Сегодня Россия идет по новому маршруту региональной интеграции, что направлено на качественное углубление взаимодействия в рамках ЕАЭС и дружественных государств, на повышение мобильности капитала. Особое значение приобретает правовое регулирование, так как взаимодействие нескольких государств требует унификации законодательства стран-партнеров.
Ключевые слова : правовое регулирование, правовые пробелы, коллизии, инвестиционная деятельность, строительство, инвестор, ЕАЭС.
Today, Russia is following a new route of regional integration, which is aimed at qualitatively deepening cooperation within the framework of the EAEU and friendly states, and increasing capital mobility. Legal regulation is of particular importance, since the interaction of several states requires the unification of the legislation of the partner countries.
Keywords : legal regulation, legal gaps, conflicts, investment activity, construction, investor, EAEU.
Инвестиционная деятельность в строительстве с применением иностранного капитала обеспечивает стабилизацию национальной экономики и развитие наднационального взаимодействия в Евразийском экономическом союзе. Государства-участники ЕАЭС активно участвуют в регулировании различных аспектов инвестирования в строительстве посредством развития национального законодательства, в том числе посредством закрепления положений относительно осуществления и страхования иностранных инвестиций, а также допуска зарубежных инвесторов в строительный сектор Российской Федерации.
Инвестиции в строительство являются необходимым условием для развития национальной экономики и осуществления социального прогресса. Строительство может поспособствовать устойчивому развитию Российской Федерации за счет совершенствования инфраструктуры и освоения новых территорий. Но в то же время эффективность инвестиционной деятельности в сфере строительства, развитие инфраструктуры и реализация частных строительных проектов должны быть обеспечены и урегулированы государством посредством эффективной государственной политики и правового регулирования.
В январе 2015 года в силу вступил Договор о Евразийском экономическом союзе [1] (далее — Договор), которым была провозглашена свобода движения товаров, капиталов, трудовых ресурсов, услуг, а также осуществления инвестиционной деятельности. Помимо этого, содержание данного Договора предполагает скоординированную и согласованную политику по различным направлениям экономической деятельности.
Свободу осуществления инвестиционной деятельности, в том числе в строительстве, в рамках Евразийского экономического союза следует рассматривать в качестве достаточно сложной свободы на едином рынке обозначенного наднационального образования. Данная свобода направлена на обеспечение возможности к осуществлению инвестиционной деятельности в сфере строительства субъектами хозяйственной деятельности, относящимися к государствам-членам ЕАЭС, а также на исключение препятствий к трансграничной инвестиционной деятельности в рамках данного образования.
В контексте Евразийского экономического союза вопросы инвестиционной деятельности в строительстве обозначены разделом XV Договора, а также Протоколом о торговле услугами и осуществлении инвестиций (далее — Протокол).
Обозначенные наднациональные акты обеспечивают регулирование для всех экономических отношений, в том числе связанных с осуществлением инвестиционной деятельности в сфере строительства. При этом наднациональные нормы предполагают, что инвестиции следует рассматривать в качестве материальных и нематериальных благ, которые вкладывают инвесторы, относящиеся к одним государствам-членам ЕАЭС, в объекты хозяйственной деятельности, включая строительство, на территории иных государств-членов ЕАЭС на основе нормативных правовых актов, действующих в таком государстве [3, с. 94].
Также акты Евразийского экономического союза указывают на то, что осуществляемая инвестиционная деятельность не должна подвергаться дискриминации, то есть им следует предоставлять национальный режим, а также режим наибольшего благоприятствования, применение которого осуществляется на основании выбора субъекта инвестиционной деятельности. Иначе говоря, применяемый режим определяется теми условиями, которые инвестор из государств-членов ЕАЭС для себя считает наиболее выгодными.
Не менее важным аспектом является то, что Договор закрепляет режим защиты для иностранных инвестиций. В его основе лежит предоставление справедливого и равного режима инвестициям, которые осуществляются не со стороны государств-членов ЕАЭС, репарацию доходов, а также возмещение в случае экспроприации и суброгации инвестиционных прав государству-члену ЕАЭС.
Фактически с момента вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе была обеспечена либерализация инвестиционной деятельности, осуществляемой между Арменией, Беларусью, Российской Федерацией, Казахстаном и Кыргызстаном. Либерализация проявляется в следующем:
- сокращение имущественных ограничений и лишений в части осуществления инвестиционной деятельности в строительной сфере;
- рост количества сфер, в которых может осуществляться инвестиционная деятельность в условиях единого рынка;
- применение мер, которые не ухудшают режим инвестиционной деятельности, представленный в международных актах и в национальном законодательстве.
Однако в то же время инвестиционная деятельность, осуществляемая в строительстве в рамках Евразийского экономического союза, отличается некоторыми правовыми пробелами. В частности, свобода осуществления инвестиционной деятельности в данном наднациональном образовании в настоящее время не функционирует в полной мере. Это обусловлено тем, что на основании п. 73 Протокола каждое из государств, являющихся членами ЕАЭС, обладает правом ограничения инвестиционной деятельности со стороны иностранных элементов, а также закреплять в нормативных правовых актов изъятия из национального режима осуществления инвестиций, включая установление приоритета для инвесторов из числа граждан государства, что учитывается и в судебной практике при разрешении споров [2].
Соответственно, в настоящее время ключевая проблема правового регулирования инвестиционной деятельности в строительстве в Евразийском экономическом союзе состоит в необходимости совершенствования и гармонизации национального законодательства на предмет устранения правовых коллизий и установления особого режима инвестиций, которые осуществляют представители государств-членов рассматриваемого наднационального образования. В целом же необходимо говорить о том, что Евразийский экономический союз обладает достаточными перспективами для развития инвестиционной деятельности в сфере строительства по пути континентальной интеграции.
Преимущественно в строительстве имеют место инвестиции, осуществляемые российскими частными инвесторами. То есть в настоящее время лица из числа граждан РФ обеспечивают достаточный объем инвестиционных ресурсов, которые могут быть вложены в строительство. Это создает основу для реализации инвестиционного потенциала строительства и повышения конкурентоспособности данной сферы, что способно обеспечить необходимый в настоящее время Российской Федерации экономический рост.
При этом, рассматривая национальное законодательство, следует говорить о том, что инвестиционная деятельность в строительстве урегулирована значительным объемом нормативного материала, что предполагает множество правовых коллизий и пробелов. Фактически нормативная правовая основа осуществления инвестиционной деятельности в рассматриваемой сфере является перегруженной, так как в Российской Федерации она базируется не только на положениях кодифицированных актов и федеральных законодательных актов, но и на подзаконных актах — указах, письмах, инструкциях и т. д., по которым не исключается противоречивый характер. Не менее значимо то обстоятельство, что в части регулирования инвестиционной деятельности преобладают федеральные полномочия, что оказывает отрицательное влияние на развитие инвестирования на уровне субъектов РФ, специфика же регионального инвестирования в нормативных правовых актах федерального уровня практически не отражена.
Также в настоящее время российское законодательство не отражает понятия и сути инвестиционного договора. Отечественный законодатель говорит исключительно о том, что данное соглашение является основным правовым документом, регулирующим правоотношения, которые возникают между лицами, участвующими в инвестиционной деятельности, обеспечивающей строительство [4, с. 351]. То есть речь идет о том, что имеет место правовой пробел в части законодательного определения правовой природы инвестиционных договоров.
Таким образом, ключевая проблема правового регулирования инвестиционной деятельности в строительстве в Евразийском экономическом союзе состоит в необходимости совершенствования и гармонизации национального законодательства на предмет устранения правовых коллизий и установления особого режима инвестиций, которые осуществляют представители государств-членов рассматриваемого наднационального образования. А, рассматривая национальное законодательство, следует говорить о том, что инвестиционная деятельность в строительстве урегулирована значительным объемом нормативного материала, что предполагает множество правовых коллизий и пробелов, при этом в части регулирования инвестиционной деятельности преобладают федеральные полномочия, что оказывает отрицательное влияние на развитие инвестирования на уровне субъектов РФ. Не менее важно и то, что в настоящее время российское законодательство не отражает понятия и сути инвестиционного договора.
Литература:
- Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16.01.2015.
- Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2023 № 88–6207/2023 по делу № 2–34/2021 (УИД 25RS0003–01–2019–003938–62) // СПС «Консультант Плюс».
- Ипатьева М. А. Управление инновационной деятельностью в условиях непрерывных трансформаций // Мир и Россия в условиях новой реальности: материалы ХXI Всероссийской очной студенческой научно-практической конференции. 2024. С. 93–96.
- Руднева Ю. В. Инвестиции: понятие и признаки // Экономические науки. 2024. № 234. С. 350–353.