Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 27.08.2013

Статья просмотрена: 1077 раз

Библиографическое описание:

Рындина, Ю. В. Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов / Ю. В. Рындина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 394-397. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7646/ (дата обращения: 24.04.2024).

Одной из основных задач современного вузовского образования является переориентация на подготовку педагога, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, способного к инновационной педагогической деятельности.

Изучение проблемы формирования инновационной педагогической деятельности студентов позволило выделить комплекс педагогических условий, который представлен нами следующим образом: стимулирующее-мотивационные условия; содержательно-технологические условия; организационно-реализационные условия; контрольно-регулирующие условия.

Выделение стимулирующее-мотивационных условий основывается на положении о формировании потребности у студентов в развитии ценностно-смыслового отношения к инновационной педагогической деятельности как предпочитаемой форме познавательной активности, которое практически не учитывается в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Данная группа условий включает в себя поддерживание положительной мотивации студентов к инновационной педагогической деятельности; создание инновационно-рефлексивной среды вуза; моральное и материальное поощрение студентов, успешно занимающихся инновационной педагогической работой; построение концепции «Я — будущий учитель-инноватор».

Поддерживание положительной мотивации студентов к инновационной педагогической деятельности. Известно, что на продуктивность любой деятельности, в том числе инновационной, существенное влияние оказывает мотивационная сторона. По мнению А. Маслоу [4], термином «мотивация» обозначают побуждение к удовлетворению потребности, стремление восполнить насущную потребность. В результате удовлетворения потребности студентов в педагогическом творчестве, развивается умение нести ответственность за результаты собственной инновационной педагогической деятельности, появляется более конструктивное восприятие себя и других.

Мотивы инновационной педагогической деятельности — это побуждения, связанные с её осуществлением: внутренняя потребность в инновационной педагогической деятельности как объективной ценности, внутренняя убеждённость в необходимости инновационной педагогической работы в школе.

Сущность потребности проявляется в интересе, как форме её проявления, в нашем случае познавательный интерес определяется как ведущий мотив инновационной педагогической деятельности. Интерес — это стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе.

Экспериментально установлено, что положительная профессиональная мотивация может даже компенсировать недостаток способностей. Обратного же явления не происходит: Отрицательная профессиональная мотивация не восполняется даже самым высоким уровнем специальных способностей [3].

При этом мотивация студентов должна быть направлена на преодоление отрицательных стереотипов в их сознании в отношении к педагогическим инновациям и на формирование проблемного сознания, позволяющего видеть проблемы собственной инновационной педагогической деятельности.

Создание инновационно-рефлексивной среды вуза. Анализ педагогических исследований последних лет [1] позволяет говорить об образовательной среде, как об одном из существенных «источников», питающем развитие личности. Так, по утверждению А. Н. Тубельского, главным в учебном заведении является наличие среды, способствующей самостоятельному движению обучающихся [6, с. 166].

Инновационная результативность функционирования рефлексивной среды зависит от единства составляющих её компонентов: содержания, развивающих ситуаций, характеристик взаимодействия участников, внутриличностных условий каждого из них, результатов взаимодействия как внутриличностного превращения его содержания (Ю. А. Репецкий, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов и др.).

Вслед за Е. Ю. Немудрой, мы выделяем следующие принципы функционирования инновационно-рефлексивной среды в процессе формирования инновационной педагогической деятельности студентов:

§     принцип целостности: формирование инновационной педагогической деятельности осуществляется через актуализацию одного из наиболее целостных свойств явления, а все остальные рассматриваются как элементы, необходимые составляющие этой целостности;

§     принцип культивирования рефлексии через обращение к символико-культурным аналогам, специальным вопросам и специальным средствам;

§     принцип трансформации, содержащий нормативное обеспечение инновационных форм деятельности, их широкое распространение и использование в том или ином виде [5, с. 83].

К факторам инновационно-рефлексивной среды мы относим благоприятный психологический климат, способствующий созданию педагогических новшеств, инновационную политику руководителей учебного заведения, инновационную компетентность преподавателей, социально-психологические особенности коллектива и т. д.

Оптимальная инновационно-рефлексивная среда, в которой максимально реализованы названные факторы, безусловно, будет способствовать самоорганизации инновационной педагогической деятельности, влиять на успех её реализации, а также накоплению инновационного потенциала личности будущего учителя.

Моральное и материальное поощрение студентов, успешно занимающихся инновационной педагогической работой. Впроцессе формирования инновационной педагогической деятельности важно наличие морального и материального стимулирования студентов, поддержание духа состязательности, самостоятельности, творческой инициативы.

В качестве стимулирования студентов за успехи в инновационной педагогической деятельности мы предлагаем следующие виды поощрения: досрочные сдачи экзаменов и зачетов; участие в специальных занятиях для наиболее способных и талантливых студентов; надбавки к стипендиям; денежные премии; предоставление рекомендаций для дальнейшего обучения и стажировок; публикации результатов инновационной педагогической деятельности.

Особое значение для активизации инновационной педагогической деятельности студентов имеет работа студентов над «реальными»инновационными проектами, научно-исследовательскимипроблемами, привлечение студентов к научной работе кафедр.

Реализация концепции «Я — будущий учитель-инноватор». Как научное понятие «Я — концепция» вошла в оборот относительно недавно — во второй половине XX века и связано с именем Р. Бернса, А. Маслоу, Р. Роджерса. Так, по мнению Р. Бернса, термин «Я-концепция» употребляется как собирательный для обозначения всех представлений индивида о себе. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. «Я-концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельностное начало и возможности развития в будущем [2, с. 30–31].

Работа по реализации студентами собственной концепции «Я — будущий учитель — инноватор» включает следующие этапы:

Первый этап — разработка концепции. На этом этапе студенты прогнозируют цель, содержание и способы инновационной педагогической деятельности на ближайшее и отдалённое будущее.

Приведём примеры заданий, которые мы предлагаем выполнить студентам на данном этапе.

§     Проанализируйте своё собственное теоретическое осмысление проблемы формирования инновационной педагогической деятельности.

§     Охарактеризуйте свои возможности как будущего учителя-инноватора.

§     Определите основные направления своей деятельности, продвижение по которым позволит Вам овладеть инновационными умениями и навыками.

§     Спрогнозируйте появление затруднений в процессе формирования у Вас инновационной педагогической деятельности, типологизируйте их и укажите причины возникновения.

§     Спрогнозируйте перспективы развития у себя инновационных умений, необходимых в профессионально-педагогической деятельности.

§     Определите критерии, по которым Вы будете оценивать уровень готовности к инновационной педагогической деятельности.

В процессе данной работы у студентов формируется умение ставить цели, выбирать оптимальные средства их достижения, анализировать свои сильные и слабые стороны, видеть перспективы развития себя как инноватора, рефлексировать по поводу возможных затруднений на пути реализации намеченных целей.

Второй этап — реализация концепции «Я — будущий учитель — инноватор».

Анализ психолого-педагогических исследований позволили выделить следующие факторы успешной реализации концепции «Я — будущий учитель — инноватор»:

§     уверенность в наличии у себя основных качеств и способностей, необходимых для успешного и результативного проведения инновационной педагогической деятельности;

§     активное участие в инновационной педагогической деятельности;

§     позитивное восприятие своего прошлого опыта в свете инновационной педагогической деятельности;

§     осознание необходимости в инновационной педагогической деятельности.

После прохождения всех этапов работы по реализации собственной концепции «Я — будущий учитель — инноватор» студенты составляют себе рекомендации на будущее, которые формулируются в свободной форме, однако логически выводятся из содержания собственной концепции.

Третий этап — коррекция концепции «Я — будущий учитель — инноватор». На этом этапе студенты овладевают умениями оценивать достигаемые результаты деятельности, навыками анализа причин, обусловливающих полученный результат, вносят коррективы в деятельность по дальнейшей реализации концепции.

Работа над реализацией данной концепции способствует формированию у студентов способности прогнозировать своё саморазвитие в инновационной педагогической деятельности. Кроме того, составление концепции позволяет студенту грамотно планировать свою деятельность на педагогической практике, отмечать, какие пробелы и в каком направлении необходимо восполнить.

Итак, стимулирующее-мотивационные условия позволяют строить учебную деятельность студентов, прежде всего, как процесс побуждения их к инновационной педагогической деятельности, а также способствуют трансформации задач профессионального обучения в «личностный смысл» деятельности студентов.

Следующей группой условий являются содержательно-технологические условия.

Для реализации данной группы условий необходимо «погружение» студентов в инновационную педагогическую деятельность. Это возможно либо в обстановке реальной профессиональной среды (на педагогической практике), либо в обстоятельствах, близко моделирующих профессиональную реальность.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее активно формирование инновационной педагогической деятельности студентов происходит в контексте модели обучения посредством действия (моделирование с помощью всей системы форм, методов и средств содержания инновационной педагогической деятельности в школе) [3]. Данная модель предполагает, что студенты: работают над реальными инновационными педагогическими задачами; учатся в процессе анализа реальных инновационных педагогических проблем, участвуя в их решении и обсуждении; работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных ситуаций; учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.

Мы выделяем следующие содержательно-технологические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов: углубленная теоретико-методологическая и методическая подготовка студентов к инновационной педагогической деятельности; решение инновационных педагогических задач; проектирование инновационной педагогической деятельности; тренинговые упражнения; самостоятельная инновационная педагогическая практика студентов.

Углубленная теоретико-методологическая подготовка к инновационной деятельностипредполагает овладение студентами системой знаний по проблеме формирования инновационной педагогической деятельности, которая включает в себя: сущность инновационной педагогической деятельности, состояние исследуемой проблемы и её эволюционное развитие в отечественной и зарубежной педагогике; технологии формирования инновационной педагогической деятельности, преимущества инновационного обучения в школе нового типа, особенности инновационного стиля и специфика деятельности педагога-инноватора.

Методическая подготовка к инновационной педагогической деятельности включает в себя знания в области методики того предмета, который выбран для преподавания будущим учителем, а также: овладение методикой проведения инновационной педагогической деятельности, овладение методикой диагностического обучающего эксперимента. Большое значение уделяется мониторингу и рефлексии инновационной педагогической деятельности.

Решение инновационных педагогических задач.Анализ существующей практики показывает, что специфика педагогической деятельности современного учителя, имеющая ярко выраженный инновационный характер, не может быть должным образом выявлена и творчески воссоздана студентами только на уровне освоения ими типовых педагогических задач, ориентированных на стереотипные подходы к разрешению актуальных учебно-воспитательных проблем современной общеобразовательной школы. В этой связи мы обращаемся к инновационной педагогической задаче как эффективному способу формирования инновационной педагогической деятельности студентов.

Проектирование инновационной педагогической деятельности. Отличительной чертой инновационных педагогических проектов является наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использование научных методов обработки и оформления результатов. Тематика инновационных педагогических проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития инновационных умений студентов. В процессе проектирования инновационной педагогической деятельности создаются условия, при которых студенты самым непосредственным образом включены в инновационный процесс, самостоятельно формулируют проблему исследования, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют полученные результаты.

Тренинговые упражнения.Значимую роль в процессе формирования инновационной педагогической деятельности мы отводим тренингу, который призван формировать у студентов ценностное отношение и мотивацию к инновационной педагогической деятельности, моделировать умения и навыки эффективного профессионального поведения в инновационной педагогической деятельности и на основе этого приобретение такого опыта.

При организации тренинговых занятий мы опираемся на положение об единстве теоретических знаний и практических действий, исходим из того, что тренинг как совокупность продуманных действий и шагов, осуществляемых в определённой последовательности, даёт знания и возможность их использовать, способствует приобретению или коррекции уже сформированных умений.

В программе тренинговых занятий предусматриваются коммуникативно-творческие упражнения; упражнения на прогнозирование последствий принимаемых решений; упражнения на развитие прогностических и управленческих решений; упражнения, предполагающие анализ ситуаций и выбор решений; упражнения на развитие умения преломлять имеющиеся знания и опыт в нестандартной ситуации; упражнения на развитие умения управлять собой в конкретной педагогической ситуации и др.

В процессе тренинговых занятий студенты овладевают следующими компетенциями: готовностью к самообразованию, профессиональному самосовершенствованию; к рефлексивной деятельности на всех этапах осуществления инновационной педагогической деятельности; способностью критически осмысливать варианты решений и выбирать лучшие; проявлять ценностное отношение к инновационной педагогической работе в школе.

Самостоятельная инновационная педагогическая практика студентов. Вовлечение студентов в многогранную инновационную педагогическую практику способствует приобретению ими субъектного опыта инновационной педагогической деятельности, что является необходимым условием их успешной работы в образовательных учреждениях инновационного типа.

Формирование инновационной педагогической деятельности студентов требует особой организации не только внешней стороны педагогического процесса, направленного на формирование инновационной педагогической деятельности студентов, но и внутренней стороны, которой не уделяют должного внимания. Поэтому важными условиями формирования инновационной педагогической деятельности студентов, на наш взгляд, являются организационно-реализационные, определяющие установление педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов, основанных на сотрудничестве и субъект-субъектном взаимодействиивсистемах «студент-преподаватель», «студент-студент», «студент-студенческая группа». По своей сути данные условия отмечены для обозначения форм организации педагогического процесса, направленного на формирование инновационной педагогической деятельности студентов.

Контрольно-регулирующие условия способствуют анализу, учёту и коррекции процесса и результата формирования инновационной педагогической деятельности у студентов.

К регулирующим условиям мы относим следующие: побуждение студентов к рефлексивному управлению процессом формирования инновационной педагогической деятельности; обеспечение самомониторинга формирования инновационной педагогической деятельности студентов.

Данная группа условий должна обеспечивать поступательный переход от внешнего управления над процессом формирования инновационной педагогической деятельности у студентов к самоуправлению и развитие рефлексии. В основе этого перехода заложены процессы саморегуляции и самоорганизации. Самоорганизация студентом процесса формирования у него инновационной педагогической деятельности осуществляется через действия самоконтроля и самооценки. Сам процесс формирования инновационной педагогической деятельности осуществляется через различные формы сотрудничества, развивающиеся в логике перестройки уровней саморегуляции от максимальной помощи преподавателя в решении инновационных педагогических задач к последующему нарастанию собственной поисково-исследовательской активности студентов до полностью саморегулируемых действий и появления партнёрской позиции к преподавателю.

Итак, уровень инновационной педагогической деятельности студентов зависит от организации специально ориентированного образовательного процесса вуза, эффективность которого обеспечивается при моделировании и реализации комплекса педагогических условий, который представлен нами следующим образом:

§     стимулирующее-мотивационные, создающие потребности и мотивацию студентов в овладении ими инновационной педагогической деятельностью, формирование готовности работать над собой.

§     содержательно-технологические, интегрирующие индивидуальные и технологические возможности инновационной педагогической деятельности и требования предстоящей профессиональной деятельности.

§     организационно-реализационные, определяющие установление педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов, основанных на сотрудничестве и субъект-субъектном взаимодействии в системах «студент-преподаватель», «студент-студент», «студент-студенческая группа».

§     контрольно-регулирующие, способствующие анализу, учёту и коррекции процесса и результата формирования инновационной педагогической деятельности студентов.

Литература

1.      Аболин, А. М. Образовательное пространство школы нового типа [Текст] / А. М. Аболин, Л. Ф. Блинова. — Казань, Карпол, 1997. — 155 с.

2.      Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. — М., 1986.

3.      Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская, А. Реан. — СПб.: Питер, 2003. — 304 с.

4.      Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.

5.      Немудрая, Е. Ю. Формирование инновационных умений у будущего учителя [Текст]: дис.... кан. пед. наук / Е. Ю. Немудрая. — Челябинск, 1999. — 199 с.

6.      Тубельский, А. Н. Экспертиза инновационной школы [Текст] / А. Н. Тубельский // Инновационное движение в российском школьном образовании. — М.: Парсифаль, 1997. — С. 166.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная педагогическая деятельность, студент, будущий учитель, процесс формирования, группа условий, инновационная педагогическая работа, собственная концепция, умение, упражнение, Формирование.


Похожие статьи

От учителя-«инноватора» — к инновационному...

В статье освещены вопросы организации инновационной деятельности педагогического коллектива, раскрыта сущность инновационных процессов, последовательность введения инноваций.

Условия эффективного управления инновационной...

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития...

Структура готовности педагогов к реализации инновационной...

Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Формирование готовности к инновационной деятельности в процессе языковой подготовки студентов...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе...

Процесс профессионального становления будущих дизайнеров должен моделировать заданную структуру инновационной деятельности. В статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к...

Формирование педагогических способностей будущего...

В данной статье раскрывается понятие педагогических способностей, условия формирования педагогических способностей. Также приводится опыт использования деловых игр для формирования педагогических способностей будущего учителя...

Мой инновационный потенциал как субъекта педагогической...

Работа над проектом — процесс творческий.

Инновационная деятельность педагогов становится на сегодняшний день основным

Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни.

Инновационная деятельность педагога в образовании

Инновационность относится к выражению педагогической системы не только по его

Производительность применения инновационной деятельности педагога связана с рядом условий.

– степень формирования использования инновационной деятельности.

Креативная основа формирования... | Молодой ученый

Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности...

Похожие статьи

От учителя-«инноватора» — к инновационному...

В статье освещены вопросы организации инновационной деятельности педагогического коллектива, раскрыта сущность инновационных процессов, последовательность введения инноваций.

Условия эффективного управления инновационной...

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития...

Структура готовности педагогов к реализации инновационной...

Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Формирование готовности к инновационной деятельности в процессе языковой подготовки студентов...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе...

Процесс профессионального становления будущих дизайнеров должен моделировать заданную структуру инновационной деятельности. В статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к...

Формирование педагогических способностей будущего...

В данной статье раскрывается понятие педагогических способностей, условия формирования педагогических способностей. Также приводится опыт использования деловых игр для формирования педагогических способностей будущего учителя...

Мой инновационный потенциал как субъекта педагогической...

Работа над проектом — процесс творческий.

Инновационная деятельность педагогов становится на сегодняшний день основным

Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни.

Инновационная деятельность педагога в образовании

Инновационность относится к выражению педагогической системы не только по его

Производительность применения инновационной деятельности педагога связана с рядом условий.

– степень формирования использования инновационной деятельности.

Креативная основа формирования... | Молодой ученый

Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности...

Задать вопрос