Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 02.09.2013

Статья просмотрена: 726 раз

Библиографическое описание:

Гарькина, И. А. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7749/ (дата обращения: 24.04.2024).

Рассматриваются вопросы развития и формирования целостной личности, выявления и развития научно-творческих способностей школьников на примере реализации социально- образовательного проекта «Юные исследователи» (г.Пенза).

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одной из важных форм внеклассной работы, направленной на повышение уровня учебной подготовки, активности и личного развития учащихся, является проектная деятельность школьников (одна из инновационных технологий, используемых в школьной образовательной практике). Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества. Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте. Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Работая над проектами, учащиеся овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, самоутвердиться, ощутить радость успеха. Занимаясь проектной деятельностью, школьники развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения в различных ситуациях. Они получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними.

«Юные исследователи» представляет собой образовательный социальный проект, направленный на раскрытие творческого и научного потенциала школьников, а так же популяризацию научной деятельности. Проект реализуется путём создания сети научных кружков в школах, которыми руководят аспиранты и студенты Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС) и Пензенского государственного университета (ПГУ).

Реализация проекта направлена на достижение следующих целей:

-          развитие у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития;

-          выявление и помощь в раскрытие потенциала школьников;

-          популизация научно-исследовательской деятельности;

-          развитие материально — технической базы школ;

-          обеспечение работой студентов и аспирантов;

-          получение педагогического опыта аспирантами;

-          создание кадрового научного потенциала для ВУЗов;

-          более тесное взаимодействие школ и ВУЗов.

В пилотном варианте проекта задействованы группы школьников из различных школ г. Пензы общим количеством около 30 человек. С ними регулярно (каждую неделю) проводятся занятия в виде научных консультаций по различным научным направлениям:

-          экология и безопасность в техносфере,

-          общественные, социально-гуманитарные науки,

-          естественнонаучные дисциплины,

-          современные материалы и технологии.

В дополнении предлагаются и мастер-классы по различным профилям, например, таким как:

-          основы предпринимательства;

-          социальное проектирование;

-          личностный рост.

Школьники регулярно участвуют в конкурсах, семинарах и научно — практических конференциях с публикациями научных докладов (было опубликовано 20 статей) по различной тематике; получено более 15 грамот и благодарственных писем.

В настоящее время организационная структура проекта представляет собой следующую схему: руководитель проекта, научные консультанты (профессорско-преподавательский состав ВУЗов г.Пензы), студенты старших курсов и аспиранты, которые непосредственно осуществляют руководство кружками. Успешной реализации проекта способствует сплочённость собранной команды единомышленников, а так же привлечение к работе в проекте профессорско-преподавательского состава в виде консультантов. Руководители проекта среди студентов и аспирантов являются членами «Команды менеджеров социальной сферы» (организована «Агентством стратегических инициатив»), Молодёжного правительства Пензенской области, регионального отделения «Союз молодых строителей» и других общественных организаций.

В ходе реализации социального проекта было организовано проведение открытого научного конкурса учащихся «Юные таланты России» в рамках научного “Сурского Молодежного Инновационного Форума — 2012”(рис.1,2), который проводился на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства при поддержке Министерства образования Пензенской области и Управления инновационной политики и специальных проектов Правительства Пензенской области.

Рис. 1

Рис. 2

В настоящее время ведётся подготовка к проведению городской конференции, посвящённой экологии и техносферной безопасности. Наряду с этим совместно с Молодёжным правительством Пензенской области планируется провести конкурс научных работ среди учащихся старших классов, посвящённый 70-летию Сталинградской битвы.

В своей деятельности авторы и руководители проекта при работе со школьниками используют принципы тотальности (ко всем школьникам выдвигались одинаковые требования и давались равные знания) и индивидуальности (ко всем школьникам применялся индивидуально-ориентированный подход). Именно совместное применение этих двух принципов в ходе работы позволило получить максимально эффективные результаты.

Проект был успешно представлен и на межрегиональной X выставке-ярмарке «Образование и карьера» (21–22 марта, г.Пенза).

План развития проекта представляет собой создание сети научных кружков, организованных путём закрепления за каждой школой (или ряда школ) группы аспирантов с несколькими студентами старших курсов (представителей какой-либо научной школы). Данный коллектив смог бы проводить работу со школьниками, выявляя наиболее активных и талантливых среди них и нацеливая их на участие в научной исследовательской деятельности ВУЗа уже с 1 курса. При дальнейшем развитии проекта планируется расширить список научных направлений научной деятельности (архитектура и строительство, информационные технологии, творческие дисциплины) и увеличить тематику мастер-классов за счёт привлечения дополнительных руководителей кружков из различных ВУЗов г.Пензы.

В связи с тем, что руководители проекта работают на общественных началах, ведётся активная работа по привлечению средств со стороны (предприниматели, общественные организации, ВУЗы, профильные министерства и департаменты). Помощь оказывается не только в виде материальных, но и иных ресурсов (административных, информационных и т. д.). Полученные материальные ресурсы пошли на оплату апробацию научных исследований, а так же на поощрение участников проекта.

Для более успешной реализации проекта необходима поддержка органов исполнительной власти, а именно:

-          придание проекту правового статуса на региональном уровне;

-          выделение ставок (официально устроить на работу педагогами дополнительного образования) для руководителей кружков с дифференцированной системой оплаты (она должна зависеть от полученных результатов, а не от количества школьников в кружках);

-          выделение или приобретение необходимых материалов, приборов и оборудования для научно-исследовательской работы (распределение материально-технической базы требует согласования с региональным Министерством образования, руководством школ и руководителями научных кружков).

Социально-образовательный проект «Юные исследователи» успешно занимается решением вопросов развития и формирования целостной личности, выявлением и развитием научно-творческих способностей, индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатств. Иначе говоря, решает многие актуальные задачи в системе общего школьного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): Пензенская область, руководитель проекта, Пензенский государственный университет, Молодежное правительство, научная деятельность, проектная деятельность, проектная деятельность школьников, создание сети, успешная реализация проекта, целостная личность.


Похожие статьи

Проектная деятельность как условие роста социальной...

Выполнение проекта составляет проектную деятельность [6, С. 11]

В реализации на практике на ступени начального обучения проектной деятельности педагоги тоже должен знать и уметь

Проектная деятельность младших школьников (на примере проекта «Как и из...

Статьи по ключевому слову "проектная деятельность..."

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область

Формирование ключевых компетенций школьников посредством проектной деятельности.

Опыт реализации социальных проектов: социальный проект «Стар и млад» г.Пенза.

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников. Автор: Козлова Марина Михайловна.

Учитель должен знать основы проектной деятельности и её структуру, виды проектов и методику работы по его созданию.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Проектная деятельность как средство формирования...

Проектная деятельность интегрирует в себе игровую, познавательную, творческую и созидательную деятельность. Разработку проекта можно отнести к творческому процессу, который можно выполнить, используя готовые схемы действий и последовательностей...

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Развитие личности учащегося посредством проектной...

формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся

стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний

...интеграции разных видов деятельности при создании проектов на уроках и во...

Проектная деятельность как средство развития...

Использование проектной технологии в начальных классах школы, важно и необходимо, так как данная деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения...

Организация и проведение проектно-исследовательской...

Актуальность использования проектно-исследовательской деятельности в современном образовании определяется многоцелевой и многофункциональной направленностью, возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс...

Похожие статьи

Проектная деятельность как условие роста социальной...

Выполнение проекта составляет проектную деятельность [6, С. 11]

В реализации на практике на ступени начального обучения проектной деятельности педагоги тоже должен знать и уметь

Проектная деятельность младших школьников (на примере проекта «Как и из...

Статьи по ключевому слову "проектная деятельность..."

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область

Формирование ключевых компетенций школьников посредством проектной деятельности.

Опыт реализации социальных проектов: социальный проект «Стар и млад» г.Пенза.

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников. Автор: Козлова Марина Михайловна.

Учитель должен знать основы проектной деятельности и её структуру, виды проектов и методику работы по его созданию.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Проектная деятельность как средство формирования...

Проектная деятельность интегрирует в себе игровую, познавательную, творческую и созидательную деятельность. Разработку проекта можно отнести к творческому процессу, который можно выполнить, используя готовые схемы действий и последовательностей...

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Развитие личности учащегося посредством проектной...

формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся

стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний

...интеграции разных видов деятельности при создании проектов на уроках и во...

Проектная деятельность как средство развития...

Использование проектной технологии в начальных классах школы, важно и необходимо, так как данная деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения...

Организация и проведение проектно-исследовательской...

Актуальность использования проектно-исследовательской деятельности в современном образовании определяется многоцелевой и многофункциональной направленностью, возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс...

Задать вопрос