Вопрос о методах обучения — один из ключевых и всегда актуальных в методике преподавания и педагогике в целом: без них обучение невозможно. Как учить детей, как их воспитывать? Определения, приведенные в словарях, сводятся к следующему: метод обучения — это способ достижения цели обучения, представляющий собой определенным образом упорядоченную деятельность преподавателя и обучающихся. Однако разные авторы трактуют этот термин по-разному, не имея единого мнения, и, как следствие, вопрос о методах обучения по-прежнему является дискуссионным. Мы трактуем методы обучения как систему познавательных учебных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Способы приобретения знаний учащимися — главными субъектами учебного процесса — определяются именно выбранными методами обучения. Основываясь на этой точке зрения, мы провели исследование, целью которого было определение критериев выбора оптимальных методов обучения математике в детских садах Монголии.
Ключевые слова: методы обучения, интенсивные методы, методика, дошкольная математика, учебная деятельность, занятие.
В 1990 году Монголия выбрала для себя демократический путь развития. В связи с этим была поставлена задача внести изменения в содержание образования, его технологии, методику обучения различным предметам с целью привести его уровень к мировым стандартам. Образовательные технологии были усовершенствованы в соответствии с новыми потребностями учащихся и требованиями общества. Так, например, главными приоритетами стали трансформация традиционного обучения в личностно-ориентированное, развитие у обучающихся ключевых компетенций посредством творческой деятельности, а также умения учиться самостоятельно.
Выбор методов обучения определяет деятельность учителя и обучающихся, всю организацию учебного процесса. Известный советский педагог Ю. К. Бабанский писал, что метод обучения — это «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». Существуют различные классификации методов обучения, среди которых особым образом выделяется система, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером, в рамках которой методы группируются по характеру познавательной деятельности учащихся. Личностно-ориентированный подход в образовании возможен только вследствие единства обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной — учащихся.
Потребности и интересы учащихся
Во многих странах мира учебный процесс организован с учетом потребностей и интересов обучающихся. Для их изучения образовательные организации и педагоги в начале и конце учебного года проводят опросы учащихся и их родителей, а также собеседования с ними. На основе полученных данных разрабатываются учебные программы, и обучающиеся выбирают из них те, которые соответствуют их интересам. Широко известна восточная мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт целый день. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».
Для повышения эффективности обучения преподаватель должен организовать занятия так, чтобы они включали различные типы учебной деятельности. В каких условиях учащийся ответственно относится к учебе, с интересом участвует в учебном процессе? Это зависит от целого ряда факторов: важно, применимы ли знания и умения, освоенные в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, актуальны ли они для обучающихся, связаны ли с их жизненными потребностями и интересами, соответствуют ли их требованиям. Учащиеся проявляют активность и демонстрируют отличные результаты, если обучение происходит в комфортной спокойной обстановке, если они не испытывают страха получить плохую оценку и имеют возможность выбора: что изучать, как учиться. Обучающиеся становятся активными участниками учебного процесса, если сознательно отвечают себе на вопросы «Кем я стану в будущем?», «Что мне для этого надо знать, чему научиться?».
Методология исследования
Наше исследование посвящено выбору оптимальных методов обучения при организации занятий математикой с дошкольниками. В эксперименте приняли участие 40 воспитателей детских садов № II, III, VIII, X, VII, XIV Ховдского аймака. Выводы сделаны по итогам наблюдений за организованной ими учебной деятельностью.
Приступая к исследованию, мы провели анализ программ дошкольного образования — их содержания и методологии, — поскольку прежде всего учитель должен ознакомиться с содержательной стороной занятий, выбрать соответствующие ему методы обучения, а также инструменты, а затем с опорой на них организовать учебную деятельность — свою и обучающихся.
В ходе опроса воспитателей мы задавали им следующие вопросы:
Какие из этих методов вы используете при обучении?
Какие функции выполняют данные методы?
Какие из данных методов чаще используются в учебной деятельности при обучении математике?
Какие из этих методов являются более эффективными?
Полученные результаты представлены в таблицах, приведенных ниже.
Таблица 1
Частотность применения методов обучения
Методы |
Ответно-вопросная работа |
Объяснение |
Наблюдение |
Путешествие, экскурсия |
Использование раздаточных материалов |
Использование реальных наглядных пособий |
Групповая работа |
Стимулирующие игры |
Воспитатели, человек |
20 |
20 |
40 |
13 |
40 |
40 |
20 |
40 |
Воспитатели, в процентах |
50 % |
50 % |
100 % |
32 % |
100 % |
100 % |
50 % |
100 % |
Полученные результаты свидетельствуют, что все воспитатели применяют на занятиях игровые методы, метод наблюдения, используют раздаточные материалы и реальные наглядные пособия. Другие методы применяются не так активно, что зачастую связано с возрастными и психологическими особенностями учащихся и содержанием конкретных занятий. По нашему мнению, это также зависит от подхода воспитателя к выбору оптимальных средств обучения, умения применять различные методы в целом, а также связано с недооценкой некоторых из них.
Таблица 2
Итоги исследования функций методов обучения
Методы |
Когнитивные |
Творческого мышления |
Развития умения работать самостоятельно |
Поиска |
Знакомства с окружающей средой |
Поиска причинно-следственной связи |
Развития логического мышления |
Проектирования |
Среднее |
Ответно- вопросная работа |
100 % |
56 % |
39 % |
16 % |
90 % |
93 % |
90 % |
13 % |
62,1 % |
Путешествие, экскурсия |
91 % |
63 % |
21 % |
26 % |
100 % |
89 % |
65 % |
21 % |
59,5 % |
Беседа, дискуссия |
92 % |
66 % |
32 % |
39 % |
41 % |
80 % |
56 % |
55 % |
57,6 % |
Объяснение |
99 % |
87 % |
65 % |
56 % |
45 % |
52 % |
66 % |
32 % |
62,7 % |
Рисование, описание |
65 % |
71 % |
59 % |
50 % |
29 % |
31 % |
63 % |
78 % |
55,7 % |
Групповая работа |
56 % |
51 % |
31 % |
41 % |
36 % |
36 % |
32 % |
39 % |
41,6 % |
Использование наглядности |
61 % |
23 % |
36 % |
36 % |
36 % |
21 % |
25 % |
39 % |
34,6 % |
Использование раздаточных материалов |
56 % |
36 % |
51 % |
43 % |
41 % |
41 % |
23 % |
36 % |
40,8 % |
Проектирование |
86 % |
89 % |
80 % |
83 % |
78 % |
89 % |
80 % |
100 % |
85,6 % |
Анализ |
100 % |
100 % |
65 % |
89 % |
80 % |
88 % |
69 % |
89 % |
85 % |
Синтез |
100 % |
98 % |
67 % |
86 % |
81 % |
89 % |
70 % |
91 % |
85,2 % |
Игры |
86 % |
75 % |
100 % |
86 % |
100 % |
90 % |
85 % |
85 % |
85 % |
Результаты опроса показывают: большинство воспитателей (95 %), участвовавших в исследовании, считают, что игровые методы развивают у детей самостоятельность и когнитивные навыки, а также знакомят их с окружающей средой (61 %). Также эффективным средством развития когнитивных навыков являются раздаточные материалы.
Каждый метод обучения имеет конкретную функцию. В связи с этим мы провели опрос с целью выяснить, какой из методов является наиболее частотным в учебной деятельности воспитателей детских садов и почему. Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3
Частотность применения методов обучения воспитателями детских садов
Методы |
Воспитателей, человек |
Воспитателей, в процентах |
Ответно-вопросная работа |
40 |
100 % |
Путешествие, экскурсия |
16 |
40 % |
Беседа, дискуссия |
30 |
70 % |
Объяснение |
36 |
90 % |
Рисование, описание |
40 |
100 % |
Групповая работа |
4 |
10 % |
Использование наглядности |
32 |
85 % |
Использование раздаточных материалов |
34 |
85 % |
Проектирование |
16 |
40 % |
Решение проблемы |
40 |
100 % |
Поощрение |
40 |
100 % |
Игры |
40 |
100 % |
Итак, при обучении математике преподаватели отдают предпочтение играм и ответно-вопросной работе, применяют метод поощрения и проблемный метод (100 %).
Следующий опрос был посвящен выявлению наиболее оптимального метода при обучении дошкольников математике. Его итоги приведены в таблице 4.
Исходя из результатов, полученных в ходе исследования и наблюдения за учебным процессом, можно заключить, что многие воспитатели не учитывают, насколько важно выбрать оптимальный метод обучения, поскольку не имеют достаточных знаний об их соответствии определенной учебной деятельности и о вариантах их творческого использования. Результаты исследования также демонстрируют, что финансовый фактор оказывает значительное влияние на выбор воспитателем методов обучения.
Таблица 4
Наиболее эффективные методы, применяемые при обучении дошкольников математике
Методы |
Воспитателей, человек |
Воспитателей, в процентах |
Ответно-вопросная работа |
21 |
52,5 % |
Путешествие, экскурсия |
23 |
57,5 % |
Беседа, дискуссия |
36 |
90 % |
Объяснение |
37 |
92,5 % |
Рисование, описание |
38 |
95 % |
Групповая работа |
32 |
80 % |
Использование наглядности |
32 |
80 % |
Использование раздаточных материалов |
20 |
50 % |
Проектирование |
18 |
45 % |
Анализ |
40 |
100 % |
Синтез |
40 |
100 % |
Игры |
40 |
100 % |
Результаты опроса, приведенные в таблице 4, свидетельствуют: все воспитатели (100 %) считают, что игры, а также такие методы, как анализ и синтез, являются самими эффективными и оптимальными в процессе обучения дошкольников математике.
Выводы
Основная цель дошкольного обучения — подготовить детей к школе, стимулировать их интерес к учебной деятельности, дать им базовые знания, необходимые в дальнейшем. Качественное овладение этими знаниями и умениями станет основой будущего развития обучающегося.
В ходе проведенного нами исследования было выяснено, что воспитатели заинтересованы в применении на занятиях различных методов, но из-за финансовых факторов не всегда имеют возможность выбирать их в соответствии с собственными желаниями. Чаще всего они сталкиваются с подобными трудностями при применении игровых методов, а также метода частичного поиска.
Опираясь на результаты исследования, нам хотелось бы подчеркнуть важность применения методов творческого мышления в сочетании с традиционными методами обучения, что является наиболее эффективным подходом при работе с дошкольниками. Для улучшения результатов обучения немаловажны и такие факторы, как привлечение родителей к учебной деятельности и активность самих учащихся.
Литература:
- Алтансувд, Л. Бага насны хүүхдийн математикийн энгийн төсөөллийг хөгжүүлэх арга зүй. — Улан-Батор, 2012.
- Алтанцэцэг, Ж. Хүүхдийн цэцэрлэгт тоолол заах арга зүйн зөвлөмж. — Улан-Батор, 1994.
- Баасандорж, Ц. Сургалтын арга: Эрэл, олз. — Улан-Батор, 2014.
- Идэвхитэй сургалтын 101 арга. — Улан-Батор, 1990.
- Ичинхорлоо, Ш. Сургалтын арга. — Улан-Батор, 2006.
- Норжхорлоо, Ш. Бага насны хүүхдийн сургалтын хөтөлбөр. — Улан-Батор, 2001.