировский. — Москва: Просвещение, 1991. — 224 с.: ил.
  4. Маршак, С. Я. Как печатали вашу книгу: стихотворение / Самуил Яковлевич Маршак. — Москва: Детгиз, 1951. — 8 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): поговорка, пословица, удинский язык, буква, единица, паремия, фразеологизм, мнение народа, речь, русская пословица.


Ключевые слова

сущность, паремии, фразеологические единицы, сходства и различия, научное определение, культурные традиции и ценности, уникальность, отражать, национальная самобытность., национальная самобытность

Похожие статьи

Национально-культурная специфика комических пословиц...

Основные термины (генерируются автоматически): поговорка, пословица, единица, паремия.

Воспитательное значение пословиц и поговорок казахского языка.

Сравнительный анализ английских и русских пословиц и поговорок.

Сравнительный анализ английских и русских пословиц...

Цель работы — сопоставительный анализ пословиц английского и русского языков. Задачи: – Обнаружение общего и различного в представлении о мире английского и русского народа через пословицы и поговорки.

Сравнительный анализ пословиц, поговорок и фразеологизмов...

Пословицы, поговорки и фразеологизмы родились в гуще народной жизни и употребляются не только во всех сферах устной речи, но и в художественных произведениях, тем самым отражая всю многогранную жизнь народа.

Роль и значение антропонимов в русских пословицах...

Но пословицы и поговорки — это не только памятники народной мысли, это живые единицы языка, употребляющиеся в

Внимание к антропонимии паремий в последние годы обострилось в связи с возрождением православных христианских устоев в самосознании русского народа.

Зооморфные образы в русских и арабских паремиях

В составе любого языка мира паремиологические единицы с компонентом-зоонимом представляют собой весьма

Поэтому в языках разных народов имеется большое количество пословиц и поговорок, включающих в свой состав зоонимический компонент.

Фразеологические единицы военной тематики китайского языка...

Пословица широко употребляется как в устной, так и в письменной речи. Яньюй является отражением мыслей и мировоззрения, культуры и традиций китайского народа.

Удинские фразеологические единицы в сопоставлении с английскими и латинскими фразеологизмами.

Сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок

Поэтому правильнее будет сказать, что пословицы и поговорки имеют народное происхождение, что их первоисточник находится в коллективном разуме народа. Как и в русском языке, источниками пословиц в английском языке могут быть

Межкультурный подход к обучению русским пословицам...

Ключевые слова: обучение, русский язык, пословица, поговорка, культура, коммуникация.

Недостаточное внимание к пословицам и поговоркам лишает обучаемых эстетического удовольствия, а также возможности постигать через паремии культуру народа страны...

Паремиологические единицы с компонентами «хлеб-соль»...

Паремиологические единицы с компонентами «хлеб-соль», «мёд», «масло» в русском и азербайджанском языках.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, азербайджанский язык, буква, хлеб, масло, соль, единица, компонент, поговорка, пословица.

Похожие статьи

Национально-культурная специфика комических пословиц...

Основные термины (генерируются автоматически): поговорка, пословица, единица, паремия.

Воспитательное значение пословиц и поговорок казахского языка.

Сравнительный анализ английских и русских пословиц и поговорок.

Сравнительный анализ английских и русских пословиц...

Цель работы — сопоставительный анализ пословиц английского и русского языков. Задачи: – Обнаружение общего и различного в представлении о мире английского и русского народа через пословицы и поговорки.

Сравнительный анализ пословиц, поговорок и фразеологизмов...

Пословицы, поговорки и фразеологизмы родились в гуще народной жизни и употребляются не только во всех сферах устной речи, но и в художественных произведениях, тем самым отражая всю многогранную жизнь народа.

Роль и значение антропонимов в русских пословицах...

Но пословицы и поговорки — это не только памятники народной мысли, это живые единицы языка, употребляющиеся в

Внимание к антропонимии паремий в последние годы обострилось в связи с возрождением православных христианских устоев в самосознании русского народа.

Зооморфные образы в русских и арабских паремиях

В составе любого языка мира паремиологические единицы с компонентом-зоонимом представляют собой весьма

Поэтому в языках разных народов имеется большое количество пословиц и поговорок, включающих в свой состав зоонимический компонент.

Фразеологические единицы военной тематики китайского языка...

Пословица широко употребляется как в устной, так и в письменной речи. Яньюй является отражением мыслей и мировоззрения, культуры и традиций китайского народа.

Удинские фразеологические единицы в сопоставлении с английскими и латинскими фразеологизмами.

Сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок

Поэтому правильнее будет сказать, что пословицы и поговорки имеют народное происхождение, что их первоисточник находится в коллективном разуме народа. Как и в русском языке, источниками пословиц в английском языке могут быть

Межкультурный подход к обучению русским пословицам...

Ключевые слова: обучение, русский язык, пословица, поговорка, культура, коммуникация.

Недостаточное внимание к пословицам и поговоркам лишает обучаемых эстетического удовольствия, а также возможности постигать через паремии культуру народа страны...

Паремиологические единицы с компонентами «хлеб-соль»...

Паремиологические единицы с компонентами «хлеб-соль», «мёд», «масло» в русском и азербайджанском языках.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, азербайджанский язык, буква, хлеб, масло, соль, единица, компонент, поговорка, пословица.

Задать вопрос