В статье рассматривается структура и методика проведения письменного экзамена по дисциплине «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Целью нашей работы является анализ основных компонентов экзамена, включая теоретические и практические аспекты, которые необходимы для оценки знаний студентов медицинских вузов. Мы считаем необходимым подчеркнуть значимость выбора методики проведения экзамена по дисциплине «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» для повышения уровни подготовки будущих специалистов. Проанализировав научную литературу, мы готовы представить вам статью, содержащую описание ключевых факторов, влияющих на успешную сдачу экзамена и способствующих более эффективному обучению и профессиональному развитию студентов.
Ключевые слова: оперативная хирургия, топографическая анатомия, медицинское образование, оценка знаний, экзамен.
- Цель
Выяснить преимущества и недостатки устных и письменных экзаменов для контроля и оценки знаний по дисциплине «Оперативная хирургия и топографическая анатомия».
- Введение
Профессия врача всегда была и остается одной из самых труднейших в освоении, для успешного выполнения различных манипуляций необходимо знание всех изучаемых в медицинском вузе дисциплин. Но по-прежнему приоритетным является изучение дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», поскольку эти знания и навыки необходимы в становлении врача любой специальности.
Контроль и оценка знаний является частью процесса обучения. Они являются показателем уровня подготовки и критериями оценки результатов студента
В последнее время в образовательной деятельности на смену традиционно принятому устному экзамену приходят новые формы оценки учебных достижений обучающихся.
В своей работе мы поставили задачу сравнить преимущества и недостатки устной и письменной формы проведения экзамена по дисциплине оперативная хирургия и топографическая анатомия.
- Преимущества и недостатки устной формы экзамена.
Более традиционной формой экзамена считается устная форма в медицинских вузах.
К преимуществам устной формы можно отнести:
- Личный контакт преподавателя и студента;
- Возможность преподавателя задать наводящий вопрос или же вопросы по теме, чтобы лучше определить знания студента по этому вопросу.
Недостатки устной формы бывают такие, как:
- Стресс студента, не позволяющий структурированно изложить свои мысли;
- Нежелательное влияние посторонних факторов;
- Предвзятое отношение преподавателя к студенту;
- Большие затраты по времени проведения экзамена.
- Преимущества и недостатки письменной формы экзамена
Письменная форма экзамена имеет ряд преимуществ перед устной формой:
Во-первых, на оформление ответа отводится конкретное время.
Во-вторых, позволяет в большей степени выявить глубину и прочность знаний студентов, а также умение применять их при выполнении практических заданий.
В-третьих, письменная форма требует от студента более строгого отношения к изложению материала и структурированности своих мыслей,
Кроме того, объективность оценки на экзамене можно доказать документально, апеллировать по поводу несогласия с оценкой.
Но у письменной формы проведения экзамена имеются и недостатки:
- не всегда можно определить уровень способностей студентов, его умение самостоятельно и нетрадиционно мыслить (возможность механического воспроизведения материала);
- у преподавателя исключается возможность задать наводящий или дополнительный вопрос для выявления общего уровня сформированности компетенций по учебной дисциплине;
- Отсутствие навыков у многих студентов излагать свои мысли в письменной форме.
- Результаты опроса студентов ИГМА
Мы провели опрос среди студентов 3 курса и 2 курса. В опросе участвовало 101 человек.
В опросе были заданы вопросы: «Считаете ли вы, что письменный экзамен по дисциплине «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» необходим?», «Какому формату экзамена по дисциплине «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» вы отдали бы предпочтение?», «Какой вариант экзамена для вас самый комфортный?», «Как вы считаете, какой формат экзамена самый качественный?», «Какие преимущества вы видите в проведении письменного экзамена?», «Считаете ли вы, что письменный экзамен более объективен, чем устный?», «Какие навыки, по вашему мнению, развивает письменный экзамен?», «Сдавали ли вы письменный экзамен по дисциплине «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» и каковы ваши впечатления?»
Результаты были следующие:
- 59,4 % считают, что письменный экзамен по дисциплине «Оперативная хирургия и Топографическая анатомия» необходим;
- 64,4 % отдали свое предпочтение письменному экзамену.
- 20,8 % проголосовали за комбинированный экзамен.
- 12,9 % проголосовали за экзамен в виде тестирования.
- 35,6 % проголосовали за эффективность письменного экзамена.
- 60,4 % проголосовали за объективность письменной формы экзамена.
- 37,6 % считают устный экзамен более объективным.
- Для 37,6 % студентов письменная форма экзамена является более комфортной.
- 15,8 % считают письменное тестирование самой комфортной формой экзамена
- 15,8 % проголосовали за устную форму
- 30,7 % студентов уверены, что компьютерный тест является самым комфортным видом экзамена.
Так же студенты отметили, что лучше всего письменная форма экзамена развивает внимание, концентрацию, память, организованность, методичность и снижает уровень стресса перед экзаменом.
У 70 % студентов, кто сдавал письменный экзамен, остались положительные впечатления.
10 % студентов получили негативные впечатления от сдачи письменного экзамена.
- Заключение
В заключение хотелось отметить, что экзамен в письменной форме имеет определенные преимущества перед экзаменом в устной форме, так как:
- во время письменного экзамена студенты выглядят более уверенными, чем на устном экзамене,
- студенты работают целенаправленно, потому что знают критерии оценок экзамена;
- для студентов отпадает процедура ожидания своей очереди на экзамен;
- письменная форма экзамена в большей степени, чем устная, отражает объективность оценки, поставленной преподавателем, усиливает объективный подход в проверке знаний студентов.
Литература:
- Сигал З. М., Никифорова А. Н. Неотложные вопросы кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии и пути их решения / З.М Сигал. — Ижевск: 2007. — с.176–178
- Васильева М. В., Жильников Д. И. Оценка мотивации студентов 1 курса, обучающихся на кафедре нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии / М. В. Васильева. — Хабаровск: 2022. — с.48–50
- Кожанова С. К., Есболатова Г. М. Объективный структурированный практический экзамен, опыт внедрения на кафедре анатомии и анализ эффективности оценки знаний / С. К. Кожанова. — Семей: 2019.
- Пешиков О. В., Шаманова А. Ю. Мониторинг качества знаний студентов в медицинском вузе / О. В. Пешиков. — Челябинск: 2010.
- Сироид Д. В., Антипов Н. В. Компетентностный подход к обучению на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии / Д. В. Сироид. — Донецк: 2016. –с.406–409
- Гвоздевич В. Д., Козлов А. С. Компьютерное тестирование как элемент бально-рейтинговой системы обучения оперативной хирургии и топографической анатомии / В. Д. Гвоздевич. — Екатеринбург: 2009.
- Косаговская И. И., Мадьянова В. В. Современные подходы к симуляционному обучению медицинских кадров / И. И. Косаговская. –Москва: 2016. — с.5–6