Использование ЭОР на уроках истории: дань моде или необходимость? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 02.09.2013

Статья просмотрена: 536 раз

Библиографическое описание:

Ширяева Г. И. Использование ЭОР на уроках истории: дань моде или необходимость? // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 431-432. — URL https://moluch.ru/archive/56/7740/ (дата обращения: 19.07.2018).

Еще недавно компьютер в кабинете учителя был диковинкой, а сейчас российские школы получили сотни тысяч компьютеров. В этой связи весьма актуальны проблемы практического использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) в школьном историческом и обществоведческом образовании.         

Как показала практика, учителя в основном используют компьютер:

-        в качестве средства для выхода во Всемирную паутину и поиска в ней информации;

-        для составления отчетности, в том числе с электронными журналами;

-        для работы с тематическими (предметными) компакт дисками;

-        для подготовки презентаций в поддержку урока;

-        для проведения тестирования, рубежного и итогового контроля;

-        для организации проектной и внеурочной деятельности по предмету.

Более часто мы стали использовать на уроке мультимедийные диски и тренажеры. Главное их достоинство состоит в том, что в них в удобной форме представлены большое количество информации и богатый наглядный материал. Рассмотрим некоторые из них из них.

«Всеобщая история». Разработчиком пособия является компания «Кордис & Медиа». Серия состоит из следующих электронных учебников: История древнего мира, 5 класс;История средних веков, 6 класс; История нового времени, 7–8 классы. В составе издания обширные учебные материалы. Есть дополнительные интересные справки. Все материалы богато иллюстрированы. «Экранные» инсталляции и ролевые игры, возможности сопоставительного анализа исторических источников, «конструктор» собственных рассказов значительно расширяют интерактивные возможности знакомства со всеобщей историей. Каждый диск имеет большое количество тестов по теме для проверки знаний практически к каждому уроку.

Образовательный комплекс (ОК) «Российская и всеобщая история, 6 кл.» предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала по российской и всеобщей истории для 6-го класса. ОК включает в себя уроки по каждой теме курса, содержащие учебные тексты, анимированные исторические презентации на основе карт, схем, иллюстраций, задания-тренажеры, словарь. Текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на личностно-ориентированное обучение в технологии проблемного диалога. С помощью ОК ученик может подготовиться к контрольным работам и самостоятельно изучить пропущенный материал; учитель сможет полностью обеспечить учебный процесс необходимыми материалами.

В составе образовательного комплекса: 60 интерактивных уроков,85 анимированных исторических презентаций на основе карт, схем, иллюстраций, 53 учебных текста, более 200 разноуровневых тестов-тренажеров, более 100 заданий к историческим текстам смеханизмом самопроверки результатов, 600 иллюстраций, 170 определений.

Интерактивные карты по истории «Всеобщая история» (ЗАО «1С».2009–2010). Издание имеет 40 карт по истории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Каждая карта дается в двух вариантах: контрольное задание и тренажерное задание с подсказкой. Одно но: вопросы достаточно сложные.

Электронное учебное издание «Отечественная история (до начала ХХ века)»; Содержание диска соответствует стандарту исторического образования для средней школы.В состав УЭИ входят: 40 тем; лента времени; хронологическая таблица; 700 иллюстраций;30 аудио- и видеофрагментов; 45 исторических карт сражений;300 исторических источников; 400 биографий; словарь терминов и система проверки знаний.

Компакт-диски (электронное приложение) к курсу «ОРКСЭ» (6 модулей): ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение», 2010 и т. д.

Таких ЭОР сейчас большое количество, но у них есть типичные недостатки мультимедийных энциклопедий: значительный субъективизм авторов в отборе материалов и в принципах организации такого отбора, но в целом компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала и автоматизировать контроль за усвоением пройденного материала. Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал. Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. Электронный учебник позволяет ученику подготовиться к участию в олимпиаде, но и удобен при подготовке к ЕГЭ.

Презентации — один из самых распространенных видов обучающих ресурсов, призванных помочь в первую объяснении нового материала. Емкость, функциональность, относительная простота в использовании на уроке сделали их также и неотъемлемой частью почти всех комплексных ресурсов. Среди множества разнообразных презентаций можно выделить 1) классические и 2) для повторительно-обобщающих уроков.

К настоящему времени в сети Интернет размещено большое количество презентаций:

-        сайт Учпортал и Инфоурок, Педсовет. Su;

-        учителя А. И. Чернова: http://lesson-history.narod.ru/;

-        сайт журнала «Преподавание истории в школе»: http://pish.ru/ (презентации публикуются в разделе «Электронное приложение»);

-        библиотека интернет-сообщества учителей истории и обществознания, раздел «К уроку в школе»: http://www.it-n.ru/ и многие другие

В целом учитель без особого труда может найти в Интернете презентацию по любой теме школьного курса истории, бесплатно скачать ее и при желании внести необходимые улучшения.

ЭОРы и ЦОРы мы все чаще используем и во внеклассной работе. Удобно для учителя сделан раздел сайта СГУ «Русская история в зеркале изобразительного искусства» (http://www.sgu.ru/rus_hist/). Здесь предлагается пять рубрикаторов: по времени (отраженном на картине), событиям, героям, авторам картин, жанрам. Неплохая подборка иллюстраций находится в Коллекции «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала (http://historydoc.edu.ru/).

Специальные ресурсы, посвященные плакатам: виртуальный музей русского и советского плаката: http://www.russianposter.ru/; большая коллекция плакатов разных стран: http://mina.ru/posters/; советские плакаты1940–1990 гг.: http://www.sovietposters.ru/.

Ресурсы, содержащие фотодокументы: сайт, посвященный выдающемуся дореволюционному русскому фотографу С. М. Прокудину-Горскому: http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/index.html;

фотолетопись России (с поиском по периодам, федеральным округам, темам, авторам, музеям): http://www.inphoto.ru/photoarchive.vhtml; раритеты фото хроники СССР: http://www.borodulincollection.com/index.html.

Аудиодокументы можно найти на следующих сайтах. Советская музыка: http://www.sovmusic.ru/; советская патриотическая музыка: http://sovmusic.narod.ru/songs.htm; речи и выступления В. И. Ленина и его сподвижников: http://www.aha.ru/~mausoleu/speak.htm; речи И. В. Сталина: http://petrograd.biz/stalin/.

Исторические карты (коллекции карт и ссылок на картографические ресурсы): http://www.lants.tellur.ru/history/maps/index.htm; http://lesson-history.narod.ru/mapr3.htm.

Информационно-коммуникативные, аудиовизуальные и интерактивные технологии становятся сегодня основой для построения структуры новой образовательной среды. Они обладают огромным потенциалом к изменению процесса обучения, так как стимулируют активное взаимодействие учителя и ученика во время урока и внеурочное время.

В заключение хотелось бы сказать, что далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать использование ЭОР в самоцель, неуёмное увлечение. Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Он не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока.

Использование ИКТ — это требование времени, но главное место в учебном процессе принадлежит учителю. Как бы ни был выношен и продуман урок, как бы значительны ни были поставленные цели, лишённый эмоционального заряда, он будет бесплоден. А это может сделать только учитель.

Все уроки, как люди, похожи и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон:

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон...

Литература:

1.                            Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание.XI класс» (проект) // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 1. — С. 40–42; № 2. — [С. 35–43]

2.                            Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И. С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2004. — № 3. — [C. 29–39]

3.                            Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е. С. М., Владос, 2001 г. [c.169]

4.                            Чернов А. И., А. Ю. Морозов, П. А. Пучков, Э. Н. Абдулаев. Компьютер на уроках истории и обществознания: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2009. — 126 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Всеобщая история, урок, учебный материал, учебный процесс, презентация, основа карт, ОКА, образовательный комплекс, древний мир, Электронное приложение.


Похожие статьи

Современный учебник истории как средство организации...

Учебный комплекс, включающий рабочие тетради и электронное пособие, является дополнительным источником знаний.

2. Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Электронные учебные издания (ЭУИ) - учебные издания, используемые в учебном процессе и представленные в электронном виде на цифровых

Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который...

Проблемы обучения по новому учебнику истории. Из опыта работы

Количество часов на изучение (прим.учебный план). 1. История Древнего мира.

Всеобщая история — не разделены и указаны как один предмет. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34–35 недель.

Применение картографического материала на уроках истории...

Скачать электронную версию. Библиографическое описание: Хадаев Т. Ш., Темирсултанова Х. М. Применение картографического материала на уроках

Одним из основных заимствований географии и истории являются карты, которые создаются на географической основе.

Практические возможности использования... | Молодой ученый

В презентации учителя могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, подборка электронных географических или исторических карт

Одна из главных особенностей учебника — это тотальная мультимедийность. Примерно 95 % основного учебного материала...

Использование мультимедийных средств обучения на уроках...

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо

Однако, учителю истории, использующему мультимедиа на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии.

Мультимедиа презентации как метод обучения | Статья в журнале...

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения.

Использование электронных образовательных ресурсов на...

‒ наглядная презентация учебного материала; ‒ электронный справочник

образовательный комплекс (содержит все вышеуказанные виды учебных материалов) [3].

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

8. Добиваются сознательного усвоения изучаемого материала. 9. Усиливают воспитательную результативность урока.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современный учебник истории как средство организации...

Учебный комплекс, включающий рабочие тетради и электронное пособие, является дополнительным источником знаний.

2. Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Электронные учебные издания (ЭУИ) - учебные издания, используемые в учебном процессе и представленные в электронном виде на цифровых

Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который...

Проблемы обучения по новому учебнику истории. Из опыта работы

Количество часов на изучение (прим.учебный план). 1. История Древнего мира.

Всеобщая история — не разделены и указаны как один предмет. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34–35 недель.

Применение картографического материала на уроках истории...

Скачать электронную версию. Библиографическое описание: Хадаев Т. Ш., Темирсултанова Х. М. Применение картографического материала на уроках

Одним из основных заимствований географии и истории являются карты, которые создаются на географической основе.

Практические возможности использования... | Молодой ученый

В презентации учителя могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, подборка электронных географических или исторических карт

Одна из главных особенностей учебника — это тотальная мультимедийность. Примерно 95 % основного учебного материала...

Использование мультимедийных средств обучения на уроках...

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо

Однако, учителю истории, использующему мультимедиа на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии.

Мультимедиа презентации как метод обучения | Статья в журнале...

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения.

Использование электронных образовательных ресурсов на...

‒ наглядная презентация учебного материала; ‒ электронный справочник

образовательный комплекс (содержит все вышеуказанные виды учебных материалов) [3].

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

8. Добиваются сознательного усвоения изучаемого материала. 9. Усиливают воспитательную результативность урока.

Задать вопрос