В статье автор повествует о важности формирования медиакомпетентности у детей дошкольного возраста, объясняет, что такое медиакомпетентность, и какие шаги предпринимаются для её развития, призывая взрослых поддерживать этот процесс.
В современном мире, где цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, вопрос медиакомпетентности, то есть способности человека критически анализировать и эффективно использовать медиа, становится всё более актуальным. Особенно это касается детей дошкольного возраста, которые только начинают свой путь в мире информации и коммуникации. Дети с раннего возраста сталкиваются с различными медиаконтентами: от мультфильмов и детских передач до социальных сетей и онлайн — игр. Это открывает перед ними новые возможности для обучения, развития и общения, но также может привести к нежелательным последствиям, таким как воздействие нежелательного контента, кибербуллинг, нарушение приватности и другие риски.
Поэтому одной из важнейших задач современного образования является формирование медиакомпетентности у детей дошкольного возраста. Медиакомпетентность — это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку безопасно и эффективно использовать медиатехнологии в своей жизни.
Как сказал Альберт Эйнштейн: «Образование — это то, что остаётся, когда забывается всё выученное в школе». Это утверждение верно и для медиакомпетентности. Она помогает детям развивать критическое мышление, учиться анализировать информацию и принимать осознанные решения.
Но как научить детей безопасному поведению в цифровом мире? Как защитить их от негативного влияния медиаконтента? Эти вопросы становятся всё более важными в условиях, когда дети с раннего возраста сталкиваются с интернетом, социальными сетями и другими цифровыми технологиями.
Известный педагог Антон Макаренко говорил: «Воспитывать ребёнка — значит воспитывать человека». Это означает, что формирование медиакомпетентности у дошкольников должно быть частью общего процесса воспитания и образования. Оно должно включать в себя не только обучение детей безопасному поведению в интернете, но и развитие их творческих способностей, получение новых знаний и навыков.
Таким образом, формирование медиакомпетентности у дошкольников является важной задачей современного образования. Она позволяет детям развивать критическое мышление, учиться анализировать информацию и принимать осознанные решения, а также избегать нежелательных последствий, связанных с воздействием нежелательного контента и другими рисками.
Тема медиакомпетентности дошкольников является относительно новой для педагогической науки и практики. Несмотря на то, что вопросы безопасности детей в цифровом мире обсуждаются уже несколько десятилетий, конкретные методики и подходы к формированию медиакомпетентности у дошкольников ещё только разрабатываются.
В связи с этим возникает необходимость в разработке новых подходов и методик, которые бы учитывали возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, а также помогали бы им безопасно и эффективно использовать цифровые технологии в своей жизни.
Формирование медиакомпетентности у дошкольников имеет широкие перспективы в области образования и воспитания. Это позволит детям безопасно и эффективно использовать цифровые технологии, развивать свои творческие способности, получать новые знания и навыки. Кроме того, это поможет им избежать нежелательных последствий, связанных с воздействием нежелательного контента, кибербуллингом и другими рисками.
Основные принципы формирования медиакомпетентности
у дошкольников
Возрастные особенности. При формировании медиакомпетентности у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности. Дети дошкольного возраста имеют ограниченный жизненный опыт, они ещё не умеют критически оценивать информацию, которая поступает к ним из различных источников. Поэтому важно использовать простые и понятные детям формы и методы обучения, которые помогут им безопасно и эффективно использовать медиатехнологии в своей жизни.
Безопасность. При использовании цифровых технологий в работе с дошкольниками необходимо соблюдать меры безопасности. Это включает в себя ограничение времени, которое дети проводят за экраном, контроль за содержанием медиаконтента, который они потребляют, и обучение детей правилам безопасного поведения в цифровом мире.
Игровой подход. Игра является основным видом деятельности дошкольников. Поэтому при формировании медиакомпетентности необходимо использовать игровые формы и методы обучения. Это позволит детям легче усваивать новые знания и навыки, а также получать удовольствие от процесса обучения.
Сотрудничество с родителями. Родители являются первыми учителями детей. Поэтому важно сотрудничать с ними в вопросах формирования медиакомпетентности у дошкольников. Это включает в себя обсуждение с родителями вопросов безопасности детей в цифровом мире, предоставление им рекомендаций по выбору медиаконтента для детей и обучение их правилам безопасного поведения в интернете.
Примеры игр и заданий
для формирования медиакомпетентности у дошкольников
Игра «Что такое хорошо, что такое плохо». В этой игре дети учатся различать хороший и плохой медиаконтент. Воспитатель показывает детям картинки с различными ситуациями (например, герои мультфильмов, которые совершают добрые или злые поступки) и просит их сказать, что хорошо, а что плохо.
Задание «Правила безопасности в интернете». Воспитатель предлагает детям составить правила безопасного поведения в интернете. Дети могут нарисовать картинки или написать небольшие тексты, в которых они объясняют, как нужно себя вести в интернете, чтобы не попасть в беду.
Игра «Угадай мультфильм». Воспитатель показывает детям фрагменты из мультфильмов и просит их угадать, из какого мультфильма эти фрагменты. Это помогает детям научиться различать хорошие и плохие мультфильмы.
Задание «Как защитить свои данные». Воспитатель рассказывает детям о том, как важно защищать свои данные в интернете. Дети могут нарисовать картинки, в которых они объясняют, как это делать.
Это лишь некоторые примеры игр и заданий, которые можно использовать для формирования медиакомпетентности у дошкольников. Мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными в себе, самостоятельными и умели критически мыслить. Поэтому формирование медиакомпетентности у дошкольников — одна из наших приоритетных задач.
Что должны делать педагоги в детском саду для формирования медиакомпетентности у детей?
Просто и понятно объяснять основные понятия: рассказывать детям о том, что такое интернет, социальные сети, мессенджеры, какие опасности могут подстерегать их в цифровом мире.
Развивать творческие способности: предлагать детям создавать свои медиапродукты: рисовать, лепить, сочинять истории, снимать короткие видео. Это помогает им лучше понять, как работает медиасфера.
Сотрудничать с родителями, призывая их к поддержке в формировании медиакомпетентности у детей, обсуждать с ними правила безопасного поведения в интернете, контролировать время, которое они проводят за гаджетами.
Какова же роль родителей в формирования медиакомпетентности у дошкольников? Каждый родитель должен знать основные требования:
1. Быть в курсе. Следить за тем, какие медиапродукты смотрят их дети, в какие игры играют, в какие социальные сети заходят.
2. Обсуждать. Задавать детям вопросы о том, что они видят в медиа, какие чувства это у них вызывает.
3. Учить анализировать. Помогать детям отличать достоверную информацию от недостоверной, распознавать манипуляции и рекламу.
4. Поощрять творчество. Предлагать детям создавать свои медиапродукты, поддерживать их в этом.
5. Быть примером. Показывать детям, как безопасно использовать медиатехнологии, как проверять достоверность информации.
Формирование медиакомпетентности — это длительный процесс, который требует усилий и терпения. Но каждый взрослый должен быть уверен, что наши дети смогут вырасти ответственными и самостоятельными пользователями медиатехнологий.
Литература:
1. А. В. Фёдоров «Медиаобразование: история, теория и методика». Ростов-на-Дону, 2001.
2. А. В. Шариков «Медиаобразование: мировой и отечественный опыт». М., 1990.
3. Е. А. Бондаренко «Теория и методика социально-творческого воспитания обучающихся в общеобразовательном учреждении». Оренбург, 2000.
4. А. В. Федоров «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза». М., 2007.