Мониторинг интегральной подготовленности учащихся 8-9 классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 25.08.2013

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Дадабаев О. Ж., Сафронов А. А. Мониторинг интегральной подготовленности учащихся 8-9 классов // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 359-363. — URL https://moluch.ru/archive/56/7629/ (дата обращения: 10.12.2018).

В статье приведен мониторинг интегральной подготовленности учащихся 8–9 классов средней школы г. Ташкента.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, достоверность различий.

По мнению известного специалиста в области теории и практики физической культуры Озолина Э. С., слежение за определенными информационными направлениями и их развитием во времени носит название «мониторинг». В настоящее время он широко применяется во многих областях науки и техники, в том числе и в физической культуре и спорте [2].

Рекомендации специалистов, направленные на существенное изменение режима труда и отдыха школьников, путем внедрения новых организационных форм физического воспитания, оказываются недостаточно убедительными, так как зачастую они не подкрепляются данными о физическом развитии, физической подготовленности, или состоянии здоровья. Между тем, приведенные параметры физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья могли бы способствовать эффективному внедрению в практику физического воспитания рекомендаций по оптимизации и улучшению двигательного режима в школе. В связи с этим необходимо, исследовательским путем, доказать наличие положительной взаимосвязи между правильно организованным двигательным режимом, успешным выполнением учебного плана и хорошим уровнем физического развития, и состоянием здоровья школьников, на основе планирования и использования фитнес-программ разной направленности.

Объектом настоящего исследования явились учащиеся (юноши) 8–9 классов средней школы № 100 г. Ташкента. Общее количество испытуемых составило 36 человек. В проведенных исследованиях использовали следующие методы: антропометрию (измерение окружности грудной клетки, длины и массы тела); кистевую динамометрию; пульсометрию. Проводили тестирование двигательных качеств (прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, бег на 60 и 1000 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа). Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке, вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, ошибку средних арифметических, t-критерий достоверности Стьюдента, вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента.

Проанализируем параметры физического развития и физической подготовленности учащихся 8 класса, представленные в таблице 1.

В среднем, длина тела учащихся составила Х=172,6±7,0 см, при этом у 11 юношей (57,8 %) этот показатель выше среднего значения. Масса тела в среднем по исследуемой группе равна Х=58,7±8,3 кг, при этом стоит отметить достаточно высокий коэффициент вариации V=14 %. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое в среднем равна Х=76,0±2,6 уд/мин. У семи юношей (36,8 %) пульс выше среднего.

В мировой практике используется индекс массы тела (ИМТ), характеризующий тип телосложения путем соотношения между массой и длиной тела. Различают показатели ИМТ: низкий ≤18,5 кг/м², нормальный 18,6–25 кг/м², высокий (избыточный вес, ожирение) 25,1–29 кг/м² [1].

В среднем ИМТ учащихся 8 класса равен Х=19,7±2,4 кг/м², что соответствует норме. С низким уровнем ИМТ (≤18,5 кг/м²) выявлено 8 юношей (44,4 %).

В таком нормативе по физической подготовленности, как подтягивание, результат в среднем равен Х=7±1,3 раза, при очень высоком коэффициенте вариации V=19 %. В упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа также выявлен существенный разброс V=12 %, средний показатель равен Х=22,1±2,7 раза.

Следует отметить, что средний показатель юношей 8 класса в подтягивании на перекладине (Х=7±1,3 раза) равен оценке «хорошо», согласно нормативных требований Республиканского центра образования Узбекистана [4]. При этом 7 юношей (36,8 %) в этом тесте показали результат «отлично» (≥8 раз). В беге на 60 м средний показатель по группе (Х=9,2±0,5 с) равен оценке «отлично», в то время как в беге на 1000 м только два ученика (10,5 %) смогли получить высшую оценку (≤ 3 мин. 50 сек).

Проанализируем параметры физического развития и физической подготовленности учащихся 9 класса, представленные в таблице 2.

Таблица 1

Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 8 класса


№ 

Ф. И. О.

Длина тела,

см

Масса тела,

кг

ЧСС в покое, уд\мин

Бег 60м,

с

Бег

1000м,

мин, с

Подтя-гивание,

раз

Динамометрия кисти, кг

Прыжок в длину с места, см

Отжи-мания,

раз

ИМТ

Окружность грудной клетки, см

правая

левая

вдох

выдох

пауза

1

А-ов С.

165

51

75

9,0

4:07

8

33

29

190

22

18,73

80

75

77

2

А-ев А.

171

60

77

9,1

4:30

7

26

25

195

20

20,52

89

83

86

3

К-ов Т.

175

69

79

8,6

4:25

8

38

36

195

18

22,53

96

90

93

4

Ф-ев М.

173

62

80

9,4

3:50

9

35

31

180

19

20,72

83

76

79

5

А-ов Г.

151

40

73

9,3

4:07

7

37

35

170

21

17,54

74

68

70

6

М-ов Т.

175

68

74

8,4

4:32

6

33

30

215

23

22,20

91

86

87

7

М-ев У.

175

63

75

9,4

4:22

6

29

25

175

25

20,57

82

75

78

8

М-ов А.

176

56

76

9,2

4:02

5

28

26

204

22

18,08

82

76

79

9

М-ов Ж.

176

71

79

9,2

3:47

5

32

30

205

18

22,92

82

75

79

10

А-ов Х.

181

62

78

9,2

4:33

7

31

29

190

22

18,92

89

83

86

11

А-ов Х.

182

60

75

9,0

4:17

8

34

31

185

23

18,11

88

82

85

12

Б-ов Р.

181

59

74

8,5

4:06

8

29

27

240

22

18,01

86

80

82

13

Б-ов С.

173

45

74

9,6

4:04

7

30

26

205

27

15,04

79

72

75

14

З-ов А.

171

57

73

8,8

4:31

7

32

28

220

19

19,49

88

83

85

15

М-ов Д.

171

69

72

8,6

4:39

9

31

27

200

21

23,60

78

72

75

16

М-ов М.

177

56

75

10,2

4:22

9

34

29

175

22

17,87

83

78

80

17

М-ов Б.

170

51

76

10,4

4:21

6

36

32

185

23

17,65

81

76

78

18

Н-ев М.

165

65

78

9,4

3:59

5

35

31

200

25

23,88

79

72

75

19

П-ов В.

171

52

81

9,0

4:40

6

34

30

175

27

17,78

83

77

80

X

Средняя арифметическая

172,6

58,7

76,0

9,2

4:16

7

32,5

29,3

194,9

22,1

19,7

83,8

77,8

80,5

δ

Среднее квадратическое отклонение

7,0

8,3

2,6

0,5

0:16.05

1,3

3,2

3,0

17,8

2,7

2,4

5,3

5,5

5,5

V %

Коэффициент вариации

4

14

3,37

5,7

6,27

19

10

10

9,1

12,0

12,4

6

7

7

Таблица 2

Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 9 класса

№ 

Ф. И. О.

Длина тела,

см

Масса тела,

кг

ЧСС в покое, уд\мин

Бег 60м,

с

Бег

1000м,

мин, с

Подтя-гивание,

раз

Динамометрия кисти, кг

Прыжок в длину с места, см

Отжи-мания,

раз

ИМТ

Окружность грудной клетки, см

правая

левая

вдох

выдох

пауза

1

А-ов А.

177

69

70

8,5

3:40

10

38

35

212

25

22,02

82

75

78

2

А-ев Ж.

175

70

72

8,4

3:52

9

36

33

219

24

22,86

82

76

79

3

М-ов М.

174

65

69

8,8

3:57

8

35

35

215

24

21,47

85

79

82

4

М-ов Д.

172

63

75

8,9

3:52

8

35

34

208

20

21,30

86

80

83

5

М-ов Ж.

175

62

77

9,0

4:07

8

33

32

203

23

20,24

91

85

87

6

Н-ев С.

174

64

74

9,0

3:42

9

29

30

195

19

21,14

83

76

79

7

К-ов Ш.

185

77

73

8,7

3:59

10

31

30

207

18

22,50

82

75

78

8

С-ов Д.

179

80

78

8,5

4:21

7

35

34

215

22

24,97

83

77

80

9

Ан А.

173

62

71

8,2

3:38

5

35

33

220

21

20,72

85

78

82

10

Е-ов В.

176

63

73

8,4

4:32

6

37

32

215

20

20,34

85

79

83

11

Ж-ев А.

175

61

75

8,5

3:46

6

36

34

215

18

19,92

84

76

81

12

3-ев К.

173

62

76

9,1

3:57

7

38

35

193

23

20,72

83

77

80

13

К-ов А.

175

60

77

9,2

4:07

7

39

38

195

26

19,59

85

78

82

14

М-ов Д.

183

68

72

9,1

4:19

8

37

35

195

25

20,31

88

81

84

15

М-ов А.

182

65

73

8,8

4:13

9

32

30

198

24

19,62

85

80

83

16

М-ов Ш.

169

59

74

8,7

3:38

9

32

32

200

18

20,66

86

80

82

17

Н-ов Ф.

174

61

71

8,6

4:21

7

30

30

207

23

20,15

83

77

79

X

Средняя арифметическая

175,9

65,4

73,5

8,7

4:00

8

34,6

33,1

206,6

21,9

21,1

84,6

78,2

81,3

δ

Среднее квадратическое отклонение

4,1

5,8

2,6

0,3

0:16.54

1,4

3,0

2,3

9,2

2,7

1,4

2,3

2,6

2,4

V %

Коэффициент вариации

2

9

3,50

3,3

7,04

18

9

7

4,5

12,2

6,5

3

3

3


Длина тела испытуемых в среднем составила Х=175,9±4,1 см, при этом у 11 юношей (64,7 %) этот показатель ниже средней величины. Масса тела в среднем по группе составила Х=65,4±5,8 кг, при коэффициенте вариации V=9 %. Двенадцать юношей (70,5 %) имеют массу тела ниже среднего значения. ИМТ юношей 9 класса находится в пределах нормы, учеников с дефицитом массы тела, или с избыточной массой тела не выявлено. Средняя величина ЧСС в покое равна Х=73,5±2,6 уд/мин, что соответствует норме для данного возраста.

В нормативах по определению физической подготовленности (подтягивании и сгибании и разгибании рук в упоре лежа) выявлены самые высокие коэффициенты вариации V=18 % и V=12,2 % соответственно. Средние значения в этих тестах (Х=8±1,4 раза и Х=21,9±2,7 раза) равны оценке «хорошо». На оценку «отлично», в подтягивании на перекладине, сдали норматив 6 юношей (35,3 %); в сгибании и разгибании рук в упоре лежа — 9 юношей (53 %). В беге на 60 м средний показатель (Х=8,7±0,3 с) равен оценке «хорошо», только трое юношей (17,6 %) выполнили данный норматив на «отлично». Средний показатель в беге на 1000 м равен Х=4:00 мин. ± 16.5 с, при этом 10 юношей (58,8 %) имеют показатель в этом нормативе выше среднего значения.

Сопоставительный анализ различий показателей физического развития и физической подготовленности учащихся 8–9 классов приведен в таблице 3.

В параметрах физического развития достоверность t=2,1–4,4 (Р<0,01–0,05) выявлена в пяти показателях. Следует отметить такую достоверность t=2,7; 2,1 (Р<0,01) в увеличении индекса массы тела. В то же время не достоверно t=1,7; 0,2–0,6 (Р>0,05) различие в параметрах длины тела и окружности грудной клетки.

В данных физической подготовленности наблюдаются следующие особенности: время бега на 60 и 1000 м уменьшается, при t=3,1; 2,9 (Р<0,05); результат в прыжках в длину увеличивается (Р<0,01), а в упражнениях определяющих силовые возможности (подтягивании на перекладине и сгибании и разгибании рук в упоре лежа) различия статистически не достоверны t=1,8; 0,1 (Р>0,05).

Известно, что в юношеском возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания силы и быстроты. Многие специалисты рассматривают школьный период, как период в котором должен закладываться фундамент скоростно-силовых качеств [3].

Из изложенного следует вывод о том, что для совершенствования процесса физического воспитания в 8–9 классах необходимо обосновать и использовать фитнес-технологии развития функций внешнего дыхания и силовых способностей юношей.


            Таблица 3

Достоверность различий параметров физического развития и двигательной

подготовленности учащихся 8–9 классов

Показатели

8 класс (n=19)

9 класс (n=17)

m

t

P

x

S

x

S

Длина тела, см

172,6

7,0

175,9

4,1

1,9

1,7

>0,05

Масса тела, кг

58,7

8,3

65,4

5,8

2,4

2,7

<0,01

ЧСС в покое, уд\мин

76,0

2,6

73,5

2,6

0,9

2,9

<0,05

Бег 60м, с

9,2

0,5

8,7

0,3

0,1

3,1

<0,05

Бег 1000м, мин, с

4:16

16.1

4:00

16.5

5,5

2,9

<0,05

Подтягивание, раз

7

1,3

8

1,4

0,5

1,8

>0,05

Динамометрия кисти, кг

правая

32,5

3,2

34,6

3,0

1,0

2,1

<0,01

левая

29,3

3,0

33,1

2,3

0,9

4,4

<0,05

Прыжок в длину с места, см

194,9

17,8

206,6

9,2

4,8

2,4

<0,01

Отжимания, раз

22,1

2,7

21,9

2,7

0,9

0,1

>0,05

Индекс массы тела

19,7

2,4

21,1

1,4

0,7

2,1

<0,01

Окружность грудной клетки, см

вдох

83,8

5,3

84,6

2,3

1,4

0,5

>0,05

выдох

77,8

5,5

78,2

2,6

1,5

0,2

>0,05

пауза

80,5

5,5

81,3

2,4

1,4

0,6

>0,05

Примечание: n — количество учащихся;

x — средняя арифметическая величина;

S — среднее квадратическое отклонение;

m — средняя ошибка средних арифметических;

t — критерий достоверности Стьюдента;

P– вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента

Литература:

1.                  Кошбахтиев И. А. Использование средств информационных технологий для оценки жировой массы тела человека. // Журнал «Вестник ТУИТ». Ташкент 2007. — № 1 — С.117–118.

2.                  Озолин Э. С. Океан по имени интернет. // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 1 — С.36–37.

3.                  Филин В. П., Топчиян В. С., Сирисс П. 3. Исследование воздействия силовых упражнений динамического и статического характера на юных легкоатлетов // Начальная подготовка юного спортсмена. М.: ФиС, 1966. — С. 143–158.

4.                  Республиканский центр образования Узбекистана. Календарно-тематический план по программе уроков физического воспитания (5–9 класс). Ташкент, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, масса тела, физическая подготовленность, грудная клетка, разгибание рук, класс, среднее, квадратическое отклонение, длина тела, бег.


Ключевые слова

физическое развитие, физическая подготовленность, достоверность различий

Похожие статьи

Динамика физического развития и физической...

Среднее квадратическое отклонение. 2,2. 2,2.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, разгибание рук, класс, масса тела, двигательная подготовленность учащихся, физическая подготовленность, длина тела, среднее...

Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей...

класс, юноша, показатель, физическое воспитание, физическая культура, разгибание рук, физическая подготовленность, положительная динамика.

Исследование показателей физического развития и физической...

Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, нагрузка, физическая подготовленность, фитнес-программа.

Вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, ошибку средних арифметических, t-критерий...

Исследование динамики показателей физического развития...

Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке, вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение...

Физическое воспитание девушек с избыточной массой тела

Различия впоказателях физического развития ифизической подготовленности девушек сизбыточной массой тела под влиянием оздоровительной аэробики.

Физическая подготовленность: а) бег на 1000 м (с).

Исследование объективных показателей физического здоровья...

По показателям длины тела, массы тела, окружности грудной клетки физическое развитие студенток оценивается как «среднее». Показатель экскурсии грудной клетки составил 5,7±1,8 см и является неудовлетворительным результатом (менее 7 см) у 85 % испытуемых...

Взаимосвязи интегральной подготовленности студентов...

масса тела, грудная клетка, фаза выдоха, окружность бицепса, фаза вдоха, время бега, физическое развитие, передача мяча, длина тела, окружность шеи.

Особенности взаимосвязи данных физического развития...

Данные антропометрического исследования позволили определить уровень физического развития студенток: по показателям длины тела, массы тела, ОГК физическое развитие студенток оценивается как «среднее»...

Сравнительная характеристика физического развития...

Обратная тенденция характерна для средних величин обхвата грудной клетки у боксеров — 93,55±6,54, у фехтовальщиков — 90,67±4,35, Значения средних квадратичных отклонений колеблются в пределах от 4,43 до 8,93. Таблица 1. Показатели тотальных размеров тела...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Динамика физического развития и физической...

Среднее квадратическое отклонение. 2,2. 2,2.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, разгибание рук, класс, масса тела, двигательная подготовленность учащихся, физическая подготовленность, длина тела, среднее...

Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей...

класс, юноша, показатель, физическое воспитание, физическая культура, разгибание рук, физическая подготовленность, положительная динамика.

Исследование показателей физического развития и физической...

Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, нагрузка, физическая подготовленность, фитнес-программа.

Вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, ошибку средних арифметических, t-критерий...

Исследование динамики показателей физического развития...

Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке, вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение...

Физическое воспитание девушек с избыточной массой тела

Различия впоказателях физического развития ифизической подготовленности девушек сизбыточной массой тела под влиянием оздоровительной аэробики.

Физическая подготовленность: а) бег на 1000 м (с).

Исследование объективных показателей физического здоровья...

По показателям длины тела, массы тела, окружности грудной клетки физическое развитие студенток оценивается как «среднее». Показатель экскурсии грудной клетки составил 5,7±1,8 см и является неудовлетворительным результатом (менее 7 см) у 85 % испытуемых...

Взаимосвязи интегральной подготовленности студентов...

масса тела, грудная клетка, фаза выдоха, окружность бицепса, фаза вдоха, время бега, физическое развитие, передача мяча, длина тела, окружность шеи.

Особенности взаимосвязи данных физического развития...

Данные антропометрического исследования позволили определить уровень физического развития студенток: по показателям длины тела, массы тела, ОГК физическое развитие студенток оценивается как «среднее»...

Сравнительная характеристика физического развития...

Обратная тенденция характерна для средних величин обхвата грудной клетки у боксеров — 93,55±6,54, у фехтовальщиков — 90,67±4,35, Значения средних квадратичных отклонений колеблются в пределах от 4,43 до 8,93. Таблица 1. Показатели тотальных размеров тела...

Задать вопрос