Ценовой механизм в молокопродуктовом комплексе Украины и Черниговской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 05.09.2013

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Антощенкова, В. В. Ценовой механизм в молокопродуктовом комплексе Украины и Черниговской области / В. В. Антощенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 142-146. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7769/ (дата обращения: 23.12.2024).

Рассматривается ценовой механизм в молокопродуктовом комплексе, который представляет собой процесс формирования и взаимодействия цен, как свободных сигналов, что координируют действия рыночных субъектов во время принятия окончательных решений.

Ключевые слова: молокопродуктовий комплекс, ценовой механизм, цена, дифференциация цен, сезонность.

ВВЕДЕНИЕ. В условиях рынка все процессы, которые происходят в производстве и обмене, напрямую связанные с ценой. Именно с помощью соответствующей цены, рынок сравнивает спрос и предложение, обеспечивает возмещение расходов товаропроизводителям, предопределяет уровень удовлетворения нужд потребителей, регулирует и производство и потребление. С точки зрения экономической теории, цена выступает важным инструментом урегулирования рыночных отношений. В политэкономии на сущностном уровне цена рассматривается, как стоимость товара выражена в деньгах, на функциональном, как количество денег, на которые обменивается товар.

Как отмечает Шпикуляк О. Г. [1], одним из важных аспектов развития экономических отношений есть решения проблем ценообразования, которые имеют место в механизме функционирования аграрного рынка. Из теории и практики развития экономических систем известно, что экономические отношения в обществе формируются вокруг цены, которая определяет принципы перераспределения стоимостей, а также уровень благосостояния учасников рыночного процесса. А цена, как денежное выражение стоимости товара (то есть общественно-необходимых затрат работы на его производство) формируется на основе спроса-предложения на рынке и выступает источником накопления для воспроизведения вложенного капитала.

По словам Ю. Г. Тормоса [2], цена является особым носителем информации, который применяется как инструмент анализа, прогнозирования и управления развитием предприятий, районов, регионов и экономики страны в целом.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Теоретической и методологической основой исследования есть системный подход к изучению экономических явлений, процессов, фундаментальные положения экономической теории, научные исследования учёных Украины в вопросах экономических взаимоотношений между сельскохозяйственными и молокоперерабатывающими предприятиями. Информационная база исследования представлена официальными статистическими данными.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Безоговорочным выводом о решающем значении цены и ценового механизма в эффективном функционировании экономических отношений, в частности в молочном скотоводстве и молокоперерабатывающей промышленности есть научные работы Л. А. Евчук [3], Н. И. Шиян [4], Т. Божидарника [5]. Цена формирует экономический интерес всех участников экономических отношений, и стимулирует их к производству, распределению и обмену соответствующей продукцией. В условиях рыночной экономики, принятие верных решений, то есть эффективных, направленных на получение максимальной прибыли, в основном определяется жизнеспособной системой цен.

В Украине на протяжении 2005–2011 лет наблюдается существенное различие между ценами на молоко и молочную продукцию разных регионов, так называемая зональная дифференциация и на уровне районов (районная дифференциация). В табл. 1 приведена дифференциация цен по регионам Украины и по районам Черниговской области.

Таблица 1

Дифференциация цен реализации молока сельскохозяйственными предприятиями за 2005–2011 года в Украине и Черниговской области

Год

Минимальная цена, грн

Максимальная цена, грн

Средняя цена, грн

Разница в %

Украина (регионы)

2005

983,8 (Закарпатский)

1253,0 (Днепропетровский)

1126,9

27,4

2006

929,3 (Луганский)

1198,4 (АР Крым)

1070,2

29,0

2007

1292,7 (Закарпатский)

1812,1 (Черкасский)

1660,6

40,2

2008

1714,8 (Донецкий)

2332,2 (Днепропетровский)

2065,1

36,0

2009

1664,9 (Ивано-Франковский)

2189,0 (АР Крым)

1888,8

78,8

2010

2722,4(Львовский)

3195,6 (Днепропетровский)

2938,7

25,5

2011

2676,9 (Одесский)

3658,8 (Закарпатский)

3041,6

36,7

Черниговская область (районы)

Года

Минимальная цена, грн

Максимальная цена, грн

Средняя

цена, грн

Разница в %

2005

872,1 (Корюковский)

1260,1 (Срибнянский)

1050,8

44,5

2006

871,9 (Сосницкий)

1172,5 (Срибнянский)

1025,8

34,5

2007

1296,1 (Черниговский)

1909,3 (Срибнянский)

1617,6

47,3

2008

1641,5 (Щорский)

2238,8 (Варвинский)

1974,2

36,4

2009

1484,2 (Щорский)

1958,4 (Срибнянский)

1765,9

31,9

2010

1600,7 (Рипкинский)

3114,4 (Срибнянский)

2823,4

94,6

2011

2551,7 (Щорский)

3395,6 (Срибнянский)

843,9

33,1

Как свидетельствуют данные табл.1, различие между минимальной и максимальной ценой реализации на сырое молоко сельскохозяйственных предприятий разных регионов в 2005 году составляла 27,4 % (минимальная цена была зафиксирована в Закарпатской области, а максимальная в Днепропетровской), в 2006 г. — 29,0 % (минимальная цена была зафиксирована в Луганской области, а максимальная в АР Крим), в 2007 г. — 40,2 %(минимальная цена была зафиксирована в Закарпатской области, а максимальная Черкасской), в 2008 г. — 36 % (минимальная цена была зафиксирована в Донецкой области, а максимальная в Днепропетровской области), в 2009 г. — 78,8 % (минимальная цена была зафиксирована в Ивано-Франковской области, а максимальная в АР Крым), в 2010 г. — 25,5 % (минимальная цена была зафиксирована в Львовской, а максимальная в Днепропетровской области) и в 2011 г. — 36,7 % (минимальная цена была зафиксирована в Одесской, а максимальная в Закарпатской области).

Районная дифференциация в Черниговской области еще более ярко выражена. Бесспорным лидером в цене на сырое молоко на протяжении 2005–2011 лет остается Сребнянский район. Так, в Черниговской области различие между минимальной и максимальной ценой реализации на сырое молоко сельскохозяйственных предприятий разных районов в 2005 году составляла 44,5 % (минимальная цена была зафиксирована в Корюковском, а максимальная в Сребнянском районе), в 2006 г. — 34,5 % (минимальная цена была зафиксирована в Сосницком районе, а максимальная в Сребнянском), в 2007 г. — 47,3 %(минимальная цена была зафиксирована в Черниговском, а максимальная в Сребнянском районе), в 2008 г. — 36,4 % (минимальная цена была зафиксирована в Щорском, а максимальная в Варвинском районе), в 2009 г. — 31,9 % (минимальная цена была зафиксирована в Щорском, а максимальная в Сребнянском районе), в 2010 г. — 94,6 % (минимальная цена была зафиксирована в Репкинском, а максимальная в Сребнянськом районе) и в 2011 г. — 33,1 % (минимальная цена была зафиксирована в Щорском, а максимальная в Сребнянском районе).

Дифференциация цен за сезонами, с одной стороны вещь понятна, а с другой, на сегодня в Украине не всегда низкое предложение, порождая спрос, приводит к росту закупочной цены. Так, например в 2005, 2008 и 2009 годах, максимальная цена наблюдается именно в марте, а не в зимние месяцы. Молокоперерабатывающая отрасль объясняет эту ситуацию повышением спроса на молочную продукцию именно в начале весны, что и призвело к более высоким закупочным ценам. Недостаточное количество сырого молока в осенне-зимний период и излишек в весенне-летний, то есть сезонность производства молока является основной причиной колебания рыночных цен, как это ярко видно с табл. 2.

Таблица 2.

Сезонные колебания средних цен реализации молока в сельскохозяйственных предприятиях Украины за 2005–2011гг.

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Минимальная

1085,9

1013,3

1423,3

2027,5

1777,4

2714,7

2793,1

Месяц

август

август

январь

август

сентябрь

июль

июнь

Максимальная

1182,0

1216,7

1603,8

2238,1

1909,5

3044,3

3003,9

Месяц

март

январь

ноябрь

март

март

январь

январь

Разница, грн

96,1

203,4

180,5

210,6

132,1

329,6

210,8

Как свидетельствуют данные табл.2 в 2005 г. максимальная цена была зафиксирована в марте — 1182 грн/т, а минимальная — 1085,9 грн/т в августе месяце. В 2006 г. максимальная цена была зафиксирована в январе — 1216,7 грн/т, а минимальная в августе — 1013,3 грн/т. В 2007 году минимальная цена наблюдалась в январе –1423,3, а максимальная в ноябре — 1603,8 грн/т. При этом, в условиях наименьшего производства молока и наиболее низкая цена просто парадоксальная ситуация. В 2008 г. — минимальная цена наблюдалась в августе –2027,5, а максимальная в марте — 2238,1 грн/т. В 2009 г. минимальная цена наблюдалась в сентябре –1777,4 грн/т, а максимальная в марте — 1909,5 грн/т. В 2010 г. минимальная цена наблюдается в июле — 2714,7, а максимальная в январе — 3044,3 грн/т. И в 2011 г. минимальная цена наблюдалась в июне –2793,1грн/т, а максимальная в январе — 3003,9 грн/т. Итак, такая ценовая нестабильность на протяжении исследуемого периода 2005–2011 г. свидетельствует о нестабильности рыночной конъюнктуры, которая в свою очередь приводит к неуверенности производителей в «завтрашнем дне».

С данных приведенных в табл.2 видно, что самое большое различие между минимальной и максимальной ценой реализации молока и молочных продуктов сельскохозяйственными предприятиями приходится на 2010 год –329,6 грн/т, а наименьшее различие в цене наблюдается в 2005 году — 96,1 грн/т. При этом следует заметить, что согласно Закону Украины «О закупке молока и молочных продуктов» еще в 2006 году было установлено минимально допустимый уровень цен на продукцию животноводства, в частности и на молоко.

На протяжении 2008–2009 годов минимальная цена на молоко сорта «экстра» и «высший» была установлена на уровне 2600 грн/т, первого сорта — 2500 грн/т и второго — 2120 грн/т. То есть, минимальная и максимальная цена реализации молока сельскохозяйственными предприятиями в 2009 г. (табл.2) была ниже минимальной цены молока «второго» сорта — 2120,0 грн/т. Следует отметить, что с каждым годом закупочная цена на молоко, учитывая мировую тенденцию, увеличивалась, а государство не меняло минимально допустимый уровень цен на молоко на протяжении 2008–2010 годов. В 2009 г. была довольно нестабильной, что привело к низкой рентабельности производства молока на уровне 1,4 %. В странах с развитым молочным скотоводством, закупочная цена на молоко постоянно регулируется и изменяется, учитывая в первую очередь динамику национального спроса и предложения.

Таблица 3

Динамика средних цен реализации молока сельскохозяйственными предприятиями Украины за 2005–2011 года

Месяц

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 в % до 2005 г.

Январь

1133,2

1216,7

1423,3

2218,4

1906,4

2952,3

3003,9

265,1

Февраль

1166,7

1175,8

1466,5

2234,2

1905,2

3022,9

2971,4

254,7

Март

1182,0

1148,1

1484,4

2238,1

1909,5

3044,3

2928,5

247,8

Апрель

1176,0

1115,4

1484,2

2200,9

1902,1

2960,2

2885,5

245,4

Май

1148,2

1075,1

1472,7

2131,7

1858,8

2832,7

2831,3

246,6

Июнь

1115,3

1046,1

1461,9

2072,9

1825,1

2745,1

2793,1

250,4

Июль

1091,8

1024,9

1463,6

2040,8

1799,4

2714,7

2793,5

255,9

Август

1085,9

1013,3

1479,3

2027,5

1779,0

2729,9

2848,8

262,3

Сентябрь

1089,4

1017,0

1512,2

2028,5

1777,4

2798,0

2902,8

266,5

Октябрь

1097,0

1025,3

1559,7

2038,9

1787,8

2857,7

2955,1

269,4

Ноябрь

1109,9

1040,6

1603,8

2048,1

1814,7

2894,8

2997,6

270,1

Декабрь

1126,9

1070,2

1660,6

2065,1

1888,8

2938,7

3041,6

269,9

Декабрь к январю, %

99,4

88,0

116,7

93,1

99,1

99,5

101,3

х

Влияние сезонности производства молока на средние цены реализации, которая особенно ярко проявляется в последние годы, представлено в табл.3. Так, в 2005, 2007, 2008, 2010 и 2011 годах, наблюдалось резкое повышение цен, что объясняется повышенным спросом молокоперерабатывающих предприятий.

В странах ЕС средние цены реализации молока за 2005–2011 года возросли на 21,5 %, о чем свидетельствуют данные табл. 4. Следует отметить тенденцию к постепенному росту цены на молоко на протяжении текущего года, а также сезонную дифференциацию в 2005–2006 годах.

Таблица 4

Закупочные цены на молоко в Европейском Союзе за 2005–2011 гг., €/100 кг

Месяц

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 в % до 2005 г.

Январь

29,68

28,97

29,47

38,89

29,99

29,36

34,09

114,9

Февраль

29,53

28,73

28,99

38,96

28,95

29,30

34,50

116,8

Март

28,95

28,10

28,52

37,21

27,00

29,07

34,54

119,3

Апрель

28,24

27,51

28,44

35,60

25,83

29,10

34,61

122,6

Май

27,71

27,26

28,56

34,91

25,35

29,35

34,68

125,2

Июнь

27,70

27,02

29,11

34,14

25,23

29,83

34,75

125,5

Июль

27,99

27,11

30,15

34,55

25,26

30,44

34,84

124,5

Август

28,59

27,88

32,05

35,06

25,75

31,65

35,14

122,9

Сентябрь

29,16

28,39

34,57

35,21

26,59

32,80

35,54

121,9

Октябрь

29,73

29,03

37,60

34,55

27,75

33,45

36,61

123,1

Ноябрь

29,92

29,48

38,83

33,47

29,07

34,14

36,22

121,1

Декабрь

29,68

29,45

38,89

32,10

29,37

34,29

36,03

121,4

За год

28,91

28,24

32,10

35,39

27,18

31,07

35,13

121,5

Декабрь к январю, %

100,0

101,7

132,0

82,5

97,9

116,8

105,7

х

Как свидетельствуют данные табл. 4, в странах Европейского Союза в 2007 и 2010 годах наблюдался значительный рост закупочной цены на молоко сырое в 2007 р на 32 % (хотя в 2008 и 2009 годах наблюдалось снижение цены), а в 2010 г. цены на молоко возросли на 17,5 % и продолжили тенденцию к росту в следующем году.

ВЫВОДЫ. Ценовой механизм в молокопродуктовом комплексе представляет собой процесс формирования и взаимодействия цен, как свободных сигналов, что координируют действия рыночных субъектов во время принятия окончательных решений. Его функционирование является наиболее неурегулированным вопросом. От затратного механизма ценообразования, который основывался в первую очередь на установлении затрат производства сырья и розничной цены конечного продукта, мы отошли ещё в 90-х годах, а к рыночному механизму ещё не дошли. В мире на рынках продовольствия наблюдается довольно сложная ситуация, цены на продукты питания постепенно растут, спрос на продукцию сельского хозяйства увеличивается. Несмотря на нерешенность существующих проблем в молокопродуктовом секторе, Украина остается активным участником мировой торговли молоком и молочной продукцией. Следовательно, конъюнктура мирового рынка молока имеет непосредственное влияние на внутренние цены, спрос и предложение продукции. Сложившаяся дифференциация цены на молоко в районном и региональном разрезе свидетельствует о факте недополучения значительной части дохода сельскохозяйственными предприятиями, которые реализуют молоко по ценам ниже средних. При этом важно отметить, что даже за молоко аналогичного качества закупочные цены очень сильно колеблются, что в первую очередь свидетельствует о монопольном поведении молокоперерабатывающей отрасли и о несовершенстве государственных механизмов оперативного реагирование на сложившуюся ситуацию в молокопродуктовом секторе на локальном, региональном и национальном уровнях.

Литература:

1.                          Шпикуляк, О. Г. Проблемы экономических отношений в механизме ценообразования аграрного рынка // Экономика АПК. — 2009. № 10. — С.77–82.

2.                          Тормоса, Ю. Г. Цены и ценовая политика. Уч.пособие. — К.: КНЭУ, 2001. — 122 с.

3.                          Евчук, Л. А. Конкурентные позиции субъектов молокопродуктовой отрасли: современные тенденции и перспективы // Экономика АПК. — 2012. — № 8. — С.11–16.

4.                          Шиян, Н. И. Организационно-экономический механизм формирования прибыльного производства продукции скотоводства: монография // Х.: КП «Міськдрук»; Харк.нац.аграр.ун-т им. В. В. Докучаєва, 2011.-– 287 с.

5.                          Божидарник, Т. Формирование политики регулирования развития молокопродуктовой отрасли Волынской области // Функциональная экономика, Экономист. — 2011р. — № 5. — С.73–75.

Основные термины (генерируются автоматически): минимальная цена, Украина, цена, максимальная цена, Черниговская область, закупочная цена, молоко, район, сырое молоко, январь.


Ключевые слова

цена, молокопродуктовий комплекс, ценовой механизм, дифференциация цен, сезонность., сезонность

Похожие статьи

Позиционирование лекарственных средств и его специфика на фармацевтическом рынке Российской Федерации

Позиционирование представляет собой комплекс мер, в результате реализации которых в сознании людей формируется стереотип в виде определенной позиции. Позиционирование и специфика продвижения ЛС на фармацевтическом рынке напрямую зависит от того, каки...

Особенности ценообразования в условиях рыночной конкуренции

Ценообразование — это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и...

Экономические и государственные методы регулирования зернового рынка

В статье проанализировано состояние зернового рынка, изучены методы экономического и государственного регулирования, осуществление которых позволит улучшить организационно-экономические взаимоотношения на нем.

Факторы, определяющие структурную устойчивость туристического рынка на основе ценообразования

В данной статье рассматривается вопрос ценообразование как один из важных факторов успеха любого продукта или услуги. Автор статьи считает, что цены на товары и услуги должны создавать баланс между их принятием клиентами целевых рынков и рентабельнос...

Организация внутреннего контроля в коммерческом банке как ключевой фактор его экономической безопасности

В статье рассматривается система внутреннего контроля коммерческого банка и указывается на то, что она выступает инструментом, который направлен на стабильную работу кредитной организации, сокращению рисков и их профилактики, а значит и на укрепление...

Формирование финансового потенциала региона с точки зрения синергизма

Сегодня многие считают, что негативные тенденции в экономике стран связанны с мировым кризисом. Однако, с точки зрения синергизма это эволюционный процесс, который необходимо рассматривать как процесс бифуркации и созидания в социально-экономической ...

Правовое регулирование холдингов в Российской Федерации

Правовая сфера предполагает основу регулирования всех областей социально-экономического развития государства, всех субъектно-объектных отношений, она устанавливает систему правовых норм и правил, правовые отношения между людьми, между личностью и гос...

К вопросу о выявлении факторов, влияющих на качество готовой продукции

Статья рассматривает методологию процедуры выявления факторов на производственном предприятие, которые оказывают влияние на качество выпускаемой продукции. Мероприятия из данного разряда тесно связаны с проектированием как готовой продукции (еще на с...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Специфика потребительской трансформации как аспект теоретико-методических подходов к развитию бренда в современных условиях рынка

В статье рассмотрены основные аспекты потребительской трансформации на российском рынке. Потребитель становится ключевым звеном цепочки в товарно-рыночных взаимоотношениях и получает возможность влиять на многие процессы, способствуя осуществлению пе...

Похожие статьи

Позиционирование лекарственных средств и его специфика на фармацевтическом рынке Российской Федерации

Позиционирование представляет собой комплекс мер, в результате реализации которых в сознании людей формируется стереотип в виде определенной позиции. Позиционирование и специфика продвижения ЛС на фармацевтическом рынке напрямую зависит от того, каки...

Особенности ценообразования в условиях рыночной конкуренции

Ценообразование — это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и...

Экономические и государственные методы регулирования зернового рынка

В статье проанализировано состояние зернового рынка, изучены методы экономического и государственного регулирования, осуществление которых позволит улучшить организационно-экономические взаимоотношения на нем.

Факторы, определяющие структурную устойчивость туристического рынка на основе ценообразования

В данной статье рассматривается вопрос ценообразование как один из важных факторов успеха любого продукта или услуги. Автор статьи считает, что цены на товары и услуги должны создавать баланс между их принятием клиентами целевых рынков и рентабельнос...

Организация внутреннего контроля в коммерческом банке как ключевой фактор его экономической безопасности

В статье рассматривается система внутреннего контроля коммерческого банка и указывается на то, что она выступает инструментом, который направлен на стабильную работу кредитной организации, сокращению рисков и их профилактики, а значит и на укрепление...

Формирование финансового потенциала региона с точки зрения синергизма

Сегодня многие считают, что негативные тенденции в экономике стран связанны с мировым кризисом. Однако, с точки зрения синергизма это эволюционный процесс, который необходимо рассматривать как процесс бифуркации и созидания в социально-экономической ...

Правовое регулирование холдингов в Российской Федерации

Правовая сфера предполагает основу регулирования всех областей социально-экономического развития государства, всех субъектно-объектных отношений, она устанавливает систему правовых норм и правил, правовые отношения между людьми, между личностью и гос...

К вопросу о выявлении факторов, влияющих на качество готовой продукции

Статья рассматривает методологию процедуры выявления факторов на производственном предприятие, которые оказывают влияние на качество выпускаемой продукции. Мероприятия из данного разряда тесно связаны с проектированием как готовой продукции (еще на с...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Специфика потребительской трансформации как аспект теоретико-методических подходов к развитию бренда в современных условиях рынка

В статье рассмотрены основные аспекты потребительской трансформации на российском рынке. Потребитель становится ключевым звеном цепочки в товарно-рыночных взаимоотношениях и получает возможность влиять на многие процессы, способствуя осуществлению пе...

Задать вопрос