Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Представление подростков о жизненном успехе

Научный руководитель
Психология
04.04.2025
12
Поделиться
Библиографическое описание
Андреева, Ю. А. Представление подростков о жизненном успехе / Ю. А. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123903/.


Времена меняются, и окружающая среда человека меняется вместе с течением времени, поэтому значение жизненного успеха меняется, но всегда был, есть и будет вопрос: что из себя представляет жизненный успех? Для каждого он означает совершенно разное: для одних — это богатство, для других — престиж, для третьих — политическое достижение, и это можно продолжать бесконечно, так как все мы разные и хотим разного, и это является субъективным представлением, но есть и объективное представление успеха. Мы формируем представление об успехе, глядя на наше окружение и интересы. Влияние общества на формирование представлений о жизненном успехе всегда было велико. Так, в древние времена некоторые считали, что успехом является то, когда человек многогранен; позже о скромном человеке начали говорить, что он успешен; сейчас же никто не знает, что является успехом для другого.

Данная тема уже хорошо исследована, так как её исследовали множество учёных, таких как Л. И. Дементий (учёный рассматривал успешность как процесс продвижения к успеху, который реализуется в субъективном проживании достижения успеха), В. И. Бакштановский, М. Вебер, Г. Л. Тульчинский, Ю. А. Согомонов, Ю. В. Согомонов, В. А. Чурилов (рассматривали в своих работах сущность, структуру успеха и специфику успеха молодежи); кроме вышеперечисленных учёных были ещё Д. И. Канарский, Н. В. Розенберг, С. Кови, Дж. Лусиани, Ф. Макгро, А. Паттакос, Б. Трейси, Д. Чопра и другие. Все они пытались разобраться в том, что такое успех для людей.

Несмотря на всю изученность темы, её не перестают исследовать, поскольку с течением времени представление о жизненном успехе меняется так же, как ценности и цели. Поэтому в данной работе мы попробуем узнать, что для подростков значит жизненный успех сейчас, в наше время.

Проблема жизненного успеха важна для всех социальных групп. Следовательно, актуально и изучение представлений различных групп об успехе в условиях современной России. Однако особый интерес для нас представляют подростки.

Исследование изучаемой нами проблематики актуально не только с точки зрения науки, но и с позиции практического использования результатов. Так как жизненный успех, с одной стороны, — это результат жизнедеятельности личности, выстроенный в логике последовательных достижений, с другой стороны — цель, отправной пункт на жизненном пути [1].

В нашей работе мы определили характеристики понятия «жизненный успех» после анализа психолого-педагогических исследований. Так, жизненный успех характеризуется не только как академические и профессиональные достижения, но также личностное развитие, эмоциональное благополучие, социальные взаимодействия и общее удовлетворение жизнью.

Кроме того, успех делится на два вида: субъективный и объективный. Ключевыми факторами являются как объективные аспекты (социально-экономические условия, доступ к образованию, поддержка со стороны семьи), так и субъективные (личные убеждения, мотивация, самооценка и влияние сверстников).

Нами было проведено исследование на базе МБОУ «Гимназия № 2» ЕМР РТ. Объём выборки составил 30 человек в возрасте 14–15 лет, из них 13 мальчиков и 17 девочек.

Из данной работы мы выявим представление подростков о жизненном успехе, его составляющих и значимости. Для проведения исследования была составлена анкета-опросник под названием «Что для вас значит жизненный успех?». Она состояла из двух частей: открытых и закрытых вопросов. Обучающихся попросили ответить на несколько вопросов честно, настолько, насколько это возможно.

На основе результатов по первой части анкеты-опросника «Что для вас значит жизненный успех?» получились следующие результаты: испытуемые под жизненным успехом понимают финансовую состоятельность — это 27 % обучающихся, в первую очередь, которая также в себя включает карьеру — это 13 % обучающихся, и после они уже думают о семье это — 10 % обучающихся, и здоровье это — 8 % обучающихся. Качества, которыми подростки должны обладать для достижения успеха, — это образование, целеустремлённость (каждое из них набрало по 17 % ответов) и упорство (набрало 14 % от всех ответов обучающихся). Ответы на первые два вопроса подтверждаются третьим, так как обучающиеся выбирают богатых людей себе в кумиры. Отвечая на вопрос, какие цели ставят испытуемые для достижения успеха, преобладают следующие ответы: это получить высшее образование — это 47 % обучающихся и стать финансово состоятельным человеком — это 22 % обучающихся.

Всё вышесказанное подтверждает вторая часть анкеты-опросника «Что для вас значит жизненный успех?», также она даёт дополнительную информацию для понимания нами того, как себе представляют подростки жизненный успех. Самым важным в жизненном успехе для подростков является карьера и достижения, а также самореализация. Они отдают себе отчёт в том, что жизненный успех зависит только от них самих и больше ни от кого. Важнейшими факторами для достижения успеха они считают упорный труд вместе с поддержкой семьи. На данный момент они считают себя успешными настолько, насколько это возможно, и для достижения этого успеха они ставят перед собой цели на будущее. Седьмой вопрос подтверждает первую часть анкеты-опросника тем, что подростки отмечают важность образования для достижения успеха. Свои успехи большая часть обучающихся оценивает, как средние, так как сравнивают с глобальными целями и не очень уверены в себе. Подростки полностью уверены в том, что в будущем добьются успеха, и наиболее правильным путём к успеху считают упорный труд.

Мы выявили представления подростков о жизненном успехе. Подростки придают большое значение финансовой состоятельности, карьере и образованию, что вполне естественно для их возраста и жизненного этапа. Это указывает на то, что они осознают современные требования к успеху и стремятся им соответствовать. Это может быть обусловлено влиянием медиа и культуры, где успех часто ассоциируется с материальным благосостоянием. Также стоит подчеркнуть: что важность образования и упорного труда неоднократно акцентируется в ответах участников. Это может свидетельствовать о том, что подростки имеют реалистичное представление о путях достижения успеха, несмотря на свои амбиции. Подростками концепция жизненного успеха особенно акцентирует внимание на самореализации и внутреннем удовлетворении. Это демонстрирует, что они не только ориентированы на внешние факторы успеха, но и осознают важность личностного роста и внутреннего комфорта. Вызывает беспокойство тот факт, что большинство подростков оценивают свои достижения как «средние», что может свидетельствовать о низкой самооценке или завышенных ожиданиях. Это подчеркивает необходимость поддержки и наставничества со стороны взрослых для помощи подросткам в развитии уверенности в своих силах.

Таким образом, можно сделать вывод: что подростки понимают, что такое жизненный успех и из чего он состоит, а также то, как его достичь сейчас и в будущем; именно на основе него они ставят уже сейчас себе цели и работают для его скорейшего достижения.

Литература:

  1. Галюк А. Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России [Электронный ресурс]. — URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/344/1/urgu0272Ds.pdf (Дата обращения: 30.03.2025)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 113-114):
Часть 2 (стр. 69-151)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 113-114стр. 151

Молодой учёный