Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Видеоигры и делинквентное поведение несовершеннолетних: особенности корреляции

Научный руководитель
Юриспруденция
19.04.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Харин, В. Ю. Видеоигры и делинквентное поведение несовершеннолетних: особенности корреляции / В. Ю. Харин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124332/.


В статье рассматривается проблема взаимосвязи между увлечением видеоиграми и делинквентным поведением несовершеннолетних. Анализируются современные исследования, посвящённые влиянию игрового контента на агрессию, социальную адаптацию и склонность к правонарушениям среди подростков. Особое внимание уделяется факторам, опосредующим данную корреляцию, включая индивидуально-психологические особенности, социальное окружение и характеристики игровой среды.

Ключевые слова: видеоигры, делинквентное поведение, несовершеннолетние, агрессия, киберсоциализация.

С распространением цифровых технологий видеоигры стали неотъемлемой частью жизни современных подростков. Вместе с тем в научном сообществе продолжается дискуссия о том, способствуют ли они развитию делинквентного поведения или же выступают нейтральным фактором.

Проблема делинквентного (преступного) поведения является центральной для исследования большинства социально-правовых наук, особенно криминологии, поскольку криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и детерминанты; личности тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Делинквентное поведение (от лат. delinquens — «проступок, провинность») включает действия, нарушающие правовые нормы, но не подпадающие под уголовную ответственность в силу возраста. Вопрос о роли видеоигр в его генезисе остаётся дискуссионным: одни исследования указывают на рост агрессии, другие подчёркивают отсутствие прямой причинно-следственной связи. По мнению Л. Б. Шнейдера, в самом общем виде девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В. В. Ковалев, И. С. Кон, В. Г. Степанов, Д. И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани) [1].

Исследуя личностные особенности подростков с делинквентным поведением, мы приходим к выводам о том, что чаще к нему склонны дети, испытывающие трудности в построении социальных контактов. [2] Нарушение полноценной социальной адаптации и чувство собственного неблагополучия, ощущение ущербности, непонимания со стороны других также являются причинами делинквентного поведения в подростковом возрасте. Более того, эмоциональная незрелость, неспособность к эмпатии, эмоциональному отклику на переживания других людей, не дают возможности подростку быть полноценно принятым в обществе, понимать его требования и ценности. В этом случае подросток воспринимает окружающий его мир как угрозу ему лично. Незнание и непонимание окружающих заставляет подростка защищаться от социума, нанося ему превентивный удар своим агрессивным поведением.

Таким образом, при выработке эффективных действенных мер профилактики делинквентного поведения в подростковой среде, необходимо учитывать социальные условия, личностные особенности подростков, составляющих группу риска. В связи с этим профилактические методики должны реализовываться в разных направлениях. Так, необходима работа с семьями, где есть ребенок раннего подросткового возраста, когда он только входит в возраст становления личности, когда проблемы, связанные с его принятием себя как личности, еще не стали содержанием внутреннего конфликта. Родителям и педагогам необходима в первую очередь информационная помощь, которая дола бы возможность им лучше понять ребенка, а, следовательно, и выстроить с ним доверительные отношения, больше давать ему самостоятельности и в то же время уметь предъявлять к нему разумные требования, формируя у ребенка более высокий уровень ответственности. Формирование гармоничных отношений с подростком со стороны родителей и педагогов является наиважнейшей задачей психолого-педагогической работы, касающейся не только профилактики различных девиаций в поведении ребенка, но и решением других проблем, связанных с воспитанием и формированием личности будущего гражданина.

По словам А. В. Иванова [3], несмотря на то, что насилие и убийства являются виртуальными, в сознании игрока виртуальная реальность начинает смешиваться с настоящей жизнью. Крупнейшая ассоциация психологов — американская АРА — пришла к выводу, что видеоигры с элементами насилия оказывают негативное воздействие на детей и молодежь, а игровое насилие провоцирует «агрессивные мысли, агрессивное поведение и гневные чувства среди молодежи».

Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство рассматриваются нами как совместные, скоординированные усилия государственных и негосударственных институтов, направленные на социально-психолого-педагогическое сопровождение делинквентных подростков.

Реализация межведомственного взаимодействия и социального партнерства строится с учетом принципов субъект-субъектного взаимодействия, возможности инициативы каждого участника взаимодействия, распределения ответственности при общих задачах деятельности, распределения ресурсов и возможностей инфраструктуры, понимания частичности своего содержания и возможностей его взаимного дополнения, выстраивания многообразных возможных путей движения при общности цели.

В качестве партнеров выступают органы муниципального управления, социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием, управления культуры, опеки и попечительства, управления здравоохранением, внутренних дел, судопроизводства, службы занятости, общественные организации и пр. Деятельность всех органов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику делинквентности, управляется Координационным советом, что позволяет обеспечить осуществление профилактических мероприятий с привлечением широкого круга субъектов профилактики, своевременно обмениваться информацией, оперативно отслеживать эффекты профилактической работы и, при необходимости, вносить коррективы.

В качестве методологических оснований профилактики делинквентности большим потенциалом обладают:

– деятельностный подход, согласно которому личность и ее сознание формируются, развиваются и проявляются в деятельности;

– личностно-ориентированный подход, в котором становление личности рассматривается через реализацию собственной активности, способность к творческой самореализации;

– теория социального контроля, согласно которой причиной делинквентности несовершеннолетних является ослабление, разрыв или отсутствие социального и внутреннего контроля и культурных девиаций.

С учетом обозначенных методологических позиций мы предлагаем основные принципы профилактики делинквентности в условиях межведомственного взаимодействия и социального партнерства:

– подход к проблеме с учетом того, что несовершеннолетние рассматриваются как особая группа населения, которая нуждается в повышенной защите;

– рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;

– подход к проблеме с учетом ее комплексности, формирование многоуровневой системы ресоциализации и предупреждения делинквентности;

– обеспечение единства диагностики, коррекции и защиты от негативного влияния социальной среды;

– создание единого пространства профилактики;

– создание системы мониторинга результативности деятельности, организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия. [4]

Обобщенным результатом профилактики делинквентности в условиях межведомственного взаимодействия и социального партнерства при таком подходе является снижение общего числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и отсутствие повторных правонарушений. Достижение данного результата обеспечивается за счет совокупности частных результатов.

Таким образом, мы видим, что видеоигры оказывают отрицательное воздействие на психику человека, тем самым провоцируя его на делинквентное поведение. В данном случае, речь идет не о развивающих мышление аркадах и стратегиях, а о наиболее жестоких и безнравственных видеоиграх. Поэтому необходимо оградить людей со слабой психикой от подобных игр, а особенно детей, когда происходит усвоение индивидом социально приемлемых паттернов поведения.

Корреляция между видеоиграми и делинквентным поведением несовершеннолетних носит сложный, опосредованный характер. Влияние игрового контента может усиливаться при наличии других факторов риска (психологические проблемы, неблагополучное окружение). Для профилактики делинквентности необходим комплексный подход, включающий контроль игрового контента, развитие цифровой грамотности и альтернативных форм социализации.

Литература:

  1. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект. Трикста. 2005. 336 с.
  2. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. ЗАО «ПОНИ». СПб., 2010.
  3. Иванов А. В. Негативное влияние современного телевидения и компьютерных игр на преступность несовершеннолетних // Вестник ТИСБИ. 2012. № 2. С.165–172.
  4. Васягина Н. Н. Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики. Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 12–17.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
видеоигры
делинквентное поведение
несовершеннолетние
агрессия
киберсоциализация
Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 290-292):
Часть 4 (стр. 229-309)
Расположение в файле:
стр. 229стр. 290-292стр. 309

Молодой учёный