В статье автор рассматривает положительные психолого-педагогические аспекты обучения в военном вузе с использованием электронного учебного курса «Английский язык», интегрирование которого в образовательную программу способно повысить скорость и качество усвоения учебного материала обучающимися.
Ключевые слова: электронный учебный курс, английский язык, военный вуз.
Компьютерные средства обработки, передачи, хранения и воспроизводства информации принципиально изменяют средства представления, способы понимания и преобразования человеком окружающего мира, создают новые типы знаний и способов деятельности. Реализация многих задач, стоящих на современном этапе перед системой образования, невозможна без полномасштабного использования методов и средств информатизации. В процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры, центральное место отводится информационным технологиям. Развитие принципов программированного обучения привело к созданию автоматизированного обучения, которое базируется на применении инструментальных программных средств или оболочек автоматизированной обучающей системы, с помощью которых создаются обучающие программные средства, в том числе электронные учебные курсы (ЭУК).
Принимая во внимание практическую потребность в совершенствовании и разработке новых технологий обучения, необходимо вести проектирование электронных образовательных инструментов с учетом их теоретического обоснования с дидактических и психолого-педагогических позиций [1], [5]. В данной статье мы обратимся к положительным психолого-педагогическим аспектам обучения в военном вузе с использованием ЭУК «Английский язык» [4], интегрирование которого в образовательную программу способно повысить скорость и качество усвоения учебного материала курсантами.
Эффективный электронный обучающий инструмент должен обладать следующими характеристиками: 1) позволять обучающемуся начинать, приостанавливать, возобновлять учебный процесс в любое удобное время, таким образом давая ему возможность осваивать учебный материал в доступном ему темпе, создавать условия для возможности реализации индивидуализированной траектории обучения; 2) быть легко трансформируемым под влиянием меняющихся внешних условий, позволяя заменять образовательные модули на более актуальные, современные, дополнять систему новыми функциями, не уничтожая накопленный опыт достижений и ошибок.
При составлении подобного электронного учебного курса четко формулируются цели, проводится логическая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические связки, устраняются детали, второстепенный и описательный материал. Весь материал разделяется на небольшие, завершенные по смыслу отрезки (модули), обеспечивается их проработка по заранее составленным алгоритмам, формирующим обобщенные подходы и стратегии деятельности, осуществляются пошаговый контроль, своевременная коррекция, исправление ошибок, если таковые допущены.
Если говорить о положительном психолого-педагогическом эффекте от применения электронных образовательных инструментов, то необходимо остановиться на следующих моментах. Отмечается, что компьютер позволяет значительно усилить мотивацию обучающихся, развить их интерес и стимулировать познавательные потребности [3]. Прежде всего, это обусловлено возможностью организовать взаимодействие с компьютером в интерактивном режиме. На мотивации студентов также позитивно отражаются возможность самим варьировать сложность материала, а также способность компьютера поощрять правильные решения и реагировать на ошибки, не прибегая при этом к негативным оценкам, которыми могут злоупотреблять преподаватели.
Компьютер позволяет существенно нивелировать одну из причин негативного отношения к учебе — пассивность обучающихся, связанную с непониманием сути изучаемого материала, пробелами в знаниях и т. д. Это связано с такой формой представления материала в электронном обучающем продукте, при котором студент всегда имеет возможность обратиться к компьютеру за помощью, получить справку, дополнительную информацию, «подсказку», пример решения типового задания. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, развитию познавательной активности студентов. Важную роль при этом играет подбор степени сложности задач [3]. Излишне простые задачи не требуют от студента заметных умственных усилий и по этой причине тормозят его прогресс. Более того, правильное решение относительно легких задач не переживается студентами как успех.
Далее, педагогические последствия ошибки нельзя трактовать столь прямолинейно, относя их исключительно к негативным факторам, демотивирующим студентов. Многие из ошибок активизируют творческий потенциал обучающихся и позитивно отражаются на развитии их способностей, а также на уровне мотивации. Компьютерное обучение закрепляет эту тенденцию тем, что при работе с электронным обучающим продуктом ошибочное решение приобретает иной психологически смысл, так как большинство разработчиков закладывают в программу доброжелательную реакцию на ошибки обучающихся. Во многих программах реализуется принцип побуждения студентов к поиску, когда компьютер в случае ошибочного решения дает ориентирующие указания, направляя тем самым действия обучающихся. Эффективная обучающая система в конечном счете обеспечивает исправление ошибки и позволяет довести выполнение упражнения до конца. Благодаря этому возможно устранить одну из самых распространенных причин отрицательного отношения к учебе, а именно неудачи при выполнении учебных заданий.
Одним из средств, обеспечивающих повышение эффективности учебного процесса, развитие познавательной активности студентов, является наглядность процесса обучения. Реализация этого ведущего принципа дидактики предполагает, прежде всего, создание чувственного представления об изучаемом объекте. В этом смысле, использование электронных обучающих инструментов открывает широкие возможности для визуализации, зрительного изображения учебной информации при обучении многим дисциплинам.
Помимо этого, электронные учебные курсы играют важную роль в эффективной реализации такого фактора активизации познавательной деятельности студентов, как индивидуализация обучения. Это обусловлено, прежде всего, возможностью для студента при работе с компьютерной программой выбирать индивидуальный темп изучения материала, выполнения упражнений, исходя из специфики индивидуальных познавательных возможностей и способностей каждого обучающегося. Каждый работает в приемлемом для него темпе, может необходимое количество раз возвращаться к ключевому материалу, в адаптированной электронной обучающей среде каждому даются индивидуальные пояснения допущенных ошибок, предлагается соответствующий инструктивный материал. Обеспечивается оперативная внутренняя обратная связь (в системе «учебный материал — студент»), происходит эффективное обучение самоконтролю и коррекции учебной деятельности, реально осуществляются поэтапное управление учебной деятельностью и ее формирование на основе оптимально сконструированных алгоритмов. У обучающихся развивается конструктивное мышление. В итоге, в ходе обучения с использованием компьютерных технологий успешно преодолеваются многие трудности, органически присущие традиционному обучению.
В то же время, электронное обучение обладает своими ограничениями. В ситуации с компьютерными образовательными инструментами, как раз за счет усиления индивидуализации происходит резкое снижение, если вообще не ликвидация, коллективности процесса обучения, что уменьшает развивающий и воспитательный потенциал. Хуже развиваются творческая активность и самостоятельность, умение выдвигать гипотезу, искать новые решения, в связи с тем, что составители программ, ориентируясь на самостоятельную работу обучающихся, вынуждены снимать многие трудности, облегчать усвоение материала. В противном случае студенты не смогут по такой программе работать сами. Однако такое облегченное обучение как раз слабо развивает творческий потенциал личности [2]. В результате мы видим, что нельзя абсолютизировать применение компьютерных программ — при обучении в вузе они должны играть вспомогательную, комплементарную роль, поскольку не лишены своих недостатков.
После анализа опыта работы преподавателей и обучающихся с ЭУК «Английский язык» [4] были выявлены следующие положительные психолого-педагогические стороны обучения: 2) индивидуальный темп обучения, позволяющий обучающемуся, в зависимости от способностей, самостоятельно выбирать темп изучения материала, в отличие от аудиторных занятий, где темп определяется преподавателем с учетом способностей усредненного учащегося (таким образом создаются условия для успешного освоения материала всеми, но за разный промежуток времени); 3) отсутствие психологического давления; 1) наглядность презентации материала; 4) возможность самостоятельно выбирать удобное свободное время для работы с ЭУК; 5) возможность получить дополнительное языковое воздействие, в случае отсутствия иных доступных учебных материалов; 6) простота использования ЭУК, интуитивно понятный алгоритм работы с программой и, как следствие, экономия личного времени.
Таким образом, с психолого-педагогической точки зрения, ЭУК «Английский язык» [4] органично встраивается в процесс преподавания иностранного языка в военном вузе, обеспечивая достижение более высоких показателей эффективности за счет применения современных компьютерных образовательных технологий.
Литература:
- Васильева Н. В., Кунтурова Н. Б., Прокофьева А. Л. Образовательные средства информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе военного вуза // Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. — 2018. — № 661. — С. 207–214.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Прокофьева А. Л. Английский язык (тесты для текущего контроля успеваемости): электронное учебное издание. — СПб: Изд-во ВКА им. А. Ф. Можайского, 2021.
- Kunturova N. B., Prokofeva A. L., Vasilieva N. V., Yakushkina N. S., et al. The basic requirements for the development of efficient applications for e-learning // Proceedings of the 2019 International Conference on Pedagogy, Communication and Sociology. — China. — 2019. — Vol. 315. — P. 1.