Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольников математике

Педагогика
17.04.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Цацрал, Монгонхуу. Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольников математике / Монгонхуу Цацрал. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — С. 263-266. — URL: https://moluch.ru/archive/568/123418/.


Вопрос о методах обучения — один из ключевых и всегда актуальных в методике преподавания и педагогике в целом: без них обучение невозможно. Как учить детей, как их воспитывать? Определения, приведенные в словарях, сводятся к следующему: метод обучения — это способ достижения цели обучения, представляющий собой определенным образом упорядоченную деятельность преподавателя и обучающихся. Однако разные авторы трактуют этот термин по-разному, не имея единого мнения, и, как следствие, вопрос о методах обучения по-прежнему является дискуссионным. Мы трактуем методы обучения как систему познавательных учебных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Способы приобретения знаний учащимися — главными субъектами учебного процесса — определяются именно выбранными методами обучения. Основываясь на этой точке зрения, мы провели исследование, целью которого было определение критериев выбора оптимальных методов обучения математике в детских садах Монголии.

Ключевые слова: методы обучения, интенсивные методы, методика, дошкольная математика, учебная деятельность, занятие.

В 1990 году Монголия выбрала для себя демократический путь развития. В связи с этим была поставлена задача внести изменения в содержание образования, его технологии, методику обучения различным предметам с целью привести его уровень к мировым стандартам. Образовательные технологии были усовершенствованы в соответствии с новыми потребностями учащихся и требованиями общества. Так, например, главными приоритетами стали трансформация традиционного обучения в личностно-ориентированное, развитие у обучающихся ключевых компетенций посредством творческой деятельности, а также умения учиться самостоятельно.

Выбор методов обучения определяет деятельность учителя и обучающихся, всю организацию учебного процесса. Известный советский педагог Ю. К. Бабанский писал, что метод обучения — это «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». Существуют различные классификации методов обучения, среди которых особым образом выделяется система, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером, в рамках которой методы группируются по характеру познавательной деятельности учащихся. Личностно-ориентированный подход в образовании возможен только вследствие единства обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной — учащихся.

Потребности и интересы учащихся

Во многих странах мира учебный процесс организован с учетом потребностей и интересов обучающихся. Для их изучения образовательные организации и педагоги в начале и конце учебного года проводят опросы учащихся и их родителей, а также собеседования с ними. На основе полученных данных разрабатываются учебные программы, и обучающиеся выбирают из них те, которые соответствуют их интересам. Широко известна восточная мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт целый день. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».

Для повышения эффективности обучения преподаватель должен организовать занятия так, чтобы они включали различные типы учебной деятельности. В каких условиях учащийся ответственно относится к учебе, с интересом участвует в учебном процессе? Это зависит от целого ряда факторов: важно, применимы ли знания и умения, освоенные в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, актуальны ли они для обучающихся, связаны ли с их жизненными потребностями и интересами, соответствуют ли их требованиям. Учащиеся проявляют активность и демонстрируют отличные результаты, если обучение происходит в комфортной спокойной обстановке, если они не испытывают страха получить плохую оценку и имеют возможность выбора: что изучать, как учиться. Обучающиеся становятся активными участниками учебного процесса, если сознательно отвечают себе на вопросы «Кем я стану в будущем?», «Что мне для этого надо знать, чему научиться?».

Методология исследования

Наше исследование посвящено выбору оптимальных методов обучения при организации занятий математикой с дошкольниками. В эксперименте приняли участие 40 воспитателей детских садов № II, III, VIII, X, VII, XIV Ховдского аймака. Выводы сделаны по итогам наблюдений за организованной ими учебной деятельностью.

Приступая к исследованию, мы провели анализ программ дошкольного образования — их содержания и методологии, — поскольку прежде всего учитель должен ознакомиться с содержательной стороной занятий, выбрать соответствующие ему методы обучения, а также инструменты, а затем с опорой на них организовать учебную деятельность — свою и обучающихся.

В ходе опроса воспитателей мы задавали им следующие вопросы:

 Какие из этих методов вы используете при обучении?

 Какие функции выполняют данные методы?

 Какие из данных методов чаще используются в учебной деятельности при обучении математике?

 Какие из этих методов являются более эффективными?

Полученные результаты представлены в таблицах, приведенных ниже.

Таблица 1

Частотность применения методов обучения

Методы

Ответно-вопросная работа

Объяснение

Наблюдение

Путешествие, экскурсия

Использование раздаточных материалов

Использование реальных наглядных пособий

Групповая работа

Стимулирующие игры

Воспитатели, человек

20

20

40

13

40

40

20

40

Воспитатели, в процентах

50 %

50 %

100 %

32 %

100 %

100 %

50 %

100 %

Полученные результаты свидетельствуют, что все воспитатели применяют на занятиях игровые методы, метод наблюдения, используют раздаточные материалы и реальные наглядные пособия. Другие методы применяются не так активно, что зачастую связано с возрастными и психологическими особенностями учащихся и содержанием конкретных занятий. По нашему мнению, это также зависит от подхода воспитателя к выбору оптимальных средств обучения, умения применять различные методы в целом, а также связано с недооценкой некоторых из них.

Таблица 2

Итоги исследования функций методов обучения

Методы

Когнитивные

Творческого мышления

Развития умения работать самостоятельно

Поиска

Знакомства с окружающей средой

Поиска причинно-следственной связи

Развития логического мышления

Проектирования

Среднее

Ответно- вопросная работа

100 %

56 %

39 %

16 %

90 %

93 %

90 %

13 %

62,1 %

Путешествие, экскурсия

91 %

63 %

21 %

26 %

100 %

89 %

65 %

21 %

59,5 %

Беседа, дискуссия

92 %

66 %

32 %

39 %

41 %

80 %

56 %

55 %

57,6 %

Объяснение

99 %

87 %

65 %

56 %

45 %

52 %

66 %

32 %

62,7 %

Рисование, описание

65 %

71 %

59 %

50 %

29 %

31 %

63 %

78 %

55,7 %

Групповая работа

56 %

51 %

31 %

41 %

36 %

36 %

32 %

39 %

41,6 %

Использование наглядности

61 %

23 %

36 %

36 %

36 %

21 %

25 %

39 %

34,6 %

Использование раздаточных материалов

56 %

36 %

51 %

43 %

41 %

41 %

23 %

36 %

40,8 %

Проектирование

86 %

89 %

80 %

83 %

78 %

89 %

80 %

100 %

85,6 %

Анализ

100 %

100 %

65 %

89 %

80 %

88 %

69 %

89 %

85 %

Синтез

100 %

98 %

67 %

86 %

81 %

89 %

70 %

91 %

85,2 %

Игры

86 %

75 %

100 %

86 %

100 %

90 %

85 %

85 %

85 %

Результаты опроса показывают: большинство воспитателей (95 %), участвовавших в исследовании, считают, что игровые методы развивают у детей самостоятельность и когнитивные навыки, а также знакомят их с окружающей средой (61 %). Также эффективным средством развития когнитивных навыков являются раздаточные материалы.

Каждый метод обучения имеет конкретную функцию. В связи с этим мы провели опрос с целью выяснить, какой из методов является наиболее частотным в учебной деятельности воспитателей детских садов и почему. Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3

Частотность применения методов обучения воспитателями детских садов

Методы

Воспитателей, человек

Воспитателей, в процентах

Ответно-вопросная работа

40

100 %

Путешествие, экскурсия

16

40 %

Беседа, дискуссия

30

70 %

Объяснение

36

90 %

Рисование, описание

40

100 %

Групповая работа

4

10 %

Использование наглядности

32

85 %

Использование раздаточных материалов

34

85 %

Проектирование

16

40 %

Решение проблемы

40

100 %

Поощрение

40

100 %

Игры

40

100 %

Итак, при обучении математике преподаватели отдают предпочтение играм и ответно-вопросной работе, применяют метод поощрения и проблемный метод (100 %).

Следующий опрос был посвящен выявлению наиболее оптимального метода при обучении дошкольников математике. Его итоги приведены в таблице 4.

Исходя из результатов, полученных в ходе исследования и наблюдения за учебным процессом, можно заключить, что многие воспитатели не учитывают, насколько важно выбрать оптимальный метод обучения, поскольку не имеют достаточных знаний об их соответствии определенной учебной деятельности и о вариантах их творческого использования. Результаты исследования также демонстрируют, что финансовый фактор оказывает значительное влияние на выбор воспитателем методов обучения.

Таблица 4

Наиболее эффективные методы, применяемые при обучении дошкольников математике

Методы

Воспитателей, человек

Воспитателей, в процентах

Ответно-вопросная работа

21

52,5 %

Путешествие, экскурсия

23

57,5 %

Беседа, дискуссия

36

90 %

Объяснение

37

92,5 %

Рисование, описание

38

95 %

Групповая работа

32

80 %

Использование наглядности

32

80 %

Использование раздаточных материалов

20

50 %

Проектирование

18

45 %

Анализ

40

100 %

Синтез

40

100 %

Игры

40

100 %

Результаты опроса, приведенные в таблице 4, свидетельствуют: все воспитатели (100 %) считают, что игры, а также такие методы, как анализ и синтез, являются самими эффективными и оптимальными в процессе обучения дошкольников математике.

Выводы

Основная цель дошкольного обучения — подготовить детей к школе, стимулировать их интерес к учебной деятельности, дать им базовые знания, необходимые в дальнейшем. Качественное овладение этими знаниями и умениями станет основой будущего развития обучающегося.

В ходе проведенного нами исследования было выяснено, что воспитатели заинтересованы в применении на занятиях различных методов, но из-за финансовых факторов не всегда имеют возможность выбирать их в соответствии с собственными желаниями. Чаще всего они сталкиваются с подобными трудностями при применении игровых методов, а также метода частичного поиска.

Опираясь на результаты исследования, нам хотелось бы подчеркнуть важность применения методов творческого мышления в сочетании с традиционными методами обучения, что является наиболее эффективным подходом при работе с дошкольниками. Для улучшения результатов обучения немаловажны и такие факторы, как привлечение родителей к учебной деятельности и активность самих учащихся.

Литература:

  1. Алтансувд, Л. Бага насны хүүхдийн математикийн энгийн төсөөллийг хөгжүүлэх арга зүй. — Улан-Батор, 2012.
  2. Алтанцэцэг, Ж. Хүүхдийн цэцэрлэгт тоолол заах арга зүйн зөвлөмж. — Улан-Батор, 1994.
  3. Баасандорж, Ц. Сургалтын арга: Эрэл, олз. — Улан-Батор, 2014.
  4. Идэвхитэй сургалтын 101 арга. — Улан-Батор, 1990.
  5. Ичинхорлоо, Ш. Сургалтын арга. — Улан-Батор, 2006.
  6. Норжхорлоо, Ш. Бага насны хүүхдийн сургалтын хөтөлбөр. — Улан-Батор, 2001.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
методы обучения
интенсивные методы
методология
дошкольная математика
учебная деятельность
занятие
взаимосвязь
Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 263-266):
Часть 4 (стр. 235-313)
Расположение в файле:
стр. 235стр. 263-266стр. 313

Молодой учёный