Некоторые аспекты внедрения проектного метода в образовательный процесс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 27.09.2013

Статья просмотрена: 437 раз

Библиографическое описание:

Медяник, М. В. Некоторые аспекты внедрения проектного метода в образовательный процесс / М. В. Медяник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 520-523. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7782/ (дата обращения: 24.04.2024).

Цель данной статьи — выяснить природу педагогического проекта и факторы, влияющие на его использование в образовательном процессе. Новый ФГОС благоприятствует установке в образовании компетентностного подхода, подводящего преподавателей к использованию новых педагогических технологий, таких как, проектная. Для многих школьных организаций, это введенная реформа приносит значительные изменения. Не только учителя должны принять эти новые педагогические подходы, но и вся команда школы должна разработать новый способ работы: разработка образовательных проектов, работа в команде (ученики и преподаватели), вовлечение учеников, новые роли родителей, общее видение проектной деятельности.

Эта реальность поднимает две проблематики:

1)        первая, «локальной» природы, касается внедрения в жизнь педагогического проекта в классах;

2)        вторая системной природы — чтобы эта педагогика смогла быть осуществленной, учебная организация должна функционировать, как сообщество обучения, внедряющего учебный проект, ведущий к развитию не только учеников, а также преподавателей.

1.      «Локальное» внедрение проектной педагогики.

Приобретение учебных компетенций, развитие междисциплинарного подхода, будут значительно способствовать успеху всех учеников. В этой перспективе, ученик, который будет иметь успех — тот, который станет творцом своего собственного процесса обучения. Поэтому использование проектной методики, среди других педагогических стратегий, есть рекомендованная методика.

Существуют несколько определений проектного метода; то, которое предложено Arpin и Capra (4) кажется, наиболее полным.

Проектный метод — это подход, который позволяет ученику полностью вовлекаться в процесс получения умений во взаимодействии со сверстниками и окружающей средой, и предлагает учителю выступать в качестве посредника, между учеником и объектами познания.

Чтобы преподавать, используя метод проектов, преподаватель должен поставить перед учениками определенные задачи — коллективные, ориентированные на общие цели, (возникающий в результате сотрудничества между преподавателями и учениками), выполняемые в духе сотрудничества и ведущие к конкретному и совместному продукту.

Таким образом, ученики в итоге такого обучения, достигают целей и личного и социального развития, как в коллективном плане так и в индивидуальном плане; этим самим фактом, приобретают компетенции, определенные образовательными программами.

2.      Системное внедрение проектной педагогики.

В этой проблематике проведения в жизнь преподавателями проектной педагогики в их классе, добавляется системный характер: если хотим, чтобы преподаватели изменяли свое преподавание, нужно, чтобы, в их школе был внедрен учебный успех проектов.

Несколько авторов предлагают, что одно из условий успеха этой педагогики в одном классе — связь между индивидуальными проектами учеников и коллективным проектом, продолженным всеми учениками. Иначе говоря, в классе должна быть связь между, с одной стороны, целями обучения коллективного проекта класса и с другой стороны, личными целями и специфическими потребностями учеников (Arpin и Capra) (4)

Образовательный Проект школы определен как динамичное локальное мероприятие, несущее действие, установленного там согласования со всеми партнерами учреждения, чтобы осуществлять образовательную миссию.

На условия, которые способствуют внедрению проекта в обучение, влияют несколько основных факторов.

А) Сотрудничество, которое существует в школьной команде, и процесс изменений, который создается в этом процессе совместного творчества.

Главное препятствие эффективного использования проектного метода — изменения, которые требуются внутри учебной команды.

 На рисунке 1 (1,39) показана школьная команда в процессе изменения в идеальной ситуации.

Рис. 1: Реализация проекта на основе сотрудничества между заинтересованными сторонами.

Б) Наличие общей концепции (на уровне школы) реализации проектной деятельности.

Различные анализы позволяют иллюстрировать, что общая концепция в школах возможна при согласованности 3 основных документов, определяющих реализацию проектного метода (рисунок 2).

Рис. 2. Документы определяющие направление развития школы

Схема показывает то, что в процесс разработки проекта, Совет образовательного учреждения, который состоит из руководства, преподавательского состава и обслуживающего персонала, членов, представляющих родителей и другие сообщества, разрабатывает Перспективный план и Образовательный проект школы. Впоследствии эти документы представлены учителям, которые несут ответственность за разработку классных проектов в соответствии с учебными планами. Хорошая концепция проекта позволила бы избежать некоторых сомнений и убеждала в осуществлении всех этапов (и оценки и объективизации). Кроме того, преподавателей в результате осуществления проекта, должны сопровождать изменения всей их практики.

Таким образом, Образовательный проект не остался бы абстрактным и часто бесполезным текстом, он стал бы рабочим документом, планом, в котором у каждой группы была бы специфическая роль, важно, чтобы команда-школа задалась вопросами, которые позволят им договориться о целях. Подлинное сотрудничество может иметь место только тогда, когда все субъекты преследуют общие цели.

в) Общее видение ролей различными участниками проекта(руководства, преподавателей, учеников и родителей);

В таблице, составленной на основе результатов исследователей университета Квебека (1, 51), представлена ​​краткая информация о ролях, отводимых для каждой группы участников проектной деятельности.

Таблица

Участники

Роли

Руководство

• Знания проектной педагогики

• Управление обучением команды

• Поддержка учебных планов команды

Преподаватели

• Поощрение успеваемости учеников

• Создание в классе климата, способствующего изупроектному обучению

• Связь с родителями

•Наличие знаний проектной

педагогики

• Предоставление рекомендаций для учеников

• Поддержание адекватного класса

•Эффективное управление проектным преподаванием,

(планирование, реализация, оценка, и т. д.).

• Поощрение участия родителей в проектной

деятельности учеников

• Мотивация учеников

• Быть открытым

• лично участвовать

• Уважать сильные и слабые стороны каждого

(включая себя)

•Поддерживать (управлять) учеников в

осуществлении задач

• Обеспечивать всестороннюю поддержку

• Работать в команде с коллегами

Ученики

Участие в создании благоприятного климата в классе

• Инициировать общение с родителями

• Знать имеющиеся ресурсы

•Участвовать в управлении проектами (планирование,

реализация и т. д.).

• Быть активными в проекте

• Уважать сильные и слабые стороны каждого

(включая себя)

•Продемонстрировать ответственность и самостоятельность

Родители

• лично участвовать

•интересоваться учебным пережитым ребенка

• Мотивировать ребенка

• Продолжить школьное обучение

дома (идти дальше с ребенком)

• Поддержка ребенка в целом

• Оказание помощи дома в реализации проектов

• Доставка необходимого оснащения

Одной из главных ролейруководства, управление командой учителей. Таким образом, в роли менеджера профессорско-преподавательского состава, руководство необходимо для создания командного духа и разрешения конфликтов, которые могут возникнуть.

Преподаватели и руководство говорят также, о том, что руководство должно сыграть роль поддержки. Речь идет о поддержке — общей, когда управление выступает в качестве внимательного посредника. Эта поддержка может быть более конкретной — поддержкой материальной, то есть эта роль предоставления материальных и валютных необходимых ресурсов, чтобы осуществлять учебные проекты. Поддержка управления, может быть также поддержкой — моральной. Руководство должно доверять команде, должно поощрять, поддерживать ее, должно иметь хорошие навыки межличностного общения.

Преподаватели, как мы это увидели в концепции ролей, берут на себя наибольшую ответственность за ход проекта, находят, что использование этого метода приводит к дополнительной работе: управление командами, постановка целей, которых надо достигать, построение партнерских отношений с другими преподавателями и родителями. Фактически речь идет для преподавателя о том, чтобы управлять ходом учебного проекта, быть способными изменяться в этой педагогике, быть способными структурировать и управлять деятельностью учеников.

Последняя роль учителей — уважение к себе и другим. Здесь важно, также, познание самого себя и упорство в преодолении трудностей.

Важно также знать и уважать детей, например, делая с ними проекты, которые затрагивают их интересы. Родители также указывают, что очень важно, учитывать потенциал детей.

Роль, отведенная ученикам — участие в управлении проектом. Это указывает направление, «они должны позаботиться о различных этапах проекта, чтобы его успешно завершать». Хотя эта роль не дает достаточно информации о том, что ученики действительно делают, чтобы принимать участие в управлении проектом; эта роль больше похожа на цель (развитие компетенции) чем роль, которая ученикам должна была бы приписаться де- факто. Другая роль, которая была обозначена почти всеми группами участников, связана с участием в проекте. У учеников есть роль, активно принимать участие в проекте, вникая в задачу и интересуясь его темой.

Роль родителей, главным образом, трогает личную причастность. Родители должны включиться в учебную жизнь в классе, чтобы помогать преподавательнице и оценивать работу их ребенка: «Часто, родители призваны к тому, чтобы напрямую принять участие в классе или дома в проекте».

Вторую роль родителей- роль поддержки ребенка на различных уровнях. Сначала, они должны предложить поддержку — академическую: они помогают с выполнением домашних заданий и уроков, или помогут найти информацию. Она может быть, поддержкой общей: быть естественным с ребенком, его слушать, удовлетворять его потребности, а также сотрудничать (помогать, содействовать) с преподавателями. Хотелось бы отметить, что из всех участников проектной деятельности, именно немногочисленность родителей в выполнении своих ролей. (По разным причинам: занятость и т. д.)

Итак, проблемы, возникающие при использовании и освоении проектного метода, не связаны с сутью самого метода; они связаны с одной стороны, с подготовкой группы для работы в проекте и с другой стороны, с климатом, который царит внутри учебной школьной команды. Используя проектный метод, необходимо помнить о самом смысле понятия проекта — это деятельность в сотрудничестве: сотрудничество на уровне класса, во взаимодействиях, которые там происходят, в отношениях людей которых надо обучать вместе; сотрудничество также на уровне школы.

Это побуждает школы задуматься о типе сотрудничества, который они хотели бы осуществить внутри своей школьной команды. Согласованность действий всех участников проекта (учеников, учителей, родителей, руководства школы и др.), согласованность Перспективного плана школы, Образовательного проекта школы и классных проектов — главные условия организации проектной деятельности в средней школе.

Литература:

1.         Catherine Lanaris, Lorraine Savoie-Zajc «L’appropriation de la pedagogie par projet en tant que facteur contributoire a la reussite scolair des eleves». Университет Квебека,2004, перевод с фран. Медяник М. В.

2.         Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

3.         Пахомова Н. Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. — http://schools.keldysh.ru/labmro

4.         Arpin, L., & Capra, L.). L'apprentissage par projets. Montréal: Chenelière McGraw-Hill. 2001

5.         Boutinet, J.-P. Anthropologie du projet. Paris: Presses Universitaires de France. 1990

Основные термины (генерируются автоматически): проектный метод, ученик, проектная деятельность, проектная педагогика, преподаватель, проект, Образовательный проект школы, родитель, роль, школьная команда.


Похожие статьи

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике...

Проектная деятельность педагога. Авторы: Закиева Лариса Рамилевна, Хадиева Фарида Ильдусовна.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность. В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию...

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников. Автор: Козлова Марина Михайловна. Рубрика: Педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект, проектно-исследовательская...

Проектная деятельность как необходимый компонент...

проектная деятельность, проектный метод, программа спецкурса, творческий потенциал, творческая личность, современная школа, связующее звено, проектная культура, начальное образование...

Использование проектного метода на уроках математики при...

Актуальность применения метода проектов в начальном образовании обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью личностного и познавательного развития детей.

Роль проектной деятельности в достижении современных...

учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения, учебная деятельность, умение, Принцип деятельности, обучение деятельности, обучение, метод обучения, материальный продукт...

Похожие статьи

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике...

Проектная деятельность педагога. Авторы: Закиева Лариса Рамилевна, Хадиева Фарида Ильдусовна.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность. В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию...

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников. Автор: Козлова Марина Михайловна. Рубрика: Педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект, проектно-исследовательская...

Проектная деятельность как необходимый компонент...

проектная деятельность, проектный метод, программа спецкурса, творческий потенциал, творческая личность, современная школа, связующее звено, проектная культура, начальное образование...

Использование проектного метода на уроках математики при...

Актуальность применения метода проектов в начальном образовании обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью личностного и познавательного развития детей.

Роль проектной деятельности в достижении современных...

учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения, учебная деятельность, умение, Принцип деятельности, обучение деятельности, обучение, метод обучения, материальный продукт...

Задать вопрос