В данной статье рассматриваются архитектурные особенности храма монастыря Хора, раскрывается влияние византийских традиций и позднеантичных элементов в его конструктивном и декоративном решении. Анализируются основные архитектурные элементы, включая планировку, купольную систему, декоративное убранство.
Ключевые слова: монастырь Хора, византийская архитектура, позднеантичное влияние, мозаики, купольная система, фрески.
Введение
Один из выдающихся памятников византийской архитектуры—Храм монастыря Хора в Константинополе, сочетающий в себе традиционные византийские элементы с влиянием позднеантической архитектуры [1].
Архитектурная композиция
Планировочное решение храма представляет собой типичную для поздневизантийской архитектуры композицию крестово-купольной постройки. Основное пространство представляет собой сложный комплекс, состоящий из наоса с куполом, южного и северного парекклесия и баптистерия. Малые купола и ниши создают сложный многослойный интерьер и отсылают к позднеантичным мавзолеям и ротондам [2].
Крестово-купольная система — византийское новшество, выросшее из римских и раннехристианских традиций центрально-купольных сооружений (например, Пантеон в Риме и мавзолеи поздней античности).
Однако купол над центральной частью таковым не является, это многораспалубный крестовый свод, разделенный на 16 лотков, образованных распалубками. Свод опирается на 4 столба, тем самым создавая крестово- купольную систему.
Включение внешнего притвора (экзонартекса) и придельной часовни (парекклесии) характерно скорее для позднеримских и раннехристианских ансамблей, таких как мавзолеи или мартирии, а не для византийской традиции.
Преобразования XIV века внесли изменения в структуру храма, включая добавление боковых капелл, что приближает его к архитектурному типу, характерному для палеологовского периода [2].
Конструктивные особенности
Главный купол храма опирается на парусные арки— характерная черта византийской архитектуры. Однако в конструкции присутствуют и позднеантичные элементы, среди которых подпружные арки, оформленные декоративными элементами, напоминающими римские мотивы. К тому же, использование кирпича и раствора в кладке отражает как византийские, так и римские строительные традиции.
Декоративное убранство
Особую ценность представляет художественная программа храма Хора: мозаики и фрески храма, служащие одними из лучших примеров поздневизантийского искусства. Н. П. Кондаков настаивал на оригинальности и самобытности внутреннего убранства церкви [4]. Однако Лазарев утверждал, что декоративное убранство сочетает в себе античные мотивы, среди которых кессонные своды и орнаментальные фризы [1].
Традиционная византийская иконография, в некоторой степени «стилизация под эскизность», соединяется с реалистичностью позднеантичных портретов [3]. Образы, Христа Пантократора и Богородицы Платитеры—единственные сохранившиеся мозаики наоса, наиболее выразительны, портретные черты Христа передают его власть над миром и центральную роль в спасении человечества, а мягкие черты Богоматери передают ее миссию заступницы за все человечество. Портрет ктитора, Феодора Метохита, демонстрирует попытку передать реальные черты лица, подобная реалистичность наблюдалась в римских фаюмских портретах II–III веков [2].
Некоторые образы, такие как аллегорические изображения, происходят из античной художественной традиции, например, Христос в куполе капеллы Феодора Метохита напоминает канонические изображения римских императоров.
Изображения складок одежды, объемности тел и жестов персонажей, например, в мозаике «Пресвятая Богородица с молящимся Феодором Метохитом», отсылают нас к античным скульптурам и фрескам поздней Римской империи, таким как, портреты императора Константина, демонстрирующие аналогичную детализацию тканей [1].
Позднеантичное искусство, особенно римские фрески и мозаики, активно использовало перспективу, глубину и иллюзию пространства. В мозаиках Хора, например, «Перепись в Вифлееме», венчающая нартекс, демонстрируется стремление к передаче глубины, архитектурные элементы показаны в перспективе [3]. Уместно будет сравнение с мозаиками в римских виллах в Остии и Помпеях, где архитектурные элементы часто были изображены в перспективе, что создавало эффект пространства.
В храме Хора изображение персонажей характеризуется выразительностью жестов и поз, что больше относится к позднеантичной традиции, нежели статичной византийской [2]. Ярким примером, может послужить сцена «Исцеление слепорожденного» выразительность жестов очевидна: Христос простирает руку, а исцеленный человек в движении касается глаз. Подобную экспрессию можно увидеть в позднеантичных аналогах: на рельефах колонны Траяна и в мозаиках в Равенне.
Отличительная черта религиозных сцен позднеантичного искусства—аллегории, что также проявляется в изобразительной программе Хора. Образ Богородицы, как вместилища Божественной благодати, перекликается с античными образами богинь Тихе и Деметры.
Многоплановость сцен и символизм, характерный для позднеантичного искусства, проявлен в мозаике «Успение Богородицы», на прощание собрались все апостолы, святители и скорбящие жены, в центре в нижней части тело усопшей на ложе, в верхней части—над телом возвышается Иисус Христос с маленькой детской фигуркой в руках, символизирующей душу Богоматери. Так, вся композиция мозаики делится на две части: внизу—земной мир, скорбь, вверху—мир небесный, вечная жизнь [3].
Архитектура храма монастыря Хора демонстрирует уникальный синтез византийских традиций позднеантичного искусства, что подчеркивает обращение византийских мастеров к опыту предшественников [4]. Конструктивные особенности храма, купольная система, архитектурная композиция и декоративное убранство свидетельствуют о взаимопроникновении культур и глубоких связях между античным наследием и поздневизантийской архитектурой. Это делает храм не только выдающимся памятником своей эпохи, но и важным объектом для изучения эволюции архитектурных стилей.
Литература:
- Лазарев, В. Н. История византийской живописи. Москва: Искусство, 1986. — 334 c.
- Попова, О. С. Пути византийского искусства. Москва: Гамма-пресс, 2013. — 406 c.
- Демус O. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии—160 c. / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский. М., 2001. Оригинальное английское издание: Otto Demus. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. London [1947].
- Кондаков Н. П. Мозаики мечети Кахрие-Джамиси (Μονὴ τῆς Χώρας) в Константинополе/ Записки Имп. Новороссийского университета. Т. 31. — Одесса: тип. Г. Ульриха, 1880.—293–331 с.