Развитие информационного обеспечения выборов в сети Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 10.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кравцова, А. А. Развитие информационного обеспечения выборов в сети Интернет / А. А. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121547/ (дата обращения: 16.01.2025).



Статья посвящена вопросам информационного обеспечения выборов в сети Интернет. Автор анализирует структуру и виды источников распространения информации в зависимости от способов и содержания информирования и агитации, рассматривает основные тенденции информационного обеспечения выборов в Сети. С учетом повышенной значимости информации о кандидатах и партиях и на основании анализа правоприменительной практики автор вносит предложение по установлению требования достоверности предвыборной агитации.

Ключевые слова : информирование избирателей, агитация, Интернет, социальные сети, достоверная информация, ответственность.

The article is devoted to the issues of information support of elections on the Internet. The author analyzes the structure and types of sources of information dissemination depending on the methods and content of information and campaigning, the main trends in information support of elections on the Internet. Taking into account the increased importance of information about candidates and parties and based on the analysis of law enforcement practice, the author makes a proposal to establish a requirement for the reliability of pre-election campaigning.

Keywords : informing voters, campaigning, Internet, social networks, reliable information, responsibility.

Введение. Интернет представляет собой наиболее прогрессивное средство коммуникации, в связи с чем он активно включается в орбиту информационного обеспечения выборов как организаторами избирательного процесса, так кандидатами и партиями. Исследователи подчеркивают, что для обеспечения надежности системы информирования крайне важно разработать действенные стратегии управления и контроля за распространением информации, касающейся выборов [1, с. 491].

Результаты исследования.

1. Действующее сегодня многообразие способов информационного обеспечения выборов по источникам и способам распространения в сети Интернет можно классифицировать следующим образом:

официальные сайты (создание и поддержка сайтов, содержащих информацию о выборах, кандидатах и процессе голосования) Направлены на избирателей, кандидатов и СМИ. Примером может служить официальный сайт избирательной комиссии;

социальные сети (использование платформ социальных сетей для распространения информации и взаимодействия с избирателями). Направлены на широкую общественность. Каналами распространения могут быть «ВКонтакте», «Одноклассники», «Telegram», «YouTube», «RuTube». Контент может быть представлен любого формата: посты, видео, прямые эфиры;

вебинары (проведение онлайн-мероприятий для разъяснения процесса голосования и представления кандидатов). Направлены на избирателей и активистов. Осуществляются посредством платформ для видеоконференций («Zoom» и пр.). Например, могут проводится вебинары с кандидатами;

электронные рассылки (отправка информационных бюллетеней и обновлений по электронной почте). Целевая аудитория — избиратели, подписчики. Основной канал распространения — «Email». Через него распространяются информационные рассылки от кандидатов или избирательных комиссий;

видео-контент (создание видеороликов о кандидатах, их программах и процессе голосования) Создание видео-контента направлено на избирателей. В основном распространяется на таких платформах, как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Telegram», «YouTube», «RuTube». Видео-контент может представлять собой презентации кандидатов, инструкции по голосованию;

инфографика (разработка визуальных материалов для объяснения сложных аспектов выборного процесса). Целевая аудитория — избиратели. Инфографика может быть опубликована на специализированных веб-сайтах, мессенджерах или в социальных сетях. Например, инфографика может информировать избирателей о процедурах голосования и результатах;

опросы избирателей (проведение онлайн-опросов для сбора мнений избирателей и анализа общественного мнения). Их проведение нацелено на избирателей. В основном опросы и голосования проводятся на специализированных веб-сайтах, в мессенджерах или социальных сетях. Опросы направлены на изучение предпочтений;

платформы для обсуждения (создание форумов и платформ для обсуждения выборов и кандидатур). Создаются для избирателей и активистов. Могут быть представлены специализированными форумами или страницами и чатами в социальных сетях. Основные темы — обсуждение информации о выборах и кандидатах.

2. В зависимости от источника распространения информации в сети Интернет, к такой информации применяются как общие правила, запреты и ограничения, налагаемые на агитацию, так и специальные, связанные с юридической природой источника распространения информации [2, с. 59]. Необходимо отметить, что общее правило касается также необходимости оплаты всех агитационных материалов из средств избирательного фонда разместившего их кандидата или избирательного объединения.

3. Рассматривая основные тенденции информационного обеспечения выборов, можно выделить следующие их направления.

Тенденция использования социальных сетей представляет собой активное использование социальных сетей для кампаний и взаимодействия с избирателями. Это необходимо для расширения охвата и вовлеченности избирателей. Главным препятствием развития данной тенденции является распространение дезинформирующего материала и манипуляций над избирателями.

Аналитика данных — тенденция, которая определяется как применение больших данных для анализа электоральных предпочтений. Основное преимущество заключается в улучшении стратегий предвыборных кампаний. Главным вызовом для данной тенденции является вопрос этики и защита конфиденциальности данных.

Обучение и просвещение, как тенденция информационного обеспечения выборов, представляет собой программы по обучению граждан использованию электронных систем и пониманию хода выборов. Благодаря этому появляется возможность повышения грамотности избирателей.

Интеграция с государственными системами представляет собой связывание избирательных систем с другими государственными базами данных для улучшения процессов обмена информацией. Интеграция способствует повышению эффективности и сокращению времени на обработку данных.

4. Выделяя особенности информационного обеспечения выборов в сети Интернет с точки зрения развития законодательства, подчеркивая важность соблюдения прав избирателей и обеспечения прозрачности и безопасности выборного процесса, можно сформулировать следующие основные характеристики:

доступность информации (граждане имеют право на получение информации о выборах, кандидатах и процессе голосования). Законодатель обязывает комиссии предоставлять информацию в доступной форме;

защита персональных данных (обработка персональных данных избирателей осуществляется в соответствии с законом, требующим обеспечить конфиденциальность и защиту данных избирателей);

прозрачность выборного процесса (информация о ходе выборов, результатах голосования и других аспектах должна быть доступна). Определяется Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» [3];

регулирование предвыборной агитации (законы регулируют порядок размещения информации о кандидатах и их предвыборных программах в сети Интернет). Определяется, например, Федеральным законом № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» [4]. Установлены правила о том, как и где можно размещать агитационные материалы;

кибербезопасность (осуществляется защита информационных систем, используемых в процессе выборов, от киберугроз). Определяется Федеральным законом № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» [5]. Обеспечение безопасности критических информационных систем является приоритетом;

ответственность за нарушения (установлены меры ответственности за нарушение законодательства о выборах, включая распространение ложной информации) [6].

5. Неконтролируемое распространение материалов агитационного характера в сети Интернет, в том числе негативного характера, приводит к тому, что нарушаются права кандидатов и избирательных объединений. Зачастую информация носит не только негативный, но и недостоверный характер, однако виновники ее распространения остаются безнаказанными. Указанные обстоятельства выводят на первый план необходимость введения административной ответственности.

6. На основе ключевых особенностей информационного обеспечения выборов, можно провести анализ специфики обеспечения в сети Интернет и предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса. Особые возможности Интернета связаны с анонимностью распространяемой информации. Размещение подобной информации направлено на использование текущей социально-политической ситуации, на формирование у избирателя позитивного или негативного отношения к кандидату. Особое значение приобретает информация, распространяемая в период избирательной кампании избирательными объединениями как наиболее значимыми субъектами, наделенными правом ведения агитации, способной оказать решающее влияние на выбор избирателей [7, с. 27].

Проверить такую информацию в ходе избирательной кампании невозможно в связи с истечением срока ее актуальности, привлечь виновного к ответственности в форме блокировки ресурса невозможно в силу скоротечности избирательной кампании, разместить опровержение также не представляется возможным в силу того, что для сетевых изданий, а тем более для социальных сетей, не предусмотрена публикация опровержения или иного материала, опровергающего ранее размещенную информацию [8, с. 61].

7. С учетом повышенной значимости распространяемой партиями и кандидатами в период избирательной кампании информации агитационного характера предлагается ввести в избирательное законодательство требование достоверности агитации, документально подтверждаемой участниками избирательного процесса путем предоставления подтверждающих документов в избирательную комиссию, организующую выборы. Примеры подобного рода зафиксированы в ходе прошедших избирательных кампаний [9, с. 71].

Как представляется, изменение механизмов наполнения информации содержанием, которые зависят, в том числе от избирателей, переводит осуществление выбора на более высокий уровень, позволяет включить электорат в осознанный процесс выбора тех представителей, которые будут представлять интересы избирателей. Тем самым подчеркивается ценность реализации активного избирательного права, задающего основные, наиболее актуальные направления современного развития избирательного процесса [10, с. 117].

Заключение. Развитие коммуникативной среды кардинальным образом изменило наше отношение к пониманию того, что мы называем распространением информации. Сегодня это возможность не только в одностороннем порядке получать информацию в системе взаимоотношений «кандидат — избиратель», но и выстраивать новые модели информационного обмена в системах обратной связи «избиратель — кандидат» или равноправного сотрудничества «избиратель — избиратель».

Полноценное функционирование правового государства опирается на независимые механизмы формирования гражданских институтов в современном отечественном политическом пространстве [11, с. 109], в связи с чем невозможно переоценить значимость информационного обеспечения выборов в сети Интернет, использующего свободу выражения мнений. Это многогранный процесс, который требует особого внимания к обеспечению достоверности информации и ее безопасности. Дополняя законодательные акты с учетом развития новых технологий, можно добиться того, что процесс выборов станет полностью прозрачным, что приведет к полному доверию общественности.

Литература:

  1. Чжан Ю. Традиционные СМИ: горизонты развития в эпоху новых медиа // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 3 (88). — С. 491–493.
  2. Турищева Н. Ю. Агитация в сети Интернет: в поисках характеристик новой среды // Государство и право. — 2020. — № 9. — С. 50–62.
  3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  5. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Турищев С. В. Политические партии как субъект формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва // Актуальные проблемы российского права. — 2008. — № 1 (6). — С. 25–31.
  8. Собянин А. В. Искусственный интеллект в избирательной системе: отечественный и зарубежный опыт // Тенденции развития науки и образования. — 2022. — № 88–4. — С. 61–65.
  9. Турищева Н. Ю., Пелюшенко Е. В. О некоторых вопросах административной ответственности за нарушения предвыборной агитации // Legal Bulletin. — 2023. — Т. 8. № 1. — С. 66–74.
  10. Турищева Н. Ю. Императивность и диспозитивность избирательного процесса в контексте ценностного подхода реализации избирательных прав // Государство и право. — 2021. — № 10. — С. 117–126.
  11. Митяева Ю. В. Некоторые вопросы электорального абсентеизма в России // Научные труды Московского университета им. С. Ю. Витте. — 2019. — № 6. — С. 109–115.


Ключевые слова

агитация, социальные сети, Интернет, ответственность, достоверная информация, информирование избирателей
Задать вопрос