Цифровизация контрольно-надзорной деятельности Госавтоинспекции МВД России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 14.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Васильев, В. А. Цифровизация контрольно-надзорной деятельности Госавтоинспекции МВД России / В. А. Васильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121710/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье рассматривается деятельность Госавтоинспекции МВД России в условиях цифровизации. Определены направления использования цифровых технологий. Охарактеризованы используемые Госавтоинспекцией информационные системы. Выделены ключевые положительные и отрицательные аспекты цифровизации деятельности Госавтоинспекции.

Ключевые слова: Госавтоинспекция, МВД РФ, безопасность, дорожное движение, цифровизация, контрольно-надзорная деятельность.

The article examines the activities of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of digitalization. The directions for using digital technologies have been determined. The information systems used by the State Traffic Inspectorate are characterized. The key positive and negative aspects of digitalization of the activities of the State Traffic Inspectorate are highlighted.

В эпоху, когда информационные технологии стремительно развиваются и проникают во все уголки нашей жизни, наличие явления, такого как цифровизация, представляет собой отличительную черту современности. Особое внимание стоит уделить преобразованию, которое цифровизация привносит в сектор контрольно-надзорной деятельности, особенно когда речь заходит о безопасности дорожного движения [7].

Госавтоинспекция, действующая в рамках Министерства внутренних дел России, несёт ответственность за федеральный государственный контроль в сфере дорожной безопасности. Её ведение охватывает множество аспектов: от надзора за состоянием автомобильных дорог до проверки правил эксплуатации транспортных средств, регистрации автомобилей и действий операторов технического осмотра.

Исполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных правил и нормативов тщательно контролируется Госавтоинспекцией в контексте обязательных требований. Эти требования могут касаться различных аспектов деятельности организаций, включая обслуживание автотранспорта или изготовление регистрационных номерных знаков.

В свете недавних тенденций, отмечается все большее и более активное применение цифровых технологий в контрольно-надзорных процедурах, которые осуществляет Госавтоинспекция. Это, в свою очередь, вносит существенные коррективы в процессы и методы проверки соблюдения установленных требований, делая их более эффективными. Таким образом, ведение цифровых преобразований в области надзора за безопасностью дорожного движения способствует не только усовершенствованию контроля, но и повышению безопасности на дорогах, а также обеспечивает большую прозрачность и доступность информации для хозяйствующих субъектов и общества в целом.

Основными направлениями внедрения данных технологий являются следующие:

1. В современной деловой практике традиционное бумажное документообращение все чаще уступает место цифровому управлению информацией. В рамках динамично совершенствующейся системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД), электронные документы становятся стандартом в организации рабочего процесса не только в МВД России, но и в прочих сферах деятельности. Ведомственный информационно-аналитический аппарат МВД интегрирует различные сервисы, начиная от электронной почты и документооборота до систем видеоконференций и информационно-справочных порталов, тем самым обеспечивая эффективную и быструю координацию работы сотрудников [1].

Развитие цифровых технологий охватывает и прочие отрасли, в том числе транспортную индустрию, где активно начинают использоваться электронные перевозочные документы. Появление такой документации было закреплено законодательством, в частности статьёй 18.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Данный шаг стал частью стратегии по переводу транспортного сектора на цифровые начала в контексте госпрограммы «Развитие транспортной системы» Российской Федерации [6].

Внедрение электронного документооборота во всех сферах позволяет повысить не только оперативность работы, но и транспарентность взаимодействий, при этом открывается доступ к межведомственным и оперативно-служебным сервисам, а также к оказанию государственных услуг на новом уровне. Электронный формат документов облегчает процесс их обмена, хранения и систематизации, что значительно ускоряет процессы принятия решений и повышает эффективность управленческой деятельности [2].

2. Развитие цифровых сервисов и платформ. В качестве общих сервисов, используемых в деятельности контрольно-надзорных органов, необходимо назвать: 1) Единый реестр видов контроля; 2) «Инспектор» — мобильное приложение, предназначенное для проведения оценки соответствия и контрольных (надзорных) мероприятий в дистанционном режиме; 3) реестр обязательных требований; 4) реестры лицензий и разрешений; 5) «кабинет» контролируемого лица.

Работу Госавтоинспекции обеспечивает федеральная информационная система Госавтоинспекции (далее — ФИС ГИБДД-М), состоящая из следующих подсистем: «Транспортные средства», «Водительские удостоверения», «Административные правонарушения», «Специальная продукция», «Получение и предоставление сведений», «Оперативная выборка данных», «Надзор ГИБДД», «Витрина данных ГИБДД» [4].

Подсистема «Надзор ГИБДД» предназначена для автоматизации процесса осуществления федерального надзора и была введена с 10 июня 2022 г. [5].

В транспортной области также действует ряд специализированных сервисов и систем. Например, ЕАИСТО — единая автоматизированная информационная система технического осмотра, содержащая сведения об электронных диагностических картах — документах, подтверждающих допуск транспортных средств к участию в дорожном движении (на основе оценки их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств).

  1. Межведомственное взаимодействие на основе цифровых технологий. Правовой основой организации электронного межведомственного взаимодействия служит Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. N 198 «Об утверждении Положения об информационной системе обеспечения внутриведомственного и межведомственного документооборота и контроля исполнения поручений, в том числе с использованием облачных сервисов» [3].

В ФИС ГИБДД-М подсистема «Витрина данных ГИБДД» используется для предоставления данных по компетенции Госавтоинспекции, используемых при осуществлении межведомственного обмена в целях оказания государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций и передаваемых в подсистему информационно-аналитического обеспечения федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа национальной системы управления данными».

  1. Развитие досудебного обжалования в электронном виде. Система досудебного обжалования за последние годы была существенно модернизирована: 1) в 2022 году появилась возможность подачи жалоб на нарушение моратория на проверки, внедрена функция подачи заявлений о продлении срока устранения нарушений, выявленных контрольным органом; 2) в 2023 году стало возможным обжалование категорий риска, а сам механизм досудебного обжалования начал применяться и в сфере разрешительной деятельности.
  2. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При осуществлении федерального надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: 1) информирование; 2) обобщение правоприменительной практики; 3) объявление предостережения; 4) консультирование; 5) профилактический визит.

Современные цифровые технологии значительно расширяют возможности Госавтоинспекции в области профилактической работы. Сотрудники данной организации могут использовать интернет для эффективного распространения информации и организации профилактических мероприятий на расстоянии. Необходимо оценить как положительные, так и потенциально спорные стороны такого подхода.

Позитивные аспекты включают в себя преобразование контрольно-надзорной работы с акцентом на профилактику вне прямого контакта с субъектами хозяйствования, что сокращает количество документальных проверок и способствует увеличению предупредительных мер. Такой подход совпадает с реформами в сфере надзора и способствует снижению административной нагрузки на бизнес, экономии ресурсов органов и переходу от пресекающих к предупреждающим методам работы.

Тем не менее, стоит учесть тот факт, что полная дигитализация взаимодействия может быть нецелесообразной в областях, где игнорирование стандартов безопасности несёт высокие риски для жизни и здоровья граждан. Также переход на преимущественно удалённые методы работы может привести к ослаблению контроля в сфере дорожной безопасности, что потенциально замедлит достижение национальных целей по снижению уровня смертности и травматизма, обеспечению комфортной и безопасной жизнедеятельности граждан.

Следовательно, необходимо стремиться к гармоничному сочетанию традиционных и новейших методов надзорной деятельности, уделяя особое внимание безопасности и интересам граждан, что является ключом к обеспечению и защите общественного порядка в условиях активного внедрения цифровых инноваций.

Литература:

1. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 46 ст. 5555.

2. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2017 г. N 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 1 (часть II) ст. 340

3. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2022 г. N 198 «Об утверждении Положения об информационной системе обеспечения внутриведомственного и межведомственного документооборота и контроля исполнения поручений, в том числе с использованием облачных сервисов»// Собрание законодательства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 8 ст. 1193

4. Приказ МВД России от 5 февраля 2016 г. N 60 «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции». Режим доступа: https://base.garant.ru/71589512/

5. Приказ МВД России от 22 декабря 2021 г. № 1085 “О внесении изменений в приказ МВД России от 5 февраля 2016 г. N 60 «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404781611/

6. Вермеенко, Я. С. Современное состояние и перспективы развития ИСОД МВД России / Я. С. Вермеенко // Академическая мысль. — 2021. — № 3(16). — С. 75–78.

7. Сафонова, Д. В. Цифровые технологии в обеспечении безопасности дорожного движения / Д. В. Сафонова // Право. Общество. Государство: Сборник научных трудов студентов и аспирантов / Отв. ред. Е. В. Трофимов. Том 11. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2020. — С. 41–44.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, Госавтоинспекция, дорожная безопасность, досудебное обжалование, контрольно-надзорная деятельность, Российская Федерация, сервис, технический осмотр, федеральный надзор.


Похожие статьи

Задать вопрос